Научная статья "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"
статья (11 класс) на тему

Симонова Ольга Алексеевна

 

 

 

Аннотация: В статье представлен анализ некоторых современных тенденций в иноязычном образовании и региональный опыт по решению актуальных задач обучения иностранным языкам: введение национальных стандартов, международной системы оценки уровня языковой компетенции, повышению профессиональной квалификации учителей, актуализации раннего обучения языку и использованию новых технологий обучения.

 

Ключевые слова: обучение иностранному языку, иноязычное образование, вторичная языковая личность, стандартизация образования, раннее обучение иностранному языку, технологии обучения.

 

 

 

Annotation: This article presents the analysis of some modern tendencies in foreign language education and the regional practices in solving urgent problems of teaching foreign languages, such as the introduction of national standards, the international system of assessment of the level of language competence, teachers’ professional development, updating of early language learning and the use of new teaching technologies.

Keywords: teaching a foreign language, foreign language education, the secondary language personality, standardization of education, early learning a foreign language, teaching technologies.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_simonova_o.a._sitnikova_a.yu_._chmyh_i.e.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

СИМОНОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА,

СИТНИКОВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА

ЧМЫХ ИННА ЕВГЕНЬЕВНА

БУ ВО ХМАО-Югры

«Сургутский государственный университет»

Аннотация: В статье представлен анализ некоторых современных тенденций в иноязычном образовании и региональный опыт по решению актуальных задач обучения иностранным языкам: введение национальных стандартов, международной системы оценки уровня языковой компетенции, повышению профессиональной квалификации учителей, актуализации раннего обучения языку и использованию новых технологий обучения.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, иноязычное образование, вторичная языковая личность, стандартизация образования, раннее обучение иностранному языку, технологии обучения.

MODERN TENDENCIES IN LANGUAGE EDUCATION

AND REGIONAL PRACTICES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

OLGA A. SIMONOVA

ANASTASIA Y. SITNIKOVA

INNA E. CHMYKH

Surgut State University

Annotation: This article presents the analysis of some modern tendencies in foreign language education and the regional practices in solving urgent problems of teaching foreign languages, such as the introduction of national standards, the international system of assessment of the level of language competence, teachers’ professional development, updating of early language learning and the use of new teaching technologies.

Keywords: teaching a foreign language, foreign language education, the secondary language personality, standardization of education, early learning a foreign language, teaching technologies.

      Происходящие изменения в содержании образования нашей страны и других стран мира обусловлены глобальными тенденциями и влиянием мощных факторов: интенсивные интеграционные общественные процессы, рост профессиональных и академических обменов, международное сотрудничество в области образования, доступ к информационным ресурсам всемирной сети Интернет и качественному образованию в стране и за рубежом и т.д.

      В России в настоящее время в условиях введения новых федеральных образовательных стандартов и утверждения третьего обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы особенно актуальной становится проблема совершенствования качества иноязычного образования. Известно, что термин «иноязычное образование» в российской науке был введен в конце 90-х годов XX столетия Е.И. Пассовым, который рассматривает иностранный язык не как «учебный предмет», а как «образовательную дисциплину», обладающую огромным потенциалом, способную внести весомый вклад в развитие человека.

     Появление термина «иноязычное образование» обусловлено еще и тем, что понятие «обучение иностранному языку» недостаточно полно отражает процесс, в котором заложен огромный образовательный потенциал, поскольку изучается не только язык и культура иного народа, но и развивается личность самого обучаемого. Согласно определению Е.И. Пассова, иноязычное образование представляет собой «целостный, специально организованный педагогический процесс обучения, вoспитания и рaзвития учащихся средствами и содержанием предмета «иностранный язык», благодаря которому происходит культурное обогащение учащихся, обретение ими опыта диалогического взаимодействия, способности и готовности к дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знания» [3, c. 35].

    В современной теории и методике обучения и воспитания средствами иностранного языка стала доминировать направленность не столько на изучение языка, сколько на языковое образование и развитие личности учащегося средствами предмета «иностранный язык». Приоритетную значимость приобретает потребность изучать иностранный язык в тесной взаимосвязи с культурой страны.

      В этих условиях иностранный язык приобрел статус действенного инструмента для формирования интеллектуального потенциала общества, а также ресурса развития государства. В качестве примера можно привести  образовательный успех Сингапура, чья система образования считается одной из лучших. Важное преимущество сингапурской школы – принятие двуязычия (“Bilingual advantage”) с английским языком в дополнение к родному языку (китайскому, малайскому или тамильскому), сосредоточенность на науке, технологии, инженерии и математике (STEM), что позволило этой стране предвосхитить многие из ключевых стратегий в области образования, принимаемых современными политиками [2].

    В современном иноязычном образовании можно выделить общие тенденции, которые также имеют место и в региональной практике: переход к личностно-ориентированной парадигме, введение национальных стандартов в обучении иностранному языку и международной системы оценки уровня языковой компетенции, актуализация раннего обучения языку, использование новых технологий обучения, включая информационно-коммуникационные, повышение профессиональной квалификации учителей. Все эти тенденции свидетельствуют о переходе к новому качеству языкового образования, т.е. квалитативному.

      Результатом любого языкового образования является сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков – вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации [1, c.65]. Формирование нового типа личности связано с такими ее качествами, как самостоятельность, творчество, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, самосовершенствоваться и совершенствовать человеческое общество. Развитие названных качеств языковой личности стало приоритетной задачей по иностранному языку в образовательных учреждениях Югры. В Сургуте активно реализуется «Стратегия языкового образования», инициатором которой является Сургутский государственный университет, нацеленная на повышение качества иноязычного образования посредством постоянного повышения профессионального уровня учителей на семинарах, тренингах и курсах. На состоявшейся в СурГУ в марте 2015 года международной научно-практической конференции «Иностранные языки сегодня: инновации, стратегии и перспективы» педагоги делились лучшим опытом по использованию новых подходов к обучению иностранным языкам. Такая целенаправленная работа ведет к получению положительного результата, в частности, средний балл за  ЕГЭ по английскому языку у сургутских учащихся – 67, это выше среднего балла по России (64,8).

      Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью является достижение базового (порогового по общеевропейской терминологии) уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ. Проблема совершенствования форм и методов контроля владения иностранным языком также является одной из самых актуальных в международном, национальном и региональном педагогическом сообществе. Наряду с российскими языковыми экзаменами (ЕГЭ, ОГЭ) все больший интерес вызывают международные экзамены, в частности Кембриджские квалификационные экзамены по английскому языку, которые учителя и школьники ХМАО-Югры имеют возможность сдать в МИП СурГУ «Центре международного тестирования – Интекс», который также успешно реализует образовательный проект «Cambridge English for schools» в городах и сельских поселениях округа. Подготовка к международным языковым экзаменам позволяет формировать оценочную грамотность (Assessment literacy) учителей английского языка, так как они на практике знакомятся с общеевропейской системой оценки уровня владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), которая устанавливает единые стандарты, применяющиеся для определения языковой компетенции во всем мире. Кембриджский центр также проводит подготовку учителей к сдаче международных методических экзаменов ТКТ (Teaching Knowledge Test). За два года работы центра более 100 учителей английского языка ХМАО-Югры повысили квалификацию и сдали профессиональные экзамены.

Все большую популярность в мире получает предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, CLIL), при котором учебные предметы преподаются на иностранном языке. CLIL преследует две цели, а именно  изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. В Финляндии, как и в других странах Европы, CLIL используется в различных образовательных контекстах – от старшей группы детского сада до высшего образования. Предметно-языковое интегрированное обучение проводится в двух гимназиях и естественно-научном лицее г. Сургута в рамках реализации Языковой стратегии в форме преподавания профильных курсов на английском языке (English for Specific Purposes). В центре международного тестирования «Интекс» для учителей-предметников и учителей иностранных языков предлагается курс повышения квалификации «Интегрированное обучение теоретическим предметам на иностранном языке» (ТКТ CLIL – Content and Language Integrated Learning), который затрагивает методику преподавания предмета, необходимые навыки и стратегии: изложение информации, координирование учебного процесса и помощь в ходе обучения. Таким образом, интеграция иностранного языка и предметов школьной программы является новым подходом к формированию языковой компетенции учащихся общеобразовательных учреждений.

Характерной тенденцией современности становится распространение раннего обучения иностранному языку, что обусловлено изменением экономических, политических, социальных условий жизни человечества, в частности ростом миграции населения, особенно в странах Европы. Сегодня мы наблюдаем третью волну роста интереса к этой области, вслед за первой и второй в 60-е и 80-е годы XX века. Как показывают исследования российских и зарубежных ученых (Верещагин Е.М., Выготский Л.С., Негневицкая Е.И., G.Puchta, D. Johnstone, P.Kuhl и др.), иностранный язык, изучаемый с раннего детства, позволяет раскрыть языковые способности: образуются две картины мира, ребенок учится сопоставлять два языка, вследствие чего мышление становится многоуровневым, т.к. ребенок абстрагируется от конкретного языка; знакомясь, с иной культурой, ребенок учится быть толерантным, развиваются конверсационные способности [4].

Модель «Российское образование  2020» фокусирует внимание на необходимости получения образования в течение жизни с ранних лет и выделяет систему раннего развития детей в качестве самостоятельного элемента современной модели образования. Для города Сургута данная проблема также становится актуальной, в связи с ростом рождаемости и увеличением количества дошкольных учреждений (более 150), которые вводят программы дополнительного образования, включающие обучение иностранным языкам. Не менее актуальной становится и проблема подготовки педагогических кадров, владеющих методикой обучения детей раннего и дошкольного возраста иностранному языку.

Овладение новыми педагогическим технологиями обучения иностранному языку невозможно без использования информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Эти общемировые тенденции в иноязычном образовании также находят свое практическое воплощение в деятельности учебных заведений ХМАО-Югры. Преподаватели иностранного языка активно используют ИКТ в учебной и внеклассной работе. В настоящее время в г. Сургуте методическое объединение в рамках проекта «Дистанционное сопровождение иноязычного образования» разрабатывает сетевой ресурс для учителей иностранного языка.

В заключение, следует сделать вывод о том, что рассмотренные нами общие тенденции и проблемы иноязычного образования находят свои пути решения на региональном уровне. Ключевой фигурой данного процесса является учитель иностранного языка, эффективность профессиональной деятельности которого зависит от уровня лингвистической, методической и межкультурной компетентности.

Литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика, М.: Изд-во Академия, 2006. – 335с

2. Образование за рубежом, электронный ресурс, режим доступа: [http://ru.osvita.ua/abroad/46756/].

3. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. – М.: Просвещение, 2000. – 170 с.

4. Спиридонова А.В. Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования. Электронный ресурс, режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/obuchenie-detei-rannego-vozrasta-inostrannomu-yazyku-v-protsesse-dopolnitelnogo-obrazovaniya]