Коммуникативная методика в обучении иностранным языкам
статья на тему

Статья на тему "Коммуникативная методика в обучении иностранным языкам" предназначена для широкой аудитории и раскрывает основные принципы данной методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_metodika.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

В повседневной практике мы постоянно употребляем понятие «иностранный язык».  Однако, мы не всегда задумываемся о его значении. Как известно, под языком понимают прежде всего естественный человеческий язык. «Язык вообще есть естественно (на определенной стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система <...>, обладающая свойством социальной предназначенности, — это система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определенного социума» .

Управляемый процесс овладения языком связан с такими понятиями, как преподавание языка и изучение языка, то есть с обучением языку. Обучение иностранным языкам представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучаемого и обучающего осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью.

Обучение иностранному языку предполагает наличие разнообразных методов и средств. Метод всегда направлен на определённую цель и должен быть адекватен этой цели. Коммуникативный метод, о котором будет идти речь ниже, прежде всего, предназначен в качестве средства обучения говорению. Говорение – сложное явление. Оно выполняет несколько функций – выполняет в жизни человека функцию средства общения; говорение – один из видов человеческой деятельности; в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание.

В  чем же новизна коммуникативного метода?

Коммуникативный метод  предполагает речевую направленность учебного процесса. Причем путь к этой цели это и есть само практическое использование языка. Практическая речевая направленность не только цель, но и средство. Все упражнения должны быть построены на наличии у говорящего определенной речевой задачи. Таким образом, должно быть организовано речевое партнерство.

Метод включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности. Подобный подход формирует и гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную активность учащегося.

Коммуникативность тесно связана с понятием функциональности. Функциональность предполагает адекватный процессу коммуникации отбор материала. Обучение на основе коммуникативности и в целях общения предполагает усвоение не языка и его системы, а системы речевых средств, модели данной системы, способной замещать реальную.

Коммуникативность предполагает ситуативность обучения. Если ситуативный характер навыкового действия не зафиксирован мозгом, то перенос понятий не происходит. Поэтому множество зазубренных слов и грамматических структур так и остаются в закромах памяти обучающегося, когда он вынужден вступать в общение. Ситуативность способна воссоздать коммуникативную реальность и тем самым возбуждать интерес подлинностью говорения.

Коммуникативный метод предназначен для обучения говорению. На основе метода могут быть созданы разные системы обучения, в зависимости от того, какому языку обучают и в каких условиях.

Используемая литература:

  1. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». -  М.: «Просвещение» 1991.
  2. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя». - М.: «Аркти» 2003.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку

Данный материал об эффективности применения коммуникативных и языковых игр на уроках английского языка в процессе формирования коммуникативных компетенций и вторичной языковой личности....

“Использование информационных и коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.”

Целью данной публикации является то, чтобы отразить весь процесс и возможности применения наиболее популярных и востребованных  компьютерных программ  и технологий, способствующих развитию к...

«Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку»

Представленная работа посвящена теме «Развитие коммуникативных компетенций при обучении  иностранному языку».   С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с че...

Статья на тему: "Коммуникативный метод в обучении иностранному языку. "

Использование коммуникативного метода в обучении иностранному языку...

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"

Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.

Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...