Использование Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам
статья на тему

Данная статья была опубликована в 40 выпуске сборника методических материалов "Педагогический опыт" /Саратовское областное отделение общественной организации "Педагогическое общество России", 2014 /

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet-_resursy.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Интернет-ресурсов
при обучении иностранному  языку

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Уже стихли споры о том, нужно ли использовать его в обучении. Главный вопрос сейчас: "Как наиболее оптимально использовать Интернет - ресурсы в образовательном процессе?" Мы живем в условиях стремительно меняющейся жизни, в которой главным залогом успешного обучения становится обучение в течение всей жизни. Долг учителя в этих условиях - предоставить ученику максимальные возможности подготовки к самым различным учебным ситуациям, включая участие в обменных программах и международных конкурсах. Самый короткий и эффективный путь - использование компьютерных программ и возможностей Интернета.

Любому ребенку нравится учиться тогда, когда это интересно. Учебники, даже самые хорошие, изданные ведущими издательствами, морально старятся через два-три года. Любой язык, будучи не статичен, постоянно развивается, меняется, и только действительно мобильное учебное пособие способно успеть учесть все социальные и лингвистические изменения. Интернет дает возможность изучать аутентичные материалы, при этом мы имеем дело с самыми современными источниками, так называемым "живым языком". Многие образовательные сайты размещают разноуровневые тесты с возможностью моментальной самопроверки (учащиеся отмечают, что после них понимание грамматики резко улучшается), а также зачастую предлагают диагностику с анализом ошибок. Такие тесты ограничены по времени выполнения, способствуя тем самым формированию у ученика навыка быстрой работы. Учащийся приобретает навыки самостоятельной работы, становится более уверенным в своих возможностях, исчезает страх сделать что-либо неправильно (результаты знает он один и преподаватель). Учащиеся начальной и средней школы с удовольствием играют в языковые игры, старшей - участвуют в чате на немецком языке, посылают сообщения на форум, находят друзей по переписке, не жалуясь на усталость или перегрузку. Причина проста - интересно, проще, чем в классе, возможность самостоятельной, индивидуальной работы.

К сожалению, подобная работа может проводиться главным образом во внеурочное время, поскольку время урока ограничено. Потому учащихся нужно научить тому,  как можно наиболее эффективно использовать Интернет – ресурсы, представить информацию о возможности получения дистанционного образования, прохождения сертифицированных языковых экзаменов в Интернете.

Использование интернет - ресурсов помогает сделать процесс обучения более  индивидуальным и позволяет организовать изучение языка с учётом способностей, уровня обученности, склонностей учащихся. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной всемирной сетью, ученик начинает осознавать реальную значимость изучаемого языка. Приходит понимание, что реальное общение возможно уже сейчас. Интернет предоставляет широкие возможности для самостоятельного тренинга различных языковых навыков. Кроме того, компьютер лояльно относится к ученику, он не ругает, не сопровождает процесс обучения негативными комментариями, что позволяет ученику чувствовать себя комфортно. Здесь всегда можно выбрать посильный уровень работы и постепенно, по своему индивидуальному графику, перейти от простого к более сложному.

При работе с компьютерными технологиями меняется роль учителя, основная задача которого состоит в том, чтобы стимулировать творческую деятельность учащихся, направлять их  личностное развитие в нужное русло. Однако, поскольку Интернет содержит огромное количество текстового, аудио - и визуального материал с различной тематикой на разных языках, работа с данным видом образовательных ресурсов должна быть организованна грамотно и рационально с методической точки зрения, иначе ученик просто захлебнется в изобилии информации разного содержания и качества.

Условно языковые Интернет - ресурсы можно поделить на следующие группы:

•  Источники информации, полезной для занятий иностранным языком.

В процессе изучения языка ученику часто нужно найти дополнительную информацию по страноведению, уточнить сведения по грамматике, посмотреть незнакомое слово и т.д. В интернете существует большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; есть возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера и ознакомления с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

•  Система тестов, направленных на формирование, тренинг и репродукцию навыков речевой деятельности.

Конечно, следует помнить, что выучить иностранный язык, используя только тесты – невозможно. Тесты эффективны для заучивания грамматического материала и новой лексики.

•  Ресурсы – инструменты, предназначенные для облегчения процесса изучения языка.

Сюда относятся словари и переводчики on - line , программы по проверке орфографии, голосовые синтезаторы для формирования правильного произношения.

•  Ресурсы для формирования навыков речевой деятельности.

- Чтение  

        Языковые сайты с большим количеством текстового материала и заданий к нему.

- Письмо

Полезные ресурсы для формирования письменной речи.

- Аудирование

Умение понимать иностранную речь на слух является важным учебным и коммуникативно - ориентированным умением для учащихся. До недавней поры важной проблемой обучения аудированию было недостаточное обеспечение учебными материалами по аудированию или достаточно высокая стоимость кассет или дисков с учебным материалом. А чтобы, например, подготовить к выполнению задания по аудированию на ЕГЭ, необходима интенсивная практика и соответственно – много учебного материала. Выход - свободные аутентичные интернет – ресурсы.

- Говорение

Основная задача обучения иностранному языку – научить общаться на этом языке. Конечно, ученик не научится говорить, исключительно сидя у компьютера. Но актуальная информация, взятая из сети, интересные задания по говорению на аутентичных сайтах, возможность общения со своими сверстниками из других стран мотивирует ученика  к говорению на немецком языке. Заданиями на говорение заканчиваются практически все задания на чтение, аудирование и письмо.

Таким образом, используя Интернет в процесс обучения, учитель должен четко определить для себя цели, для которых он будет использован. Работа с Интернет-ресурсами на уроке иностранного языка в школе требует предварительной подготовки и грамотной методической организации образовательного процесса. В противном случае оно может привести к негативным последствиям: формированию у учащихся ложного стереотипа культуры, отрицательную оценку некоторых традиций и обычаев страны изучаемого языка и т.п.

Библиографический список

  1. Азимов Э.П. «Материалы Интернета на уроке ИЯ» - ИЯШ №1, 2001.
  2. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3, 2003.
  3. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ № 2, 3, 2001.
  4. Полат Е.С., Моисеева М.В. «Интернет в системе обучения иностранным языкам»/ Тезисы докладов на VII Международной конференции « Информационные технологии в образовании»  (ИТО) – М., 1998
  5. Цветкова А.Я. Возможности и пути включения Интернет в школьное образовательное пространство – Вопросы Интернет – образования №23, 2003

Терехова Марина Михайловна, учитель иностранного языка МБОУ – СОШ №3 г. Аркадака Саратовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование текста в процессе обучения иностранному языку

Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ДРАМАТИЗАЦИИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Использование приема «драматизации» при обучении иностранному языку...

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

«Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в деятельности учителя иностранного языка»

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование  новых  информационных  технологий, в частности,  Интернет-ресурсов по...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...