Использование подкастинга в преподавании иностранного языка
статья на тему

Лялина Румия Нурулловна

Эффективным средством для обучения аудированию и говорению является   использование социального сервиса Веб 2.0, позволяющий пользователям сети Интернет прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеозаписи (подкасты) во всемирной сети.   Подкаст – это звуковой файл, имеющий формат mp3 и загружаемый через интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р.Н.Лялина

МБОУ «Заинская общеобразовательная школа №3»  Республики Татарстан

    Использование подкастинга в преподавании иностранного языка

В настоящее время приоритет в обучении иностранным языкам отдается коммуникативности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и интерактивности обучения. Интерактивность – это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами»[2, c.44]

Школа должна вооружить учащихся умением учиться, подготовить их к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно обеспечить определенные особенности личности:  коммуникабельность, отсутствие языкового барьера,  знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя.

Современный преподаватель английского языка активно использует  Интернет и ее  ресурсы: веб-сайты, форумы, телекоммуникационные проекты,  блоги,  видеоконференции, электронную почту,  подкасты и т.д.

    Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Для того, чтобы научиться разговаривать на иностранном языке, прежде всего надо научиться слушать и слышать.

Эффективным средством для обучения аудированию и говорению является   использование социального сервиса Веб 2.0, позволяющий пользователям сети Интернет прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеозаписи (подкасты) во всемирной сети. [4, c. 9].  Подкаст – это звуковой файл, имеющий формат mp3 и загружаемый через интернет.

    Преимущества подкастов:  подкасты доступны всем зарегистрированным пользователям; учащиеся могут подписаться на любимые подкасты и автоматически получать их на свои компьютеры;  позволяют прослушивать аудиофайлы; просматривать видеофильмы  в любое  время. Все, что необходимо, – это скачать выбранный файл на свой компьютер. Социальный сервис подкастов дает возможность не только  прослушать или просмотреть уже размещенные ранее подкасты, но и создавать свои собственные на любые темы. Возможность размещения подкастов  в Сети – мотивирующий к изучению английского языка фактор. При создании ученического подкаста учащиеся уделяют больше внимания произношению, отбору верных лексических и грамматических единиц. Публикация самостоятельно подготовленного подкаста возможна в собственном аудиоблоге (например, на сервере https://posterous.com). Главное преимущество подкастов – это средства, позволяющие общаться в режиме реального времени и средства асинхронной коммуникации (средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени). Технология представляет новые возможности для организации разноуровневого обучения в группах.  Подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания.

    Можно выделить такие основные жанры подкастов  как  техника, интервью, политика, новости, спорт, радио-шоу, образовательные  подкасты и другие. Для реализации задач обучения английскому языку чаще пользуемся сайтами, содержащими  образовательные подкасты (http://epnweb.org; http://recap.ltd.uk/podcasting) , веб-страницами для изучения английского языка как иностранного (http://iteslj.org/links/ESL/Listening/Podcasts/), сайтом с подкастами (http://www.podcastalley.com) на разные темы.

    Подкасты, как и любая другая аудиозапись, способствуют развитию и практике навыков восприятия английской речи на слух.  Прослушивать подкасты можно с помощью специальных программ: iTunes (для плеера iPod) или iPodder (для остальных плееров). Но можно слушать и через Windows Media Player, Winamp или прямо с сайта. В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях преподавателя и учеников (в соответствии с «трехступенчатой моделью обучения аудированию» [3, с.161]): предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста.  Работа  с подкастами  даёт  учащимся прекрасную возможность слушать актуальные современные аутентичные тексты различных жанров на любую интересующую учащегося тему в разнообразном исполнении (акцент, тембр, ритм, беглость речи говорящего). Слушая подкасты регулярно, изучающие английский со временем  лучше понимают английскую речь, и могут перейти к прослушиванию более сложных аудио или видео материалов.  Подкасты способствуют развитию рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом и умений понимания иноязычной речи на слух – отделять главное от второстепенного, определять тему сообщения, членить текст на смысловые куски, устанавливать логические связи, выделять главную мысль, воспринимать сообщения в определённом темпе, определенной длительности [1, c. 31].   Регулярное аудирование текста оказывает результативный эффект на все его остальные навыки, в том числе на общую грамотность и на способность не только воспринимать, но и высказываться на изучаемом иностранном языке. Для развития умений  аудирования эффективно применяю задания:  понимать тематику текста; последовательность фактов, событий; взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т.п.; определять отношение говорящего к предмету обсуждения; прогнозировать развитие событий; выражать своё мнение об услышанном.  Для развития умений говорения при помощи технологии учебного подкастинга  я использую следующие типы заданий: чтение вслух, обсуждение содержания, создание устного дневника, высказывание своего мнения,  рассуждение о событиях, приводя примеры, аргументы, делая заключения, презентация результатов группового                                                                                                                                проекта, ролевые игры.

    Содержание подкастов разнообразно. Например:  подкасты, а) содержащие традиционные задания по аудированию (http://www.englishteacherjohn.com/podcast); б) сопровождающиеся текстом для опоры во время прослушивания (http://www.breakingnewsenglish.com);  в) содержащие песни, специально отобранные для изучения английского языка как иностранного (http://englishpodsong.blogspot.com); г) направленные на отработку произношения английских звуков, постановку фразового ударения (http://phoneticpodcast.com); д) содержащие рассказы, прочитанные вслух,  сопровождаемые заданиями на проверку понимания прослушанного (http://www.englishthroughstories.com);   е) направленные на  работу с лексическим материалом (http://englishteacherjohn.com/) и другие. Сегодня использование подкастов является неотъемлемой частью урока иностранного языка.

Литература

  1. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1996. - № 5, - С.31-36.
  2. Кытманова О.А. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сборник научных статей − Ульяновск: УлГТУ, 2005. − С. 42-48.
  3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. – Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – С.161 – 182.
  4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6.   - С. 8–11.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Power Point об использовании ИКТ в преподавании иностранных языков

Оптимизация работы учителя иностранного языка посредством применения ИКТ в учебном процессе....

Использование ИКТ в преподавании иностранных языков

Компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Дидактический материал по теме "Использование ИКТ в преподавании иностранного языка (английского) ."

Данный дидактический материал содержит статью автора и презентацию , сопровождающую изложенный материал....

Модель использования подкастинга на уроках английского языка

Описание модели использования подкастинга на уроках английского, пример построения такого урока...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...