Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) по теме:
    Монолог

    Михеева Светлана Владимировна

    Статья посвящена обучению монологу в 5 классе.Уделяется внимание видам монологической речи , методам работы с ней.В статье также даны этапы работы  обучению монологической речи.Даны советы, как составить опорный конспект.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Обучение монологической речи22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Обучение монологу в 5 классе

    1. Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

    2. В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятенльно определяя структуру, композицию и языковые средства.

    3. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи.

    4. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

    информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

    воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

    эмоционально-оценочная.

    Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли. С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, в отличие от эллиптичности предложений в диалогической речи и, как правило, развернутым изложением мыслей.


    5.Виды монологической речи
    Выделяются следующие виды монологической речи:

    1) описание - изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения;

    2) повествование - изображение предмета речи в изменении как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения;

    3
    ) рассуждение - обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

    Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимися, в частности, во владении связующими элементами предложений - наречиями времени (how long, often, constantly), причинно - следственными (that is why, because), наречиями, выражающими последовательность (second, the next, last), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

    Разделение высказываний на диалогические и монологические условно, потому что монолог является частью диалога - любое общение возможно как обмен высказываниями: диалог. С другой стороны, основой диалогической речи является монолог, так как правильное построение монологического высказывания предполагает ответ или воспроизведение.


    6. Методы работы с монологической речью


    Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала.В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

    7.
    «Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

    1. знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);

    2. передача содержания текста (от лица одно из персонажей);

    3. изменение ситуации.

    8.
    «Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

    1. высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);

    2. этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;

    9.
    К.С. Кричевская дает следующую классификацию прагматических материалов в зависимости от их употребления в той или иной области:

    1. Учебно - профессиональная сфера общения;

    2. Социально - культурная среда общения;

    . Бытовая сфера общения;

    . Торгово - коммерческая сфера общения;

    . Семейно - бытовая сфера общения;

    . Спортивно - оздоровительная сфера общения.

    Классификация Е. С. Кричевской во многом идентична определению аутентичных материалов, данном Ворониной Г. И., которая определяет как аутентичные тексты, заимствованные из коммуникативной практики носителей языка. Ею выявлено два вида аутентичных текстов, представленных различными жанровыми формами:

    1. Функциональные тексты повседневного обихода, выполняющие инструктирующую, поясняющую, рекламирующую или предупреждающую функцию указатели, дорожные знаки, вывески, схемы, диаграммы, рисунки, театральные программки и прочее;

    2. Информативные тексты, выполняющие информационную функцию и содержащие постоянно обновляющиеся сведения.

    К аутентичным материалам авторы относят: личные письма, анекдоты, статьи, отрывки из дневников подростков, реклама, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты. Они подчеркивают также важность сохранения аутентичности жанра и то, что жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить учащихся с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни.

    10. Методически важными являются, во – первых, характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи, и цель высказывания, во – вторых. Как упоминалось ранее, такими опорами могу быть: 1) наглядность, 2) текст, 3) ситуация, 4) тема (фрагмент темы), проблема. Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется . При формировании контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно – структурных компонентов монологических умений может быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящий из трех частей – вступления (зачина), основной части и заключения. При этом возможно использование специальной схемы – образца построения монолога.

     К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. Как установлено в лингвистической литературе, монологическом тексте первый член нового предложения часто играет роль связующего звена с предыдущим контекстом. В функции связующего элемента в предложении, как это уже упоминалось, могут выступать фактически все члены предложения, особенно часто эту функцию выполняют все второстепенные члены предложения – обстоятельство времени, причины и др.

     Рассмотрим в свете сказанного подсистему упражнений для обучения монологической речи с учетом особенностей стадий обучения иностранному языку в средней школе, типов монологического высказывания и опор, с помощью которых они выполняются. При обучении монологической, как и диалогической, речи можно выделить два этапа: 1) овладение основами монологического высказывания, 2) этап совершенствования монологических умений. На первом этапе (IV – VII кл.) монологические умения формируются в учебной монологической речи. При обучении связным видам речи учитель должен: ставить конкретную и небольшую цель: - сочетать практические и воспитательные задачи в единстве; - развивать как устную, так и письменную.

     Для того чтобы работа протекала эффективно, требуется тщательная подготовка. Необходимо, во – первых, подобрать языковой и наглядный материал, во – вторых, установить, с какими трудностями в каждом отдельном случае ученики могут столкнуться и как их преодолеть, и, в третьих – наметить для себя четкую последовательность работы в классе.

    Она, как правило, будет включать следующие этапы:

     1. Определение и разъяснение задачи. Сообщение о характере завершающей письменной работы.

    2. Работа над текстом, используемым как опора для данного вида работы. 3. Постановка основных вопросов, способствующих раскрытию содержания текста.

     4. Создание языковой базы. Повторение пройденного языкового материала и сообщение нового, необходимого для выполнения данного задания.

     5. Устное выполнение задания, сначала коллективно всеми учащимися класса, затем индивидуально.

     6. Письменная работа в течение 5 – 10 минут.

     7. Обсуждение работ. Учитель отмечает лучшие работы, особенное внимание уделяет их содержанию (раскрытию темы, последовательности изложения и т. п.)

     8. Заключительный рассказ. После исправления ошибок он должен быть сделан в быстром темпе и без ошибок.

     9. Дополнение учителя, ставящее цель расширить кругозор школьников и развить навык понимания разговорной речи на слух.

     В заключении необходимо отметить, что школьное обучение не может обеспечить в достаточной степени подлинное владение устной речью. Поэтому, учитывая условия обучения и характер монологический, в средней школе целесообразно установить 3 уровня овладения: средний, повышенный и высокий с учётом разных условий обучения (разных типов школ). Общеобразовательная школа в своём большинстве может обеспечить средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом должны обязательно присутствовать такие параметры монологической речи, как связность и логическая последовательность, как уже упомянолось выше. Повышенный уровень характеризуется усилением внимания к устной речи, дифференциацией обучения в старших классах в зависимости от интересов и склонностей учащихся. Монологическая речь развивается в связи с чтением и слуша и принадлежащими к различным стилям.

     Опорные сигналы

     Обучение с помощью метода опорных сигналов упрощает процесс восприятия учебного материала, значительно экономит время урока. Применение опорных сигналов способствует развитию речи учащегося.

    Назначение опор заключается в том, чтобы в виде слов, различных символов, изображений, знаков, кодов или сокращений помочь построению и управлению высказыванием, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся. Опоры содержат определенную информацию в развернутом или сжатом виде.

       Как составить опорный конспект?

    Примерные тексты монологических высказываний учитель составляет с учащимися. Затем из текста выделяются ключевые слова,  выражения, даты, цифры и заменяются символами (рисунками, условными изображениями и т.д.). Таким образом определяются опорные сигналы конспекта. Затем опорные сигналы располагаются в нужной последовательности, что способствует простоте и наглядности конспекта.

       Эффективность применения опорных сигналов в том, что учащиеся не просто механически заучивают и озвучивают текст, а мыслят на языке, конструируют грамматические формы, строят самостоятельные речевые высказывания, обогащая его своим жизненным опытом. Это достигается постепенно. Учащимся необходимо время, чтобы научиться  правильно пользоваться опорными сигналами.

      На своих уроках (в 5-6 классах) я очень часто использую уже готовые опорные сигналы из методического пособия Т.К.Сигал «Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов.5-6 классы».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Әмирхан Еники әсәрләрендә эчке монолог

           Перо А.Еники удивительно тонко и чутко      чувствовало и понимало красотучеловеческой  души и изображало ее с совершенством непос...

    Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"

    Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Т...

    Темы для монолога к ГИА по английскому языку

    Монологи по темам :"Путешествие", "Времена года", "Праздники", "Покупки", "Мой день"  на английском языке к ГИА....

    Открытый урок по литературе в 9 классе «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя» по повести Л.Н.Толстого «Юность»

    Данный урок входит в раздел "Внеклассное чтение", что соответствует программе по литературе. К уроку прилагается презентация....

    Английский язык в монологах (Темы для дифференцированного зачета по английскому языку)

    Настоящее учебно-методическое пособие по английскому языку предназначено для студентов первых курсов. Работа над пособием может производиться как под руководством педаго...

    Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

    Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Устная и письменная речь. Монолог. Диалог"...