Открытый урок по литературе в 9 классе «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя» по повести Л.Н.Толстого «Юность»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Данный урок входит в раздел "Внеклассное чтение", что соответствует программе по литературе. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9_klass_literatura.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока внеклассного чтения

9 класс

Тема: «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя»

по повести Л.Н.Толстого «Юность»

       Задачи урока: в ходе чтения и обсуждения повести Л.Н.Толстого «Юность» формировать у

                                 учащихся  навыки  работы с художественным текстом, используя

                                 теоретические   знания и  практические умения.

Задание1.

Даны опорные слова: повесть, трилогия,  герой, монолог, автобиографичный, внутренний, главный.

  1. Представьте произведение, которое вы читали к сегодняшнему уроку, используя эти слова.

   

  Автобиографичная трилогия Л.Н.Толстого, состоит из трех повестей «Детство»,

       «Отрочество», «Юность». Главный герой – Николенька Иртеньев.

  1. Какое понятие, из перечисленных вами,  требует более подробного анализа и пояснения?

    Внутренний монолог  героя.

         Задание 2

         Формулировка темы урока.

   Задание 3

  1. Почему эта трилогия называется автобиографичной? (Некоторые события из жизни героя похожи на те, которые были в жизни самого писателя).
  2. Давайте вспомним, что вам известно о биографии писателя.    Вы дома прочитали статью учебника, которая рассказывает о жизни писателя. Давайте проверим знания, которые вы получили из этой статьи.            

           

         Задание 4.  Презентация

  1. Просмотрите презентацию и попробуйте проверить себя.

        Задание 5. Почему произведение, которое вы читали, называется трилогией?

                           Кто главный герой произведения?

       

        Задание 6.

        Прочитайте три отрывка и определите, к какой из повестей относится каждый  отрывок.

        Самостоятельная работа учащихся. После выполнения учащиеся читают отрывки и отвечают

        на поставленный вопрос.

1 отрывок  

«После  молитвы  завернешься,  бывало,  в  одеяльце; на душе легко,  светло  и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое  счастие.  Вспомнишь,  бывало,  о  Карле Иваныче и его горькой  участи  -  единственном  человеке,  которого  я  знал несчастливым,  -  и  так  жалко  станет, так полюбишь его, что слезы  потекут  из  глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне  возможность  помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для  него  пожертвовать".  Потом  любимую фарфоровую игрушку - зайчика  или  собачку  -  уткнешь  в  угол  пуховой  подушки и любуешься,  как  хорошо,  тепло  и  уютно  ей  там лежать. Еще помолишься  о  том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны  и  чтобы  завтра  была  хорошая  погода для гулянья, повернешься   на  другой  бок,  мысли  и  мечты  перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.

          Вернутся  ли   когда-нибудь  та  свежесть,   беззаботность, потребность любви и  сила

веры….. ? Какое  время  может  быть   лучше  того,   когда  две   лучшие добродетели -  невинная веселость и  беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»

2 отрывок.

         «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия. …

           Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами……..

            …….. «Вы богаты — мы бедны….». Эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысячи новых, неясных мыслей, касательно одинокого положения их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бедны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку….»

3 отрывок

          «Я убежден,  что  нет  человеческого  существа  и  возраста,  лишенного  этой благодетельной,  утешительной способности  мечтания… В тот период времени……   основой  моих мечтаний были четыре чувства:  любовь к  ней,  к  воображаемой женщине,  о

которой я  мечтал всегда в  одном и  том же смысле и которую всякую минуту ожидал где-нибудь встретить….    Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили.  Мне хотелось сказать свое имя:  Николай Иртеньев, и чтобы все  были  поражены этим  известием,  обступили меня и  благодарили бы  за что-нибудь.  Третье  чувство было  надежда на  необыкновенное,  тщеславное счастье…..   Я так был уверен,  что очень скоро, вследствие какого-нибудь необыкновенного случая, вдруг сделаюсь самым богатым и самым знатным человеком в мире, что беспрестанно находился в  тревожном ожидании чего-то волшебно счастливого…..

        Четвертое и  главное чувство было  отвращение к  самому себе и раскаяние, ….слитое с надеждой на счастие, что оно  не  имело  в  себе  ничего  печального.  Мне  казалось  так  легко  и естественно оторваться от всего прошедшего,  переделать,  забыть все,  что было,  и  начать свою жизнь со всеми ее отношениями совершенно снова,  что прошедшее не тяготило,  не связывало меня.  … .      ……. голос раскаяния и  страстного желания совершенства и  был главным

новым душевным ощущением в ту эпоху моего развития».  

Задание 7.

Исследовательское задание.

  1. Отметьте в отрывках ключевые слова, которые раскрывают чувства и переживания героя.
  2. Проследите, как развивался внутренний мир героя в ходе  его взросления?

        Семейный круг, всеобщее счастье   -  мы не одни, люди такие разные   -    взгляд на себя, желание самосовершенствования.

Задание 8.

- Какое средство использовал Л.Н.Толстой для передачи внутреннего мира героя?

- Внутренний монолог.

- Что такое внутренний монолог, как вы поняли?

- Обратимся к определению.

       

Задание 9.

В этом учебном году вам было предложено более подробно познакомиться с повестью «Юность».

Давайте на примере этого произведения и попробуем понять роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Слово учителя.  В повести «Юность» нашему герою почти 17 лет. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. Некоторые его поступки свидетельствует об этом его желании.

Слово учащегося.  Например, история второй исповеди.  (Салихова Софья).

- В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам.

Слово учителя. Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик. На первый взгляд он уже взрослый.

       Но мысли о самосовершенствовании  остаются пока еще только мыслями. Николай понимает, что ведет жизнь суетную, праздную, оттого испытывает отвращение к себе. На его пути встречаются тяжкие нравственные испытания.

Слово учащегося.  Например, первая сигарета, первая рюмка….  (Тиханович Маша).

-  Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения.

Чтение отрывка.

 Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную, сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьет шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи….

Чтение отрывка

Слово учителя Неумение Николая  вести себя в обществе разных людей приводит к проявлению несобранности, нерешительности, а иногда и грубости, что опять становится предметом его размышлений.  

Слово учащегося. Например, в истории с г. Колпиковым…(Скаландис Наташа)

- В ресторане Николенька закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким  Колпиковым. Николай чувствует себя оскорбленным, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

Слово учителя. На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принужденных бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. Там он знакомится с его сестрой Варенькой и ловит себя на том, что она ему нравится. И у него появляется потребность быть замеченным.  К каким способам он прибегает, чтобы привлечь к себе внимание?

Слово учащегося. Ложь и аппозиция.  Например, будучи в гостях в семействе своего друга (Козеева Вероника).

- Николенька прибегает ко лжи. Он рассказывает о князе Иване Ивановиче, об их встречах и о несуществующих подробностях  его жизни. Он понимает, что он обманывает, и понимает, что Дмитрий тоже об этом знает, но продолжает врать, так как не нашел другого способа рассказать о своем родстве с князем.

    А когда все семейство выходит на прогулку в сад, все не перестают восхищаться его красотой., Николенька специально идет против всех, чтобы с тем самым привлечь к себе внимание Вареньки.

Слово учителя Испытания на самостоятельность и взрослость приводят к разочарованиям. Он много размышляет об этом. Его мучают угрызения совести. Но как выйти на правильный путь, он еще не знает. Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своем будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки взаимоотношений между членами семьи.

 Слово учащегося.

- Николенька замечает перемены, которые происходят с его отцом, а также обращает внимание, что с девочками складываются совсем другие отношения, нежели раньше.

Слово учителя.  Начинается  учеба Николая в университете.   Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Ему  кажется, что он растворяется в их  массе и во многом разочарован новой жизнью.

Слово учащегося.

- Николенька посещает первую лекцию в Университете. Когда он первый раз увидел такое большое количество студентов, ему это общество было приятно. Но это было только минутное впечатление. Он с большим вниманием наблюдал за всеми и понимал, что среди них нет людей, с которыми он мог бы сблизиться. Профессор, который вел лекцию, тоже ему не понравился и он не стал ее записывать. Николенька чувствовал себя одиноким.

Чтение отрывка

Слово учителя. С некоторых пор, рассуждая над этим, он приходит к выводам о том, что  все люди, по его мнению делятся  на две категории, на какие именно рассказывается в главе, которая имеет французское название «Комильфо».

Слово учащегося.

- Слово «комильфо» обозначает порядочный. Николенька делил людей на порядочных и непорядочных. Порядочность он видел в  светских привычках, а не в человеческих качествах. В этом состояло его заблуждение. Когда Николенька это понял, он разочаровался в них.

- Чтение отрывка  из главы.

Слово учителя. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни.  Однажды поздно вечером Николай достает тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им».

Домашнее задание: составьте несколько правил, по которым вы бы хотели проживать свою

                                    жизнь.

Слово учителя. А сегодняшний разговор мне бы хотелось закончить высказыванием

                              Л.Н.Толстого

 

«Если сомневаешься и не знаешь, как поступить, представь себе, что ты умрешь к вечеру, и сомнение тотчас же разрешается: тотчас же ясно, что - дело долга, а что - личные желания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Урок по литературе 6 класс "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»"

Расширить представление о дуэли, обучение анализу художественного произведения...

Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""

В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассмат...