Статья на тему: "Использование технологии Веб-квест (Web-Quest) в обучении иностранному языку".
статья

Бондарь Ирина Николаевна

Технология Web-Quest меняет роль преподавателя иностранного языка - он организатор учебной деятельности и помощник в самостоятельной работе обучающихся, направляющий учеников/студентов к формированию навыков эффективного самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tehnologiya_web-quest_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Использование технологии Веб-квест (Web-Quest)

в обучении иностранному языку

Бондарь И.Н., СПб ГБП ОУ «ИПЛ», 2017

Введение

   В процессе вхождения в мировое информационно-образовательное пространство неизбежно становление новой системы образования, а значит, и изменение модели обучения, роли участников этого процесса. Существенные изменения происходят в практике применения новых технологий обучения, которые способствуют гармоничному вхождению обучающихся в информационное общество и позволяют создавать целостную систему знаний, универсальных умений и навыков, мотивируют к самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Требования ФГОС и поиск новых технологий обучения

   В качестве общих требований к образовательной среде, обеспечивающих достижение образовательных результатов, сформулированных в новых ФГОС, можно выделить:

1. использование педагогических технологий, обеспечивающих

  • индивидуализацию обучения;
  • групповую работу обучающихся;
  • обучение в форме активной творческой деятельности;
  • наглядность обучения;

2. дополнение традиционной, классно-урочной организации образовательного процесса;

3. доступность ресурсов образовательной среды для обучающихся.

   Для решения этих задач мы должны научить современных обучающихся работать в современном информационном пространстве и дать им навыки именно эффективной работы. Педагоги должны использовать технологии, позволяющие развивать необходимые навыки.

   Перед нами стоят в настоящее время две важные задачи:

  1. Скорректировать привычные способы и методы обучения.
  2. Организовать обучение, применяя технологии 21 века.

   Просто грамотности в 21 веке уже недостаточно, необходимы навыки 21 века, которыми обучающиеся должны владеть свободно. В случае применения Интернет ресурсов для поиска и изучения информации, добавляется и мотивация к интерактивному взаимодействию педагога и обучающихся, а значит, и мотивация к изучению того или иного предмета.

   В отношении преподавания и изучения иностранного языка (в частности английского) можно смело подтвердить его применение и актуальность в Сети, поскольку подавляющая часть материала/интерфейса страниц представлена на английском.

Использование технологии Веб-квест (Web-Quest) в обучении иностранному языку

   Неоспоримое преимущество Интернет состоит в том, что это – неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Людям, изучающим английский и обучающим английскому языку, повезло вдвойне. Однако, процедура поиска очень трудоемкая и требует значительных затрат времени и эмоций и особенно сложна для тех людей, которые не имеют навыков работы в информационном пространстве.

   Работа над проектами, когда педагог ставит определенные задачи и отсылает обучающихся за нужной информацией в Интернет, вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Обучающиеся не смогут найти то, что им требуется, не имея навыков поисковой деятельности.

   Одним из возможных решений данной проблемы является использование структурного подхода, который дает обучающимся возможность организовать свой труд более эффективно, используя различные информационные ресурсы новыми способами, применяя творческие способности и навыки решения проблемных заданий и критического мышления. Эта технология называется «Web-Quest»/

Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой…

Веб-квест (Web-Quest) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.

   Разработчиками Веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж и Том Марч. Ими определены следующие виды занятий для веб-квестов:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материала из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – изменение формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы / ленты времени, культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучения различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

   При применении технологии Web-Quest на уроках иностранного языка можно решить следующие задачи:

  • обеспечение самостоятельности и автономности обучающихся;
  • способствование развитию коммуникативной компетенции;
  • обеспечение возможности индивидуального подхода;
  • мотивирование обучающихся к изучению нового языкового материала и применению новых языковых знаний на практике, т.к. происходит повышение продуктивной деятельности через восприятие задания как «реального» и «полезного»;
  • использование большого количества актуальной аутентичной информации;
  • развитие навыков информационно-познавательной деятельности, т.к. обучающиеся вовлечены в активную самостоятельную или групповую деятельность;
  • обучение применения самостоятельных решений;
  • развитие критического мышления;
  • тренировка аналитических способностей при решении проблемы и отборе найденной информации.

   Данная технология меняет  и роль учителя/преподавателя иностранного языка – он организатор учебной деятельности и помощник в самостоятельной работе обучающихся, направляющий учеников/студентов к формированию навыков самообразования.

Структура Веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

Вступление: обзор темы и содержания квеста, описание ролей участников квеста – постановка задачи каждому участнику, предварительный план совместной и индивидуальной работы.

Задание: определение итогового результата самостоятельной работы участников квеста (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на анализ, классификацию найденной информации и представление результатов исследования).

Список информационных ресурсов: аннотированный список Интернет-ресурсов по теме квеста и дополнительной литературы, необходимой для выполнения задания.

Роли: обучающимся должен быть представлен список ролей, в качестве которых они могут выполнить задания. Для каждой роль необходимо прописать план работы.

Описание процедуры работы: технология самостоятельного выполнения задания, этапы работы и результат.

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста: четкая инструкция по представлению результата выполнения задания, рекомендации по представлению и презентации проекта, регламент по времени, стиль изложения и т.д.

Заключение

   Реализуя требования ФГОС, педагог должен создать условия для формирования универсальных учебных действий, развития умений и навыков и приобретения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности за результат учебной деятельности обучающихся. Для этого необходимо создать современную информационную образовательную среду и научить обучающихся эффективно работать в этой среде. Реализуя требования ФГОС, необходимо применять новые формы обучения, интегрируя различные компоненты системы образовательного учреждения в образовательном процессе.

   Мой опыт в проектной и поисковой деятельности обучающихся сопровождался занятиями в библиотеке под руководством преподающего английский язык и библиотекаря, таким образом, работа с информационными ресурсами библиотеки являлась интегративной частью учебного процесса. Была заметна увлеченная и заинтересованная работа как с периодическими изданиями, так и информационными и учебными сайтами из перечня предложенных преподавателем по теме квеста.

   Завершающим этапом работы было проведение конкурса выполненных работ под названием «Ecological Organizations», в котором результаты обсуждались всеми участниками Веб-квеста. Данная технология позволила не только расширить знания по основной программе обучения, но и пополнить страноведческие знания по иностранному языку в конкретной теме, и что также актуально – осуществить межпредметные связи.

   Веб-квест, как развивающая информационная технология, позволяет проявить себя не только обучающемуся, но и учителю/преподавателю, использовать свои творческие способности и индивидуальный стиль обучения и организации учебного процесса.

Использованные ресурсы:

  1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной социокультурной компетенции // Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  2. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка): http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html 
  3. Головань Т.В. Метод проектов – эффективное средство овладения иностранным языком. Всероссийский научно-методический журнал. Английский язык. Все для учителя! № 5-6, 2016
  4. Новые педагогические и современные информационные технологии в системе образования./ Под.ред. Е.С.Полат. М.,2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....

Статья "Совершенствование лексического и грамматического аспекта речи на разных этапах обучения иностранному языку"

В данной статье приведены разноуровневые упражнения, направленные на формирование лексического и грамматического навыка говорения....

Педагогические технологии для решения образовательных задач при обучении иностранному языку (на примере английского).

В современном образовании личность учащегося находится в центре образовательной пирамиды, что нацеливает педагога на расширение арсенала инструментов своей педагогической деятельности -  новых те...

Анализ применения Интернет - технологий в образовательной сфере на примере обучения иностранным языкам.

В этой статье кратко описаны интерактивные средства обучения, которые помогу сделать уроки интереснее, а выполнение и проверку домашнего  задания быстрее и удобнее. Ссылки на перечисленные в рабо...

Статья на тему: "Использование игровых технологий в обучении истории"

В практике обучения истории на протяжении уже не одного десятка лет большой популярностью пользуются  игровые технологии. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания ...

Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку

Игра- как основа обучения иностранному языку в начальной школе...