Мультилингвальный лагерь как средство формирования поликультурной многоязычной личности
статья на тему

Балданова Татьяна Бумудоржиевна

   Стремительно изменяющиеся условия жизни людей, повышение их мобильности, появление возможности беспрепятственной смены работы, страны проживания, своего окружения привели к необходимости создания нового образовательного направления, которое, в общем и целом, принято называть мультилингвальным образованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балданова Татьяна Бумудоржиевна,

 учитель английского языка, председатель  

МАОУ «Бурятская   гимназия №29»

Мультилингвальный лагерь
как средство формирования поликультурной многоязычной личности

   Двадцать первое столетие объявлено ЮНЕСКО эпохой многоязычных личностей и полиглотов. В российском образовании нашла широкую поддержку позиция Совета Европы по вопросу развития языкового многообразия, в связи с чем многоязычие и поликультурность провозглашены в качестве значимых принципов системы национального образования. Эти принципы определяют и основополагающую цель обучения иностранным, русскому и национальным языкам России, а именно: «формирование поликультурной многоязычной личности, обладающей информационными, коммуникативными и интеллектуальными потребностями, способностями и компетенциями, которые позволят ей успешно действовать в условиях межкультурного общения и профессионально-языковой деятельности в роли субъекта иноязычного познания, иноязычного общения и иноязычного творчества».

   Стремительно изменяющиеся условия жизни людей, повышение их мобильности, появление возможности беспрепятственной смены работы, страны проживания, своего окружения привели к необходимости создания нового образовательного направления, которое, в общем и целом, принято называть мультилингвальным образованием.

   С целью создания мультилингвальной  среды общения учащихся МАОУ «Бурятская   гимназия №29» и «Монгол-Оюу сургууль» из Монголии на бурятском, монгольском, русском и английском языках этим летом был реализован  проект на базе МАОУ «Сухинская средняя общеобразовательная школа». В рамках реализации проекта было создано позитивное сообщество учащихся и учителей через погружение участников проекта в межкультурное пространство.  Задачи проекта были направлены на решение вопросов по развитию общих способностей (коммуникативных, когнитивных, саморегулятивных и др.) и  формированию поликультурной многоязычной личности.

    До обеда проводились занятия в увлекательной и игровой формах, которые носили непосредственно лингвистический характер - ребята  называли пословицы и фразеологизмы со словом друг на разных языках, составляли словосочетания со словом друг, например, добрый друг, надежный друг, верный друг и т.д.; творческий характер – писали друг другу письма-пожелания, исполняли песни о друге, дружбе, разучили  песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» на английском языке и элементы ёхора как бурятского национального танца, символизирующего дружбу.  Ребята рассказывали о себе, о своих семьях и хобби на разных языках. Во второй половине дня ребята каждый день ходили купаться на  озеро Байкал.  После полдника каждый день проводились спортивные соревнования по прыжкам на скакалках, по волейболу и футболу, весёлые старты, кросс, турнир по шахматам и шашкам.  Вечер у Байкала был посвящен инсценировкам приветствия,  знакомства по-бурятски, по-английски и декламации благопожеланий на бурятском, монгольском, английском и русском языках.  Дети рассказывали стихи на разных языках, учились составлять мультилингвальный словарь, разучивали песни на разных языках, изучали мини - книжки о традициях разных стран, играли в мультилингвальные игры, отвечали на вопросы викторины.

 На занятиях по английскому языку ребята познакомились с универсальным учебным пособием «Байкальский сундучок» на английском языке. Мир Байкала – в дисках, играх, учебниках и картах. В «Байкальском сундучке» собраны самые интересные, популярные и общие факты о бурятской жемчужине. Оказалось, что многие дети, хотя и приезжали с родителями на озеро Байкал, совершенно мало знают о нём. И когда ребята открыли «Байкальский сундучок», они стали по-новому смотреть на Байкал, испытывать чувство гордости и самое главное, ответственности за свою родину. Ребята с жалостью отметили, что на берегах Байкала видна чёрная сажа - следы от пожаров, хотя рядом с нами не было леса. По дороге, прогуливаясь вдоль берегов  Байкала, дети сами убирали мусор. Хочется надеяться, что уроки на берегу Байкала помогут детям с таким же большим рвением, энтузиазмом в дальнейшем будут участвовать в экологических и природоохранных мероприятиях.

  На занятиях детям очень понравилось играть карточками (flashcards) - флэшкарточки, предназначенные для занятий и игр не только в изучении яяяязыков, но и, например, в обучении ребенка определять время. По образцу дети сами вырезали из бумаги карточки, записывали на них написали названия рыб из учебного пособия «Байкальский сундучок» и играли по правилам игры «Go Fish! », с помощью чего они быстро запомнили слова на английском языке. Карточки раздают по 6 на руки. Игроки ходят по кругу. Первый игрок кладёт любую карту на стол, если у других игроков есть карта с таким же животным, то он её выкидывает. Эти карты выбывают из игры, только если игрок может назвать это животное, если не может, то карты возвращаются владельцу. После каждого хода игроки добирают из колоды карты, пока она не окончится. Выигрывает тот, кто быстрее останется без карт.

После занятий ребята приняли активное участие в викторинах «Знаешь ли ты свой родной край?» и «Знаешь ли ты страны, на котором говорят по - английски?» Дети оживлённо работали в командах и индивидуально, так как были и знатоки и те, которым было интересно узнать и запомнить новую информацию.  После этого ребята разучили слова и мелодию гимна Бурятии на трёх языках «Таёжная, озёрная, степная». С удовольствием  дети участвовали в конкурсе рисунков «Волшебные воды Байкала», сочиняли стихи. Один ученик написал следующие строки: «… И всякий раз захватывает дух при виде этого великолепия и переполняет гордость  за то, что я имел  счастье и возможность родиться  и жить именно здесь».  Ребята с большим интересом слушали и читали легенды и предания об озере Байкал в учебном пособии «Байкальский сундучок», в итоге была проведена интеллектуальная игра по вопросам о Байкале и культуре Бурятии. Ребята учились: определять на карте, объяснить местоположение озера Байкал; рассказывать о том, когда и где отмечается День рождения Байкала; рассказывать об истории Байкала; рассказывать и сравнивать с другими озёрами на земле; описывать основные черты, особенности известных и малоизвестных рыб  Байкала эндемики  Байкала, Байкальскую нерпу и отгадывать загадки о них.

Дети вместе с учителями посетили Сухинский исторический музей, который находится в центре села Сухая, недалеко от берегов Байкала и школьный музей имени монгольского космонавта Гурагчаа.  

В завершение проекта дети показали свои  умения и навыки общения на разных языках в конкурсе «Мисс «Байкалия» и Мистер «Байкал». После конкурса ребята исполнили песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» и гимн Бурятии. Затем дружно станцевали бурятский народный танец «Ёхор», современный танец «Хэшэг» под бурные аплодисменты.

Ожидаемый проект  в будущем году, так как гостям из очень понравился на лагерь и они пригласили нас на озеро Хубсугул.

Таким образом, мультилингвальное образование призвано решить самую насущную проблему людей, оказавшихся в иноязычном окружении: успешно освоить языки нового общения, не забывая при этом свой родной язык и культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

Обучение французскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Глобально интегрированная информационная цивилизация стремительно продвигает человеческое общество в новое качественное и количественное измерение, которое требует «целостностного» человека, обладающе...

Обучение английскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Тип занятия: обобщающее повторение. Вид занятия: комбинированный урок. Цель: коммуникативно-речевое развитие учащихся через обобщение знаний о традициях и праздниках. Великобритании....

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Особенности формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам

В статье освящается вопрос особенностей формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам: рассматриваются понятия концептуальная картина мира и языковая картина мир...

Обучение английскому языку как цель и средство формирования поликультурной личности

Конспект урока по английскому языку: Тип занятия: обобщающее повторение. Вид занятия: комбинированный урок. Цель: коммуникативно-речевое развитие учащихся через обобщение знаний о тради...