Интерактивная доска как средство повышения мотивации младших школьников
статья по теме

Статья "Интерактивная доска как средство повышения мотивации младших школьников" вошла в сборник педагогических статей "Практика работы современного учителя с интерактивной доской", выпущенный по результатам одноименной всероссийской педагогической конференции, проводимой порталом Завуч.инфо 17.03.2015. 

Есть сертификат и свидетельство, подтверждающие участие и публикацию соответственно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивная доска как средство  повышения мотивации младших школьников.

«Скажи мне – и я забуду,

 покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская мудрость)

        Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

        Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:

 — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства, способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Только совместная деятельность учителя, который направляет активность обучающихся, и самих обучающихся способствует их саморазвитию и личностному росту.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит вопрос о повышении мотивации учащихся. Известно, что ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся. Мотивом для изучения английского языка, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности, демонстрацией новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Еще несколько лет назад перспективность использования компьютера как средства обучения признавалась всеми преподавателями и специалистами в области образования. Учитывая интерес детей к компьютерам, можно было предположить, что его использование повысит и интерес учащихся и к иностранному языку. Но с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором, которым все умеют пользоваться, компьютер теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

В настоящее время проблемам внедрения в образование новых информационных технологий и компьютерных технических средств посвящаются специальные конференции, семинары, круглые столы и т. д. Постоянно осуществляется поиск новых путей использования компьютера как  средства обучения. Учитывая неослабевающий интерес детей к компьютерам, можно предположить, что применение технических новинок особенно выигрышно для повышения интереса обучающихся к иностранному языку.

Одной из таких новинок является интерактивная доска. Проведение уроков с использованием интерактивной доски способствует повышению уровня мотивации, уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, все это позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.  

Сегодня много говорят о мотивах, внутренних и внешних, положительных и отрицательных, поэтому я не буду останавливаться на теории, а представлю вашему вниманию практическую сторону вопроса.

Изучив уровень мотивации учащихся 2 и 3 классов в начале прошлого учебного года, были получены следующие результаты:

  • уровень мотивации во 2 классе равен 59%;
  • уровень мотивации во 3 классе равен 43%.

Результаты изучения легли в основу разработки уроков с применением интерактивной доски, как  наиболее эффективного средства для повышения интереса у детей к предмету, учитывая их возрастные и психологические особенности.

Использовать интерактивную доску можно на уроках разных типов, как на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), так и на уроках по применению знаний, на специальных уроках. Интерактивную доску можно использовать на любом этапе урока, в зависимости от поставленной цели и прогнозируемого результата, а также включать её вместо опроса или обобщения.  

Каким образом мне удается осуществлять эту деятельность? В настоящее время почти ко всем УМК есть интерактивные учебники или интерактивные плакаты, которыми можно успешно пользоваться, даже если вы работаете по другим учебникам.

Знакомство с языком начинается со знакомства со звуками, со словами и предложениями, услышанными на иностранном языке. Дети слышат слово, произнесенное носителем языка, могут повторить его, слово может быть прослушано повторно, дети видят картинку с соответствующим животным, которое еще и двигается. Здесь можно использовать интерактивные плакаты к УМК Happy English.ru. Естественно, что так слова запоминаются быстрее.

Затем мы начинаем изучать алфавит.  К УМК Enjoy English  есть интерактивное приложение, которое можно использовать систематически при работе с алфавитом. Такие упражнения как «Познакомься с буквами», «Напиши букву», «Напиши самостоятельно», «Высвети фонариком букву и назови», «Спой песенку» мы выполняем не все сразу, а по мере изучения алфавита.

Изучая лексический строй языка, мы активизируем лексику в речевых ситуациях. Первые уроки  раздела я посвящаю  введению и активизации лексических единиц по теме, предложенной автором учебника. Начинаем с простых слов, а дальше вставляем слова в предложения, а предложения в ситуации.

При изучении грамматики мы также можем пользоваться интерактивной доской. Например, знакомясь с предлогами, мы призываем на помощь котят из интерактивных плакатов к УМК Millie-2 (Prepositions and adverbs).

Формировать, тренировать умение аудирования можно традиционными средствами процесса обучения, а можно использовать дополнительно современные интерактивные средства. Например, интерактивное приложение к УМК Millie-4, или просмотр мультфильма, The Town Mouse And The Country Mouse, когда можно остановить мультфильм в любом месте и попросить детей подписать главных героев мультика.

Как я уже говорила, интерактивную доску можно использовать на разных этапах урока.

Начало урока. Фонетическая разминка. Нужно правильно прочитать слова, которые постепенно появляются на экране. Конечно, интереснее читать такие слова, чем просто повторять слова за учителем. Если к интерактивной доске подключена аудиосистема, то можно в качестве образца наложить голос диктора. Можно предложить учащимся список слов, из которых они должны будут выбрать те, в которых есть звук, например, [ɑ:] и подчеркнуть или обвести их. Или в каждом слове из данного списка указать звук, который стоит под ударением. Мы можем делать эти упражнения мелом на доске, но это неинтересно, даже скучно; а вот взять в руки стилус и провести им по белой доске – вот это действительно здорово!

Урок объяснения нового материала. Известно, что все яркое запоминается лучше. К тому же в процессе объяснения можно сделать необходимые пометки, пояснить что-то или ответить на вопросы. На таком уроке может быть и введение нового лексического материала, и/или нового грамматического материала. Одновременно можно показать и ситуации, иллюстрирующие употребление той или иной лексической единицы или сравнить новое грамматическое явление с уже знакомым.

Урок закрепления пройденного. Мои второклашки с удовольствием украшают новогоднюю елку. В режиме рисования учитель рисует  новогоднюю ёлку, один учащийся называет какое-то украшение, другой выходит и рисует его на елке в любом месте и того цвета, какого хочет сам. В УМК Millie-2, например, в упражнении для закрепления лексики по теме: “Christmas”  диктор называет украшение из предложенных, ребенок мышью или стилусом перетаскивает украшения на елку и, если он прав, то украшения развешиваются на елке, если нет – то возвращаются в исходное положение. Когда все украшения развешаны, загораются огоньки и звучит новогодняя мелодия.

Повторение. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в соревнование в конкурсе, организовать работу в группах, а также предусматривает творческое использование материалов. Вы можете работать с транскрипцией или тренировать лексических единицы, тем самым создавая стимул выучить и пойти дальше.

Например, упражнение, которое можно использовать и на уроках повторения материала, закрепления, контроля и даже самоконтроля. Предположим, что ребенок не усвоил материал и выбрал неверный  вариант – он возвращается к правилу, выбирает правильный вариант – продвигается дальше.

Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся тех, кому скучно, английский становится лёгким и увлекательным. За счёт разнообразной наглядности, а для младших школьников это немало важно, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, и как следствие повышает мотивацию.

В конце года был повторно изучен уровень мотивации, и вот что получилось:

  • уровень мотивации во 2 классе в начале года – 59%, в конце года – 81%;
  • уровень мотивации во 3 классе в начале года – 43%, в конце года – 62%.

Для учащихся интерактивная доска:

  • делает занятия интересными и повышает мотивацию;
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Современные ученики не хотят работать по стандартным формам и методикам, они ждут, что школа не будет отставать от них по уровню знаний в области высоких технологий. Поэтому когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, которая отвечает на определенные детские импульсы, то всё внимание направленно уже на неё, на учителя, на предмет обсуждения и на материал. Это стимулирует детей, причём независимо от возраста.

Интерактивная доска, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делает занятия увлекательными и для учителя, и для учеников.

Мурашко Ю.А.

Россия, г.Смоленск,

МБОУ «Гимназия №4»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке информатики в основной школе»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного ...

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока истории

Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока истории...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски как средство повышения познавательной активности школьников»

Мастер-класс«Использование  интерактивной  доски  как  средство  повышения  познавательной  активности  школьников» был представлен на краевой авгус...

Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса

В данном материале показанны некоторые способы использования интерактивной доски на уроках математики....

Выступление "Интерактивная доска как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующ...