Главные вкладки

    Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока истории
    статья по истории на тему

    Елена Александровна Таранова

    Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока истории

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока истории.


    Выполнила:

    Учитель истории Таранова Е. А.

    МБОУ «Гимназия №136»

                                                   

                                                     г. Н. Новгород  

                                                                 2017


     

    Компьютеры всё шире используются в процессе школьного обучения в рамках президентской программы «Наша новая школа». Образование сегодня – это качество нашей жизни завтра. Использование компьютерных технологий дало мощный импульс развитию образовательной системы в целом. История обычной школьной доски, на которой учитель пишет мелом, к которой вызывают учеников, начинается с незапамятных времен. Наверное, самой первой школьной доской были стены пещеры. Интерактивная доска позволяет мне показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы и таблицы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования. Но самое главное, интерактивная доска предоставляет учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Использование грамотно разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет расширить возможности использования интерактивной доски и добиться более эффективных результатов в обучении. ЭОР нового поколения как раз относятся к этому «новому учебному средству».

    Использование интерактивной доски в процессе обучения даёт:

    1. Снижение трудоёмкости при подготовке уроков;
    2. Повышение динамичности хода урока;
    3. Повышение активности учащихся на уроках;
    4. Повышение наглядности преподаваемого материала, и как следствие повышение усвоения.

    Использование интерактивной доски становится эффективным инструментом, позволяющим решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. 

    Задачи:

    1. Обучающая. Логически и последовательно мыслить, пользоваться понятийными понятиями и хронологией. Научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, научить ребёнка мыслить логически
    2. Развивающая. Сформировать ключевые компоненты, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
    3. Воспитательная. Воспитание патриотизма, умение работать в группе.

     

          Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике, виртуально изменит ход истории. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.

    На уроке истории в качестве фона можно вызвать карту любого периода истории страны или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Когда учитель готовит урок, ему необязательно использовать интерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и для интерактивной доски. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких (сколько нужно) страницах. Потом, во время урока вместо того, чтобы, стоя спиной к классу, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, учитель одним щелчком переключается на следующую страницу.

    Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

    Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам.

    Приведём основные формы и методы использование интерактивной доски.

    1. При проверке домашнего задания использование эффекта анимации позволяет организовать повторение пройденной темы. На доске написаны термины, после того как ученики назовут их определения, появляются ответы. Вместе с учителем ребята определяют, как они справились с заданием.
    2. Рассказ учителя может сопровождаться красочными иллюстрациями.
    3. Для закрепления нового материала учащимся предлагается соединить стрелкой изображения исторических и культурных памятников и их названия.
    4. Рисунки, на которых изображены различные этапы истории, ученики, используя возможности интерактивной доски, располагают в нужной последовательности. То есть попросту «перетаскивают» картинки на нужное место. Выполнение этого действия всегда вызывает положительные эмоции и интерес детей.
    5. Ребятам предлагается выполнить работу в группах: собрать пазлы – разрезанные на части картинки. Фотографии ребята только что видели на доске, слушая рассказ учителя. Данная форма работы является традиционной, но становится более наглядной с использованием интерактивной доски.
    6. Новые имена и названия, усвоенные на уроке, закрепляются в ходе решения кроссворда. Его отгадывают всем классом, правильные ответы заполняют пустые клетки кроссворда, изображенного на доске, по щелчку мыши.
    7.  Учащиеся так же могут соотносить изображение с надписью, передвигая текст к нужной картинке.
    8. Вписывая в текст пропущенные слова, ребята проводят обобщение изученного.
    9. Исполнение аудио и видеофрагментов.
    10. Демонстрация презентаций.
    11. Использование электронно-образовательных ресурсов.

    На уроках Истории древнего мира мы часто работаем с ЭОР «История древнего мира» («Образовательная коллекция 1С»). При повторении изученного материала, можно использовать практические задания «Проверь себя»:

    «Разгадай кроссворд»;

    «Расшифровать послание»;

    «Разметь карту»;

    «Помоги художнику»;

    В заключении урока проводится тестирование обучающихся. Итак, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках способствует реализации главной цели: воспитания интереса к изучению нового материала. При этом достигаются и учебные цели: знакомство с историческими фактами, развитие познавательной активности, совершенствование мыслительных операций обобщения, сопоставления.

    Преимущества для учителей.

    • Позволяет объяснять новый материал из центра класса
    •  Позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
    • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их

    Преимущества для учащихся

    • Делает занятия интересными и развивает мотивацию
    • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
    • Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
    • Позволяет использовать различные стили обучения
    • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
    • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся.

    На уроках истории и обществознания я в полном объёме использую современные средства обучения, что способствует реализации президентской программы «Наша новая школа».

                                                             Приложение

    Тема: Греко-персидские войны. (3 ч.)

    Цель:

    • Познакомить учащихся с основными сражениями греков с персами на втором этапе греко-персидских войн (битва при Фермопилах, Саламинское морское сражение, битва при Платеях).  Заострить внимание на значении этих войн для дальнейшего развития Греции.
    • Формировать навыки работы с интерактивной доской, развивать умения и навыки сопоставлять даты и исторические события.
    • На примере мужества, стойкости и героизма древних греков воспитывать в учениках любовь к своей Родине

    Оборудование:

    • Проектор
    • Интерактивная доска
    • Карта «Греко-персидские войны», учебник, стр. 157
    • План  «Саламинское сражение», учебник, стр. 161

    Ход урока:

    1. Оргмомент (1 мин.)
    • Приветствие;
    • Кто отсутствует;
    • Настрой на урок;
    1. Историческая разминка, повторение изученного материала (10 мин.)

    III. Изложение нового материала (20 мин.)

    1. Подготовка эллинов к новой войне. Фемистокл;

    2. Фермопильское сражение. Спартанский царь Леонид;

    3. Саламинская битва. Хитрость Фемистокла;

    4. Битва при Платеях. Спартанский полководец Павсаний;

    5. Итоги греко-персидских войн.

    V. Закрепление пройденного материала (7 мин.)

    VI. Домашнее задание (1 мин.)

    VII Оценки за урок (1 мин.)

    п.п.

    Ход урока

    Форма работы

    Время

    I.

    Оргмомент

    1 мин.

    II.

    Историческая разминка

    Работа учащихся с интерактивной доской

    10 мин.

    III.

    Изложение новой темы

    20 мин

    1. Подготовка эллинов к войне.  Фемистокл

    Рассказ учителя

    2. Фермопильское сражение. Спартанский царь Леонид

    Использование мультимедийной карты, рассказ учителя

    3. Саламинская битва. Хитрость Фемистокла.

    Использование мультимедийной карты, рассказ учителя.

    Выступление учащегося о греческих приемах ведения морского боя.

    Чтение учащимися отрывка из поэмы Софокла «Персы» (3 чел)

    4. Битва при Платеях. Спартанский полководец Павсаний

    Рассказ учителя, работа с картой

    5. Итоги греко-персидских войн

    Работа с мультимедийным пособием, итоговой таблицей и разделом «Запомните!»,

    V.

    Закрепление материала

    Выполнение интерактивных упражнений

    7 мин.

    VI.

    Домашнее задание

    п. 35, вопросы.

    1 мин.

    VII.

    Оценки за урок

    1 мин.

    II. Историческая разминка

    1. Сопоставьте дату и событие

    • 1200 г. до н. э                    Завоевания фараона    Тутмоса
    • 594 г. до н. э.             Образование единого  государства в Египте
    • 1500 г. до н. э.                    Марафонская битва
    • 3000 г. до н. э.                    Реформы Солона
    • 490 г. до н. э.                     Троянская война

    2. Впишите пропущенные в тексте слова

    Олимпийские игры в древности

    • Олимпийские игры проводились один раз в _____ года.
    • Они устраивались в городе  _______________.
    • Первые Олимпийские игры состоялись в ________ году до н. э.
    • Атлеты состязались в пятиборье, беге с оружием и в состязании на колесницах, которые проходили на ______________________.
    • В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были _________________________.

    3. «Четвертый лишний»

    1. Клинопись               1. Тутмос                           1. Нил
    2. Папирус                   2. Кир                                 2. Мемфис
    3. Иероглиф                 3. Гомер                             3. Ниневия
    4. Танаис                     4. Хаммурапи                     4. Вавилон

    4.Решите кроссворд

    1. Власть знати
    2. Крупнейший полис южной Греции
    3. Участник Олимпийских игр
    4. Древнегреческий поэт, автор поэм «Одиссея» и «Илиада»
    5. Поселение древних греков на берегу Средиземного или Черного морей
    6. Греческий бог – кузнец

    1. Изложение новой темы
    1. Подготовка эллинов к новой войне

    После победы афинян в Марафонской битвы греки ликовали, радуясь победе одержанной над персами. Лишь немногие из них понимали, что персы скоро вернутся и война продолжится.

    Среди тех, кто предвидел в будущем вторжение в Грецию войск персов,  был умный, дальновидный и энергичный стратег Фемистокл. Именно он убедил греков объединиться и создать военный флот, который поможет грекам одержать победу над персами. За короткий срок афиняне простроили  200 триер - мелкосидящих узких кораблей с 3-я рядами весел и парусами.

    1. 480 г. до н. э. - Фермопильское сражение.

    Работа с анимационной  картой

    Через 10 лет после Марафонской битвы персы решили вновь покорить Афины и Спарту. Персидский царь Крез повел свои войска через пролив Геллиспонт из Малой Азии на Балканский полуостров. Он приказал своим войнам построить из персидских кораблей мост, через который должна была пройти вся его армия. Но вдруг налетел сильный ветер, и мост был разрушен, корабли разбросало в разные стороны. Разъяренный Крез приказал казнить строителей и наказать море. Палачи высекли его кнутами,  приговаривая: «О ты горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдет тебя, желаешь ты того или нет!»

    Были построены новые мосты,  и Крез, вместе со своей многочисленной армией,  подошел к Фермопильскому ущелью, через которое проходила единственная дорога, соединяющая Северную и Среднюю Грецию. Но там их уже ждало греческое войско во главе со спартанским царем Леонидом, перекрыв единственную дорогу к Афинам. Несколько раз персы пытались овладеть ущельем, но греки были неприступны и стойко отражали атаки персов, которые несли большие потери.

    Однако среди местного населения нашелся предатель, который за большие деньги показал персам обходную тропу (анимационная карта).

    Положение греков стало безнадежным. Леонид приказал основным силам отходить к Афинам, а сам с отрядом в 300 человек остался прикрывать их отход. Все 300 спартанцев в яростной схватке с врагом погибли. Их подвиг  вошел в мировую историю как пример воинской доблести,  мужества, стойкости и беззаветной любви к своей Родине, которую они защитили  ценой своей жизни (памятник спартанцам).

    1. 480 г. до н. э. - Саламинское сражение

    Работа с анимационной картой

    Захватив Фермопильское ущелье, персы вторглись в среднюю Грецию: вытаптывали поля, грабили и сжигали дома, вырубали виноградники и оливковые рощи, приближались к Афинам.

    На Народном собрании жители Афин, спасаясь от персов,  решили покинуть город и перебраться на остров Саламин под защиту афинского флота.

    На общем собрании военачальников было принято решение не  вступать  в бой с персами, а уйти в южную Грецию. Лишь афинский стратег Фемистокл настаивал на том, чтобы дать персам бой в Саламинском проливе, который персы хорошо знали, и у них было преимущество перед персами.

    Пока греки спорили, персы закрыли выход из пролива. Началось знаменитое Саламинское морское сражение, которое решило исход войны. В этом сражении греки использовали особые приемы ведения боя, которые позволили им нанести большой урон кораблям персов (выступление ученика, мультимедийная карта).

    Закрыть интерактивную доску!!!

    Участником этой битвы был великий древнегреческий поэт Эсхил, который описал ее в своей трагедии «Персы» (выступление учащихся)

    1. Битва при Платеях (479 г. до  н. э.)

    После поражения у Саламина Крез покинул Грецию, но часть его сухопутной армии осталась в средней Греции. Она будет разгромлена спартанцами под руководством Павсания через год, в 479 г. до н. э. Войны с персами закончилась.

    Итоги греко-персидских войн:

    • Греция и греческие города Малой Азии сохранили свою независимость.
    • Афины стали господствовать на море, а Спарта на суше.
    • Персам было запрещено иметь свой флот в Эгейском море.

    1. Закрепление материала (см. мультимедийное учебное пособие) 
    • Работа с обобщающей таблицей
    • Запомните!
    • Выполнение интерактивных упражнений

    1. Домашнее задание: §  35, вопросы.
    2. Оценки за урок

                             Список используемой литературы

    1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. М.: Просвещение, 2004
    2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.
    3. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Современный урок часть 2. Ростов-на-Дону, Изд-во Учитель, 2005
    4. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990.
    5. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. 
    6. История древнего мира: Библиотека электронных наглядных пособий. Кирилл и Мефодий.
    7. История. 5 кл.: Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение Медиа.
    8. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 томах. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.
    9. Электронное издание для средней школы по курсу "Всеобщая история" (история  Древнего мира, история средних веков, история нового времени) разработано  издательством "Кордис & медиа"(www.cordis.ru).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке информатики в основной школе»

    Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного ...

    Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

    Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

    Мастер-класс «Использование интерактивной доски как средство повышения познавательной активности школьников»

    Мастер-класс«Использование  интерактивной  доски  как  средство  повышения  познавательной  активности  школьников» был представлен на краевой авгус...

    Интерактивная доска как средство повышения мотивации младших школьников

    Статья "Интерактивная доска как средство повышения мотивации младших школьников" вошла в сборник педагогических статей "Практика работы современного учителя с интерактивной доской"...

    Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса

    В данном материале показанны некоторые способы использования интерактивной доски на уроках математики....

    Интерактивная доска как средство повышения познавательного интереса на уроках математики

    Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующ...