высшее образование на востоке
презентация к уроку (8 класс) на тему

Чен- Бао- Гуй Дарья Сергеевна

высшее образование на востоке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysshee_obr_na_vostoke.pptx273.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Высшее образование в странах Древнего Востока

Слайд 2

Древний Восток Образование в Исламском мире делилось на два уровня (в некоторых странах имелись непринципиальные различия). В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы начального обучения ( китаб ). Учитель договаривался с родителями учеников о плате, обычно невысокой. По крайней мере, до XII века школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях. Детей обучали арабской грамоте, основываясь на чтении и запоминании текстов Корана. Основную часть учеников составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Феодальная верхушка предпочитала нанимать домашних учителей; в этом случае образование включало не только чтение, письмо и счет, но также арабскую грамматику и литературу, и дополнялось изучением истории, приучением к хорошим манерам, физическими и воинскими упражнениями (плавание, верховая езда, стрельба из лука и т.п.).

Слайд 3

Обучение на втором (высшем) уровне образования чаще всего происходило в мечетях, обычно с рассвета до полудня. В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов), и на занятия приходили сотни юношей. Преподаватель, прислонившись к стене, сидел на ковре в кругу учеников. Программа делилась на два цикла предметов: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммеда, мусульманское право, богословие), сюда же относились арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки в связи с философскими концепциями аристотелевского толка.

Слайд 4

Главными методами обучения на втором уровне образования являлись чтение и комментирование разнообразной литературы. Ученики под руководством наставника изучали наиболее авторитетные сочинения по тому или иному предмету, причем обычно ученик читал, а преподаватель прерывал его чтение комментариями. Иногда комментарии переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты, а специальные глашатаи время от времени громко повторяли то, что учитель считал наиболее важным. Глашатаи выполняли также роль репетиторов и контролеров. Приобретшие образование высшего уровня получали ученую степень — ияз . Порой у них на руках оказывались свидетельства о получении такой степени от многих преподавателей.

Слайд 5

Власти мало вмешивались в организацию высшего образования. Лишь в некоторых местах (Багдаде и Египте) они следили за соблюдением ортодоксального ислама в процессе такого образования. Заметные изменения в организации процесса образовании произошли в ХI-ХII веках, когда появились новые учебные заведения — медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 году в Багдаде, а затем медресе распространились по всему исламскому миру. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений и жили на средства богатых дарителей. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием; получали жалованье и преподаватели. Порой (в Басре, Исфагани , Герате, Мерве и других городах) их финансировали власти. Постепенно, однако, контроль государства становился все более жестким.

Слайд 6

Медресе давали не только религиозное, но и светское образование. Сначала в них изучали грамматику, право, философию, но постепенно программа расширялась: стали изучать труды эллинских, иранских и индийских авторов, штудировали учебную литературу всего тогдашнего цивилизованного мира. Крупным культурным центром исламского мира являлась мусульманская Испания.. По всей стране открывались школа и библиотеки. Ученики. В одной лишь Кордове насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ, в которых женщины посещали занятия изящной словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем тогдашним отраслям знания, как то: богословие, право, математика, астрономия, история и география, грамматика и риторика, медицина и философия. В этих учебных заведениях царила изрядная веротерпимость, преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи

Слайд 7

И восточные школы университетского типа в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями. В мусульманской Испании, например, получил образование будущий папа Сильвестр II. Даже когда в XI веке в Болонье и Париже появились центры просвещения, выросшие затем в университеты, европейцы отправлялись в Северную Африку или арабскую Испанию, чтобы посетить тамошние школы, познать мудрость Востока

Слайд 8

Древняя Индия К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии сложилась определенная воспитательная традиция. На первой ступени воспитания — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые — « упанаяма ». Непрошедшие « упанаяму » презирались индоарийским обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так осуществлялся контроль за результатами семейного воспитания. Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и помимо овладения им грамотой и обязательными знаниями привыкал к правильному поведению в семье.

Слайд 9

Сроки « упанаямы », содержание дальнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов « упанаяма » начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья — в 12-летнем. Наиболее полной была программа образования у брахманов; занятия для них состояли, прежде всего, в пересказах вед, развитии навыков чтения и письма. У кшатриев и вайшья была сходная, но сокращенная программа; кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве, ремеслах и пр. Некоторые из получивших такое образование, которое могло длиться восемь лет, затем углубляли его еще 3-4 года, занимаясь в доме учителя или с домашним преподавателем.

Слайд 10

Прообразом высшего образования можно считать составленные по особой программе занятия, которым посвящали себя немногие юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов возникали так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Слайд 11

Древний Китай Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему. Первые ростки школьного образования в Древнем Китае восходят примерно к третьему тысячелетию до нашей эры. Согласно историческим свидетельствам в Древнем Китае существовали специальные места « Сян », где воспитывали детей и подростков. Появление этих первых своего рода школ относится приблизительно к 3000 г. до н.э. В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.

Слайд 12

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» ( Шицзин ), относящемся к XI-VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан . В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение — своего рода университет «Да Сюэ ». Видимо, «Да Сюэ » является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире. В эпоху расцвета китайского рабовладельческого общества (1122-771 гг. до н.э.) наблюдалось интенсивное развитие образования. Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти. Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи » (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы « Сяо сюэ » и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ » с 9-летним сроком обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ "НЕ БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" (ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ" )

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3424252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"391","width":"394"}}]]ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС  «ВЫСШЕЕ   ОБРА...

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)

В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание дека...

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX века (по уставам 1804 и 1828 года)

В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание дека...

Интегрированный урок английского и русского языков «Мир твоих возможностей: высшее образование в России и Норвегии»

Интегрированный урок английского и русского языков "Мир твоих возможностей: высшее образование в России и Норвегии" с элементами игровой технологии, проблемного мышления проводился в рамках межмуницип...

Особенности системы высшего образования в Российской империи

В данном материале автор рассмотрел основные принципы и институты ситсемы высшего образования в Российской империи. Приведена статистика обучающихся, факты из жизни студентов, особености создания перв...