Статья "Игры в обучении иностранному языку"
статья

Мазнева Ксения Павловна

Статья посвящена играм в обучении иностранному языку. В первой части объяснена важность игр для учащихся, влияние позитивных эмоций на обучение, отмечено, почему использование игры на уроке отвечает требованиям ФГОС. Также определены основные правила внедрения игр на уроках. Во второй части статьи представлены несколько вариантов игр, которые успешно применяются на уроках с учениками младших классов. В приложении к статье упомянутые игры представлены наглядно, а также дана более подробная инструкция по подготовке к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_obuchenii_mazneva_kp.docx19.2 КБ
Файл igry_v_obuchenii_-_prilozhenie.docx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

«Игры в обучении иностранному языку»

Статья посвящена играм в обучении иностранному языку. В первой части объяснена важность игр для учащихся, влияние позитивных эмоций на обучение, отмечено, почему использование игры на уроке отвечает требованиям ФГОС. Также определены основные правила внедрения игр на уроках. Во второй части статьи представлены несколько вариантов игр, которые успешно применяются на уроках с учениками младших классов. В приложении к статье упомянутые игры представлены наглядно, а также дана более подробная инструкция по подготовке к ним.

В рамках обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста необходимо учитывать возрастные особенности таких учеников. В частности, учебный процесс должен быть насыщен различными формами деятельности, должен увлекать детей и не превращаться в рутину. В противном случае, удержать детское внимание на протяжении всего урока практически невозможно.

Одним из замечательных и всем известных приемов в обучении – превращение процесса в игру, чтобы дети обучались, играя.  Правильно подобранная игра на уроке – это не просто способ развлечься, поскольку дети, играя, полностью погружены в процесс. Игра для детей – это способ познания мира, игра – это обучение. К примеру, в книге Тины Брюс “Обучение в раннем детском возрасте” («Early Childhood Education”, 2015), обозначены основные особенности игр, среди которых использование в жизни опыта, полученного в играх; некая репетиция будущих действий в процессе игры; и, что, мне кажется самым важным - это желание самих детей играть.

Более того, улучшение усвоения материала за счет позитивного эмоционального отклика на игру доказано наукой: положительные эмоции влияют на работоспособность напрямую, помогая в развитии и достижении поставленных целей. Отрицательные же эмоции замедляют достижение целей. Также эмоционально окрашенные события лучше запоминаются (Эта закономерность была подтверждена в экспериментах на запоминание бессмысленных слогов: если они сочетались с очень привлекательными (или непривлекательными) лицами на фотографиях, то запоминание было гораздо лучше, чем если на них были ничем не примечательные лица. При определении аффективной тональности слов было установлено, что слова способны вызывать приятные или неприятные ассоциации. «Эмоциональные» слова запоминались лучше, чем не эмоциональные).

(«Влияние эмоций на результаты обучения», Мамцов Даниил Александрович, Саданова Виктория Николаевна, доцент, кандидат психологических наук, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт Россия, Невинномысск).

Согласно ФГОС, одной из целей обучения иностранному языку является развитие коммуникативных умений, однако без создания ситуации естественного общения заставить ребят общаться на иностранном языке просто «потому что надо», «для отметки» невозможно. Необходимо создать такие условия, когда языковая коммуникация станет необходимостью для учащихся. И, как уже было отмечено выше, идеальным способом создания таких условий является игра.

Однако, игра может вызвать чересчур много эмоций у обучающихся, что помешает достижению основной функции игры – обучению. Поэтому необходимо сформулировать некие принципы использования игр:

  1. Оптимальное время проведения игры – 3-7 минут
  2. Должна прослеживаться связь игры с изучаемым материалом. Игра должна быть направлена на осмысление, закрепление, систематизацию знаний, умений и навыков.)
  3. Важно учитывать возраст обучающихся. Слишком сложные правила игры могут попросту запутать учеников помладше. Желательно использовать игры с интуитивно понятными правилами, либо те, в которые у ребят наверняка был шанс познакомиться ранее, не в рамках обучения иностранному языку.
  4. Игра не может заменить остальные виды работ. Игра должна дополнять другие формы и виды работ.
  5. Необходимо подвести итоги игры. Анализ результатов игры проводить по тому, как выполняют учащиеся учебные цели, по количеству допущенных ошибок, темпу выполнения заданий, по эрудиции и смекалке.
  6. Рекомендуется наличие элементов юмора!

Представлю вашему вниманию несколько игр, успешно применяемых мной на уроках английского языка в начальных классах.

  1. Magic House.

Данный домик-тренажер позволяет изучить и закрепить лексические единицы по теме «дом и мебель», а также ряд грамматических конструкций. Мной, в частности, применяется на уроках в 3 классе при обучении модулю 6 “Home, sweet home” по учебному пособию «Английский в фокусе». Такой тренажер, как правило, очень нравится детям, воспринимается ими как игрушка, и является хорошей иллюстративной опорой для монологической речи по теме.

Технология изготовления довольно простая: достаточно показать детям как изготавливается одна секция на уроке, с тем, чтобы они целиком доделали макет дома и принесли в следующий раз. Также каждому ребенку выдается комплект «мебели» - распечатанные рисунки со всевозможными диванами-столами, которые ребята самостоятельно раскрашивают и распределяют по своим 4-м комнатам.

Как же играть? Вариантов масса.

- Игра «Экскурсия» для ввода новых ЛЕ (ребята перечисляют комнаты и мебель, тренируя произношение и запоминая новые слова)

- Тренировка спеллинга (прошу ребят назвать слова с определенными первой и последней буквой)

- Игра «Детективы» (Открываем любую комнату на 30 секунд, затем закрываем и просим назвать все предметы)

- Игра в риэлторов (тренировка конструкций There is/are, а также предлогов места (в, на, под, рядом, перед, позади). Ребята рассказывают что есть в их домиках, описывая каждую комнату и расхваливая их)

- Игра «Угадай» (можно поставить несколько домиков в ряд и описывать какую-то одну комнату, а ребята должны угадать, чья это квартира. Затем ребята проделывают это сами)

2. Съедобное- несъедобное.

Простая игра, не требующая особой подготовки, используется для закрепления ЛЕ по теме «еда» во втором классе. В начале игры я договариваюсь с ребятами о правилах: если названное мною слово «съедобное», ребята встают с места, если же слово «несъедобное», необходимо сесть. Если в классе находятся желающие стать ведущими игры, то ребятам дается эта возможность. Такой формат игры является еще и неплохим способом провести физкультминутку.

3. Игра в магазин.

Более сложная игра для отработки ЛЕ по теме «Еда» ребятами постарше, а также она является хорошим способом отработать использование конструкций «May I have» (Можно мне…), How many/much (сколько). Мною использовалась в 4 классе в рамках обучения модулю 3.

Ребятам выдаются карточки с изображениями еды, которую ребята проходят в рамках модуля, а также той, которую проходили ранее. Работа идет в парах, один из ребят – продавец, другой – покупатель. Используя конструкцию «May I have…» он приобретает себе нужные ему продукты, а продавец уточняет, сколько всего ему нужно.

4. Крестики-нолики.

В каждой клетке поля можно поместить, например, по глаголу. Ребята делятся на две команды, и, чтобы сделать ход, нужно выбрать нужную клетку и составить предложение с глаголом. При этом требования к предложениям могут быть разнообразными: если игра происходит в рамках закрепления Простого прошедшего времени, то предложения, соответственно, должны быть в данном времени, если изучаемая тема – повелительное наклонение, то предложения должны осуществляться в форме приказа или просьбы.

5. Морской бой.

Всем известная игра, дающая большой простор при обучении. Ее можно использовать при обучении числам до 100 (сделав поле целиком числовым), можно с ее помощью использовать конструкцию Have/Has got и, например, лексические единицы по теме «Внешность». Тогда для определения местоположения корабля противника ребенку предстоит либо назвать число, либо произнести целое предложение типа I have got a hat (у меня есть шляпа). Вариантов использования такой игры масса.

Таким образом, хочется заключить, что игра на уроке – это не просто веселье в ущерб обучению. Игра – самая естественная часть учебного процесса, позволяющая детям в веселой форме освоить даже кажущиеся многим довольно скучными грамматические аспекты языка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...