публикация научной статьи
статья

Анастасия Павловна Астафеева

научная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vishlenkova_astafeeva._interaktivnye_metody.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.016:811.11(045)

ББК 81.43р

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

ВИШЛЕНКОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

svetlana.vishlenkova@yandex.ru

АСТАФЕЕВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

 институт имени М. Е. Евесвьева», г. Саранск, Россия

 astafeewa2015@yandex.ru

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена вопросам изучения иностранных языков в старших классах. Интерактивные формы проведения учебных занятий являются на сегодняшний день наиболее эффективным средством при изучении иностранных языков. Показано, что применение интерактивных методов в процессе обучения иностранному языку способствует развитию креативного, гибкого и ассоциативного мышления учащихся, а также способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции. В статье описываются интерактивные методы, которые можно применять в работе над аудированием в старших классах. Главное достоинство данных методов заключается в том, что ученики выступают как активные участники учебного процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: урок иностранного языка, интерактивное обучение, аудирование, коммуникация, иноязычная коммуникативная компетенция, песенный материал, учебный процесс.

INTERACTIVE METHODS FOR TEACHING READING AS A KIND OF SPEECH ACTIVITY IN A FOREIGN LANGUAGE LESSON

VISHLENKOVA SVETLANA GENNADIEVNA

Evsevyev State Pedagogical Institute of Mordovia, Saransk, Russia, svetlana.vishlenkova@yandex.ru

ASTAFEEVA ANASTASIYA PAVLOVNA

Evsevyev State Pedagogical Institute of Mordovia, Saransk, Russia,

 astafeewa2015@yandex.ru

ANNOTATION: The article is devoted to questions of the learning of foreign languages in high school. Interactive methods of the classwork organization are the most effective survey vehicle of foreign languages today. It was demonstrated that the application of interactive methods in the studying of foreign language give an impulse to trade of the pupils` creative, flexible and associative thinking, and it also conduces the formation of  the foreign-language communicative competence. The article describes  interactive methods which can be used in the work on listening in high school. The main advantage of these methods is that the pupils act as the active participants of educational process.

KEY WORDS:    KEY WORDS: a lesson of foreign language, interactive method, listening, communication, foreign-language communicative competence,
audio materials
, education process.

      Стремительное развитие науки, образования, информационных технологий, вступление России в мировое образовательное пространство повлекли за собой огромный практический интерес к иностранным языкам. В условиях современного информационного общества, когда знания приобретают первоочередное значение, выпускники школ должны овладеть максимумом компетенций. Реализация компетентностно-ориентированной модели школьного образования требует новых подходов к методике преподавания всех учебных дисциплин в целом и иностранного языка в частности.

Одним из главных средств, допускающих достижение данных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации.

Интерактивное обучение – это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально ориентированных задач [4, с. 125].

На сегодняшний день интерактивные методы в обучении иностранному языку является ведущими и наиболее эффективными, поскольку в условиях современного урока, учащиеся учатся критически мыслить, рассматривать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с людьми. Кроме того ученики усваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, оценка). Урок с применением интерактивных методик сам по себе эффективен еще потому, что в классе растет количество учащихся, которые усваивают преподаваемый материал сознательно, ученики выступают в ходе урока не как пассивные слушатели, а как активные участники учебного процесса.

Цель, при применении интерактивных методик, заключается в создании комфортных условий обучения, при которых ученики чувствовали бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Все это делает продуктивным сам процесс обучения, а также закрепляет усвоенные знания и навыки.

П. П. Ефимов выделяет следующие  методы, применяемые в ходе занятий с использованием интерактивных технологий: 

  • Интерактивное выступление (представление монолога)
  • Использование наглядных пособий (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии, видеозаписи, любые предметы, относящиеся к теме выступления. В качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи)
  • Использование видеозаписей
  • Мозговой штурм (мозговая атака)
  • Работа в малых группа
  • Ролевая игра
  • Кейс-метод [3, с. 288].

Важно подчеркнуть, что в процессе обучения иностранным языкам с использованием интерактивных методов кардинально меняется роль преподавателя. Преподаватель перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, выполняет консультативную роль. Он становится лицом, помогающим эффективно овладевать полученными знаниями, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской [2, с. 194].

В качестве примера рассмотрим алгоритм работы над песней „Freunde“ известной немецкой группы „Pur“ с применением интерактивных методов. Работа с данным текстом может быть предложена в 10 классе в рамках темы «Freundschaft» («Дружба»).

Тема урока:Freundschaft.

Форма урока: урок формирования и усвоения умений и навыков.

Цель: Развитие коммуникативной компетенции на базовом уровне на основе песни.

Задачи обучения:

Практические:

  •  развивать умения аудирования с общим и полным пониманием информации в аудотексте;
  • учить учащихся высказывать свою собственную точку зрения по заданной теме;
  • расширить активный и пассивный словарь учащихся.

Развивающие:  

  • развивать память и творческое мышление учащихся.

Воспитательные:  

  • воспитать ценностное отношение к дружбе.

Средства обучения: рисунок на доске, песня группы Pur «Друзья» на цифровом носителе, раздаточный материал, проигрыватель.

Работа над любым аудио- или видеотекстом основывается на трех этапах: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Предтекстовый этап предполагает активизацию тематических знаний обучающихся без полного проникновения в смысл текста, снятие возможных трудностей в понимании его содержания и мотивирование к его прочтению. На текстовом этапе преподаватель предлагает задания, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. На послетекстовом этапе преподаватель использует формы работы, направленные на контроль понимания содержания текста и его интерпретацию [1, с. 60].

На предтекстовом этапе предлагается использовать интерактивный метод «Ассоциативная звезда». Данный метод может быть полезен для того, чтобы стимулировать креативное мышление учащихся, структурировать тему, а также помогает собрать ассоциации – предположения о возможном содержании песни. При применении данного метода предлагается следующая последовательность действий:

1. Учитель изображает на доске солнце с множеством лучей, а в середине записывает тему урока, в рамках которой будет осуществляться работа над песней. Ученики высказывают идеи и называют понятия, которые связаны с этой темой. Свои ассоциации учащиеся записывают на лучах солнца. Учитель должен направлять и помогать ученикам на данном этапе. Критика со стороны учителя не допустима.

 

       

   

2. На втором этапе применения данного метода следует рассортировать и структурировать идеи. Данную работу ученики могут выполнять в малых группах. Результаты представляются и корректируются в ходе совместного обсуждения в группах, а затем в пленуме.

На текстовом этапе учитель предлагает работу с карточками, на которых представлены отрывки из текста песни („Der zerrissene Text“). Учащиеся в малых группах должны расположить карточки в последовательности, в соответствии с логикой и содержанием текста песни, и представить свои варианты текста песни:

Versucht, die einzelnen Textauszüge zu verstehen. Was sagen sie aus? Versucht anschließend, die Textkarten in der wahrscheinlichen Reihenfolge zu legen.

     

 

Каждая группа поочередно озвучивает свои результаты. Учитель фиксирует ответы на доске следующим образом:

Gruppe 1

A

C

F

E

G

B

D

Gruppe 2

C

F

E

Gruppe 3

Gruppe 4

На следующем этапе ученики слушают песню и проверяют правильность своих ответов.

На послетекстовом этапе работы над аудированием учащимся предлагается разыграть игру «Sprich mit mir!». Учащиеся становятся в два круга – внешний и внутренний. По сигналу учителя (учитель включает или выключает музыку, например песню «Freunde» группы Pur) ученики начинают свободно двигаться по своему кругу: учащиеся внешнего круга по часовой стрелке, а учащиеся внутреннего круга против часовой стрелки. Как только музыка прекращает звучать, ученики останавливаются, поворачиваются друг к другу лицом и в парах начинают обсуждать вопросы, предлагаемые учителем, например: «Was bedeutet für euch Freundschaft? Begründet euere Meinung!». Через 2-3 минуты учитель снова включает музыку, и ученики вновь двигаются по кругу. После очередного прерывания музыки ученики в новых парах обсуждают вопрос: «Wie ist dein Freund?». Следующий вопрос может звучать так: «Wie verbringst  du die Freizeit mit deinem Freund?» и т. д. На следующем этапе проведения данной игры можно предложить учащимся обсудить вышеназванные вопросы в ходе общей дискуссией. С целью снятия возможных языковых трудностей при работе в парах учитель может записать на доске  необходимые ключевые слова (либо как вариант учащиеся могут пользоваться ключевыми понятиями, которые записаны на лучах «ассоциативной звезды» – см. выше).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что использование интерактивных методов в обучении иностранному языку учащихся школ обладает большим образовательным потенциалом, так как позволяет решать не только учебные задачи, но  и достигать воспитательных целей. При такой форме организации занятий общение на иностранном языке облегчается и ускоряется, информация становится доступной, актуальной и аутентичной. Совместная деятельность в системе образования означает, что каждый участник данного процесса вносит свой вклад в общее дело, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности.

Список  использованных источников:

  1. Вишленкова, С. Г. Развитие учебной автономии студентов языковых профилей подготовки при обучении чтению иноязычных художественных текстов / С. Г. Вишленкова // Современные педагогические технологии в лингвистическом образовании : монография / под ред. Л. А. Лазутовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – С. 55–78.
  2. Вишленкова, С. Г. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов-бакалавров с помощью интерактивных методов в процессе обучения иностранному языку / С. Г. Вишленкова, Е. А. Левина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –Тамбов: Грамота, 2016. – № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. – C. 192–195.
  3. Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения – основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии : материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014.  – С. 286–291.
  4. Коротаева, Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е. В. Коротаева. – М. : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Публикации в сборнике научных статей

В сборники включены статьи на акутальные школьные темы, которые целесообразно использовать на уроках литературы, классных часах по краеведению....

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...

Научные статьи и публикации

В данном разделе представлены разработанные и написанные мною научные статьи и публикации...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....