Научные статьи и публикации
статья

Панченко Дарья Алексеевна

Предварительный просмотр:

Панченко Дарья Алексеевна

«Типология рисков в Интернете: кибербуллинг, цифровая репутация, сходство и различие в поведении и самовосприятии человека в реальной жизни и сети Интернет»

На сегодняшний момент практически невозможно представить себе жизнь без Интернета и технологий. Широкое распространение информационных технологий во всех сферах повседневной жизни оказывает значительное влияние на адаптацию индивида. Именно поэтому, принято считать, что Интернет выступает как значительный фактор социализации и адаптации. Благодаря ему вырастает возможность удовлетворения потребностей: духовных и социальных. Вместе с тем, вырастают и риски негативного влияния на психологическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье человека.

Риски, с которыми можно столкнуться при взаимодействии и сетью Интернет, весьма многообразны. Они исходят, прежде всего,  от информации, которая размещается в Сети. В один ряд выстраиваются следующие виды рисков в Интернет-среде:

- контентные риски (связанные с размещенными материалами, несущими собой негативное психологическое влияние. Например: зависимость, агрессию, ненависть, рост суицида и т.д.);

- коммуникационные риски (влекут за собой межличностные конфликты);

- электронные риски (хищение личных данных);

- потребительские риски (приобретение товара низкого качества, потеря денег без приобретения товара  и т.п.).

В последнее время все большие обороты принимает кибербуллинг. Стоит сказать, что под кибербуллингом понимают нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на веб-сайтах, а также по мобильной связи. Многократно повторяемое поведение имеет цель – навредить человеку, вывести его из состояния равновесия.

Кибербуллинг имеет множество разновидностей. Так, это может быть флейминг – затяжной конфликт, основанный на перепалках двух и более людей. Протекать может в закрытых чатах и открытых местах Сети (например, в комментариях под постом сообщества). Клевета как вид кибербуллинга предполагает размещение в Сети ложной информации о человеке (фото или видео с целью унизить и опозорить). Самозванство – создание страницы жертвы и рассылка сообщений от его имени, носящих негативный характер. Отчуждение – изгнание человека из группы, чата; оставление его сообщений без ответа. Таким образом, изолирование и игнорирование воспринимается жертвой как отчуждение от коллектива и болезненно переживается. Еще один вид кибербуллинга – киберпреследование (скрытое выслеживание потенциальной жертвы с целью организации нападения, насилия и т.д.).

Особенность кибербуллинга состоит в том, что поскольку он возможен только в Сети, то здесь нет границ. Где бы человек не находился – травля не прекращается. Кроме этого, информация распространяется с мгновенной скоростью, а значит, можно привлечь к травле новых участников и усилить ее. Чаще всего кибербуллинг остается безнаказанным, потому как тот, кто наносит вред может быть анонимом, «инкогнито» и сидеть с фейкового аккаунта. Жертва кибербуллинга в большинстве случаев (если речь идет о подростках), заканчивают жизнь самоубийством, не выдерживая напора недоброжелателей.

Так сложилось, что наша реальная жизнь отличается от виртуальной. В Интернете мы можем позиционировать себя как успешные личности с идеальной внешностью. Но это всего лишь иллюзия, поскольку мы сами придумываем себе этот «мир».

Взять, к примеру, популярный сегодня Инстаграм. В аккаунтах пользователи размещают только удачные фото, подписывают их мудрыми цитатами или глубокими размышлениями (которые, кстати, не способны указать на уровень интеллекта пользователя). Кроме этого, популярность набирают книги и курсы по улучшению своего аккаунта с целью привлечения к нему аудитории. Обучают тому, как должен строиться контент, в каком порядке выкладывать фото, и даже какой фильтр наложить для общего стиля. По итогу мы видим красивую и успешную жизнь, состоящую только из ярких моментов. Но ведь в жизни все совсем не так.

В связи с такой идеализацией виртуального пространства меняется самовосприятие пользователя. Повышается самооценка, желание выходить в реальный мир отпадает. Хочется находится в Сети – там красиво, там я успешен. Конечно, в реальную жизнь выйти приходится, и тогда есть вероятность подвергнуться психологической травме. Мир реальный не такой красивый как виртуальный, а собственный успех – всего лишь иллюзия.

Бывают и противоположные ситуации, когда насмотревшись «идеальной жизни» у других пользователей, своя кажется скучной и однообразной. В таком случае велика вероятность впасть в уныние.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек очень серьезно переживает за свое благополучие и репутацию, как в реальной жизни, так и в Сети. Подрыв этой репутации ведет к плачевным последствиям: от психологических травм до сведения счетов с жизнью.



Предварительный просмотр:

Выступление на собрании методического объединения учителей гуманитарных наук учителя обществознания Панченко Д.А.

Применение документов на уроках обществознания

Изучение и преподавание гуманитарных дисциплин в настоящее время требует от учителей и преподавателей ответственности. Современные школы накладывают на них большую ответственность при изучении таких предметов как право и обществознание, так как в процессе обучения учитель обязан не только дать основную базу знаний и привить интерес к предмету, но еще и сформировать гражданственность, социальную ответственность и правовое самосознание.

На уроках обществознания учитель должен выработать у учащихся умение работать с полученной информацией: уметь систематизировать, анализировать и интерпретировать процессы, факты и явления; уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения; выполнять исследовательские работы; осуществлять оценочные суждения.

Согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту нового поколения, перед учителями, помимо вышеперечисленных задач, стоит и ряд новых. Решение этих задач невозможно без использования дополнительного материала на уроке.

Использование на занятиях таких материалов как документы, дает ряд преимуществ. Прежде всего – это наглядность (иллюстрация) изучаемого материала. Работа с документом на уроке знакомит учащихся с методами научного познания общества. Их использование учит разбираться в текстах, с которыми гражданин встречается на практике. Так же применение документов – способ введения в курс актуальной информации (предоставления реально существующих проблем). Работа с документами поднимает уровень самостоятельности на уроке; помогает создать условия для организации поисковой деятельности. Благодаря применению наглядности в форме документа, появляется возможность осуществления индивидуального подхода и уровневой дифференциации (хорошо подготовленным ученикам предоставляется возможность работы с более сложными текстами).

Учителю, прежде всего, предоставляется возможность «демонстрировать» свои слова, делая отсылку на документ или его часть; а также приводить примеры на основе документа.

Использование на уроках документов и их фрагментов помогает реализовать следующие задачи: мотивировать учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы; привлечь внимание детей к той или иной теме или проблеме; развить умение анализа; превратить любой документ в одно из средств образовательного процесса; расширить кругозор и познавательную активность учащихся.

На уроках обществознания, при изучении нового материала, документы могут служить как: основной источник информации; замена текста учебника или рассказа учителя, может так же являться их дополнением; иллюстрацией слов учителя, подтверждающей его рассказ и информацию учебника. Использование документов на уроке должно быть, прежде всего, ориентировано на удовлетворение и поощрение любознательности детей, их аналитических способностей. Применение документов на уроке предполагает разнообразие методов, в основе которых лежит деятельностный характер и позволяет сформировать у них следующие исследовательские умения и навыки: работы с документами как специфическим источником; анализа используемого материала; постановки и решения практических задач; формирования предметных и метапредметных знаний.

Директор МБОУ СОШ № 2 г.Болотного                                       Павлович Т.И.



Предварительный просмотр:

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности

В своей работе с детьми при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности я использую следующие современные технологии:

Системно-деятельностный подход. Одним из принципов данного подхода является принцип психологического комфорта. Поэтому для меня очень важно наличие психологического комфорта на уроках, тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию. Я стараюсь создать доброжелательную теплую обстановку на уроке. Улыбка, слова одобрения и поддержки, похвала - все это позволяет минимизировать возможные стрессовые ситуации и получить заряд положительных эмоций не только детям, но и мне.

Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость.   На своих уроках учу  наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.   Проблемная  ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ, безусловно, активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию и поддерживает устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (изображения, анимация). Я использую ИКТ на различных этапах урока (знакомство с новым материалом, закрепление, обобщение). При выполнении домашнего задания сами учащиеся используют ИКТ, учатся находить нужную информацию в Интернете, грамотно и эстетично представляют ее в виде презентаций.

Использование ИКТ позволяет мне создавать разные учебные ситуации, опираясь на жизненный опыт учащихся.

Еще один способ применения ИКТ - это виртуальная экскурсия. Не выходя из класса, у нас появляется возможность посетить удивительные места нашей планеты, побывать на разнообразных праздниках всего мира. Ребята выступают в роли экскурсоводов. Такая форма дает возможность развивать коммуникативные навыки и позволяет задействовать максимальное количество детей. Кроме этого можно практиковать не только монологическую речь (выступление гида), но и диалогическую (остальные ребята активно задают вопросы), а чтобы ответить на эти вопросы, надо их услышать и понять. Виртуальная экскурсия носит не только образовательный, но и развивающий и воспитательный характер. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, использование такого метода становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, стране, рассказать гостям о самобытности культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о стране, который позволяет развивать культуру представления страны, а также формировать представления о культуре разных стран. Сегодня, когда патриотическое воспитание является первостепенной задачей для всего общества, такая форма работы, на мой взгляд, является очень важной и актуальной. 

Технологии личностно-ориентированного подхода позволяют учитывать возможности и потребности учащегося, а главное ориентировать его на практическое использование навыков в своей будущей деятельности.

Технология обучения в сотрудничестве. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы. На своих уроках я часто использую диалоговые формы работы.

Чтобы приблизить ребенка к реальной ситуации общения, широко использую принцип наглядности. Применение наглядности позволяет в первую очередь визуализировать процесс обучения, повышает интерес и мотивацию.

Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.

Проектные технологии. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект помогает учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, рекламных проспектов, агитационных плакатов, презентаций и т.д. и позволяет проверить сформированность коммуникативной компетенции. Метод проектов требует от ребенка умения презентовать свой продукт, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии. Интересные проектные работы учащихся могут быть применены ими на конференциях разных уровней.

На своих уроках применяю такой прием, как рефлексия. Именно она позволяет мне осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить. Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления и навыков самоанализа.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.  Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования взаимосвязан с   процессом общения.



Предварительный просмотр:

Выступление на собрании методического объединения учителей гуманитарных наук учителя обществознания Панченко Д.А.

Повышение мотивации к изучению истории и обществознания через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности.

В настоящее время в современной школе остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Не достаточно простого соблюдения дисциплины на уроке. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом посещали занятия, легко запоминали материал и выдавали хорошие результаты при разного рода проверках: будь то простая проверочная работа на уроке или же  государственный экзамен. Тем более, что такие предметы как обществознание и история всё чаще необходимы для поступления выпускника школы в учебное заведение, и для всестороннего развития его личности.

Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Под ней, в рамках реализации ФГОС, понимается !образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых  результатов освоения основной образовательной программы начального общего/основного общего образования».

При всем многообразии форм внеурочная деятельность должна быть грамотно связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Таким образом, внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем самым средством, которое поднимает  активность ученика в поиске знаний и помогает удовлетворить его интересы. Она позволяет задействовать учащихся разных возрастов; может проводиться в тех временных рамках, которые будет устанавливать учитель (так как время урока не всегда позволяет реализовать задуманное).

Самыми известными формами внеурочной деятельности являются: проектная деятельность, в рамках которой учащийся может глубоко изучить интересующую его тему по истории или обществознанию, и даже сделать своё «открытие» в том или ином научном вопросе; предметные недели, проводимые в школе, которые также способствуют повысить мотив к изучению предмета; научно-исследовательская деятельность – позволяет углубиться в ту или иную тему (вопрос) с точки зрения науки, выйти за рамки школьных знаний; проведение викторин позволяет учащимся проверить свои знания в игровой форме, при этом сравнив свой уровень знаний с уровнем знаний сверстников; беседа, как форма внеурочной деятельности позволяет поставить на обсуждение проблемные вопросы по предмету или отдельной теме, побудив, таким образом, учащихся на дискуссию/спор, в котором, как известно, рождается истина, или же желание эту истину узнать. Самыми распространенными и давно известными формами были и являются экскурсии, олимпиады, творческие работы. Стоит сказать, что творческая работа даёт возможность применить свои таланты в при изучении, казалось бы, скучной и серьёзной темы: например, создать иллюстрацию к событию (если речь идет об изучению исторического вопроса), или же написать сочинение в рамках обществоведческой проблемы. Кроме этого, существуют и другие формы внеурочной деятельности, которые также помогут замотивировать, побудить к изучению и вызвать интерес к предмету или отдельному вопросу по нему.

Разнообразные формы организации урочной и внеурочной деятельности при изучении истории и обществознания значительно  повышают интерес, активность и работоспособность  детей, способствуют психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

     

Директор МБОУ СОШ № 2 г.Болотного                                                            Павлович Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Публикации в сборнике научных статей

В сборники включены статьи на акутальные школьные темы, которые целесообразно использовать на уроках литературы, классных часах по краеведению....

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....

"Педагогическая система по формированию безбарьерной межкультурной языковой коммуникации обучающихся общеобразовательных учреждений" статья для публикации в научном журнале FLER (Самарский государственный университет им. С.П. Королева)

Аннотация. В статье исследован комплексный подход в формировании безбарьерной межкультурной языковой коммуникации  обучающихся из опыта работы ассоциированной школы ЮНЕСКО ЧОУ школы «Эврика...