Материал по теме "Развивающее обучение" на примере УМК Spotlight
статья

Обревко Анастасия Игоревна

В статье анализируется роль УМК Spotlight в реализации принципов развивающего обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ! КАКОЕ ОНО!

В статье анализируется роль УМК нового поколения в реализации принципов развивающего обучения, а также рассматривается умение учителя грамотно, т.е. профессионально подойти к выбору учебника с точки зрения развития познавательного интереса учащихся, совершенствования  их учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка. Сформированные  рефлексивные умения, как свидетельствуют результаты микроисследования автора статьи, помогают учителю выйти на более высокий уровень профессиональной подготовки, осознать свой личный вклад в развитие школьников  с позиций развивающего обучения в условиях современного типа школы. Представлены попытки учителей наметить траекторию развития учащихся с помощью развивающих ситуаций и заданий, представленных системно  в современных учебниках издательства «Просвещение». 

Поводом к написанию статьи послужили несколько чрезвычайно значимых и актуальных причин, проанализированных автором данного опуса, который не один год в своей научно-исследовательской, теоретической и практической деятельности разрабатывает, апробирует и внедряет систему развивающего обучения, в основе которой культурно-историческая теория нашего выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, теория познавательного интереса российского ученого-педагога Галины Ивановны Щукиной, философия диалогизма (М.М.Бахтин, М.Бубер, Ю.М.Лотман и некоторые другие), а также коммуникативный метод Ефима Израилевича Пассова в системе иноязычного образования.

Именно эти выдающиеся ученые-исследователи и одновременно практики заложили для педагогической деятельности учителя  иностранного языка фундаментальную базу для развития и воспитания подрастающего поколения в условиях современного школьного образования. Обратимся к результатам нашего сегодняшнего микроисследования в области развивающего обучения с позиций того, как это понимает современный учитель иностранного языка, использующий современный УМК, который коренным образом отличается от одного единственного учебника, с которым работали мои первые учителя английского языка. Сейчас современный УМК – это огромный современный комбайн, позволяющий при грамотном использовании продуктивно решать практически все поставленные в нем цели и задачи с позиций развивающего обучения.

«развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве».

Практически все участники (95%) понимают смысл и необходимость включения развивающих заданий и ситуаций на уроке современного типа, апеллируя к современным УМК российских издательств, корректно выбирают развивающие задания, классифицируя и типологизируя их в своих высказываниях и в контрольных работах повышенного типа.

 «Наша школа в обучении иностранному языку работает по учебно-методическому комплексу (УМК) «Spotlight» Надежда Быкова, Марина Поспелова, Дженни Дули, Вирджиния Эванс.

В УМК грамотно продумано развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Данное пособие направлено на формирование личностных, предметных и метапредметных знаний, умений и навыков.

Безусловно, задания в УМК «Spotlight» можно считать развивающими.

В основу УМК положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.  Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.   Мною выделены следующие задания согласно изученной классификации:

Задания-инструкции (первая группа):

Making notes (p. 37 Spotlight 5)

Read the text and underline keywords. List the points under heading. Use your notes to present the topic.

Комментарий: Задания этой группы позволяют накопить и закрепить материал, а также подготовить учащихся к последующей продуктивной деятельности. От учащихся требуется воспроизвести всю систему признаков понятия, четко соблюдать последовательность выполнения, осуществлять самоконтроль своих действий.

Задания-реконструкции (вторая группа):

Spotlight 5 (p. 76, p.  )

Look at the picture. What does Sally do in the morning/afternoon/evening. What’s your daily routine?

Комментарии: Выполняя задания-реконструкции, учащиеся переходят на  более высокий уровень, на уровень творческой деятельности. Здесь уже необходимо использовать такие приёмы, как трансформация, переосмысление и преобразование изученного материала.

Задания-поиски (третья группа):

Use an atlas to find other countries and their capitals. Prepare a small quiz for your classmates. (p. 53)

Комментарии: Подобные упражнения предполагают активный творческий поиск материала, где учащиеся самостоятельно планируют и оценивают выполнение задания, его результаты»

 «В своем учебном заведении работаю по УМК «Spotlight» в начальном и среднем звене. Считаю, что задания данного учебно-методического комплекта можно считать развивающими, поскольку они и воспитывают, и максимально способствуют совершенствованию их учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с ФГОС, в учебном пособии осуществляется деятельностный подход.  Т.е. в начале каждого модуля предполагается совместная формулировка учебных задач, которая содержит указание на речевой продукт, ожидаемый от учащихся.

В конце изучения модуля разделы «Now I know» и «Portfolio» способствуют развитию стремления демонстрировать свои способности и достижения;  проводить самоконтроль  и давать самооценку.

Уроки страноведения как стран изучаемого языка (Culture Corner, Spotlight on Britain), так и России (Spotlight on Russia) обеспечивают учащихся материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют формированию умения вести полилог культур.

Развитию учебно-познавательной компетенции способствуют задания, например, направленные на преобразование сплошного текста в графический (таблицы, схемы) и другие.

Развитию социально-трудовой компетенции способствуют задания с тематикой различных сфер трудовой деятельности (например: «заказ номера в гостинице», «заказ столика в ресторане», «покупки подарков», «знакомство» и многое другое).

Если брать во внимание систему развивающих заданий, предложенную автором данного модульного курса, то в УМК “Spotlight” представлены все виды заданий из предложенных групп.

 «Я работаю в начальной школе по УМК Spotlight и считаю, что здесь есть достаточное количество упражнений, построенных по системе развивающего обучения. Этот УМК не только отвечает интересам учащихся, но и вовлекает их в активное изучение английского языка. Новый языковой материал представлен в  контексте живых интересных диалогов. Разнообразие упражнений, песен, стихов и игр помогает учащимся легче и быстрее запоминать изучаемый материал. Результатом является расширение лингвистического кругозора обучающихся, это, в свою очередь, позволяет освоить информацию, необходимую для овладения устной и письменной речью на английском языке на элементарном уровне. Присутствие персонажей разных национальностей отражает реалии современной Британии.

В УМК Spotlight  есть игры и комиксы, которые делают уроки нескучными,  мотивируя учащихся овладевать приемами игры.

Такая игра для учащихся младшего школьного возраста не только разрядка, но и способ познания окружающего мира. Она помогает детям быстрее и легче усваивать изучаемый материал. Кроме того, играя, они приобщаются к новому социальному опыту и развивают умение взаимодействовать с окружающими.

Сквозной линией в УМК проходит сказка «Городская и деревенская мышки», которая очень нравится всем учащимся.  Он иллюстрирован яркими картинками, с которыми можно много работать. Хотя этот вид упражнения предназначен для чтения, я всегда начинаю работу с разговора по картинкам: Кто на картинке? Что у него в руках? Какого цвета…? Где находится…? …счастлив? И т. д. Это позволяет учащимся повторить лексику, вспомнить предыдущий отрывок, научиться отвечать полными ответами, догадаться о значении незнакомых  слов.

Сказка сопровождается аудиодиском.  Аудиозапись позволяет услышать произношение и интонацию, повторить за персонажами их слова с правильным ударением и произношением; дети с удовольствием читают по ролям и готовы делать это вновь и вновь, что говорит об интересе к изучаемому предмету.

Выполнение развивающих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывает учащимся новые знания, новые способы добывания знаний; сам процесс их выполнения обеспечивает синтез овладения знаниями, приемами умственной деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть важность проводимой учителями-практиками работы в формате рефлексии, позволяющей выделить как положительные стороны того или иного УМК, так и недочеты, о которых учитель имеет право напрямую сказать/говорить авторам через интернет во имя совершенствования программно-методического обеспечения образовательного процесса в современной школе нового типа, а также в плане методологической самоподготовки учителя-практика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД при обучении чтению на примере УМК "Spotlight-2"

УМК "Spotlight" представляет совершенно новый подход в обучении чтению, так называемое "глобальное чтение", дети не просто  изучают звуки и совершенствуют произносительны...

Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)

Презентация по теме: "Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)"...

Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)

Конспект-презентация урока английского языка для 5 класса по УМК «Spotlight» в рамках системно – деятельностного подхода при реализаци ФГОС в обучении иностранному языку...

Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г

В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в  рамках ФГОС на уроке английского язы...

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....

Презентация к материалу по теме "Развивающее обучение" на примере УМК Spotlight

Презентация к материалу по теме "Развивающее обучение" на примере УМК Spotlight...