Доклад "Ролевые игры в работе с одаренными детьми"
учебно-методический материал

Кузнецова (Венгловская) Ирина Викторовна

Доклад "Ролевые игры в работе с одаренными детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ролевых игр при обучении английскому языку одаренных детей.

Такие задания активизируют творческий процесс на уроке, включают элементы драматизации, дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.

 Ролевая игра является одним из наиболее интересных и эффективных приемов обучения речевому общению на занятиях по английскому языку. При отработке практического аппарата ролевого общения приходится решать множество лингвистических проблем.

Ролевые игры – вид активного социально-психологического обучения, в котором главным элементом выступают роли, а связями – отношения между ними, определяемые ролевыми целями и предписаниями. Высокая эффективность ролевых игр отмечается в области объективации механизмов межличностной и социальной перцепции, стиля общения и взаимодействия носителей различных социальных ролей в обычных и проблемных ситуациях, развитие коммуникативной компетенции.

 Ролевая игра как форма обучения имеет целью подготовку участников к тем ситуациям, которые возникают в их реальной жизни и деятельности, обучение их к принятию решений в ситуации неопределенности, в незнакомой или творческой обстановке, где воображение создает все основные условия реальной ситуации. В ролевых играх подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средством и способом поведения и деятельности, и, в тоже время, формализован и упрощен по сравнению с реальностью аспект межличностных отношений. В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые по своим психологическим составляющим аналогичны ситуациям его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, дают обратную связь об адекватности его действий и ставят перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели поведения.

Особенно ценна эмоциональная составляющая ролевой игры, так как интенсификация процесса обучения зависит не только от выполнения того или иного действия, но и в немалой степени от чувственной вовлеченности человека в игровую деятельность. В свою очередь, высокая эгововлеченность индивида в ролевую игру обеспечивается драматизацией его ролевого набора и характера ролевых отношений. Чувственное переживание драматизма значимых жизненных ситуаций является одним из важнейших условий и психологических механизмов личностного развития.

Известно, что при использовании традиционных методов и форм обучения, обучающийся часто затрудняется как и где применять языковые модели и не способен адекватно реализовать языковые навыки, так как весь процесс обучения, как правило, оторван от реальности и представляет собой вырванные языковые модели и штампы, не связанные ни с социальным, ни с языковым контекстом. Существенным компонентом ролевых игр является их направленность не только на социализацию обучаемого, но и на овладение им определенных языковых умений и навыков и на их применение в речи. Ролевые игры снимают трудности, так как являются активной практикой, сочетающейся с языковым обучением новому и применением изученного.

 Преимуществами ролевой игры как активного метода обучения являются:

· обучение общению на иностранном языке в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям;

· пространственно-временные особенности, придающие игре динамичность; · повышение мотивации учащихся посредством актуальности содержания темы учебного материала;

· создание благоприятного психологического климата внутри академической группы;

· формирование навыка работы в команде (team-building);

 · возможность использования не только в качестве метода обучения, но и в качестве метода контроля.

Проведение ролевой игры делится на три основных этапа деятельности преподавателя и учащихся:

 · подготовка к ролевой игре; · проведение игры, т.е. реализация целей игры;

· обсуждение игры или обратная связь (рефлексивный этап).

Подготовительный этап включает в себя разработку и анализ основных составляющих ролевой игры: цели, содержания, сюжет, имитируемая ситуация, роли и игровые действия по их реализации, игровое употребление предметов – их условное замещение, отношения между участниками игры.

В ходе подготовки к ролевой игре используется ряд подготовительных учебных мероприятий и упражнений, направленных на введение, ознакомление и изучение специфики темы. Это включает в себя работу над лексическим материалом по данной теме.

Принимая во внимание тот факт, что основные грамматические навыки учащихся уже сформированы над данном этапе, работа над грамматическими упражнениями включает в себя лишь вопросы, представляющие наибольшую сложность.

Процесс контроля усвоения на подготовительном этапе осуществляется в парной работе учащихся – проигрывание микро-ситуаций, групповой дискуссии, собрания, одиночной – презентации, доклады, эссе.

Безусловно, учитывая специфику каждой формы речевой деятельности, активное внимание уделяется правильному речевому оформлению фраз. Сначала речевые формы и выражения усваиваются в модельных диалогах, в микро-диалогах, в которых реализуются конкретные речевые интенции. Этап усвоения речевых клише завершается заданиями коммуникативного характера. Использование репродуктивных и продуктивных заданий является подготовкой к выполнению речевых упражнений, более сложных по структуре и содержанию, проработке отдельных ситуаций в форме более развернутых диалогов, подразумевающих комплексное использование речевых интенций. Кроме того, при составлении диалогов учащиеся учатся логически выстраивать цепочку беседы.

Подготовительный этап заканчивается собственно ролевой игрой. При этом особое значение имеет процесс распределения ролей. Роли распределяются в зависимости от уровня владения языком.

Ролевая игра проводится на базе изученной лексики. Метод организации игры и учебно-познавательной деятельности – метод диалога или полилога.

Таким образом, ролевая игра – это активный метод обучения, делающий процесс более интенсивным и оптимальны, она приближает учебный процесс к условиям реальной деятельности и способствует созданию навыка работы в команде. Она также формирует коммуникативную компетентность, способствует повышению уровня мотивации, способствует преодолению психологического и лингво-культурного барьеров, стимулирует речемыслительную активность обучаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...