Исследования по выявлению одарённых детей
методическая разработка

suhoruchenkova-tamara
     Наиболее эффективными формами работы с одарёнными детьми с
психологической точки зрения мы считаем личностно – ориентированный
подход к ребёнку, обучение по индивидуальным образовательным
маршрутам, самостоятельную научно – исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovaniya_po_vyyavleniyu_odaryonnyh_detey.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Исследования по выявлению одарённых детей

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми».

 (Американский исследователь А. Блум)

1. Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

 Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.

  Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.

 Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

 Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.

  Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Одной из основных задач современного педагога является выявление и развитие одарённости обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, создание условий для реализации познавательных и творческих потребностей каждого ребёнка.

Часто ребёнок, имея внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности, не может проявить свои способности сразу в силу ряда причин. Поэтому важно проводить мониторинговые исследования, целью которых является выявление потенциальных способностей, обучающихся в разных видах деятельности, определение направлений одарённости по видам деятельности, выявление и анализ образовательных потребностей. Специальных методик для выявления одарённости ребёнка нет (т. е.  нет пока какого – то единого теста, проведя который, можно с уверенностью диагностировать одарённость учащегося). Для выявления одарённости детей   используется комплексный подход:

  1. Наблюдение, которое осуществляют родители, педагоги, психологи
  2. Психолого – диагностическое обследование учащихся, которое проводит психолог.

3. Анализ самоотчетов и самонаблюдений детей, который проводится и педагогами, и родителями, и психологами.

Мониторинговые исследования проводятся ежегодно и носят фронтальный характер, в них участвуют все учащиеся. По результатам мониторинговых исследований создаются банки данных.

В банк данных одарённых детей вносятся данные ребят, которые уже проявляют свои способности, являются победителями и призёрами олимпиад и конкурсов различных уровней.  

Банк данных детей с высоким потенциалом включает ребят, которые, имея высокий интеллектуальный, творческий или мотивационный потенциал, пока не реализовали свои способности.

После диагностики одарённости на втором этапе работы с одарёнными детьми организуется психолого - психологическое сопровождение учащихся.

При организации психологического сопровождения одарённых детей, выборе форм и методов работы с ними выделяются два основных фактора одарённости: инструментальный и мотивационный, то есть одаренность ребёнка рассматривается в двух основных аспектах: могу  и хочу. Инструментальный аспект одарённости характеризуется:

● наличием специфических стратегий деятельности (быстрым освоением деятельности и высокой успешностью её выполнения, использованием и изобретением новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации, выдвижением новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом)

● индивидуальным стилем деятельности (самостоятельностью, склонностью все делать по – своему)

● структурированностью знаний (умением видеть изучаемый предмет в системе, улавливать главное)

● особым типом обучаемости (изменением структуры знаний при достаточном количественном накоплении)

 Составляющие мотивационного фактора выглядят следующим образом:

● избирательная чувствительность к предметной деятельности (звукам, знакам, цвету, техническим устройствам, растениям и пр.)

● ярко выраженный интерес, способность «погружаться» в интересующий предмет

● высокая познавательная потребность

● предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации (неприятие стандартов, готовых ответов)

● высокая критичность к результатам своего труда, перфекционизм, склонность ставить сверхтрудные цели.

Творческая одарённость  не рассматривается как самостоятельный вид одарённости. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребёнка, как «выход за пределы заданных требований». Не имея гибкого оригинального мышления, т.е. высокого уровня креативности, этот выход не был бы возможным.

Наиболее эффективными   формами работы с одарёнными детьми с психологической  точки зрения является  личностно – ориентированный подход к ребёнку, обучение по индивидуальным образовательным маршрутам, самостоятельную научно – исследовательскую работу.

Основными формами работы на этапе организации психолого – педагогического сопровождения учащихся является  консультирование всех участников образовательного процесса (классного руководителя, учителей – предметников, родителей, детей), помощь ребёнку в выборе индивидуальной образовательной траектории, психологическая поддержка детей, помощь в определении или осознании познавательных интересов каждого ребёнка,  разработка развивающих индивидуальных образовательных программ.

Третий этап работы  - создание условий для развития способностей и реализации у детей имеющегося потенциала. На этом этапе работы мы используем систему дополнительного и индивидуального образования.

       

При проведении мониторинговых исследований используются батареи тестовых методик и диагностических процедур, исходя из целей и задач исследования. Мы используем следующие методики при проведении исследований:

Наименование методики

Цель диагностических процедур

Методика Лускановой «Оценка школьной мотивации»

Диагностика компонентов психологического здоровья учащихся, выявление уровня мотивационного потенциала, формирование банка данных детей с высоким мотивационным потенциалом в учебной и интеллектуальной деятельности

Методика Казанцевой «Диагностика отношения к учению»

Диагностика компонентов психологического здоровья учащихся, выявление уровня мотивационного потенциала, формирование банка данных детей с высоким мотивационным потенциалом в учебной и интеллектуальной деятельности, выявление предметной направленности учащихся.

Тест креативности Торренса (в адаптации Н. Дружинина)

Диагностика невербальной креативности, исследование компонентов творческого мышления учащихся, формирование банка данных детей с высоким творческим потенциалом.

Тест С. Медника (в адаптации А. Воронина)

Диагностика вербальной креативности учащихся,  исследование компонентов творческого мышления учащихся, формирование банка данных детей с высоким творческим потенциалом.

Тест математических аналогий (ТМА) Н. Дружинина.

Диагностика математического интеллекта, исследование компонентов творческого мышления учащихся, формирование банка данных детей с высоким творческим потенциалом.

Тест Тулуз – Пьерона (адаптация Л.Ясюковой, ИМАТОН)

Диагностика уровня скорости переработки информации и внимательности, исследование психофизиологических  особенностей детей, выявление детей, имеющих высокую скорость переработки информации.

Тест ШТУР (школьный тест умственного развития) Единая городская диагностическая программа 2008 г

Диагностика уровня развития компонентов мышления школьников.

Тест КОТ (тест Вандерлика в адаптации Бузина)

Диагностика уровня развития компонентов мышления старших школьников

Методика цветовых выборов МЦВ (тест Люшера в адаптиции Л.Н. Собчик)

Изучение эмоционального состояния ребёнка, его индивидуальных психологических особенностей.

Методика портретных выборов МПВ (тест Сонди а адаптации Л.Н. Собчик)

Изучение эмоционально-волевой сферы личности ребёнка,

его характерологических особенностей

Тест самооценки по Дембо - Рубинштейн

Изучение уровня самооценки ребёнка

Тест Роршаха (в адаптации А. Белого)

Изучение эмоционально-волевой сферы личности ребёнка,

его характерологических особенностей, творческого потенциала.

Методика многопрофильного исследования личности СМИЛ (тест MMPI в адаптации Л.Н. Собчик)

Многопрофильное исследование личности ребёнка, составление психологического портрета личности одарённого ребёнка.

Методика «Социометрия» (А.А. Реана)

Изучение социометрической структуры класса (диагностика трудностей в межгрупповом общении), изучение взаимоотношений в классе в звене «ребёнок-ребёнок»,

«ребёнок-учитель»

«группа-группа»

Анкета для учителя «Карта одарённости» (А. Савенков)

Выявление направления одаренности детей на раннем этапе развития.

Анкета для родителей «Методика определения склонностей ребёнка» (А. Савенков)

Первичное выявление направления одаренности детей на раннем этапе развития.

Анкеты «Предпрофильная подготовка»  и «Профильное обучение»

Изучения образовательного запроса учащихся в старших классах, выявление направления одарённости

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест Тулуз- Пьерона

Гештальт – тест Бендер

Исследование логического мышления

Оценка работоспособности и концентрации внимания

Зрительно – моторная координация

Методика Замбяцевичене

Тест Равена

Изучение интеллектуального развития учащихся

Иматон, пособие Л.Я. Ясюковой

Тест Тулуз- Пьерона

Изучение потенциала интеллектуального развития (визуальное мышление)

Изучение кратковременной слуховой и зрительной памяти

Оценка работоспособности и концентрации внимания

Изучение познавательной мотивации

Тест прогрессивных матриц Равена

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ),

М.К. Акимова, Е.М. Борисова

Тест Айзенка

Методика Прихожан.

Тест Филипса

Социометрия Дж.Морено

Методика Лири  (компьютерная программа «Профориентационная система Профи – 2»)

Тест Айзенка

Оценка визуального мышления

Оценка умственного развития  одаренных детей ( 10- 11 лет)

Диагностика математических и лингвистических способностей (13-14лет)

Изучение эмоционального состояния

учащихся и уровня их психологического здоровья

Изучение положения учащихся в структуре школьного коллектива

Исследование межличностных отношений и

определение лидерских качеств учащихся.

Изучение личностных особенностей учащихся

Краткий ориентировочный тест

Методика КОС

( Р.В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога»)

Методика А. Мехрабиан  (компьютерная программа «Профориентационная система Профи»)

Шкала социально – ситуативной тревожности

О. Кондаша

Изучение умственного развития учащихся

Изучение коммуникативных и организаторских способностей

Оценка мотивации достижений

Изучение эмоционального состояния

учащихся и уровня их психологического здоровья:

эмоциональное самочувствие, тревожность

 Диагностика творческих способностей учащихся

В теоретической концепции одаренности А. М. Матюшкина (Концепция творческой одаренности. Вопросы  психологии. 1989/6) главное звено одаренности и его развития составляют творческие возможности ребенка. Поэтому методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации. Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П.Торренса (Torrance Test Creative Thinking — ТТСТ), впервые опубликованные в 1966 г. ТТСТ предназначены для использования в различных целях:

1) в исследованиях интеллектуального развития человека;

2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения;

3) при разработке коррекционных и терапевтических программ;

4) при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей детей, а не их достижений;

5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом.

П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение. Напряженность не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо.  Такое понимание творческой одаренности в ряде моментов согласуется с положениями концепции А. М. Матюшкина о совпадении психологической структуры одаренности ребенка с основными структурными элементами творчества и творческого развития и об исследовательской активности как основе этого развития.

В соответствии с данным определением П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. Каждое задание включает различные виды мыслительной деятельности и вносит уникальный вклад в общее представление о творческих способностях человека. Выбор заданий в тестовые батареи был сделан на основе факторного анализа большого количества разнообразных заданий, модифицированных или сконструированных автором. Для того чтобы обеспечить широкую зону действия теста, были отобраны слабо коррелирующие между собой задания. Специальное внимание при конструировании тестов было уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей.

ТТСТ представляет из себя 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно – звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников. Фигурные формы тестов, как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными.  В то же время экспериментально показана достаточная надежность и валидность  ТТСТ при соблюдении определенных правил проведения тестирования и обработки данных. Поэтому в нашем исследовании мы использовали фигурные формы ТТСТ.

Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов — гибкость мышления.

При использовании методики мы стремились к максимально точному соблюдению авторских инструкций как при проведении тестирования, так и при обработке результатов. При этом способы определения беглости и гибкости мышления, а также тщательности разработки идей и оригинальности ответов взяты нами из исследований, описанных В.Н. Дружининым в книге «Психология общих способностей. 3-е издание».

При анализе зависимых переменных, нами был введён интегральный показатель, который мы назвали «уровень творческих способностей». Его мы использовали дополнительно к общепринятым метрическим  показателям теста. Он позволяет ранжировать творческие способности учащихся по группам в соответствие со средними значениями результатов теста по возрастным нормам. Это в свою очередь помогает дифференцировать программы развития одарённости и коррекции творческих способностей         учащихся, то есть является значимым в работе психолога – практика.  Опираясь на результаты тестирования, возрастные и среднестатистические  нормы, мы выделили пять групп учащихся по их творческим особенностям и  способностям.

Деление на группы нами проводилось по следующему принципу:

Уровень творческих способностей

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Дети с признаками творческой одарённости

Не ниже среднего по возрастной норме

Не ниже среднего по возрастной норме

Выше среднего по возрастной норме

Выше среднего по возрастной норме

Дети с высоким творческим потенциалом

Хотя бы один из показателей творческого мышления  - выше среднего значения, остальные – не ниже среднего.

Дети с высоким творческим потенциалом и нуждающиеся в коррекции отдельных показателей творческого мышления

Хотя бы один из показателей творческого мышления  - выше среднего значения. Хотя бы один из показателей творческого мышления – ниже среднего значения.

Дети со средними творческими способностями

Средняя возрастная норма

Средняя возрастная норма

Средняя возрастная норма

Средняя возрастная норма

Дети со сниженным творческим потенциалом, нуждающиеся в коррекции отдельных показателей творческого мышления

Хотя бы один из показателей творческого мышления  - ниже среднего значения, остальные – не выше среднего

Увеличить творческий потенциал учащихся может мотивация на творческую работу. Естественной и достаточно сильной мотивацией в выпускном (11)  классе служит сознательный выбор направления подготовки к поступлению в ВУЗ. Этот мотив оказывается малозначимым для учащихся среднего звена (поступление в ВУЗ ещё очень далеко), его массовая активизация, скорее всего, неэффективна. Мы думаем, что более эффективной мотивацией на творческую деятельность для учащихся  в среднем звене является возможность участвовать в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней. Поэтому в школе следует вести целенаправленную работу  по развитию мотивации к творческой активности учащихся.

Основными принципами организации этой работы должны быть:

1. Планомерность и организованность (Есть ли в школе перечень традиционных конкурсов, олимпиад, конференций и пр., в которых могут участвовать работы обучающиеся? Известны ли примерные сроки их  проведения? Составлен ли примерный план участия на год в этих мероприятиях, оценены ли перспективы участия?

2. Доступность информации (Знает ли каждый ученико том, что его работа может участвовать в том или ином конкурсе, олимпиаде и пр.? Есть ли у него возможность участвовать в этих мероприятиях? Были ли обсуждены с каждым желающим (или имеющим потенциал для участия) ребёнком его возможности, перспективы, выбор темы  творческой работы и пр.?);

3. Дифференциация подхода к детям, развитие творческих способностей (Знает ли каждый из учителей, что по его предмету ребёнок хочет получить углубленную подготовку? Проводит ли в начале учебного года соцопросы, направленные на выявление интереса к своему предмету, желания заниматься исследовательской, творческой работой? Привлекает ли всех желающих к творческой деятельности? Готов ли сам работать над развитием творческой активности своих учеников?);

4. Широкое освещение положительных результатов творческой деятельности (Все ли обучающиеся, родители, учителя знают о достижениях ребёнка? Все ли имеют возможность увидеть результаты его творческой активности? Есть ли система морального стимулирования учащихся за творческую деятельность? Насколько она эффективна?).

При положительных ответах на все поставленные вопросы можно смело утверждать, что система развития мотивации к творческой деятельности учащихся в школе есть, и она приносит положительные результаты. В отрицательных ответах заложен резерв развития этого направления работы.