Ориентация на личность обучающегося при изучении иностранных языков
методическая разработка

Задворнова Людмила Александровна

Пути оптимизации процесса обучения в классах с неоднородным составом учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientatsiya_na_lichnost.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентация на личность обучающегося при изучении иностранных языков

Современное мультикультурное общество требует более вдумчивого отношения к организации процесса обучения иностранным языкам, толерантности и гибкости. И тут как нельзя лучше поможет личностно- ориентированный подход.

Ориентация на личность обучающегося связывается с внутренней дифференциацией и внешней, по частным способностям. Любой школьный класс является неоднородным, обучающиеся в нём различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке, интеллектуальные способности, опыт учения. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способности к самодисциплине, культурными особенностями и особенностями родного языка. Поэтому справедливо утверждение, что любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга.

В системе обучения, ориентированной на учащегося, не все учебные материалы срабатывают одинаково эффективно, поэтому одним из необходимых профессиональных умений учителя является умение адаптировать учебник и использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности. Планы уроков, ориентированные на конкретных учащихся, основываются на анализе потребностей школьников. Именно возможности и потребности конкретных учащихся класса определяют то, как формулируются цели уроков, как отбираются и градируются содержание, методы, приёмы работы, включая тексты и упражнения, а также приёмы и формы контроля, позволяющие эффективно оценивать успешность и степень продвижения учащихся, как организуется взаимодействие обучаемых на уроке.

Важнейшей проблемой в планировании любого курса обучения является постановка целей обучения, в какой мере школьники будут увлечены предлагаемой им работой, настроены на достижение целей. Учителю необходимо ставить перед учащимися такие цели, которые возбуждали бы интерес как можно большего числа обучаемых. Необходимо прогнозировать, что обучаемый может сказать или понять на иностранном языке по окончанию того или иного отрезка учебного времени. Такой подход заставляет преподавателя ставить перед собой реалистичные цели, степень достижения которых легко отслеживать, так как они воплощаются в некий конечный продукт и могут быть оценены.

Наблюдения показывают, что привычка ставить перед собой на каждый урок конкретные и реально достижимые цели помогает учителю правильно отбирать учебные материалы и упражнения. Это также облегчает контроль и оценку степени успешности овладения речевыми навыками и умениями. Для успешной реализации той или иной цели урока учителю необходимо включить учащихся в выполнение некоторого комплекса упражнений. При этом различные учащиеся нуждаются в различных по качеству и объёму комплексах упражнений, которые должны быть выстроены в соответствии с логикой развития навыков и умений и учётом личностных особенностей школьников.

 Учитель должен учитывать, что одни и те же задания вызывают энтузиазм со стороны одних и полное неприятие других школьников. Это значит, что задания нужно дифференцировать. Также необходимо учитывать, позволяют ли имеющиеся у учащихся учебные умения выполнить данное задание, и какое количество учебных материалов учащийся может усвоить за определённые промежуток времени. Известно, что скорость усвоения материала у учащихся различна. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы обучаемому была удобна предлагаемая разбивка учебного материала. Необходимо чётко знать, в какой степени учащийся владеет тем или иным речевым умением, какого уровня владения языком можно ожидать от данного школьника и насколько глубоки его лингвистические знания.

При подборе задания учитель должен учитывать, насколько уместным и личностно значимым является это задание для обучаемого, сколько шагов включает в себя данное задание, какие познавательные усилия потребуются со стороны учащегося и сколько информации ему необходимо усвоить, чтобы справиться с заданием. Если задание носит интерактивный характер, то обучаемому должна оказываться помощь собеседника. Таким образом, отбор и градуирование содержания обучения, предлагающие учёт целого ряда факторов, во многом базируется на знании особенностей обучаемых.

Решение проблем, связанных с отличием обучаемых друг от друга, должно происходить не только при планировании, но и при реализации плана в процессе обучения. Для этого существует целый ряд возможностей. Как известно, программа по иностранным языкам чётко определяет набор разговорных тем для изучения на каждой ступени. Однако в классе с неоднородным составом обучаемых учителю не следует стремиться оставаться в рамках того спектра подтем, сюжетов, проблем, текстов, методов и приёмов обучения, которые предлагает учебник. Для возбуждения и поддержания интересов учащихся целесообразно предлагать им такие тексты и задания, так формулировать проблемы для обсуждения, чтобы они были личностно значимы для школьников и помогали мим находить ответы на интересующие их вопросы. Учитывая пожелания школьников, а также вопросы, которые могут появиться в ходе «мозгового штурма», учителю, возможно, придётся несколько изменить содержание тем. Какие-то аспекты темы могут оказаться невостребованными, другие, наоборот, потребуют всестороннего изучения. В результате процесс обучения станет процессом поиска ответов на интересующие учащихся вопросы, и это создаст условия для реализации личностного творческого потенциала школьников и повышения их мотивации к изучению иностранных языков.

Принимая решение о том, что и как они хотят изучать, школьники могут советоваться с учителем. Но право окончательного решения всё-таки остаётся за обучаемым, даже если его выбор кажется учителю неразумным. Это даёт школьникам ощущение личностной значимости и учит принимать ответственные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка

В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентирова...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Значение родного языка обучающихся при изучении иностранных языков.

Публикация посвящена роли родного языка обучающихся на уроках иностанного языка....

Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

Повышение познавательной мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Об опыте работы учителя  по повышению мотивации  обучающихся к изучению английского языка....

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

Формирование социально-компетентностной личности в процессе изучения иностранного языка.

Статья посвящена специфике формирования социально значимых компетенций в ходе обучения кадет иностранному языку. Особое внимание уделяется вопросу психологической адаптации личности к другому языковом...