Межпредметная интеграция при воспитании духовно-нравственной культуры школьников
статья (6 класс)

Тригубенко Елена Викторовна

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметная интеграция при воспитании

 духовно-нравственной культуры школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков. Становление самостоятельности, инициативности, ответственности, формирование умения учиться являются ведущими целями образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную и  внеурочную.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.

              Работа по воспитанию высоконравственной личности ведётся на уроках английского языка. Учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранного языка, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы национальной культуры.

В начальной школе ребёнка нужно научить не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению. В условиях действия новых  стандартов во многом изменяется и  организация обучения. Новый стандарт ориентирован на метапредметные знания и личностный результат. Отсюда следует возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интегрированный урок помогает решить следующие задачи, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:  

  • Развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся;
  •  Развитие образного мышления;  
  • Повышение мотивации учебной деятельности;
  •  Показ метапредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  •  Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями;  
  • Исключается дублирование учебного материала, в результате снижения нагрузки учащихся;  

Интеграция обеспечивает благоприятный психологический климат на уроке. Интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей. Интеграция не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Интегрирующим фактором при этом, как бы стягивающим воедино разнохарактерное содержание, могут быть значимое понятие, художественный образ, идея, смысл, в этой роли может выступить и образовательная технология, например игра.
                Другим важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная, внеурочная деятельность, которая позволяет учителю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.

Формы работы учителя во внеурочной деятельности разнообразны: это беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, инсценировки, викторины. Причем учащиеся не должны быть пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"К межпредметной интеграции знаний"

Задача учителя не только в том, чтобы вооружить учащегося определенными знаниями по своему предмету. Наша цель - сформировать у ученика картину мира как единой гносеологической системы...

Развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции

В настоящее время проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов,  невозможно ...

Методический сборник "Профессионально-ориентированный подход к обучению на основе межпредметной интеграции"

Содержит методические материалы для преподавателей  по внедрению технологии интегрированного обучения....

Межпредметная интеграция в процессе обучения иностранным языкам

Использование в процессе обучения иностранному языку межпредметных связей обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности, предоставляя каждому ученику возможнос...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры .

Интегрированное занятие -  это целое, а части - теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с обучающимися свойственные физической культуре.Интеграция создаёт максимальн...

Интеграция межпредметных связей на уроках физической культуры и ОБЖ в разделе "Прикладная физическая культура"

В материале представлены варианты прикладных видов спорта, которые возможно применять на уроках физической культуры в старших классах...