Статья "Развитие иноязычных лексических навыков у учащихся 8-9 классов"
статья (9 класс)

Леошко Ксения Сергеевна

Основой обучения иностранному языку является обучение коммуникативной деятельности или умению общаться на иностранном языке. На занятияхучитель должен уделять особое внимание повышению эффективности формирования лексических навыков, так как правильный подбор лексических единиц и систематическое накопление словарного запаса повышают способность обучающегося использовать речь на иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx382.44 КБ

Предварительный просмотр:

Леошко К.С., студентка 4 курса,         кафедра педагогики и психологии,

                        Мясников А.А., доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

Основой обучения иностранному языку является обучение коммуникативной деятельности или умению общаться на иностранном языке. На занятиях учитель должен уделять особое внимание повышению эффективности формирования лексических навыков, так как правильный подбор лексических единиц и систематическое накопление словарного запаса повышают способность обучающегося использовать речь на иностранном языке.

Существует множество универсальных упражнений для формирования лексических навыков, но вопрос о том, какие из них наиболее оптимальны и эффективны в соответствии возрастным требованиям учащихся среднего школьного возраста по сей день остается открытым.

Целью данного исследования является изучение степени сформированности лексических навыков на уровне 8-9 классов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать способы формирования лексических навыков у учащихся 8-9 классов
  2. Проанализировать учебно-методическую литературу
  3. Выявить степень сформированности лексических навыков на данном этапе обучения
  4. Выявить различные методы развития лексических навыков

Объектом исследования является развитие лексических навыков.

Предмет – особенности развития лексических навыков у учащихся 8-9 классов.

Гипотеза данной работы  заключается в том, что обучения иноязычной лексике более эффективно при работе не только с компонентами УМК, но и с другими материалами, такие как ФИПИ, Решу ОГЭ и др.

Лексический навык – это автоматизированное действие по выбору лексической единицы, адекватной намерению, и  правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и  ассоциирование со значением в рецептивной речи. Профессор Р.К. Миньяр-Белоручев определяет сущность лексического навыка как способность:

  • мгновенно  вызывать  из  долговременной  памяти  словo  в

зависимости от конкретной речевой задачи;

  • включать его в речевую цепь [3, 54 c.]

Знать слово, значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, подразумевается его звуковая форма, без которой невозможно правильно понять слово на слух и выразить его самостоятельно, также знать графическую форму, без которой слово не будет распознано при чтении и не может быть написано. Если слово имеет какие-либо особенности образования грамматических форм, об этом также следует сообщить учащимся уже на этапе ознакомления, чтобы избежать ошибок при дальнейшем употреблении данного слова. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько разных значений. Объем многозначных (полисемантических) слов в английском языке выше, чем в любом другом. Помимо значения слова, необходимо показать его коннотацию, т. е. ассоциации, которые вызывает это слово, его социальный подтекст, который связан с употреблением.

Традиционно выделяют 3 этапа работы над лексикой:

  1. Ознакомление
  2. Первичное закрепление
  3. Применение в речевой ситуации [6, 72 c.]

Первые 2 этапа являются наиболее значимыми, так как дальнейшая работа над лексикой зависит от целенаправленности и эффективности. На данном этапе основной задачей преподавателя является выбор наиболее простого, но в то же время эффективного способа ознакомления с лексикой в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

В данном случае также важно отметить, что работа по формированию словарного запаса не должна ограничиваться 1-2 уроками, кроме того, наиболее эффективным способом закрепления лексики будет её практическое использование в последующих модулях/юнитах. Таким образом, ранее выученные слова войдут в активное употребление и не останутся в долговременной памяти. Р.К. Миньяр-Белоручев утверждает, что лексический материал «закладывается» в память не в качестве бессистемного, беспорядочного набора звуковых и орфографических комплексов, а с помощью системы связей (ситуационных, знаковых и т.д.) [3, 67 c.]

При формировании лексических навыков проводится тренировка, которая направлена на закрепление установленных связей новой лексики и её расширение. Работа над новым словом, осуществляемая в ходе обучения, укрепляет денотативные, семантические, ситуационные и знаковые связи [5, 121 c.].

Обычно тренировка над новым словом начинается с рецептивных упражнений, которые помогают закрепить ситуационные и денотативные связи. Например:

  1. Упражнения на узнавание новых слов в контексте.
  2. Упражнения на определение значения слова, которые являются производными от уже изученных слов.
  3. Упражнения на узнавание слов в аудируемом тексте.
  4. Упражнения, направленные на работу с синонимами или антонимами [3, 94 c.].

Для того, чтобы лексический материал лучше запоминался, важно активное участие всех видов памяти:

- слуховой (этот вид памяти развивается при восприятии иностранного языка на слух и, конечно же, в процессе устной речи);

- зрительной (этот вид памяти тренируется с помощью чтения, а также с помощью написания слов);

- моторной (этот вид памяти тесно связан с работой всех органов речи и актом написания слов);

- логической (этот вид памяти способствует осмыслению и продумыванию всего усвоенного материала) [3, 91 c.].

По коммуникативной направленности упражнения над работой с лексикой подразделяются на:

- языковые

-условно-речевые

-речевые [4, 201 c].

Первый тип упражнений направлен на усвоение языкового материала. Такие упражнения нацелены на отработку языковой формы слова [4, 176 c.].

Второй тип упражнения ориентирован на тренировку слов в словосочетаниях и предложениях, предполагающих условную речевую задачу.

Третий тип упражнений предназначен для развития речи на основе ранее изученного материала. Упражнения такого типа направлены на содержание высказывания [4, 176 c.].

Таким образом, лексический навык - это способность автоматизировано вызывать из памяти слова, словосочетания или же фразы, согласно потребностям общения. Формирование лексического навыка осуществляется с помощью разного рода методов обучения, выбор которых обуславливается целями, условиями обучения и методической концепцией авторов [3, 91 c.].

Рассмотрим способы развития лексических навыков на базе УМК Starlight («Звёздный английский»). Учебно-методический комплекс Starlight разработан для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Он предназначен для учащихся 2-11 классов и рассчитан на 4-5 часов в неделю. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р. П., Эванс В. Учебники для 5–9 классов имеют следующую структуру:

  • вводный модуль;
  • 6 тематических модулей (каждый модуль состоит из 12 уроков);
  • раздел Revision (повторение изученного материала);
  • раздел Vocabulary Bank (закрепление изученного лексического материала);
  • раздел Writing Bank (развитие умений письменной речи);
  • грамматический справочник;
  • англо-русский словарь (англо-английский словарь в учебнике для 9 класса);

Дополнительные разделы, встречающиеся в учебниках:

  • American English – British English Guide;
  • Pronunciation;
  • Rules for Punctuation (в учебниках для 7–8 классов);
  • Word Formation (в учебниках для 6–8 классов);
  • Cписок неправильных глаголов;
  • Use of English (в учебнике для 9 класса – дополнительные задания раздела «Грамматика и лексика» ГИА, направленные на подготовку учащихся к сдаче экзамена по завершении 9 класса).

Каждый модуль имеет чёткую структуру:

 – новый лексико-грамматический материал (уроки a, b, e, f);

 – уроки культуроведения и страноведения (Culture Corner, Russia);

 – урок речевого этикета (Everyday English);

 – уроки для развития умений во всех видах речевой деятельности (Skills);

В каждом модуле учебников представлены задания, которые направлены на овлодение такими лексическими единицами, как фразовые глаголы, предлоги, а также систематизированы задания на словообразование.

Таким образом, обогащение словарного запаса учащихся выходит далеко за рамки освоения новой тематической лексики в процессе изучения новых тем [1, 21 c].

Каждый учебный модуль учебников, рассчитанных для 5–9 классов, содержат уроки культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner, Russia), которые помогают обучающимся в развитии социокультурной и межкультурной компетенции, духовно-нравственного воспитания, а также создании возможностей для формирования фундаментальных национальных ценностей. Кроме того, в учебнике для 9 класса присутствует раздел Use of English, в котором собраны задания экзаменационного формата раздела «Грамматика и лексика». Таким образом, подготовка к ГИА не требует дополнительных затрат времени и усилий на организацию, она является неотъемлемой частью всей системы обучения английскому языку по учебникам данной линии.

Компоненты УМК:

  1. Учебник (Student’s Book) - Большинство учащихся школ с углублённым изучением английского языка выбирают предмет «Иностранный язык» для прохождения итоговой аттестации в формате ГИА. Почти весь учебник для 9 класса оснащен разнообразными упражнениями в формате ГИА: у преподавателя есть возможность отработать все виды речевой деятельности, занимаясь по УМК «Звёздный английский–9».
  2. Книга для учителя (Teacher’s Book) - Книга для учителя включает в себя следующие разделы: вступление, подробные планы уроков, ключи к упражнениям учебника и рабочей тетради, рекомендации по работе с компонентами УМК.
  3. Рабочая тетрадь (Workbook) - Рабочая тетрадь включает 6 основных модулей, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения в рабочей тетради, дополняя учебник, направлены на закрепление лексико-грамматического материала и дальнейшее развитие умений в аудировании, чтении, письме и устной речи.
  4. Контрольные задания (Test Booklet) - Сборник содержит контрольные задания, которые выполняются после завершения работы над каждым модулем. Тщательная подготовка учащихся к выполнению текущих и итоговых контрольных работ позволяет свести к минимуму чувство страха и неуверенности.
  5. Языковой портфель (My Language Portfolio) - Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся будут использовать на протяжении всего курса. На практике языковой портфель может включать в себя проекты или любые другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, сделанными в классе или дома, видеокассеты с любимыми историями, песнями, школьными спектаклями и т.д.
  6. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА) 9 класс
  7. Сборник грамматических упражнений

Каждый модуль учебника данного УМК начинается со специальной страницы, которая содержит краткий обзор того, что будет представлено в модуле, изображения и лексику, связанную с тематикой. Во всех заданиях и текстах используется только английский язык, а в конце учебника представлен англо-английский словарь, который помогает практически исключить использование родного языка и способствует погружению в языковую среду.

Различные изображения используются для введения новой лексики, которая в дальнейшем будет отрабатываться в различных упражнениях. Плюс данного методического комплекса в том, что для изучения предлагаются коллокации - словосочетания, состоящие из двух или более слов, имеющее признаки синтаксически и семантически целостной единицы, в котором выбор одного из компонентов осуществляется по смыслу, а выбор второго зависит от выбора первого [5, c. 161]. Ниже представлено упражнение 3 из раздела English in use на странице 45, заключающего модуль «Extreme facts». Учащимся предлагается распределить слова так, чтобы получить устойчивые словосочетания, встретившиеся в этом модуле ранее. [1, 45 c.] Целью данного упражнения является закрепление ранее изученной лексики, а значит, в случае возникновения трудностей, учащиеся могут обратиться к ранее используемому материалу либо применить языковую догадку (Рисунок 1).

Рисунок 1 – упражнение на проверку устойчивых словосочетаний

Условно-речевые упражнения также присутствуют в данном учебно-методическом комплексе, направленные на подготовку учащихся к более свободным видам речевой деятельности. В учебнике встречаются разделы «Everyday English» и «Useful language», в которых отрабатываются выражения и языковые структуры, необходимые для реальных ситуаций повседневного общения. Раздел «Study skills» содержит краткие советы, разъяснения и напоминания, которые помогут обрести большую самостоятельность при изучении английского языка (Рисунок 2) [1, 32 c.]

Рисунок 2 – Раздел «Study Skills»

УМК Starlight одобрен Российской академией наук, входит в Федеральный перечень учебников и соответствует ФГОС. В учебнике и рабочей тетради «Starlight 9» представлены задания, аналогичные тем, что входят в ОГЭ и ЕГЭ, таким образом он подготавливает учащихся к предстоящим экзаменам. Целью данного УМК является также выполнение важной задачи современной школы, а именно создание набора универсальных учебных действий, которые не ограничиваются реальными знаниями и умениями в рамках дисциплины.

Для более эффективной подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации, помимо различных компонентов УМК, рекомендуется использовать дополнительные материалы, например, электронные ресурсы: сайт ФИПИ, Решу ОГЭ, различные сборники по подготовке Macmillian Exam Skills for Russia, а также материалы, разработанные преподавателями английского языка [7], [5].

Наиболее распространенными среди рекомендуемых ресурсов являются электронные ресурсы ФИПИ и Решу ОГЭ. И тот и другой сервис предоставляют как плюсы, так и минусы, если пользоваться только ими. На сайте ФИПИ представлены задания, которые придуманы самими составителями ЕГЭ и они идентичны с теми заданиями, которые будут представлены в экзамене. Однако, есть и некоторые недостатки, например, отсутствие ответов. То есть учащийся никак не может проверить себя без дополнительных материалов, что усложняет самостоятельную подготовку. Решу ОГЭ также является возможным вариантом для подготовки. Тренировочные варианты для самопроверки составляются компьютером из новых заданий и заданий, оказавшихся самыми сложными по результатам предыдущего месяца. По окончании работы система проверит ваши ответы, покажет правильные решения и выставит оценку. Кроме того, чтобы целенаправленно тренироваться по определенным темам, учащиеся могут составить вариант из необходимого количества заданий, по конкретным разделам задачного каталога [7], [5].

С целью проверки гипотезы исследования был проведен эксперимент на базе Гимназии №295 в г. Санкт-Петербург в течение месяца во время педагогической практики. В качестве испытуемых выступили 2 группы учащихся 9 класса: контрольная и  экспериментальная.

Целью проведения экспериментального исследования являлся анализ разработанных упражнений, направленных на развитие лексических навыков при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Перед началом эксперимента было проведено первичное тестирование с целью определения текущего уровня сформированности лексических навыков. Для этого были отобраны упражнения из демоверсий, размещенных на ФИПИ прошлого года. Проанализировав результаты, выяснилось, что контрольная группа справилась с тестированием на 58%, экспериментальная – на 62%.

Контрольная группа проходила подготовку к ОГЭ по материалам, предоставленным в различных компонентах УМК Starlight 9. Экспериментальная группа дополнительно проходила подготовку и по электронному ресурсу Решу ОГЭ и комплексом упражнений, разработанных нами для работы в классе и самостоятельно.

В ходе педагогической практики был разработан и проведен под наблюдением учителей иностранного языка комплекс упражнений и игр, направленных на более эффективную подготовку к ОГЭ. Данный комплекс уникален, поскольку может быть использован как  при работе с классом, так и индивидуально.

По завершении практики был проведен повторный анализ уровня сформированности лексических навыков в 9 классе. Тестирование было приближено к формату ОГЭ, однако более глубокому анализу подверглись лексические упражнения. Исходя из полученных результатов, контрольная группа успешно выполнила тест на 69%, экспериментальная группа справилась на 85%.

Таким образом, анализируя проделанную практическую работу с учащимися можно сделать вывод, что для более эффективной подготовки не достаточно использования одних материалов из учебно-методического комплекса. Большую роль имеет разнообразие форм работ, материалов, предоставленных как электронными ресурсами, так и разработанными преподавателями лично. Данные упражнения помогают значительно повысить уровень сформированности навыков словообразования и обеспечить успешное прохождение ОГЭ.

Список литературы:

  1. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Starlight 9. Student's book / Звёздный английский 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. - Express Publishing, 2003., - 216 с.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. стер. М: ИЦ «Академия», 2006. 336 с.
  3. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Иностр.яз.» / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
  4. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  5. Сдам ГИА: Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]: Английский язык., URL: https://en-oge.sdamgia.ru/?redir=1 (дата обращения 13. 02. 2021)
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2009. - 238 с.
  7. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]: Открытый банк заданий ОГЭ., URL: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge (дата обращения 17.02.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков по теме "Одежда" 5 класс УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English.ru"

Фрагмент урока по английскому языку 1 год обучения с использованием ТСО...

урок совершенствования лексических навыков по теме "Еда" 3 класс по учебнику М.З.Биболетовой

В уроке в игровой форме повроряется лексика и речевые клише по темеЕда". имеются задания на аудирование, письмо. говорение и чтение....

Пути формирования иноязычных лексических навыков в школьном обучении

Качественно сформированные лексические навыки являются важным компонентом содержания обучения иностранному языку и одним из условий успешного общения на иностранном языке....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES” ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Статья  посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames»....

Наиболее эффективные методические приемы использования игр на развитие иноязычных лексических навыков

Использование игровых технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации,концентрации внимания,речемыслительной производительности учащихся.Игровая форма проведения урока пробужда...

Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий

В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучениидисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мыможем приве...

«Использование квестов как средства формировании иноязычных лексических навыков в средней школе»

В данной статье  квесты рассматриваются как многофункциональное средство, которое способно эффективно формировать иноязычные лексические навыки и помимо этого формировать межпредметные умения в у...