Использование технологии ментальных карт для визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка.
статья

Максимова Татьяна Валерьевна
В данной статье представлено описание эффективной технологии ментальных карт используемой для визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка. Интеллект-карты помогают учащимся решать проблемы, обсуждать творческие идеи, расширять словарный запас, делать заметки, совершенствовать свои навыки чтения, организовывать задания и готовить презентации. В статье делается вывод, что техника интеллект-карт, изобретенная в XX веке, считается современным, творческим, полезным и доступным инструментом для учащихся и преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mind_map.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ментальных карт для визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка.

В данной статье представлено описание эффективной  технологии ментальных карт используемой для  визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка. Интеллект-карты помогают учащимся решать проблемы, обсуждать творческие идеи, расширять словарный запас, делать заметки, совершенствовать свои навыки чтения, организовывать задания и готовить презентации. В статье делается вывод, что техника интеллект-карт, изобретенная в XX веке,  считается современным, творческим, полезным и доступным инструментом для  учащихся и  преподавателей.

Интеллектуальная (ментальная) карта – это наглядное, графическое отображение на бумаге хода мыслей каждого человека вокруг ключевого понятия, своего рода вербальная, содержательная основа для порождения собственного связного высказывания [1: 35]. Она помогает структурировать большой объем изучаемого материала, запомнить каждый блок опорного конспекта, представленного в сжатой форме, и включить значимую информацию в собственные высказывания. По данным психологов, информация, представленная в виде слов и сопутствующих картинок, запоминается человеком в 6 раз лучше, чем только слова [Колесник, электронный ресурс].

Автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума» – английский психолог Тони Бьюзен, который приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии при изучении иностранного языка и разработал правила и принципы конструирования ментальных карт:

 — использовать радиальную запись вместо линейной (главная тема помещается в центре листа);

 — записывать только ключевые, ассоциативные слова (наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» лексические единицы) на ветвях, расходящихся от центральной темы (тогда они способствуют лучшему запоминанию информации);

 — варьировать толщину и цвет основных линий, размер печатных букв в зависимости от степени важности ключевого слова (помогает целостному и структурированному восприятию информации);

— использовать картинки, рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен);

— располагать заготовку горизонтально (не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно);

 В век компьютерных технологий существуют несколько компьютерных программ для быстрого создания ментальных карт: платные и бесплатные, сложные и простые (например: http://www. mindomo.com/, http://www. spiderscribe.net, https://bubbl.us, http:// imindmap.com).

Вот несколько способов включить интеллект-карты в преподавание английского языка:

 

  1. Расширение словарного запаса и  формирования продуктивных лексических навыков говорения. Интеллект-карты можно использовать для расширения словарного запаса учащихся. Начните с центрального слова или темы и предложите учащимся провести мозговой штурм связанных с ним слов или фраз. Это помогает им устанавливать связи и визуализировать отношения между разными словами.  Так, при изучении темы ‘Appearance’ для усвоения большого объема лексики, можно изобразить силуэт человека, лицо, прическу и дать перечень слов, с помощью которых обучающиеся будут описывать внешность разных людей (член семьи, друг, персонаж текста / книги / фильма). При этом обучающиеся с более высоким уровнем коммуникативной компетенции будут расширять информацию, комбинируя лексические единицы, подлежащие усвоению, с ранее отработанной лексикой в составе типичных грамматических конструкций.
  2.  Организация письма. Интеллект-карты могут помочь учащимся организовать свои мысли перед письмом. Они могут создать интеллектуальную карту с основными идеями и вспомогательными деталями для абзаца или эссе. Это помогает им структурировать свое письмо и обеспечивает связность.
  3.  Понимание чтения. Интеллект-карты могут помочь в понимании и анализе текстов. Студенты могут создавать интеллектуальную карту во время чтения отрывка, выделяя ключевые идеи, персонажей и события. Это помогает им визуализировать основные моменты и устанавливать связи в тексте.
  4. Картирование грамматических понятий. Интеллект-карты можно использовать для обучения грамматическим понятиям. Учащиеся могут создать интеллектуальную карту с определенным грамматическим правилом в центре и разветвляющимися примерами или исключениями. Такое визуальное представление помогает им более эффективно понимать и запоминать грамматические правила.  Например, при формулировании правил образования множественного числа английских существительных в отдельные разделы карты выделены:

— исчисляемые и неисчисляемые существительные (например, books, milk, etc);

— правила чтения окончания ‘s/es’ ([z], [s], [iz]);

 — изменения в орфографии (типа shelf – shelves, baby – babies);

— слова-исключения (children, teeth, mice, где меняется корневая основа слова).

  1. Понимание прочитанного и построение собственного высказывания на основе текста.Интеллект-карты могут облегчить разговорную деятельность и дискуссии. Студенты могут создавать интеллектуальные карты с темами для обсуждения или аргументами для обсуждения. Это помогает им организовывать свои мысли и более связно выражать свои идеи во время разговора. Ментальная карта становится опорой для пересказа текста.  Например,  в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится  определенная последовательность с помощью стрелочек и линий. Например, после чтения фабульного текста-образца обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя и заполняют карту про писателя Чарльза Диккенса и героя его произведения «Оливер Твист», тем самым готовятся к контролю навыков говорения.

Преподавателям необходимо следовать следующим правилам, работая с ментальными картами на уроках английского языка.

  1. Используя интеллект-карты, поощряйте творчество и индивидуальность. Позвольте учащимся персонализировать свои интеллект-карты с помощью цветов, изображений и символов. Это повышает вовлеченность и делает процесс обучения более  эффективным.
  2. Интеллект-карты можно использовать для совместной деятельности на уроках английского языка. Студенты могут работать вместе, чтобы создать интеллектуальную карту по определенной теме или теме. Это поощряет командную работу, общение и обмен идеями. Интеллект-карты также можно использовать для пересмотра. Студенты могут создавать интеллектуальные карты, обобщающие ключевые понятия, словарный запас и грамматические положения раздела или курса. Этот инструмент визуального обзора помогает им более эффективно закреплять полученные знания и запоминать информацию.
  3.  Интеллект-карты можно интегрировать в обучение на основе проектов. Студенты могут использовать интеллект-карты для планирования и организации своих проектов, мозгового штурма идей и намечания структуры своих презентаций или отчетов. Это помогает им сохранять концентрацию и гарантирует, что их проекты будут хорошо структурированными и последовательными. Включение технологий в интеллект-карты может еще больше улучшить процесс обучения.
  4. Представляя интеллект-карты в классе, дайте четкие инструкции и смоделируйте процесс для учащихся. Поощряйте их мыслить творчески, устанавливать связи и использовать цвета, символы и изображения для улучшения своих интеллектуальных карт. Регулярно просматривайте и обсуждайте интеллект-карты, чтобы закрепить знания и обеспечить обратную связь.

Итак, составление ментальных карт является средством реализации принципа наглядности в обучении. Они позволяют объединять ключевые слова в логические схемы, с опорой на которые обучающиеся без зубрежки отрабатывают лексику не только на уровне слова, но и строят предложения и связные высказывания. Использование этой методики позволяет задействовать ассоциативное мышление обучающихся, формирует у них умение работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и второстепенного), планировать свое речевое поведение, логически выстраивая последовательность своих мыслей. Техника построения карт памяти помогает повысить метапредметные результаты обучающихся, формирование которых выдвигается на первое место согласно ФГОС на современном этапе [4]

ЛИТЕРАТУРА

1. Бортникова Е.В. Интеллектуальная карта как универсальный инструмент обучения // Иностранные языки в школе. - 2014. – № 11. – С. 35-38.

 2. Колесник В. Ментальные карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping / (дата обращения: 23.09.2017).

3. Книги об интеллект-картах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mindmap-shop.ru/knigi-ob-intellekt-kartah / (дата обращения: 20.09.2017).

4. Ломакина Г.Р., Скоробогатова А.С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. moluch.ru/archive/59/8413/ (дата обращения: 27.09.2017).

5. Ментальная карта как способ визуализации мышления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/ article/138026/mentalnaya-karta-kak-sposob-vizualizatsiimyishleniya / (дата обращения: 22.09.2017).