Использование технологии ментальных карт для визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка.
статья

Максимова Татьяна Валерьевна
В данной статье представлено описание эффективной технологии ментальных карт используемой для визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка. Интеллект-карты помогают учащимся решать проблемы, обсуждать творческие идеи, расширять словарный запас, делать заметки, совершенствовать свои навыки чтения, организовывать задания и готовить презентации. В статье делается вывод, что техника интеллект-карт, изобретенная в XX веке, считается современным, творческим, полезным и доступным инструментом для учащихся и преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mind_map.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ментальных карт для визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка.

В данной статье представлено описание эффективной  технологии ментальных карт используемой для  визуализации мышления обучающихся на уроках иностранного языка. Интеллект-карты помогают учащимся решать проблемы, обсуждать творческие идеи, расширять словарный запас, делать заметки, совершенствовать свои навыки чтения, организовывать задания и готовить презентации. В статье делается вывод, что техника интеллект-карт, изобретенная в XX веке,  считается современным, творческим, полезным и доступным инструментом для  учащихся и  преподавателей.

Интеллектуальная (ментальная) карта – это наглядное, графическое отображение на бумаге хода мыслей каждого человека вокруг ключевого понятия, своего рода вербальная, содержательная основа для порождения собственного связного высказывания [1: 35]. Она помогает структурировать большой объем изучаемого материала, запомнить каждый блок опорного конспекта, представленного в сжатой форме, и включить значимую информацию в собственные высказывания. По данным психологов, информация, представленная в виде слов и сопутствующих картинок, запоминается человеком в 6 раз лучше, чем только слова [Колесник, электронный ресурс].

Автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума» – английский психолог Тони Бьюзен, который приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии при изучении иностранного языка и разработал правила и принципы конструирования ментальных карт:

 — использовать радиальную запись вместо линейной (главная тема помещается в центре листа);

 — записывать только ключевые, ассоциативные слова (наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» лексические единицы) на ветвях, расходящихся от центральной темы (тогда они способствуют лучшему запоминанию информации);

 — варьировать толщину и цвет основных линий, размер печатных букв в зависимости от степени важности ключевого слова (помогает целостному и структурированному восприятию информации);

— использовать картинки, рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен);

— располагать заготовку горизонтально (не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно);

 В век компьютерных технологий существуют несколько компьютерных программ для быстрого создания ментальных карт: платные и бесплатные, сложные и простые (например: http://www. mindomo.com/, http://www. spiderscribe.net, https://bubbl.us, http:// imindmap.com).

Вот несколько способов включить интеллект-карты в преподавание английского языка:

 

  1. Расширение словарного запаса и  формирования продуктивных лексических навыков говорения. Интеллект-карты можно использовать для расширения словарного запаса учащихся. Начните с центрального слова или темы и предложите учащимся провести мозговой штурм связанных с ним слов или фраз. Это помогает им устанавливать связи и визуализировать отношения между разными словами.  Так, при изучении темы ‘Appearance’ для усвоения большого объема лексики, можно изобразить силуэт человека, лицо, прическу и дать перечень слов, с помощью которых обучающиеся будут описывать внешность разных людей (член семьи, друг, персонаж текста / книги / фильма). При этом обучающиеся с более высоким уровнем коммуникативной компетенции будут расширять информацию, комбинируя лексические единицы, подлежащие усвоению, с ранее отработанной лексикой в составе типичных грамматических конструкций.
  2.  Организация письма. Интеллект-карты могут помочь учащимся организовать свои мысли перед письмом. Они могут создать интеллектуальную карту с основными идеями и вспомогательными деталями для абзаца или эссе. Это помогает им структурировать свое письмо и обеспечивает связность.
  3.  Понимание чтения. Интеллект-карты могут помочь в понимании и анализе текстов. Студенты могут создавать интеллектуальную карту во время чтения отрывка, выделяя ключевые идеи, персонажей и события. Это помогает им визуализировать основные моменты и устанавливать связи в тексте.
  4. Картирование грамматических понятий. Интеллект-карты можно использовать для обучения грамматическим понятиям. Учащиеся могут создать интеллектуальную карту с определенным грамматическим правилом в центре и разветвляющимися примерами или исключениями. Такое визуальное представление помогает им более эффективно понимать и запоминать грамматические правила.  Например, при формулировании правил образования множественного числа английских существительных в отдельные разделы карты выделены:

— исчисляемые и неисчисляемые существительные (например, books, milk, etc);

— правила чтения окончания ‘s/es’ ([z], [s], [iz]);

 — изменения в орфографии (типа shelf – shelves, baby – babies);

— слова-исключения (children, teeth, mice, где меняется корневая основа слова).

  1. Понимание прочитанного и построение собственного высказывания на основе текста.Интеллект-карты могут облегчить разговорную деятельность и дискуссии. Студенты могут создавать интеллектуальные карты с темами для обсуждения или аргументами для обсуждения. Это помогает им организовывать свои мысли и более связно выражать свои идеи во время разговора. Ментальная карта становится опорой для пересказа текста.  Например,  в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится  определенная последовательность с помощью стрелочек и линий. Например, после чтения фабульного текста-образца обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя и заполняют карту про писателя Чарльза Диккенса и героя его произведения «Оливер Твист», тем самым готовятся к контролю навыков говорения.

Преподавателям необходимо следовать следующим правилам, работая с ментальными картами на уроках английского языка.

  1. Используя интеллект-карты, поощряйте творчество и индивидуальность. Позвольте учащимся персонализировать свои интеллект-карты с помощью цветов, изображений и символов. Это повышает вовлеченность и делает процесс обучения более  эффективным.
  2. Интеллект-карты можно использовать для совместной деятельности на уроках английского языка. Студенты могут работать вместе, чтобы создать интеллектуальную карту по определенной теме или теме. Это поощряет командную работу, общение и обмен идеями. Интеллект-карты также можно использовать для пересмотра. Студенты могут создавать интеллектуальные карты, обобщающие ключевые понятия, словарный запас и грамматические положения раздела или курса. Этот инструмент визуального обзора помогает им более эффективно закреплять полученные знания и запоминать информацию.
  3.  Интеллект-карты можно интегрировать в обучение на основе проектов. Студенты могут использовать интеллект-карты для планирования и организации своих проектов, мозгового штурма идей и намечания структуры своих презентаций или отчетов. Это помогает им сохранять концентрацию и гарантирует, что их проекты будут хорошо структурированными и последовательными. Включение технологий в интеллект-карты может еще больше улучшить процесс обучения.
  4. Представляя интеллект-карты в классе, дайте четкие инструкции и смоделируйте процесс для учащихся. Поощряйте их мыслить творчески, устанавливать связи и использовать цвета, символы и изображения для улучшения своих интеллектуальных карт. Регулярно просматривайте и обсуждайте интеллект-карты, чтобы закрепить знания и обеспечить обратную связь.

Итак, составление ментальных карт является средством реализации принципа наглядности в обучении. Они позволяют объединять ключевые слова в логические схемы, с опорой на которые обучающиеся без зубрежки отрабатывают лексику не только на уровне слова, но и строят предложения и связные высказывания. Использование этой методики позволяет задействовать ассоциативное мышление обучающихся, формирует у них умение работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и второстепенного), планировать свое речевое поведение, логически выстраивая последовательность своих мыслей. Техника построения карт памяти помогает повысить метапредметные результаты обучающихся, формирование которых выдвигается на первое место согласно ФГОС на современном этапе [4]

ЛИТЕРАТУРА

1. Бортникова Е.В. Интеллектуальная карта как универсальный инструмент обучения // Иностранные языки в школе. - 2014. – № 11. – С. 35-38.

 2. Колесник В. Ментальные карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping / (дата обращения: 23.09.2017).

3. Книги об интеллект-картах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mindmap-shop.ru/knigi-ob-intellekt-kartah / (дата обращения: 20.09.2017).

4. Ломакина Г.Р., Скоробогатова А.С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. moluch.ru/archive/59/8413/ (дата обращения: 27.09.2017).

5. Ментальная карта как способ визуализации мышления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/ article/138026/mentalnaya-karta-kak-sposob-vizualizatsiimyishleniya / (дата обращения: 22.09.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Использование информационных технологий и интерактивных методов для формирования УУД на уроках иностранного языка.

Федеральный государственный образовательный  стандарт образования определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и а...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...

«Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка». Из опыта работы.

Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогу...