Учитель-предметник - тьютор
статья по немецкому языку по теме

Зарайская Галина Валентиновна

Тьюторство подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся приобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации его дальнейших жизненных планов. Тьютор помогает ученику ответить на вопрос о том, как использовать результаты обучения и как преобразовать его учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального развития. Я выделяю ряд технологий, использование которых позволяет найти учащимся выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel-tyutor.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-предметник – тьютор

  Тьюторство подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, продолжая осуществлять своё самоопределение, приобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации дальнейших жизненных планов. Тьютор помогает ученику ответить на вопрос о том, как использовать результаты обучения и как преобразовать его учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального развития. Учитель-предметник – тьютор является прежде всего организатором, консультантом, наставником для обучающегося.

    Хочется  выделить ряд технологий, наиболее соответствующих тьюторской деятельности, её природе и содержанию, использование которых позволяет найти учащимся выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую деятельность. Как учитель немецкого языка я реализую тьюторскую деятельность с помощью:

проектной технологии;

технологии работы с портфолио;

тестовой технологии;

технологии профессиональных и профильных проб;

информационных технологий.

  Использование проектной технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умение воплотить их в реальную деятельность. Работая над проектом,  учащиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками и справочными материалами, проводить социологический опрос. Я становлюсь их консультантом и равноправным партнёром.

  В 8 классе мы начинаем разрабатывать проект «Unsere Schule», который находит продолжение в 9 классе, а заканчивается в старших классах проектом «Das Studium», где он наиболее продуктивен, так как вся работа ведётся на иностранном языке. Вначале ребята рассказывают о своей школе, делают фотографии школьных кабинетов и описывают их, затем подключаются  старшие ребята, которые используют и обобщают материал об истории школы, её традициях, анкетируют учащихся и определяют их интересы и учебные предпочтения, берут интервью у учителей, а затем рассказывают о них в виде повествования-загадки. На заключительном этапе обучения учащиеся сопоставляют системы образования в Германии и России, обсуждают плюсы и минусы двух систем, делятся своими планами на дальнейшее обучение и образование. Для получения более свежей и объективной информации учащиеся работают с поисковыми системами в Интернете, а также с немецкими сайтами, рекомендованными мной или учителем информатики.

 Использование метода проектов значительно повышает мотивацию при изучении иностранного языка у учащихся среднего и старшего звена, когда явно происходит спад интереса, возникают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков, меняется психология учащихся, начинается сложный переходный возраст, начинается профессиональная ориентация. В этот период я предлагаю ребятам несколько информационных проектов, которые направлены, прежде всего, на сбор определённой информации, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Нередко такие проекты интегрируются в исследовательские. Информацию учащиеся добывают самостоятельно из подобранных мною источников, как правило, аутентичных. Им интересно полистать журналы для изучающих иностранный язык "Der Weg", "Juma" , "Schrumdirum", познакомиться с новой для себя информацией, поделиться ею с одноклассниками или учащимися других классов (в зависимости от цели проекта), посмотреть красивые качественные фотографии и иллюстрации, поработать в Интернете.

 Проект «Eine Reise durch Deutschland» нацеливает учащихся на сбор информации об одном из интересных мест Германии, которое могли бы порекомендовать в качестве цели поездки в эту страну участники проекта – представители различных туристических агентств. Их задачей является не только сбор необходимой информации, но и её обработка, оформление, подача широкой аудитории. Это учащиеся различных классов, которые должны выбрать один из предлагаемых участниками проекта маршрутов, тем самым, заявляя о своём предпочтении и давая внешнюю оценку проделанной работе. Ребят в значительной степени мотивирует и тот факт, что они публично выступают перед учащимися других классов, в том числе и старшеклассниками, поэтому презентация проходит на высоком уровне, показывая заинтересованность обеих сторон: и участников проекта, и внешних экспертов.

   С учащимися 10-11 классов мы разрабатывали проект «Jugendliche. Wie geht es?». Ребята определяли проблемы, волнующие молодёжь, проводя опрос среди сверстников, делали на основе полученных  сведений красочный коллаж с подписями.

  Работа над проектом «Die Natur um uns herum» вылилась в активное и заинтересованное обсуждение за круглым столом поднятых экологических проблем, информацию о которых ребята обнаружили в прочитанных газетных и журнальных публикациях, в Интернете. Экологические проблемы родного края и их последствия не могли оставить ребят равнодушными, поэтому итогом данного проекта стал плакат-призыв к защите окружающего мира, а затем и компьютерная презентация результатов работы. C большим интересом учащиеся отнеслись к проекту «Unsere Lieblinge», решая для себя вопрос, действительно ли мы друзья животных, и над чем нужно подумать, прежде чем их завести. При разработке проекта учащиеся использовали данные статистики, взятые из журнала”Der Weg”, и данные опроса, проведенного среди школьников.

 Я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать проекты при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, умения вести дискуссию на немецком языке. Каждый ребёнок учится высказывать и отстаивать своё мнение и приводить убедительные аргументы. Учащиеся, у которых сформировался устойчивый интерес к немецкому языку, активно участвуют не только в разработке учебных проектов, но являются исследователями каких-либо языковых явлений и создателями исследовательских проектов. Исследовательская проектная деятельность- это весомая заявка на углублённое изучение немецкого языка, на дальнейшую профессиональную ориентацию. В 2009-2010 учебном году исследовательская работа «Немецкие заимствования в русском языке» была признана лучшей на школьной конференции, проводимой в День науки, и членами компетентного жюри, и ученическим жюри. В этом учебном году из трёх исследовательских работ: «Die deutsche Autowelt. Wie ist sie?», «Der romantische Rhein», «Немецкие фразеологизмы…» две стали призёрами и будут представлены на районном конкурсе исследовательских работ учащихся.

Так как в поле зрения тьютора находятся основные компетенции, обеспечивающие успешность учащегося:

готовность к решению проблем;

готовность к самообразованию;

готовность к использованию информационных ресурсов;

готовность к социальному взаимодействию;

коммуникативная компетентность,

то правильная организация урочной и внеурочной деятельности по предмету способствует формированию данных компетенций.

   На протяжении нескольких лет в школе успешно работает детское творческое объединение «Herzchen», членами которого являются учащиеся разных ступеней обучения. Интерес, проявленный в начальных классах, поддерживается мной и постепенно закрепляется в устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Этому способствует программа организации внеурочной деятельности по немецкому языку «Языковые мосты», разработанная в школе.

    Программа ценна тем, что позволяет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, способствует созданию условий для самосовершенствования и самореализации ребенка  как индивидуально, так и в коллективе единомышленников; изучение немецкого языка становится более мотивированным, виден реальный результат деятельности учащегося. Программа предусматривает расширение и углубление знаний по целому ряду школьных предметов: немецкому языку, литературе, МХК, истории, изобразительному искусству, музыке.

   Результатом работы по реализации программы для каждого ребенка является его творческое выражение в разных видах искусства: художественном слове, пении, драматургии, литературном творчестве; в создании творческих проектов. Лучшие литературные произведения, вышедшие из-под пера учащихся, мы собираем в сборник. Драматические миниатюры по произведениям немецких классиков, пение, художественное чтение мы показываем родителям и жителям села на Дне открытых дверей, на районном празднике иностранных языков, на областном фестивале театральных миниатюр «BRAVO», на областных мероприятиях, проводимых в рамках Дней российско-немецкой дружбы. Защиту проектов мы организуем в рамках школьной Недели науки, лучшие из них принимают участие в международном конкурсе «Встреча с Восточной Европой», организованном немецкой землёй Северный Рейн-Вестфалия.  Мультимедийные презентации, выполненные учащимися, размещаем на сайтах в Интернете. Часть ребят-участников программы создают и кладут в свою копилку языковое портфолио.

   Учащиеся – участники программы могут оказать помощь учителям, классным руководителям в подготовке учащихся  к творческим конкурсам, проектам, могут сочинить сценарий спектакля, подобрать для него музыкальное оформление, поставить танцы, придумать и подготовить костюмы, нарисовать декорации, афишу. Ребята приобретают общие  организаторские  навыки, легко адаптируются в любом коллективе, добиваются признания в районе и области.          

Наше творческое объединение «Herzchen» было неоднократным победителем районного праздника иностранных языков, областного фестиваля театральных миниатюр на иностранных языках «BRAVO» в номинациях «Маска» (2006г.), «Театральная афиша» (2009г.), получало Гран-при (2007г.) этого фестиваля.    

Основными функциями учителя-предметника – тьютора являются: проведение элективных курсов, профильных проб, информационных мероприятий, олимпиад и рейтинговых состязаний в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

   Моя деятельность тьютора начинается в начальном звене, но большее значение она приобретает в среднем и, конечно же, на заключительном этапе обучения. Большое количество элективных курсов, которые разработаны мною как учителем-предметником, позволяют учащимся выйти за рамки учебного материала, познакомиться с новыми аспектами немецкого языка, богатым страноведческим материалом, проявить не только знания, но и своё творчество. Такие курсы, как «Страноведение», «Лексико-грамматический анализ текста», «Трудные вопросы немецкой грамматики», «Искренне Ваш…» (правила написания писем), «Бизнес-курс», «Немецкая литература», «Поэтическая мастерская» (переводы поэтических произведений немецких классиков) помогают замотивировать учащихся на серьёзное изучение немецкого языка, а в дальнейшем стать базой для углублённого изучения предмета. Входящее тестирование и заключительное тестирование по окончании курсов позволяет проследить положительную динамику результатов обученности учащихся, а выполненные учащимися презентации активно используются в дальнейшем обучении, то есть продукт деятельности учащихся по окончании курсов востребован, что заставляет их ответственно и творчески подходить к их выполнению.

   С приходом в школу информационно-коммуникационных технологий учащиеся стали активно использовать программы Word, Power Point, возможности Интернет-сети,  работают с образовательными программами «Deutsch Platinum DeLuхe», «Professor Higgins», программой для подготовки к ЕГЭ, выпущенную издательством ЭКСМО, а также словарём «Abbyy Lingvo».

  Программы просты, удобны, имеют возможности многопланового сочетания видео, аудио, анимации, что позволяет пробудить интерес учащихся к теме, к предмету, увлечь ученика. Поэтому данной программой пользуюсь сама при объяснении грамматического материала, делая его более наглядным, компактным, понятным, разрабатывая тренировочные упражнения и практические задания, в том числе и тестового характера. Учащиеся сами часто пользуются данной программой, готовясь к урокам обобщения, разрабатывая проект и готовя презентацию результатов своей работы.   Начиная с обдумывания идеи, постановки целей и задач, сбора и обработки полученной информации, подготовки презентации, учащиеся работают, в основном, самостоятельно. Я помогаю им на стадии языкового оформления, так как практически все проекты предполагают хорошее владение иностранным языком.  В итоге я имею обширный банк материалов, созданных детьми.

   Учащиеся активно работают с поисковыми сайтами, сайтом журнала «Der Weg», сайтом Гёте-института www.goethe.de/oe/mos, сетью творческих учителей www.it.-n.ru, сайтом по использованию ИКТ в образовании www.school-sector.rebarn.ru. Уровень выполнения компьютерных презентаций творческих проектов учащихся достаточно высокий.  В начале 2009 года наш творческий коллектив «Herzchen» принял участие в конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе», в котором зарегистрировалось более 1400 участников. Конкурс продолжался несколько месяцев, начиная с самостоятельного  размещения материалов на образовательном  портале Мой университет, ознакомления с материалами конкурсантов и скачивания понравившихся разработок, обмена мнениями, открытого голосования. Мы получили сертификат о публикации образовательного материала в Интернете, электронную копилочку активных методов обучения, а также огромный опыт общения с коллегами в сети.                                                                                              Четвёртый год мы успешно участвуем в международном конкурсе творческих проектов «Встреча с Восточной Европой», организованном правительством и министерством образования и культуры  немецкой земли Северная Рейн-Вестфалия, трижды становились победителями с получением денежного гранта в размере 300 евро. Из трёх проектов, разработанных и отправленных на конкурс в прошлом году, один представлял собой компьютерную презентацию «Мир дикой природы вокруг нас», для подготовки которой мы с учениками использовали съёмки цифрового фотоаппарата и цифровой фотокамеры, а также возможности Интернета, флеш-анимацию. Проект получил высокую оценку международного жюри, нас пригласили в июне 2009 года в город Мюнстер на недельную учебную поездку и церемонию награждения.

   Результативными являются и первые профессиональные пробы: победы в областных конкурсах чтецов (2009, 2010гг), исполнителей песен (2009, 2010гг), радиоконкурсе знатоков Германии (2009г), мультимедийных презентаций (2009, 2010гг) дали возможность учащимся изучать язык в немецких семьях, знакомиться с их бытом, нравами и обычаями, путешествовать по Германии.

Участие учащихся в олимпиадах различного уровня: школьной, муниципальной, региональной, международной даёт объективную оценку их знаний и сформированности компетенций, является стимулом к самостоятельной деятельности, к выходу за рамки учебников, к поиску новых знаний. Моя задача как тьютора - расширить границы участия учащихся в олимпиадном движении, подготовить объёмный банк олимпиадных заданий, указать языковые сайты, имеющие качественные задания по различным видам речевой деятельности, помочь в работе с указанными сайтами. Мы являемся активными пользователями немецких образовательных сайтов: www.mein-deutschbuch.de, www.dsporto.de, www.gigers.com, www.dwelle.de, www.slowgerman.com, www.vitaminde.de, где учащиеся имеют возможность услышать правильную немецкую речь, прочитать аутентичный текст, выполнить тест в режиме реального времени.  Вовсе не случайно, что на протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами муниципальных олимпиад, удачно выступают в Международной олимпиаде по основам наук. Учащиеся, посещающие предпрофильные курсы и желающие заниматься немецким языком на профильном уровне, выбирают этот предмет для сдачи по нему экзамена и успешно с ним справляются. В 2009-2010 учебном году двое учащихся, посещающие предпрофильные курсы, получили на экзамене оценку «отлично».

 Благоприятным считаю тот факт, что мои бывшие выпускники с удовольствием откликаются на мои предложения и проводят встречи с сегодняшними учащимися, которые желают связать свою будущую профессию или свои планы с немецким языком. Неоднократно выступали перед ребятами студентка 4 курса факультета РГФ ИвГУ Маранова Александра, студенки 2 курса ИГХТА Наумова Мария и Брюханова Елена, выпускница ИГCХA факультета «Землеустройство» Брюханова Дарья, выпускник математического факультета ИвГУ Павлов Александр, выпускница экономического факультета ИвГУ Анохина Дина. Ребята рассказывают о том, какую роль сыграло знание немецкого языка в их дальнейшем образовании, профессиональной карьере, какие открываются возможности для путешествий по Европе, налаживании партнёрских связей и дружеских контактов.

Поле профессиональных и профильных проб

по предмету «Немецкий язык»

Учебные поездки

Очные творческие конкурсы

Заочные творческие конкурсы

Исследовательская деятельность

Олимпиады

Немецкий язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей.

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей....

«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.

Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчетучителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык

Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык...

Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»

Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие  учителя физической культуры иучителей предметников»...