Методическая разработка "Использование песенного материала и поэтических текстов"
методическая разработка (немецкий язык) по теме

Касьянова Юлия Сергеевна

Данный материал объясняет значение использования песенного материала и поэтических текстов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работа над стихами и песнями стимулирует мотивацию изучать иностранный язык и способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действиям непроизвольного запоминания (ритм и интонация  имеют важное значение). В данной разработке анализируются принципы отбора песенного материала, а также разбираются различные этапы урока, где песенный материал может использоваться. Дается примерная последовательность действий в работе над стихотворениями. Приводятся примеры различных форм работы с поэтическими текстами: восстановить перепутанные строчки, заполнить пропуски словами-рифмой, сочинить небольшое стихотворение на определенную тему (последняя строчка стихотворения должна содержать определенный вывод, мораль). Дети любят рифмовать, чувствовать себя поэтами: подобный вид деятельности дает возможность систематизировать и закрепить лексику, повышает интерес к изучению иностранного языка, развивая творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_poeticheskim_tekstom.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песенного материала на уроках иностранного языка. Работа с поэтическим текстом.

Практика  в общении предусматривает свободное использование изученного материала для решения творческих задач. Количество и  вариативность  приемов и упражнений должны развивать разные анализаторы: слуховой, зрительный, моторный. Центральное место должно отводиться  творческим упражнениям, в том числе ролевым играм, конкурсам, обсуждению, дискуссии.  Особую роль здесь  играет работа  со стихами,  музыкой,  песнями.

  Песенный жанр как один из важных музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны  изучаемого  языка; воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно – художественную память; содействовать эстетическому воспитанию детей. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем  и  прочность запоминаемого материала.

К принципам  отбора песенного материала можно отнести: принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся;

принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферы личности с учетом возрастных особенностей и интересов ребят;

принцип методической ценности для формирования совершенствования базовых речевых навыков и умений детей, который обеспечивается соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на данном этапе обучения с учетом действующих учебных программ, а также методических условий данного урока.

 Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении   лексического и грамматического материала;

на любом этапе урока, как стимул для развития речевых навыков и умений;

как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

 Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико – грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность тренировки.

Одним из способов и приемов обучения является работа с поэтическим текстом. Неограниченные возможности в этом направлении позволяют не только заинтересованность ребят творческой деятельностью, которая в дальнейшем обернется интересом к изучению языка, но и позволит им увеличить свой лексический запас, реализуя его в речи, совершенствовать грамматические формы выражения мысли на иностранном языке.

 Работу над стихотворением можно начинать на ранних этапах, предлагая учащимся разнообразные рифмовки и стихи. Так как материал, представляемый в стихотворной форме, усваивается намного легче, то при этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение  фонетике, грамматике, лексике и переводу. Примерная последовательность действий при работе над стихотворением такова:

- Интонационно – фонетическое предъявление поэтического         текста учителем.

-  Снятие лексических и  грамматических  трудностей.

-  Проверка понимания текста посредством вопросов.

-  Интонационно – фонетическая  отработка стихотворения.

- Хоровая отработка текста с соблюдением стихотворного ритма.

- Заучивание текста с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется.

- Воспроизведение текста.

Работа с поэтическим текстом тренирует память, позволяет совершенствовать способности детей в овладении языковыми умениями и навыками.

 Стихи – это часть культуры. Выполняя различные творческие упражнения по созданию собственных поэтических текстов, учащиеся выражают себя посредством экспериментирования.

 Можно  дать задание – соединить разбившиеся части  стиха, восстановить перепутанные строчки, заполнить пропуски, создать параллельные стихи, поработать над конкретной поэзией, сочинить стих из четырех строк « Elfchen» и из одиннадцати слов, где обязательно  в последней строчке  следует вывести мораль.

Schokolade

Macht dick.

Glaubst du nicht

Sieh mich nur an

Schrecklich!  

                                  Muell Eimer

                                  Sehr schmutzig

                                   Will nicht reinigen

                                    Aber muss das machen

                                    Schicksaal!  

Интересна работа по созданию трехстиший (хайки).

Ich moechte lieber

Einen suempatischen Kerl

Aber wo ist er?

Можно дать задание  - найти рифму.

Kannst du einen Reim finden?

В рифмованный стих предлагается вставить слова на немецком языке: теплый – холодный, богатый – бедный, твердый - мягкий, строгий – ласковый, широкий – узкий, умный –глупый.

 

Eins, zwei, drei,

alt ist nicht neu,

    neu ist nicht alt,

    Warm ist nicht …,

Kalt ist nicht warm,

Reich ist nicht …,

    Arm ist nicht reich,

Hart ist nicht  …,

Weich ist nicht hart,

Streng ist nicht …,

    Zart ist nicht streng,

    Weit ist nicht …,

Eng ist nicht  …,

Und  bist gescheit,

So gehst du jetzt heim,

Sagst du der Mutter den….

Еще одно задание на нахождение рифмы, которое способствует развитию языковой догадки.

Wir reimen.

 

Kalt -  heiss

Schwarz - …

Eng - weit

Schmal - …

Langsam - schnell

Dunkel  - …

Apfel  - Nuss

Hand  - …

Bruck  - Steg

Strasse  - …

Naehe   - Ferne

Mond  - …

Найди самостоятельно слова - рифмы.

Auf dem Tisch steht ein Teller mit …

Dieses Kind mit Namen Stoffel isst die Suppe mit dem  …

Dieses Kind mit Namen Klaus wohnt in einem schoenen …

Im Walde ist ein Hase, der springt dir auf die Nase  …

Wir spielen immer in diesem  …

Wir spazieren im Wald, es ist schon  …

Ach ich liebe dich so sehr, weites, schoenes, blaues  …  

Lange Ohren, stumpfte Nase hat das Tierchen namens …

Wenn die Blaetter fallen nieder, dann beginnt der Herbst schon  …

Die Kinder spielen gern im Wald, Sommer, Sommer komm doch…

Вместо прочерка  вставляем нужные слова: kalt,

Fisch,  bald, wieder, Zimmer, Meer, Nase, Loeffel, Hase, Haus.

Подобные задания позволяют разнообразить занятия иностранным языком, учащиеся не только повторяют и закрепляют лексику,  но  и учатся работать творчески, с интересом.

 Составлено: учителем немецкого языка ГБОУ ЦО 1439

                     Касьяновой  Юлией  Сергеевной      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Проблемы перевода поэтического текста

Методическое обеспечение к внеклассному мероприятию в формате "Английский клуб". Тема обсуждения "Проблемы поэтического перевода с английского языка на русский"....

Методический урок по русскому языку на тему: «Целостный лингвистический анализ поэтического текста с грамматическим разбором»

В последнее время возникла новая филологическая наука – лингвистика текста, которая включает в себя целый комплекс сведений, пограничных с рядом других наук: собственно лингвистикой, литературой, разв...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...