Ганс Фаллада "В те далекие детские годы"
план-конспект урока по немецкому языку (9 класс) по теме

Калмацуй Ольга Вячеславовна

Урок о немецком писателе Г.Фаллада, о его произведении "В те далекие детские годы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.fallada_v_te_dalekie_detskie_gody_9_kl.doc 85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В те далекие детские годы» Ганс Фаллада.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с немецким писателем XX века
  • учить чтению с пониманием основного содержания
  • повторить грамматику – прямой и обратный порядок слов

Тип урока:  комбинированный

Здоровьесбережение:

  1. Следить за нагрузкой на органы чувств учащихся: слух, зрение, моторику.
  2. Менять виды деятельности, при работе создавать условия для подвижности, переноса взгляда.

Оборудование: 

  • учебник И.Л.Бим Немецкий язык. Шаги 4.
  • словари немецко-русские
  • карточки с незнакомыми словами
  • шаблоны прямого и обратного порядка слов
  • раздаточный материал

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, презентация «В те далекие детские годы» Ганс Фаллада».

План урока:

  1. организационный момент
  2. постановка темы и целей урока
  3. фонетическая зарядка
  4. презентация биографии Г.Фаллады
  5. работа с текстом
  6. работа над грамматикой в группах
  7. домашнее задание
  8. вывод итоги урока
  9. рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  • Guten Tag, die Kinder. Setzen Sie, bitte.

-     Liebe Freunde! Heute ist das Thema: „Damals bei uns daheim“ Hans Fallada. «В те далекие детские годы» Ганс Фаллада.

  • Macht der eure Hefte und schreibt das Datum. Heute ist der 7 Februar, Klassenarbeit und das Thema „Damals bei uns daheim“ Hans Fallada.

  1. Постановка темы и целей урока
  • Итак, мы сегодня с вами познакомимся с писателем Германии – Гансом Фалладой, который жил в XX веке, но о его биографии немного попозже. Нас ожидает работа с текстом, работа в группах, но обо всем по порядку.

  1. Фонетическая зарядка. (приложение №1)
  • Seht an die Tafel und sprecht mir nach

(читает учитель, дети повторяют)

Die Raben rufen: „Krah, krah, krah!
Wer steht denn da, wer steht den da?

Wir wissen es ja ganz genau,
du bist nicht Mann, du bist nicht Frau.

Du kannst ja nicht zwei Schritte gehen
und bleibst bei Wind und Wetter stehen.

  1. Презентация биографии Г.Фаллады

- Ребята, это отрывок из стихотворения Ганса Фаллады «Die Vogelscheuche». Что в переводе на русский язык означает «Чучело птицы». Ганс Фаллада – это псевдоним Рудольфа Дитцена. Родился он 21 июля 1893 года в семье судейского чиновника. В дальнейшем ему пришлось жить в разных городах, в том числе в Берлине и Лейпциге, куда семья переезжала вслед за отцом, менявшим место службы. Рудольф был слабым и болезненным ребенком. Учеба, и прежде всего, контакты с людьми давались ему тяжело. Одноклассники нередко били его. Мальчик словно притягивал к себе неприятности. Однажды его чуть не задавила насмерть карета, в другой раз он получил сильные ожоги от вспышки при фотографировании, позже – упал с велосипеда и полгода ходил на костылях. Как-то раз приятели столкнули его в море, после чего он тяжело заболел. Не находя контакта с окружающими, юноша погрузился  в мир литературы. Творил он сравнительно недолго. Главные его произведения: «Что же дальше, маленький человек?», «Волк среди волков», «Железный Густав», «Каждый умирает в одиночку», а также «В те далекие детские годы». Эта книга писалась в 1941 году, когда Ганс Фаллада уединенно жил в своем имении Карвиц, стремясь уйти от окружающей его жизни. Далекое прошлое казалось тихим и прекрасным рядом с безжалостным настоящим и неопределенным будущим. Несомненно, писатель отдыхал душой, работая над этим, говоря его собственными словами, «приветом исчезнувшим навеки садам детства».В 1947 году Ганс Фаллада скончался от остановки сердца.

5. Работа с текстом

- Also, Seite 122, Übung 1. Liest, bitte, und übersetzt.

(читают задание и переводят его на русский язык)

- Lest nun den Text.

(читают текст несколько детей по очереди, остальные следят по тексту)

Reisevorbereitungen

Das schöne winterfest war vorüber und die Eltern begannen, Pläne für die Sommerreise zu machen. ( Миновал чудесный зимний праздник, и родители начали обсуждать план для летнего путешествия)

Die Wahl des Ortes war immer ziemlich schwer, denn er sollte billig, still und schön sein und nicht zu weit von Berlin liegen. (Выбор места был всегда довольно тяжелым, так как оно должно быть дешевым, тихим и прекрасным и располагаться недалеко от Берлина)

War der Ort unserer Sommerfrische bestimmt, so kaufte sich mein Vater Landkarten von diesem Ort. An manchen Winterabenden saßen wir dann um Vater herum. Vor ihm lagen die Landkarten, und er erzählte uns über unsere Sommerwege. So lernten wir sie kennen, während wir solche reisen in Gedanken machten. ( Когда место нашего отдыха было определено, мой отец покупал географические карты об этом месте. В иные зимние вечера мы сидели около отца. Перед ним лежали карты и он рассказывал нам о нашем летнем пути. Так мы учили ее, в то время как мы мысленно совершали такие путешествия)

Wir landeten meist in einem Bauernhaus, was für uns Kinder besonders schön war. Denn da gab es Vieh, Reiten auf Pferden, Fahrten zur Roggenernte und anderes mehr. ( Мы останавливались в крестьянском доме, что для детей было особенно прекрасным. Тут есть скот. Езда на лошадях, уборка ржи и многое другое)

Für solch eine Reise brauchten wir natürlich viel Gepäck. Man fuhr nicht wie heute mit wenig Kleidern, Wäsche und Schuhen. Nein, es wurden auch Töpfe, bestecke und Geschirr eingepackt. Konserven wanderten in Kisten. Auch wurden leider die Schulsachen von uns Kindern nie vergessen, denn eine Stunde Schularbeiten an einem Ferientag hält den Kopf im Gang. So meinte unser Vater. (Для каждого путешествия нам нужен багаж. Сейчас для поездки мало одежды, белья и обуви. Нет, упаковывали также кастрюли, столовые приборы, посуду. Консервы путешествовали в ящике. Также никогда не забывались школьные вещи детей, потому что уроки в праздничные дни заставляют голову работать. Так думал наш отец.)

- Чтобы понять смысл нам текста, обратимся за помощью к словарю. Jeder Gruppe gebe ich die Wörter aus Texte. Nimm, bitte, die Wörterbücher.  (приложение №2)

Gruppe 1

Die Sommerfrische

Дача

Die Wahl

Выбор

Der Ort

Место

Die Sommerwege

Летняя дорога

Das Gepäck

Багаж

Gruppe 2

Der Topf

Кастрюля

Die Kiste

Ящик

Die Roggenernte

Урожай ржи

Die Sommerreise

Летнее путешествие

billig

Дешевое

Gruppe 3

saßen

Сидел

landen

Приземляться, останавливаться

Die Wäsche

Белье

Das Besteck

Столовый прибор

ein bisschen

Немного

(когда работу эту выполнят, начинаем проверять)

- Seht noch einmal im Text und sagt mir, bitte, worüber erzählt H. Fallada.

( в отрывке «Подготовка к путешествию» из повести «В те далекие детские годы» говорится о том, как семья выбирала место для летнего отдыха. Рассматривали географические карты, паковали чемоданы)  

- Wie viel Teile hat der Text? Betitelt jeden Teil. Schreibt in die Hefte.

1) Die Wahl des Ortes

2) Der Ort unseres Sommerfrische

3) Das Bauerhaus

4) Das Gepäck

  1. Работа над грамматикой в группах

- Сегодня мы с вами узнали, как раньше приготавливались к путешествию, на прошедших уроках вы сами готовились к поездке в Германию, но не зная языка очень тяжело путешествовать. А немецкая грамматика очень нужна  нам в освоении немецкого языка. Поэтому я предлагаю вам вспомнить прямой и обратный порядок слов.

Прямой:  

Обратный:

(на доске прикрепляются шаблоны)

- ребята, перед вами лежат карточки, из них вам необходимо составить текст о Германии, 2 группы составляют, использую только прямой порядок слов, и 1 группа использует обратный порядок слов) (приложение №3)

- Wer ist fertig? Lest die Sätze vor! А теперь давайте проверим, справились ли вы с этим заданием.

Прямой порядок слов:

1. Deutschland liegt in Mittel Europa. 2. Sie besteht aus 16 Bundesländern. 3. Berlin ist Hauptstadt Deutschlands. 4. Es gibt in Deutschlands viele Sehenswürdigkeiten. 5. Die Bundesrepublik ist ein Land mit reichen kulturellen Traditionen.

Обратный порядок слов:

1. In Mittel Europa liegt Deutschland. 2. Aus 16 Bundesländern besteht sie. 3. Hauptstadt Deutschlands ist Berlin. 4. In Deutschlands viele Sehenswürdigkeiten gibt es. 5. Ein Land mit reichen kulturellen Traditionen

     Ist die Bundesrepublik.

-Wer kann man den Text übersetzt?

7. Домашнее задание

- итак, ребята, сегодня мы с вами еще раз поговорили о подготовке к путешествию, вспомнили порядок слов в немецком предложении, все эти знании помогут вам при выполнении домашнего задания. Я предлагаю вам побыть в роли писателей и написать свой рассказ на тему «Meine Reise».  И записать его в следующую книгу.

(приложение № 4)

8.  Вывод и  итоги урока

 - Heute haben wir viele Arbeit. Was haben wir  in der Stunde gemacht? Was gefällt ihr besonders?

9. Рефлексия.

На доске висит ватман с цветами, под  цветами написаны этапы урока. У каждого ребенка в руках есть одна бабочка, и он ее должен прикрепить только на один цветок, с тем этапом, который ему понравился.

-Die Stunde ist zu Ende. Danke für die Stunde! Auf Wiedersehen!

Приложение №1

Die Raben rufen: „Krah, krah, krah!
Wer steht denn da, wer steht den da?

Wir wissen es ja ganz genau,
du bist nicht Mann, du bist nicht Frau.

Du kannst ja nicht zwei Schritte gehen
und bleibst bei Wind und Wetter stehen.

Приложение №2

Gruppe 1

Die Sommerfrische

Die Wahl

Der Ort

Die Sommerwege

Das Gepäck

Gruppe 2

Der Topf

Die Kiste

Die Roggenernte

Die Sommerreise

billig

Gruppe 3

saßen

landen

Die Wäsche

Das Besteck

ein bisschen

Приложение №3

  1. Deutschland liegt in Mittel Europa. 2. Sie besteht aus 16 Bundesländern. 3. Berlin ist Hauptstadt Deutschlands. 4. Es gibt in Deutschlands viele Sehenswürdigkeiten. 5. Die Bundesrepublik ist ein Land mit reichen kulturellen Traditionen.

Приложение №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля "Jane Eyre" на английском языке (детские годы Джейн Эйр)

Спектакль показывает детские годы Джейн Эйр и состоит из двух действий. В первом действии - 2 сцены и во втором действии - 3 сцены. Сценарий был создан с целью развития творческих способностей учащихс...

Урок литературы в 5 классе по ФГОС ООО на тему: "Детские годы И. С. Тургенева. Прототипы героев рассказа "Муму"

Урок построен на основе ФГОС ООО. В уроке учтены все требования нового стандарта, с использованием УУД. работа состоит из презентации учителя и учеников....

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

Творческий проект "Детские годы Мухтара Ауэзова"

Проект "Детские годы Мухтара Ауэзова  прочитан в рамках конкурса "М.Ауэзов - творец вечных ценностей""...

Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...

Ганс Фаллада

Краткая информация о жизни и творчестве немецкого писателя....