Проектная деятельность на уроке немецкого языка как средство формирования метапредметных образовательных результатов
методическая разработка по немецкому языку (7 класс) на тему

Шпир Анжелика Александровна

    Владение иностранным языком всегда было актуальным для выпускника средней школы. Сегодня же выпускнику недостаточно просто владеть иностранным языком или другими предметными знаниями, необходимыми ему для получения дальнейшего образования, он должен уметь найти свое место в профессиональной жизни, уметь решать множество жизненных задач, уметь находить выход из различных ситуаций. Именно поэтому актуальными становятся не только предметные, но и метапредметные результаты образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Владение иностранным языком всегда было актуальным для выпускника средней школы. Сегодня же выпускнику недостаточно просто владеть иностранным языком или другими предметными знаниями, необходимыми ему для получения дальнейшего образования, он должен уметь найти свое место в профессиональной жизни, уметь решать множество жизненных задач, уметь находить выход из различных ситуаций. Именно поэтому актуальными становятся не только предметные, но и метапредметные результаты образования.

При изучении любого предмета важна мотивация. Она является основной движущей силой в изучении иностранного языка. Не секрет, что на начальном этапе изучения языков уровень мотивации обучающихся достаточно высок. Затем он постепенно снижается. Это зависит от многих факторов, о них много сказано и написано. Я не буду на этом останавливаться, а только предлагаю вашему вниманию пути решения этих проблем на своих уроках.

В ходе работы передо мной встала необходимость повысить мотивацию и уделить внимание тому, как учащиеся выполняют регулятивные, познавательные и коммуникативные действия во время выполнения учебного задания продуктивного характера на уроках немецкого языка.

     По данным наблюдения за уровнем сформированности УУД у учащихся , в ходе урочной деятельности был выявлен низкий уровень владения этими действиями, который проявляется в неумении ставить цели, планировать свою учебную деятельность, аргументировать свой ответ, искать доказательства и необходимую информацию в тексте, анализировать и интерпретировать полученную информацию, читать схемы и комментировать графики, уметь высказывать свое мнение на изучаемом языке, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы и контролировать действия партнера, уметь выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам и т.д. Поведенческими индикаторами здесь являются  выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и самоконтроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения, отсутствие инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации и др. Кроме того  учащиеся пассивно наблюдают за учебным процессом, отмалчиваются на уроках, не проявляя особой активности и инициативы, у некоторых из них отсутствует желание учиться. Многие нередко высказывают недовольство   выбором второго иностранного языка, считая немецкий язык бесперспективным и не особо нужным. К сожалению, до сих пор в нашем образовании делается акцент на довлеющую роль учителя в процессе обучения. Учитель выполняет привычную роль как задающий план работы, учитель несет ответственность за все, в том числе и за полученные знания, учитель чрезмерно, на наш взгляд, опекает ученика. Как следствие этого ученики не самостоятельны, испытывают трудности при выполнении продуктивных заданий, не могут самоопределиться в профессиональном плане.

     В качестве решения проблемы возникла идея проведения познавательного проекта страноведческого характера с целью мониторинга качества обучения и сформированности УУД учащихся средней параллели. Выбор участников проекта я сделала в пользу учащихся 7-х классов, так как именно в этой возрастной группе возникает (как правило) больше всего проблем с мотивацией и активностью на уроке, и как следствие, выявляются самые низкие предметные и метапредметные результаты. При выборе тем проектов  я в первую очередь опиралась на пройденный языковой материал,  (работа над проектами позволила обобщить знания, повторить и расширить словарный запас по темам), личный опыт учащихся (увлечения подростков, занятия спортом, музыкой, хобби), а также возможность использования ИКТ в работе над проектом, поскольку современная молодежь, подростки обладают высоким уровнем информационной и ИКТ компетенцией.

Основой для оценки общеучебных действий послужили аутентичные тексты из СМИ, Интернет-ресурсов, немецкого молодежного журнала «Vitamin de».

Рассмотреть,   как  формируются УУД учащихся,  предлагаю на примере учебного материала УМК „Deutsch-Schritte 3“ «Немецкий язык. Шаги 3» (И.Л.Бим, Л.В.Садомова).  Нужно сказать, что во всех компонентах данного УМК сохраняется преемственность типологии заданий, есть пошаговые рекомендации для учащихся, объясняются стратегии работы с текстом на чтение и прослушивание, даются стратегии построения собственного высказывания, советы по работе со справочным материалом, тесты для самотестирования.

Приведу примеры заданий из УМК, направленных на формирование и развитие УУД учащихся на уроках немецкого языка.

Пути формирования УУД на уроке немецкого языка

Познавательные учебные действия

УУД

Учебная задача

Формируемые умения

Общеучебные

Mein schönster Ort der Welt. Mache eine PowerPoint-Präsentation oder ein Poster. Du kannst auch zusammen mit deinem Mitschüler arbeiten. Suche Informationen zu folgenden Punkten.

  • Wo liegt dieser Ort?
  • Wie sind das Klima und die Wetterlage?
  • Warum ist dieser Ort für dich interessant?
  • Welche Sehenswürdigkeiten gibt es dort?
  • In welcher Jahreszeit soll man diesen Ort lieber besuchen und warum?

Структурирование знаний,

рефлексия способов и условий действия

Общеучебные

In Deutschland gibt es das Wort Datscha nicht, aber es gibt das Wort Schrebergarten. Warum? Lest den Text und sagt.

Der Garten heißt so, denn….

Beantwortet Fragen zum Text:

1. Was war Schreber von Beruf?...

Развитие умений чтения с общим, выборочным и детальным пониманием

Общеучебные

Projektstunde zum Thema „Meine Heimat“.

Macht Fotos oder malt Bilder zu den Themen „Meine Heimat“, „Mein Lieblingsort“ und schreibt Kommentare dazu. Dann machen wir eine Ausstellung unserer Arbeiten.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера.

Логические

Meine Familie und ihre Interessen. Ergänzt die Anfangssätze.

1.Meine Schwester Julia_______, weil sie sich für Kunst interessiert.

2.Mein Bruder ______,weil sie sich für Sport interessiert.

3.Unser Onkel _____, weil er sich nicht für Sport interessiert.

Самостоятельное построение фразы с заполнением недостающих компонентов

Логические

Was könnt ihr über die Jahreszeiten erzählen?

Erstelle die Mind-Map zum Wortfeld „Im Sommer“.

Выбор оснований и критериев для сравнения, группировки,

классификации объектов

Логические

Всем известно, что предложения в немецком языке делятся на простые и сложные. Структуры таких предложений можно изобразить с помощью геометрических фигур.

Формирование умения моделировать при помощи геометрических фигур, умение анализировать.

Регулятивные учебные действия

Вид УУД

Учебная задача

Формируемые умения

Целеполагание

Глава 

о том, что бывает, когда дети остаются одни дома,

о том, что человеческая красота заключена не только в привлекательной внешности,

а также в этой главе

вам предстоит узнать, что в немецком языке существуют возвратные глаголы,

выяснить, что такое Imperativ  и как образуются формы повелительного наклонения слабых и сильных глаголов.

Постановка цели на основе того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно.

Планирование

A. Как лучше выполнять такие упражнения:

1.Просмотри сначала весь текст.

2.выдели все существительные и напиши сверху артикль. Если не помнишь артикли, загляни в словарь.

3.Определи, в каком числе стоит существительное в тексте.

4. …

B. Unser Abschlussfest. Du sollst die Sätze ins Passiv umformen.

z. B. Wir wählten einen passenden Tag. – Ein passender Tag wurde gewählt.

Deine Lernstrategie: In dieser Übung brauchst du Partizip II von den Verben. Arbeite mit dem Mitschüler, ergänze zuerst die Tabelle:

Präsens                         Partizip II

schreiben                           …

dekorieren                         …

Планирование своих действий при выполнении грамматического упражнения

Оценивающие действия

Teste dich! Wähle die richtige Variante im Test. Nach dem Test prüfe dich nach den Lösungen. Welche Resultate hast du?

Определение учащимися своего уровня усвоения.

Коррекция

A. Was machst du für deine Zukunft?

Antworte mit ja, eher ja, eher nein, nein.

1. Ich bin im Unterricht aktiv.

2. Ich kenne Online-Wörterbücher und benutze sie oft.

B. Bestimme deinen Lerntyp. Lies und markiere.

1. Ich kann besser lernen, wenn ich in einem Team lerne.

2. Ich kann besser lernen, wenn ich Medien benutze.

Внесение необходимых дополнений и корректив в учебную траекторию в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные учебные действия

Вид УУД

Учебная задача

Формируемые умения

Постановка вопросов / Управление поведением партнера

Deine Lernstrategie. Mache Kärtchen mit den Wörtern aus den Übungen 27-28.

Arbeite mit dem Mitschüler.

z. B:

P.1: Wie heißt aus Deutsch „ворчливый?“

P.2: Wie heißt der Gegensatz von „pünktlich“?

Инициативное сотрудничество, осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера.

Владение монологической формой речи

A. Formuliere. Die Schuluniform für meine Schule.

B. Erstellt eine Liste – was braucht eure Klasse für eine Klassenparty? Arbeitet in einer Gruppe. Präsentiert dann euer Party.

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.

Владение диалогической формой речи

Fragt einander, wie ihr von einem Ort zu dem anderen kommt.

z.B.

P.1. Entschuldigung, wie komme ich vom Bahnhof zum Stadion?

P.2. Du fährst mit der Straßenbahn Linie 7.

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.

Задавать вопросы

A. Stellt einander Fragen anhand der Übung.

Beginnt so:

-Stimmt es, dass…

-Ist es wahr, dass…

-Hast du schon gewusst, dass …

B. Interessiert euch, ob (warum, wie) …. Nehmt die Übung 1 zu Hilfe.

-Ich möchte wissen, warum …

-Sage bitte, ob …

-Mich interessiert, wie …

Слушать друг друга, реагировать на реплики речевого партнера.

Ориентироваться на позицию партнера, строить понятные для партнера высказывания

Du hast viel über den Wald gelesen. Erkläre deinem Freund, dass der Wald ein treuer Freund des Menschen ist.

Умение взаимодействовать с речевым партнером по обсуждаемой теме.

Контролировать действия партнера

Jetzt tauscht bitte Informationen über die ökologischen Jugendorganisationen in Deutschland aus.

Умение слушать своего партнера, критически относиться к его учебным действиям, осуществлять контроль, самоконтроль.

Личностные учебные действия

Желание участвовать в творческом процессе

Projektarbeit zum Thema „Gesunde Lebensweise“.

Beantwortet folgende Fragen:

1. Welche Lebensmittel sind gesund und warum?

2. Welche Regeln gibt es beim Frühstück?

3. …

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.

Осознание себя как гражданина, как

представителя определенного народа,

определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление

толерантности к проявлению иной культуры

Lest bitte die E-Mail von Melanie.

1. Welche Fächer sind in Deutschland anders als in Russland?

2. Vergleicht die Mittelschule in Russland und das Gymnasium in Deutschland.

3. Vollendet die Sätze:

-Wir / Die Deutschen lernen … in der Schule.

-Die Schulfächer sind …

-…

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.

Анализ текстового материала, умение сделать обобщение, вывод.

Желание осваивать новые виды деятельности.

Projektarbeit – Vorbereitung auf ein Quiz.

Schreibt bitte Fragen über die Städte unseres Landes und die Städte der deutschsprachigen Länder, um später ein Quiz durchzuführen.

Умение задавать вопросы, структурировать информацию, выделять главное и второстепенное.

Признание для себя общепринятых морально-

этических норм

Und was machen die Jugendlichen in Deutschland für den Umweltschutz?

Hier sind einige Aussagen. Lest sie.

Was meint ihr, ist das, was Vanessa und Jan machen, wichtig für den Umweltschutz?

Kommentiert die Aussagen.

Умение анализировать поступки людей, характеризовать поступки, выражать свое отношение к проблеме текста.

Развитие критического мышления школьника,

ценностных ориентаций, чувств и эмоций

Es gibt viele ökologische Probleme. Eines dieser Probleme ist die Vernichtung von Waldflächen. Welche Rolle spielen die Wälder in unserem Leben? Antwortet auf diese Frage anhand des folgenden Assoziograms.

Умение критически мыслить, выделять ценностные приоритеты касаемо темы беседы.

Итак, на уроке немецкого языка у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: - общеучебные, логические. Логические УУД на среднем этапе уже сформированы, но тем не менее на уроке немецкого языка необходимо развивать у учащихся логическое мышление, используя опоры (ассоциограммы, тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала можно научить учащихся анализировать, моделировать. При обучении монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: вставить недостающие слова, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о правиле образования какого-то грамматического явления – синтезировать.

Как видно из примеров, регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Необходимо учить учащихся планировать свои действия, давать им оценку. Саморегуляция происходит при инсценировке сценок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. При положительном результате у учащихся появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать других, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ученика. При этом у него формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает свое мнение. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности школьников.

Овладение «умением учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. При успешном их освоении можно судить о высоком уровне достижения личностного, предметного и метапредметного результата.

Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта.

В качестве инструментария оценки уровня сформированности метапредметных результатов послужили критерии, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебных задач, основанных на работе с иноязычным текстом, а также ряд критериев, направленных на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии по итогам защиты проектов.

Критерии оценки проектной деятельности с учетом УУД

Критерии разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе обучения. Основной формой контроля является публичная защита проекта, оценку проектов проводят сами учащиеся и учитель.

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта описываются на основе уровневого подхода. В соответствии с принятой системой оценки выделяют три уровня сформированности навыков проектной деятельности: низкий, средний и высокий. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью учителя, являются основной задачей оценочной деятельности.

В ходе выполнения проектов учащимися развиваются коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные умения, вырабатывается умение работы с информацией.

        В таблице №2 представлены критерии оценки сформированных УУД учащихся, в основу положен уровневый подход – достижение учащимися низкого (н), базового (б) и повышенного (п) уровня.

Мониторинг метапредметных результатов реализации проекта

УУД

Критерии оценки

Уровень

н

б

п

1.

Познавательные универсальные учебные действия

Умение добывать знания из различных источников

Умение читать иноязычный текст  с применением ознакомительного / просмотрового /изучающего видов чтения

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Умение перерабатывать информацию для получения нового продукта

Владение ИКТ-компетенцией

2.

Регулятивные УУД

Умение определить и сформулировать цель своей деятельности на основании учебной задачи

Умение формулировать задачи творческого и поискового характера

Умение составить план действий по решению задачи

Умение осуществлять самокоррекцию, саморегуляцию

Умение учащегося говорить о достоинствах и недостатках своего проекта

3.

Коммуникативные УУД

Умение формулировать собственное мнение

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций

Умение строить монологическое высказывание по теме проекта

Владение письменной речью на немецком языке

Умение отвечать на вопросы аудитории на защите проекта

Количество баллов

5-7

8-12

13-15

Недостаточный уровень - <30% (получено меньше 5 баллов)

Низкий уровень -30-49%

Базовый уровень – 50-74%

Повышенный уровень - >75

Благодаря интегрированию проектной деятельности на уроках немецкого языка улучшаются показатели по общеучебным действиям в области целеполагания, саморегуляции, планирования своих действий, речевому взаимодействию в группе и перед всем классом, ИКТ-компетенции. Проектная методика позволяет не только качественно влиять на метапредметные результаты, но и повышать уровень коммуникативной компетенции, предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...

Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство формирования метапредметных результатов.

Проектная деятельность.Определение, цель, этапы и реализация на практике....