"Воспитание нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку (8 класс) на тему

Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_nravstvennyh_chuvstv_2.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И УБЕЖДЕНИЙ

 НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Клешнёва Л.А., учитель немецкого языка

МКОУ «Ольховлогская ООШ»

Каменского муниципального района

Воронежской области

olchovlogschkola@mail.ru

Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка. Знакомит с методами и приёмами учебной и внеклассной работы, направленными на достижение поставленной цели.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, методы и приёмы нравственного воспитания, личностные качества, моральные нормы, проектная методика, иностранный язык, проблема.

                           

"В воспитании человека важно добиваться,  

чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны, но и стали бы

целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений и

личного счастья".                                          

Свадковский И.Ф. 

          Проблему нравственного воспитания долгие годы исследуют и философы, и психологи, и педагоги – учёные. Данная тема актуальна и сегодня.

 Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Сегодня значимость нравственного воспитания детей  обозначилась особенно  в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни. В современном обществе перестали думать о духовном обогащении подрастающего поколения.  Такие проявления высокой нравственности  как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Воспитывать нравственные чувства и убеждения – значит воспитывать в человеке Человека. Это трудно. Особенно в современном мире.

Современный учитель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик учащихся.

  Воспитание нравственной личности  школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.  Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. На уроке  ученики не только учатся, но и работают в коллективе, привыкают к нормам общения , переживают свое отношение к изучаемому,  друг к другу, к учителю.

Задумываясь о месте своего урока в системе знаний, я всегда стараюсь  заботиться и о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие учащихся.

Возможности воспитательного процесса через такой предмет, как «иностранный язык», на мой взгляд, уникальны. В процессе овладения иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества. Я считаю, что иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний.

Этот предмет представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного и  эстетического воспитания подрастающего поколения.

Формирование нравственных понятий – довольно сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В процессе изучения иностранного языка учащиеся усваивают моральные нормы поведения через искусственно созданные проблемные ситуации.

В общении учащиеся имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков.

          Опора на гуманистические традиции народа - непременное условие успеха учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении общечеловеческими ценностями.

Слушая и читая поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о ценностях народа,  о понимании красоты, приобретают представления о добре и зле; усваивают мудрость народа и его уважение к человеку. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

        В диалогах, как ни в чем другом, вводятся и отрабатываются основные формулы речевого этикета.

       Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

       К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке немецкого  языка,  относятся коллективные формы работы. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Так, одним из эффективных приемов работы, способствующих воспитанию нравственных чувств, является ролевая игра, которая  также является формой коллективного взаимодействия. Она активно используется как в процессе обучения младших, так и старших школьников.

       И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки.  Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка я стараюсь  использовать самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами.

Иностранный язык как предмет охватывает в основном все стороны  жизни людей. Содержание действующих учебников иностранного языка дает возможность заострять внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе, вести переписку с друзьями и близкими и что следует понимать под культурой поведения.

        Человек живет среди  людей, и он должен вести себя так, чтобы общение с ним было приятно другим.

Таким образом, с помощью иностранного языка как общеобразовательного предмета в  школе осуществляется комплексный подход к нравственному  воспитанию школьников, к их всестороннему гармоническому развитию.

Литература

1. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.

2. Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.

3.  Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Ж. Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 - с.104 – 115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках немецкого языка.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности. Сегодня оно нуждается в теоретическом осмыслении....

Духовно-нравственное воспитание на уроках немецкого языка

Совершенно очевидно, что будущее нашего государства определяется уровнем воспитания подрастающего поколения. Практика доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения сказывает...

Воспитание нравственных ценностей и принципов на уроках английского языка

Материал может быть использован для выступления на методическом объединении....