Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках немецкого языка.
материал по немецкому языку на тему

Чикишева Ольга Петровна

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности. Сегодня оно нуждается в теоретическом осмыслении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 (1 слайд)     Духовно-нравственное воспитание школьников

                                        на уроках немецкого     языка.

   (2 слайд)    Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

       Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Динамика снижения духовно-нравственной культуры в целом не только негативно влияет на формирование личности, ее социализацию, духовное здоровье, но и на компоненты общества, в том числе и на процесс обучения. Как предполагает к.п.н. Р. А. Парошина, докторант Красноярского государственного педагогического университета, социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно другие характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете новые ростки как нравственного, так и безнравственного.

              Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н. Вентцель, З.В. Видякова, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев ,П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.

В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А.,«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистовой Т.Г, Шитяковой Н.П., Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа «Мировидение» дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста. Кроме того необходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторская программа по музыке Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбука нравственности», Программа «Культура семейных отношений» и др.

    В новом стандарте НОО духовно-нравственное направление в воспитании личности занимает одно из главных мест. Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.

     (3 слайд)   Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б.Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».

     Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, автора программ и учебников по немецкому языку, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

       В этом учебном году я работаю в 1-4 классах и 10-11 классах. Поэтому буду говорить о своей работе по духовно-нравственному воспитанию именно для этих учащихся.

      (4 слайд)  В условиях начальной школы воспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и, прежде всего, речевой материал, а также форма проведения занятия. Учитель может предложить такую форму проведения занятия, как театральная постановка. Такая форма способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе. Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). При распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.

        (5 слайд) Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

   (6 слайд)  Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав  их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

         (7 слайд)  Для учащихся 2 класса самыми первыми инсценировками являются диалоги знакомства. Дети так же с удовольствием принимают роль того или иного персонажа и во время инсценировки используют лексику по данной теме, закрепляя знания и приобретая коммуникативный опыт. Обращаю внимание на приобретение опыта первоначального общения на иностранном языке, привлекаю внимание к миру профессий, к разнообразию человеческих интересов. Знакомлю с некоторыми социокультурными сведениями, а именно с этикетными нормами ведения разговора по телефону в России и в Германии. Обязательно инсценируем тему «Моя семья». На слайде представлены проекты учащихся по данной теме, которые онм озвучивали в классе.

    (8 слайд)  Учащиеся 3 класса вполне справляются с инсценировками диалогов в классе по летнему отдыху, по занятиям в выходные дни, по зимнему отдыху. Учащиеся с удовольствием рассказывают о том, как они провели лето или как отдохнули в выходные. Используют речевые образцы уже более осознанно, изменяя мнение, строят предложения с отрицанием, с обращением, с однородными членами предложения. Привлекаю внимание к красоте природы в любое время года, к различным видам занятий на природе, развивая при этом  культуру общения, обращаю внимание на приобретение навыков культурного поведения в различных ситуациях. Инсценируем диалоги по описанию классных комнат и своей комнаты дома, заслушиваем презентации своих проектов перед классом по данным темам.

      (9 слайд) В 4 классе инсценируем дни рождения, диалоги в школе о любимых предметах. Учащиеся рассказывают о своих детских комнатах, участвуют в инсценировках классного весеннего праздника. Привлекаю внимание к природе летом, развиваю наблюдательность, чувство прекрасного, любовь к животным. Изучаем формулы речевого этикета, такие как поведение за столом. Знакомимся с новой страноведческой информацией, например «Пасха в Германии и в нашей стране», «Мир профессий в России и в Германии», используем для представления проекты по темам.

     К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке немецкого языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

     (10 слайд) Старший школьный возраст - это возраст некоей инфантильности, ребячества, "открытых эмоций". Старшеклассникам предлагались самостоятельно-творческие задания (доклады, проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществляется под сопровождение музыки; умело подобранные кинофрагменты помогают защитить проекты. В проектном исследовании учитель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, привлекая всех для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Все участники проектов - и педагог, и учащиеся - работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества. Залогом успешной презентации проектов является  тщательная подготовка. Учитель берёт  на себя роль организатора итоговых выступлений и помогает учащимся выбрать форму презентации. Проекты могут быть как в электронном виде, так и на бумажном носителе. В 11 классе – это проекты по теме «Музыка», «Спорт», «Моя семья», «Чтение» и др.

    В своей работе использую групповую работу при изучении грамматического материала, при изучении страноведческой информации. Групповая работа по грамматике может быть выполнена  в виде проекта. Так в  11 классе при изучении Partizip делю класс на 2 группы. Одна группа работает по Partizip I, другая по Partizip II. После окончания работы над проектом в группах учащиеся презентуют грамматический материал с примерами. Изучая  страноведческую информацию, предлагаю ребятам в классе оформить материал по достопримечательностям Германии и России. Данные материалы обязательно презентуем в классе, принимается критика и замечания.

    И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Часто такие уроки провожу по методу проектов. Проектная методика даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

(11 слайд)   На слайдах показаны презентации учащихся 10-11 классов. «Моя семья» - 10 класс, «Церковь над Вяткой» - 11 класс. Эта презентация в 2009 году была представлена учащимися  на конкурс «Горизонты открытий», конечно же, на русском языке. В этом году учащимся 11 класса, которые в 2008 году готовили эту презентацию на конкурс, было предложено представить эту информацию на урок немецкого языка с переводом. Конечно, часть информации было исключено, но получилось неплохо.

(12 слайд) На этом слайде показаны проекты учащихся 11 класса по теме «Защита окружающей среды». Это титульные листы проектов, на обороте  - информация на немецком языке  о загрязнении рек сточными водами, бытовым мусором, отходами как в России, так и в Германии.

         

  (13 слайд)   Подводя итоги, можно сказать, что у  учащихся может быть и заложены основы нравственного отношения к окружающей действительности, однако они еще не сформированы должным образом. Важно то, что есть время повлиять на развитие и формирование неразвитых или развитых недостаточно духовно-нравственных качеств. От этого зависит не только духовное, но и физическое состояние личности, а также здоровье людей, окружающих данных учащихся. Духовно-нравственный уровень зависит от окружающего ребенка мира и системы образования государства в целом. Принципы государственной политики основываются на гуманистическом характере образования и превалировании главной ценности — здоровья человека, в том числе и духовного, что определяет создание в образовательной системе условий, необходимых для жизнедеятельности обучаемых.

Духовно-нравственное здоровье человека является первоосновой физического здоровья, первоосновой воспитания. Именно от того, насколько у личности нравственно и духовно сформировано отношение к жизни, будет развито его психическое и физическое здоровье.