Главные вкладки

    Использование методов проекта для формирования иноязычной коммуникативной компетенции
    статья по немецкому языку на тему

    Чаленко Елена Станиславовна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx17.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чаленко Е.С.

    учитель немецкого языка

    МКОУ «Совхозная СОШ»

     Использование метода проектов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции

    В последние годы наблюдаются существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков. В связи с этим, основной целью в обучении является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения между людьми. Поэтому на уроках необходимо включить их в такую деятельность, которая бы активизировала познавательную активность, стимулировала ситуацию общения. Метод проектов выступает в роли такого вида деятельности. Выделяют следующие источники создания мотивации (по классификации П.Б. Гуркевича):

    1. Целевая мотивация. При работе над проектом обучающиеся видят конкретный результат своей деятельности.

    2.Мотивация успеха. Проект ориентирован на конкретный результат и позволяет создать ситуацию успеха.

    3.Страноведческая мотивация. Проект позволяет повысить коммуникативную направленность обучения, реализовать идею диалога культур.

    4.Эстетическая мотивация. Обучающиеся приучаются не только выполнять задание правильно, но и красиво оформить результаты своего труда и преподнести их в выгодном свете.

    5.Инструментальная мотивация. В начале работы над проектом учитель подводит детей к формулировке проблемы и к выдвижению возможных путей решения ее. Важно предоставить обучающимся право выбора посильного и интересного для них задания.

    Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств — познавательную инициативность, деловое лидерство. Основная  идея  подобного  подхода  к  обучению  иностранному  языку заключается  в  том,  чтобы  перенести  акцент  с  различного  вида  упражнений  на  активную  мыслительную  деятельность  обучающихся,  требующую  для  своего  оформления  владения  определенными  языковыми  средствами. Вот почему  необходимо обращаться к  методу  проектов  на  этапе творческого  применения  языкового  материала.  Только  метод  проектов  может  позволить  решить  эту  дидактическую  задачу  и  соответственно  превратить  уроки  иностранного  языка  в  дискуссионный,  исследовательский  клуб,  в  котором  решаются  действительно  интересные,  практически  значимые  и  доступные  обучающимся  проблемы  с  учетом  особенностей  культуры  страны  и  по  возможности  на  основе  межкультурного  взаимодействия.

    Рассмотрим последовательность работы над проектом на примере группового проекта “Школа моей мечты” (6 класс, «Шаги» Бим И.Л.)

    1 этап. Начало работы. На первом же уроке при проведении речевой разминки учитель подводит детей к постановке проблемы вопросами: Lernst du gern? Welche Schule besuchst du? Wie ist deine Schule? Wie heiβt dein Lieblingsfach? …

    Объявляется тема проекта “Школа моей мечты” и предлагается разделиться на творческие группы для работы.

    2 этап. Планирование. Обучающиеся изучают материал, предложенный в учебнике, выполняют коммуникативные упражнения. Учителю рекомендуется продумывать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения на иностранном языке, и возросли количественные и качественные показатели их речи.

    3 этап. Принятие решения. Ребята активно анализируют полученную информацию, учитель предлагает новые источники информации. Здесь же участники группы намечают план решения проблемы, готовят эскиз будущего проекта. При  этом обсуждаются требования к выполнению, защите и параметры оценки проектов.

    4 этап. Выполнение проекта. Для этого может быть выделен отдельный урок, где класс превращается в творческую мастерскую. Изготавливаются модели школ. Учитель дает необходимую консультацию,  советы.

    5 этап. Оценка результатов. На данном этапе проекты помещаются на выставку и происходит предварительный анализ проделанной работы, советы по организации защиты. Каждый ученик должен четко представлять, как он будет защищать свой проект.

    6 этап. Защита проектов. Каждая группа готовит сообщение по своему проекту (5-10 минут по плану). После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. При подведении итогов нужно отметить каждый проект. Можно определить номинации на самый смелый,  самый интересный, самый творческий, самый красивый проект.

    Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников.

    Список использованных источников:

    1 Леонтьев А.А.  Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии.- М.:РАО/МПСИ, 2001.

    2 Мильруд  Р.П.  Современные  концептуальные  принципы  коммуникативного  обучения  иностранным  языкам // ИЯШ.  -  2000.  -  №4

    3 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ.- 2000 г. - №  2, 3

    4  Полат  Е.С.  Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка // ИЯШ. - 2001.  -  №1.

    5 Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2005.

    http://topref.ru/referat/125822.html

    http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/metod-proektov-na-urokakh-inostrannogo-yazyka


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

    Владение иностранным языком являются одним из условий формирования личности учащихся в свете требований глобализации общества. Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативн...

    Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

    В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

    Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

    Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

    Роль использования видеоматериалов на уроках иностранного языка в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на примере немецкого обучающего сериала "Jojo sucht das Glueck"

    Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситу...

    Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

    тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...