Выступление на ШМО
статья по немецкому языку на тему

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла от 25.03.2014г.  по теме «Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_uchiteley_gumanitarnogo_tsikla_ot_25.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла от 25.03.2014г.  по теме «Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции»

«Учиться работать – скучно;
делать, стремиться к результату
и достигать его – интересно».
В.А. Сухомлинский

Уже многие годы я открываю двери школы, но уже не в роли ученика, а в роли учителя. И когда я задумываюсь о своём назначении, о требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им дети учатся у меня думать, пробовать. Я уверена, что учитель – это не специальность, которую я выбрала, а особое состояние души. Вот здесь начинаешь понимать, что надо, чтобы стать интересным детям, что сделать, чтобы увлечь их своим предметом. Думаю, для этого всего лишь нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее.

Главная цель моей педагогической деятельности – развитие способностей учащихся к общению на немецком языке, создание условий успешности учителя и ученика в равной степени.

Учитель должен обладать коммуникативными умениями, способностью к рефлексии и анализу личного опыта, умению соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

За многие годы работы в школе я выделяю ключевые педагогические технологии, которые я использую в своей деятельности: игровая технология, личностно-ориентированное обучение, технология коммуникативного обучения, проектная методика.

Каждая игра наделена речевой задачей, мотивом, целью речевого действия и образцами общения.
Использование коммуникативных игр позволяет мне подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения, а именно развивать у учащихся основы коммуникативной компетенции, которая предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, умения взаимодействовать в коллективе.

Обучение на основе общения посредством игры позволяет мне:

-мотивировать детей на протяжении всего урока;

-вести обучение в зоне ближайшего развития (принцип развивающего обучения);

-создавать проблемные ситуации, которые проживаются учениками в ее игровом воплощении;

-делать процесс учения личностно-значимым;

-балансировать свою позицию между ролью организатора, помощника и соучастника общего дела.

На первое место должна быть поставлена задача развития мышления, памяти, речи, обогащение их знаниями об окружающем мире.

Поэтому, придерживаясь базового минимума, предъявляю некоторые грамматические темы только для ознакомления, сокращаю количество лексических единиц. Даю внепрограммную, но близкую для детей лексику. Предупреждая утомляемость детей, при планировании уроков важно избегать единообразия видов учебной деятельности.

В планировании урока я исхожу из следующих требований:

а) к уроку;
б) к заданию;
в) к речевому поведению учителя.
В связи с этим я стремлюсь к тому, чтобы
а) виды заданий и упражнений были универсальны для любого возраста учащихся;
б) успешность урока зависела от меня как учителя, а не от технической оснащенности учебного заведения;
в) определяющую роль играла структура занятия, где сочетаются индивидуальные и другие формы работы и осуществляется переход от одного режима к другому.

Свою профессиональную компетенцию я сверяю по схеме З.М. Цветковой:

  1. Учитель начинает видеть, что его не понимают;
  2. Учитель видит, что именно не понимают;
  3. Учитель осознает, почему его не понимают;
  4. Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли;
  5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время;
  6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

Не менее важной считаю технику проведения урока. С одной стороны ученик осознает важность соблюдения всех указаний преподавателя, а с другой стороны, у него отсутствует боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу.

Очень эффективным упражнением, способствующим созданию такой атмосферы “ответственной свободы”, атмосферы общения, является “Представление с помощью прилагательных”. Каждый ученик получает лист со списком немецких прилагательных, расположенных на листе в алфавитном порядке. Учащийся выбирает прилагательное, начинающееся с первого звука его имени и наиболее точно, по его мнению, отражающее одну из черт его внешности, темперамента, характера или вкуса. Например: aktiver Anton, lustige Larissa, neugieriger Nikolaj, modische Marina и т.д.

В дальнейшем я часто обращаюсь к детям не просто по именам, а используя их “визитные карточки”. Это вызывает улыбки у самих учеников, это им нравится.

На уроках очень часто провожу ролевые игры; каждый ученик рано или поздно побывает в роли “учителя”, часто прошу проверять домашнее задание с выставлением оценок друг другу в парах (проверка слов, монологических высказываний и т.д.). Внеклассная работа способствует расширению сферы применения знаний, умений и навыков, приобретенных в обязательном курсе, расширению языковой среды. Регулярно организую такие познавательно-развлекательные игры, как «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...