Проектная методика как способ организации речевого взаимодействия
методическая разработка по немецкому языку

На первом же уроке немецкого языка учащимся 5 классов говорю о работе над проектами. Каждый может написать по-немецки "Книгу о себе", украсить ее рисунками и представить на выставку. Можно составить и групповой портрет класса – кратко рассказать обо всех ребятах, о каждом в отдельности и т.д."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_na_urokah_nemetskogo_yazyka_-_kopiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»

Проекты на уроках немецкого языка

Выполнила:  Якушкина Т.Н.

МОУ СОШ № 85

Сормовского р-на

г. Н. Новгорода

Нижний Новгород

2018 год

 Проектная методика как способ организации речевого  взаимодействия

На первом же уроке немецкого языка учащимся 5 классов говорю о работе над проектами. Каждый может написать по-немецки "Книгу о себе", украсить ее рисунками и представить на выставку. Можно составить и групповой портрет класса – кратко рассказать обо всех ребятах, о каждом в отдельности и т.д."

    С учащимися 5 классов мы составляем анкету, и я заранее сообщаю, что в ней можно написать любую информацию о себе: Name, Alter, Adresse, Eltern ,Geschwister, Haustier, Lieblingsfarbe, Lieblingsblume, Freizeitbeschäftigung ( Hobby ).

сообщаю, что в ней можно написать любую информацию о себе: Name, Alter, Adresse, Eltern ,Geschwister, Haustier, Lieblingsfarbe, Lieblingsblume, Freizeitbeschäftigung ( Hobby ).                                                                                                                                                                              

Mein Steckbrief

 Das bin ich.

Mein Name:

Meine Anschrift:

Meine Telefonnummer:

Meine Eltern:

Meine Geschwister:

Das mache ich gerne:

Das mache ich nicht gerne:

Meine Hobbys:

Mein Haustier:

Meine Lieblingsfarbe:

Mein Lieblingssport:

Meine Lieblingsgruppe:

Meine Lieblingsblume:

Mein/e Freund/in:

 

 С учащимися 5 класса мы проводим телемост Россия – Германия. Учащиеся делятся на 2 группы: одна – российские школьники, другая – немецкие. На уроках оформляем бейджики. Ребята выбирают себе немецкие имена, город, в котором они живут, сообщают о возрасте. Особенно счастливы те, кто представляет немецких школьников.

 На данном этапе учащиеся только знакомятся с методом

проектов, и учителю вместе с учащимися следует освоить только отдельные этапы  проектной работы  (работа  в парах, группах, демонстрация результатов выполнения работы).

 Формы защиты проекта самые разнообразные: конкурсы, викторины. Они могут быть направлены на проверку страноведческого материала, на создание наглядных пособий для кабинета или раздаточного материала и т.п.

Проект "Deutsche Märchen"

Тип проекта: творческий игровой

Планируемый результат: учащиеся придумывают и разрабатывают схему проведения конкурса и проводят его в классе. В рамках конкурса проходит конкурс рисунков и инсценировок немецких сказок.

Группы: 5-6 человек

Задачи:

  • Активизировать изученный лексико-грамматический материал.
  • Совершенствовать навыки аудирования.
  • Учиться обосновывать свое мнение.
  • Расширение кругозора учащихся.

Работа над проектом

Первый этап

   Ознакомившись с немецкими сказками в книге для чтения к учебнику 7 класса и прочитав сказки немецких писателей по рекомендации учителя, учащиеся вместе с учителем обсуждают проведение конкурса "Немецкие сказки".

  1. Кому адресован конкурс?

Он может проводиться среди одноклассников, для учеников всей параллели, для учащихся младших классов.

  1. Его содержание.
  2. Возможные формы проведения.
  3. Способ определения и награждения победителей.

После этого учащиеся делятся на группы и распределяют                            

задания. В конкурсе на лучший рисунок предлагается принять участие всем желающим. Каждая группа по согласованию с учителем (чтобы избежать повторов) выбирает себе один из отрывков из немецких сказок для инсценировки и распределяет роли.

Второй этап

Учащиеся репетируют свои инсценировки, готовят рисунки, пишут рекламное объявление о проведении конкурса, придумывают и изготавливают эмблемы для своих команд.

Заключительный этап

Проведение конкурса, участие в котором оценивает независимое жюри. Как внеклассное мероприятие для младших классов конкурс можно провести на русском языке.

Примерные задания:

  1. Кто больше вспомнит немецкоязычных сказочников?
  2. В названиях каких немецких сказок встречаются числительные?
  3. К какой сказке эта иллюстрация? (Используются рисунки участников конкурса рисунков).
  4. В какой сказке этот предмет играет важную роль? ( Метла – "Золушка", сапоги – "Кот в сапогах", веретено – "Спящая красавица", глиняный горшок – "Горшок каши" и т.п.)
  5. Героев каких сказок вы здесь видите? Предлагается большой коллаж на тему немецких сказок.
  6. Кто быстрее соберет сказку? Предлагается серия картинок или паззл.
  7. Аукцион: кто больше назовёт героев немецких сказок?

  После каждого задания группы поочередно демонстрируют свои инсценировки, остальные участники должны отгадать название сказки и её автора.                                                                                                                                                                            

 

Информационный проект

     

   Мне хотелось бы рассказать об одном из информационных проектов, над

  которым мы работали с учащимися 11 класса. При изучении темы " Музыка" учащиеся получили задание найти как можно больше информации о музыкальных направлениях и их особенностях, о немецких группах и певцах, об отношении немецкой молодежи к музыке. Работая над проектом, учащиеся использовали материалы из журнала "Juma", учебник, кассеты. Презентация проекта проходила в виде сообщений, подготовленных каждой группой, и сопровождалась исполнением немецких песен. Например, одно из сообщений было посвящено популярной немецкой группе "Принцы".

   Zu den populärsten deutschen Popgruppen gehören "Die Prinzen". Seit der Wende (1990) reist diese Popgruppe aus Leipzig durch alle Bundesländer. Die Karriere der Gruppe ist bemerkenswert. "Die Prinzen" sangen früher im Leipziger Thomanerchor Bach-Kantaten. Als sie wegen des Stimmbruchs und auch wegen unanständigen Verhaltens von dem Knabenchor ausgeschlossen wurden, schlossen sich die fünf zur Band zusammen. Die Band eroberte zum ersten Mal mit A-Capella-Liedern die Hitparaden. Grossen Erfolg hatten "Die Prinzen" mit frechen Liedern und mit ihrem Hit "Ich wär so gerne Millionär". Hier ist der Refrain dieses Liedes:

        Ich wär' so gerne Millionär,

        Dann wär' mein Konto niemals leer.

        Ich wär' so gerne Millionär,

        Millionenschwer

        Ich wär' so gerne Millionär.        

   Heute erinnern sich die ehemaligen Thomaner gern an die Zeit zurück,als sie wie die Engel im Leipziger Thomanerchor gesungen haben. 

Идея проекта

Обучение иностранным языкам в современном обществе

выходит за рамки понятия "овладение иностранным языком" как умение понять собеседника и выразить свои мысли, а также извлечь информацию из текста. Своеобразный "языковой бум", затронувший все слои населения, определяет новый социальный статус иностранного языка как инструмента многостороннего развития личности, инструмента общения в диалоге культур. Однако, задачи урока остаются неизменными: это всё те же образование, развитие и воспитание личности, основным средством решения которых является познавательная активность. Но именно познавательная активность учащихся на уроках немецкого языка, как нам кажется, имеет тенденцию сокращения, а не роста. С чем же это связано? Если не касаться социальных проблем, то, пожалуй, можно назвать несколько причин. Во-первых, это большой объём материала, который учащиеся должны усвоить на уроке. Информационный поток всё увеличивается, а время урока остается неизменным, количество часов по предмету остается прежним. Во-вторых, современные подростки болезненно реагируют на свои неудачи. Боязнь неуспеха приводит к тому, что слабые учащиеся стараются не

проявлять себя на уроке, выполняют задания механически, вместо творческих работ, где надо проявлять своё "я".

   Как же устранить эти причины? Как помочь современному школьнику усвоить максимум знаний, умений и навыков по иностранному языку и в то же время повысить самооценку, развить коммуникативные качества, без которых ему очень трудно придется в жизни? 

   В своей работе я применяю данную методику на повторительно – обобщающих уроках, на уроках закрепления. Применение любых форм организации познавательного процесса должно вытекать из тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель на каждом конкретном уроке.

   Итак, цель данного инновационного проекта: активизация познавательной творческой деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

 Задачи:

  • Развитие коммуникативных умений учащихся во время групповой работы над проектом
  • Создание "ситуации успеха" для слабых учащихся
  • Постановка перед сильными учащимися задач наиболее   полного использования своих знаний, умений и навыков по  предмету
  • Приобщение учащихся к самостоятельной деятельности.

Проект "Die Zukunft beginnt schon jetzt"

Тип проекта: информационный, исследовательский

Планируемый результат: учащиеся собирают информацию о различных профессиях, проводят социологический опрос среди сверстников о популярных среди молодежи профессиях, анкеты, делают коллаж.

Задачи: 1. Учиться делать опрос, обобщение.

              2. Учиться рассказывать с опорой на образец.

Тип группы: 3-4 человека.

Время работы: 4 урока.

Работа над проектом

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа выбирает задание. Одна группа проводит социологический опрос среди сверстников "Wer will was werden?"

Berufe

Mädchen

Jungen

Insgesamt

Manager

Buchhalter

Steuerberater

Designer

Bankkaufmann

Другая группа проводит анкетирование одноклассников:

  • Was ist für dich bei der Berufswahl wichtig?
  • Wer hat dir bei der Entscheidung geholfen? Wer informiert dich?
  • Welche Ausbildung brauchst du für deinen Traumberuf?
  • Welche Fähigkeiten und Kenntnisse braucht man für diesen Beruf?

3-я группа учащихся делает коллаж по теме "Die meist gefragten Berufe in Russland". Учащиеся собирают различные объявления из газет, статьи, вырезки.

4-я группа готовит рассказ о профессии официанта, начиная его с вопроса: Was meinen Sie, um welchen Beruf geht es?

Der 6-jährige Thomas erklärt: "Diese Menschen sind sauber gekleidet, höflich, lächeln ihre Gäste freundlich an, dedienen sie und bekommen Trinkgeld."

Kellner

Dieser Beruf ist für den, der mit den Menschen leicht Kontakte knüpfen kann. Er soll freundlich und zuvorkommend sein. Zu seienr Tätigkeit gehört die Beratung und die Bedienung der Gäste entsprechend ihren Wünschen.Man muß genau alle Getränke und Gerichte der Gaststätte kennen, um den Gästen eine richtige Auskunft zu geben. Der Beruf des Kellners ist interessant aber anstrengend.

Der Kellner nimmt Bestellungen auf und serviert Speisen und Getränke. Das sieht leichter aus, als es ist. Oft muß er viele Teller auf dem Tablett tragen. Die Rechnung verlangt Genauigkeit. Es ist wichtig, alles gut zu erfüllen.

Um Kellner zu werden, muß man zuerst eine Fachausbildung in einer Fachschule bekommen. Nach dem Abschluß der Lehre kann man in einer Gaststätte arbeiten.

Урок 1

В конце изучения темы "Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht's mit der Berufswahl?" учитель предлагает провести проектную работу в рамках данной темы. Учащиеся делятся на группы и распределяют задания: социологический опрос, анкета, коллаж, рассказ о профессии. Далее учащиеся обсуждают, как можно лучше выполнить то или иное задание.

Урок 2

На этом уроке учитель рассказывает, как проводится социологический опрос, какие вопросы лучше включить в анкету, по какому плану составить рассказ о профессии. Учитель работает с каждой группой учащихся, обращая внимание на то, чтобы каждый член группы принял участие в проекте в меру своих сил.

Урок 3

Учитель помогает сделать учащимся обобщение по анкетам, подготовить выступление по коллажу и плану рассказа о профессии, используя слова Ausbildung, Arbeitsplatz, Fähigkeit, Kenntnisse, Fachausbildung.

Для того, чтобы выступления учащихся были более интересными, можно продемонстрировать слайды, видеозаписи, песни, фотографии.

Учащиеся подбирают необходимую информацию для презентации. Источники информации: журналы "Juma", "Deutschmobil 3". Во время обсуждения учитель помогает подобрать необходимую лексику для презентации.

Урок 4

Защита проекта.

 Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения немецкому языку  дало возможность  учащимся совершенствовать  коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать иностранный язык как средство общения. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и были нацелены на получение реального результата. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствовала развитию партнерских отношений, стимулировала развитие рефлексии, умение планировать совместную деятельность. Учащиеся отмечают, что работа над проектом сближает их с учителем, который раскрывается для них с новой стороны. Учитель меняет также свой стиль общения с учеником и, соответственно, на уроке все чаще звучат похвала, просьба, одобрение. Внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности.

   Учащиеся научились работать с информацией, узнали о большом количестве библиотек, интернет-сайтов, словарей и справочников.

   Использование мотивации, вызванной эмоционально-личностным интересом к языку и стране изучаемого языка, не только способствует приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализацию ещё одной стратегии воспитания, а именно, процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны.

   Работа над проектами, затрагивающими интересы современной молодежи, её музыкальные пристрастия, молодежные группировки, побуждает учащихся к обсуждению ценностных ориентаций человека, учит спокойному, взвешенному отношению к ним. Это не только формирует мировоззрение личности, но и требует проявления её активной позиции, умения отстаивать свою точку зрения, развивает дискуссионные умения.

   Урок лишь тогда становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней и свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика. Организация тематического вечера по английскому языку.

Тематический вечер – это творческий долгосрочный проект с открытой координацией. Метод проектов позволяет обратить внимание учащихся на актуальные вопросы проблемы современной жизни (экология, то...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Статья "Проектная деятельность как способ организации внеклассной работы по музыкальной литературе"

Уроки внеклассной работы по музыкальной литературе увлекательны, их дети ждут с нетерпением, и готовятся к ним. Каждый урок – совместное творчество педагога и ученика, и чем больше разнообразия, чем б...

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

Проектная методика, как один из наиболее эффективных способов определения уровня сформированности метапредметных умений обучающихся.

Проект представляет собой интерактивную, самостоятельную работу  учащихся над темой или проблемой под руководством учителя, имеющую конечный продукт, который нужно представить и защитить. Конечны...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...