Зафарнамэ-и Вилайет-и Казан
статья по истории на тему

Некоторые размышления о истории взаимоотношений татар и русских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zafarname-i_vilayet-i_kazan.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отражение истории и культуры в произведении Шарифа Хаджитархани «Зафарнаме-и Вилайет-и Казан» ( Победа Казанского вилайета).

  При изучении периода Казанского ханства мы почаще опираемся на русские источники. Но мы не можем назвать их всегда объективными, так как они написаны исходя из интересов самих русских. Трудов мусульманских авторов повествующих о Казанском ханстве фактически нет. Поэтому, необходимой задачей на сегодняшний день является нахождение других типов источников и использование их как исторический источник.

     Источников касающихся духовной культуры Казанского ханства немного. Но даже в них духовная культура дается не полно, а кусками и поверхностно. Источник, который мы сейчас рассмотрим, поможет нам раскрыть некоторые аспекты духовной культуры Казанского ханства. Это труд «Зафернамэ-и Вилайет-и Казан»(Победа Казанского вилайета) автора Шарифа Хаджитархани.  Рукопись этого произведения хранится в библиотеке города Кутахия в Турции( 1, 12).

     Впервые это произведение было опубликовано еще в 1963 году Заки Валиди, но публике стало известно только в последние годы. Его в 1995 году, с полными комментариями, опубликовал М. И. Ахметзянов. В том же году Ф. С. Хакимзянов опубликовал  его второй вариант, подготовленный молодым турецким ученым А. Малик Узйегтином(4). В последние годы это произведение стало глубоко изучаться нашими учеными. Особый интерес вызывают очерки Х. Ю. Миннегулова, М. Г. Усманова( 2, 125). Но даже после этого мы не можем говорить о том, что это произведение изучено всестороннее. Наша цель: показать данный труд как источник для изучения культуры данного периода.

     В этом труде описываются исторические события 1550 года, где войско Казанского ханства сумело одержать победу над русским. Произведение написано на татарском языке, хотя автор приводит и хадисы из Корана на арабском языке, и стихотворные строфы на персидском( 2, 126). Автор повествует исторические события и обосновывает свою мысль ссылаясь на суры Корана. Это не только произведение художественной литературы, но и историческая публицистика. В то же время тут звучат и религиозные мотивы.  

     Шариф Хаджитархани чередует свое произведение стихотворными строками, также использует различные жанры поэзии. Так труд, наверное, становиться более увлекательной и интересней читателю. Здесь становиться видно, что автор был искусным мастером своего дела, профессионалом. Также это показывает уровень развития литературного производства того времени.

     С этого произведения можно взять и различную информацию по математике, географии. Казанское ханство находилось в седьмом климате из семи, под защитой и покровительством луны( 1, 12; 4,  87). По мусульманским географическим традициям мир был поделен на семь климатов, и считалось, что Казанское ханство находится на седьмом климате. Интересно то, что в это время географические области изучала не география, а математика( 4, 87).

     В это время календарь строился основываясь на движение солнца, луны и звезд, также мог быть смешанный календарь. Как видно из произведения: жэузэ(близнецы)-месяц май, саратан(рак)-месяц июнь; появляется мысль о том, что такой звездный календарь мог существовать и в Казанском ханстве.

     В произведении есть еще один спорный момент. Как мы знаем, кто живет по правилам ислама обязан пять раз в день читать намаз. В Поволжье, когда длина дня составляет семнадцать часов, невозможно было читать пятый намаз (ясту), так как она должна читаться после захода солнца ( 1, 16; 4, 87). А в Поволжье в это время наступает время утреннего намаза и поэтому время для пятого намаза сама по себе пропадает. Такая же ситуация создается в декабре, когда дни и ночи становятся одинаковыми. До сих пор народ спорит о том: читать или не читать этот намаз? Автор в своем труде говорит что читать пятый намаз необязательно. По моему, об этом даже речи не должно быть. Потому что, если человек почитает Бога и читает пять раз в день намаз он должен обязательно это выполнить.

     В период этих событий на престоле ханства сидит Сафа-Герей хан ( 2, 87). Автор описывает его как храброго воина и талантливого писателя. Как мы знаем, среди ханов Казани были поэты. Например произведения хана Мухамметамина дошли до наших дней ( 2, 115). Несмотря на то, что произведения Сафа-Герей хана не дошли до нас, мы можем верить в то, что он был  писателем. Об этом пишет Мухаммадъяр, непосредственный участник событий тех времен: (Много в этом городе людей и все из них поэты от малого до велик). ( 2, 16). В общем, надо отметить что художественная литература в Казанском ханстве была широко развита.

     Автор отрицательно отзывается  об Иване Грозном, сравнив его с сатаной. Поход, организованный против Казани, возглавлял сам Иван Грозный. Как говорится в произведении, он со своим восемьсот тысячным войском окружил Казань ( 1, 13). Наша цель: сравнить события, описанные в произведении с историческими событиями, которых мы уже знаем. Русское войско окружила Казань в феврале. Иван Грозный со своими дворянами расположился возле озера Кабан. Основные силы во главе с Шахгали расположились в Арском поле. Часть артиллерии расположился в устье Булака, часть возле Черного озера ( 3, 75). Здесь вызывает сомнения численность войск, который приводит автор. В общем, цифры, показанные в источниках, всегда вызывают осторожное   обращение. По моему, этим он хотел сделать акцент на многочисленность русских войск. Примером этого служит его слова о том, что русских больше чем саранча и муравьи ( 1, 13).

     В произведении прослеживается имена известных людей и различные названия городских мест. Здесь упоминается об основных шести воротах, ведущих в город. Основными воротами, конечно же, считалась «Царево ворота» ( 5, 143). А вот было ли их только шесть, точно сказать невозможно. Посмотрев на численность этих ворот, мы можем представить основные стратегические дороги, ведущие в город. А это, в свою очередь, может объяснить разделение государства на административно-территориальные единицы.

     Автор перечисляет и тех, кто, пред началом битвы, собирается защищать эти ворота. Надо сказать, что здесь стены крепости были очень мощными и враг, чтоб победить, должен наступать именно через эти ворота. Шариф Хаджитархани перечисляет таких защитников ворот как: Мамай бек и  Нургали мирза, сыновья Пулат бека,  Кузайчык оглан, Акмухаммет оглан, Кул Мухаммет саид и других ( 1, 14). А существовали ли эти личности на самом деле? Если да, то какое положение они занимали в государстве? Пулат бек- это Булат Ширин, Нургали мирза-его сын, был в государстве влиятельным человеком ( 5, 139-140). Кул Мухаммет саид нам известен как Кул Шариф. По предположению Марселя Ахметзянова, Шариф Хаджитархани и Кул Шариф-одна и та же личность. А по мнению  Х. Ю. Миннегулова, так думать нет смысла ( 2, 125).

     Наряду с ними автор упоминает о таких исторических личностях как Дарий, Александр Македонский, Платон, Аристотель, Рустам, Бахрам ( 1, 14; 4, 89). Зачем это нужно автору? Эти личности в литературе олицетворяют образы богатырей. Поэтому, с предложения «еще в одних воротах великий как Дарий, ловкий как Александр Македонский, подобный Рустаму, похожий на Бахрама», все становиться ясно ( 4, 90).

     Труд автора является ценным источником в выявлении социальных слоев и должностей в ханстве. Нам встречаются: бек, мирза, оглан, саид, аталык.

     В произведении есть еще один титул. Это имя Богатырь. Как и в старинные времена, в Казанском ханстве были очень сильные люди-Богатыри ( 1, 14). Они, олицетворяя символ силы и доблести, во время битвы, сражались наиболее уязвимых местах крепости, тем самым показывая пример остальным и побеждали.

     Автор в своем труде рассказывает об оружии того времени, подробно повествует об огнестрельном оружии. Рассказывает о многочисленных пушках и ружьях, которые стреляли по крепости ( 4, 91). О том, что было или не было у казанцев огнестрельного оружия, автор не говорит. По моему было, а вот использовали его или нет, вызывает сомнения. А вот русские огнестрельное оружие впервые увидели еще в 1370 году к булгар. Русские ядра по казанским мерам веса составляли 1 батман, что ровно 32 кг ( 4, 90). Внутрь этих ядер вливали белую нефть, сыпали порох и стреляли по ночам. А существует вообще белая нефть? К сожалению автор по этому поводу не дает сведений. А почему стреляли именно ночью? И у этого явления есть свой секрет. Ночью они, падая, с небо еще сильнее наводили страх. Следовательно, из этого мы видим, как была развита военная тактика и военное дело. А использование химических элементов как порох, олово, химического состава как белая нефть, дает сделать вывод о том, что в это время была наука химия. Конечно, наши деды тоже были знакомы с химией.

    Как видно из труда, битва продолжался шестнадцать  дней и ночей и закончился отступлением и поражением  русских ( 1, 15). Откуда автор взял эту цифру, о чем об этом говорят другие источники, не понятно. Может автор и прав. Все-таки он был очевидцем этих событий. В общем, по этому вопросу надо вносить ясность.

     В заключении надо сказать, что при изучении истории татарского народа, его культуры это произведение является важным источником. Из которого видно высокая образованность автора в области астрономии, истории, военном искусстве, дипломатии. Таким образом, перед нами произведение, который освещает историю татар, их победы. Это своеобразный, неповторимый труд. Таких произведений больше нет. Мы сделали только первые шаги в изучении этого произведения.  

Литература и источники.

  1. Ахметзянов М. Победа Казанского вилайета. // Идель. 1995. № 1

  1. Давлетшин Г. М. Отражение реальности в литературе периода Казанского ханства. / Казань в средние века и раннее новое время.- Казань, 2006.

  1. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб. 1872. том 8.

  1. Хакимзянов Ф. Х. Шерефи. Зафер наме-и Вилайет-и Казан // Эхо веков, 1995. май.

  1. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М.: 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Казан- Татарстанның башкаласы" 6нчы сыйныфта татар теле дәресе

6нчы сыйныфта Р.З.Хәйдәрова дәреслегенә нигезләнеп төзелгән рус балаларына татар теле дәресе...

"Казан -Татарстанның башкаласы" дәрес эшкәртмәсенә презентация

6нчы сыйныфта рус төркемендә татар теле дәресенә презентация...

Казан тутие (Тетушка из Казани).

Воспоминания  Крюковой ( Бикмайкиной Алии Асымовны ),родственницы жены татарского писателя Шарифа Камала. Посвящается 130- летию со дня его  рождения ....

И Казан! Серле Казан!

Башкалабыз Казанның  тарихын өйрәнү максатыннан үткәрелгән чараларга йомгак ясау өчен кулланма....

"И Казан, нурлы Казан!" темасына үткәрелгән интеллектуаль уен

"И Казан, нурлы Казан!" темасына үткәрелгән интеллектуаль уен ...

"Казан! Казан! Мәңге тыныч булсын, Якты булсын туар таңнарың!" Әдәби-музыкаль кичә өчен сценарий

Әдәби-музыкаль кичә өчен әлеге сценарий башкалабыз Казанның тарихи сәхифәләре, бүгенгесе һәм киләчәге турында сөйли.Укучыларның нәфис сөйләм телен үстерү белән беррәттән, аларда  туган җирне ярат...

Тема “Иске Казан каласының корылуы” риваяте яки Казанның беренче ханы

Тема “Иске Казан каласының корылуы” риваяте яки Казанның беренче  ханы...


 

Комментарии

Некоторые размышления о истории взаимоотношений татар и русских.