Главные вкладки

    Тема: «Путешествие по России. По Волге».
    план-конспект урока по истории по теме

    Кокурина Вера Васильевна

     

     

    Тема:  «Путешествие по России.  По Волге».

     

    Количество часов на изучение темы:  3 часа 

     

    Урок №1 Географическое положение, природа и народы Поволжья. История  Ярославля и  Костромы.

    План урока:

    1. Географическое положение и природа Поволжья.
    2. Народы Поволжья.
    3. Ярославль. Первый городской театр России.
    4. История  города  Костромы. Исаак Ильич Левитан

    Урок №2 Географическое положение, история и легенды Нижнего Новгорода и нижегородского Заволжья.

    План урока:

    1. История и легенды Нижнего Новгорода

    2. Хохломская роспись нижегородского Заволжья

    3. Павлово – наша историческая Родина (краеведение)

    Урок  №3 Географическое положение, история,  народные обычаи и легенды Татарии, Калмыкии, Волгограда.

    План урока:

    1. Казань -  столица Татарии. Народные обычаи, история,  легенды.

    2. Из истории Волгограда (Царицына)

    3. Элиста  - столица Калмыкии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_po_volge.doc144 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мир вокруг нас 4 класс

    Путешествие по  Волге

    Раздел курса: «Мир вокруг нас - 4 класс»

    Тема:  «Путешествие по России.  По Волге».

    Количество часов на изучение темы:  3 часа  

    Урок №1 Географическое положение, природа и народы Поволжья Ярославль. Кострома.

    План урока:

    1. Географическое положение и природа Поволжья.
    2. Народы Поволжья.
    3. Ярославль. Первый городской театр России.
    4. История  города  Костромы. Исаак Ильич Левитан

    Урок №2 Географическое положение, история и легенды Нижнего Новгорода и нижегородского Заволжья.

    План урока:

    1. История и легенды Нижнего Новгорода

    2. Хохломская роспись нижегородского Заволжья 

    3. Павлово – наша историческая Родина (краеведение)

    Урок  №3  Географическое положение, история,  народные обычаи и легенды Татарии, Калмыкии, Волгограда.

    План урока:

    1. Казань -  столица Татарии. Народные обычаи, история,  легенды.

    2. Из истории Волгограда (Царицына)

    3. Элиста  - столица Калмыкии.

       Цели:

    Обучающие - знакомство с историей городов и достопримечательностями  городов: Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Казани, Волгограда, Элисты (столицы Калмыкии); с обычаями,  традициями  и  легендами народов, живущих на берегах реки Волги; замечательными людьми, внесшими свой вклад в историю развития городов на Волге

    Развивающие - развитие  творческого воображения и творческой активности, образного и логического мышления; познавательного интереса учащихся; развитие навыков исторического анализа.

    Воспитательные – воспитание любви, интереса к родной истории и  эмоционального восприятия окружающего мира; воспитание бережного отношения к родной природе.


    Урок №1    Географическое положение, природа и народы Поволжья Ярославль. Кострома.

    1. Организационный момент. Мотивация учащихся.

    Учитель: – Мы продолжаем путешествие в страну «Мир вокруг нас». Прежде мы должны решить, куда лежит наш путь. Поработаем в парах, ответим на вопросы кроссворда.  Разгадав вопросы по вертикали, появится узловое слово  по горизонтали.

    Работа в парах. Приложение1 Раздаточный материал «Кроссворд»

    4

    О

    2

    Б

    К

    1

    М

    О

    Е

    В

    О

    Л

    3

    Г

    А

    Р

    О

    О

    Н

    Е

    Т

    Р

    О

    О

    Д

    По вертикали:

    1. Оно бывает Черное, Красное, Охотское….
    2. Природное углубление на поверхности суши заполненное водой и заросшее осокой, водорослями, мхом.
    3. Крупный населенный пункт
    4. Самое большое водное пространство на земле.

    По горизонтали:

    1. Крупная река России

    2. Актуализация знаний.  

    Учитель: – Мы начинаем  виртуальную экскурсию по великой русской реке Волге, одной из самых крупных рек центральной России. В течение трех уроков будем знакомиться с историей и достопримечательностями  самых известных городов на Волге; с обычаями,  традициями  и  легендами народов Поволжья, с замечательными людьми, внесшими свой вклад в историю России.

    План нашего трехчасового виртуального путешествия.

    Урок №1

    1. Географическое положение и природа Поволжья.

         2. Народы Поволжья.

         3. Ярославль. Первый городской театр России.

         4. История  города  Костромы. Исаак Ильич Левитан

    Урок №2

    1. История и легенды Нижнего Новгорода

    2. Хохломская роспись нижегородского Заволжья 

    3. Павлово – наша историческая Родина (краеведение)

    Урок  №3

    1. Казань -  столица Татарии. Народные обычаи, история,  легенды.

    2. Из истории Волгограда (Царицына)

    3. Элиста  - столица Калмыкии.

    Учитель: – Волга-матушка – так величали в старину великую реку. О ней сложено много песен и стихов. О чем говорят вам строки из песен?

    (Звучат музыкальные произведения с  лирическими строками песен о Волге)

    Издалека долго течет река Волга
    Течет река Волга – конца и края нет, … (Л. Ошанин)

    Волга, Волга – мать родная
    Волга, русская река.

    Как по первым весенним туманам,
    По весенней, широкой воде
    Шли по Волге суда караваном,
    Быстро шли, не стояли нигде.. (Н. Кончаловская)

    (Предполагаемые ответы детей: Река Волга очень большая, ей нет конца и края.  Она является матерью многих русских народов и городов Поволжья. Для людей она была средством передвижения. Река «кормила» человека.).

    Учитель: – Какие еще стихи или песни о Волге вам знакомы?

    1. Введение новых знаний.

    3.1 Географическое положение и природа Поволжья.

    Работа с  «Физической картой России».

    Учитель: – Покажите на карте  начало реки Волги, проследите ее течение. Какие крупные города расположены на берегах реки?

    (Ответы детей: Ярославль, Кострома, Нижний  Новгород, Казань, Волгоград (Царицына), Элиста (столица Калмыкии), Астрахань).

    Учитель: – Протекая почти по всей территории Русской равнины от Валдайской возвышенности до Каспия, Волга пересекает практически все природные зоны европейской части России. Нам предстоит выстроить ленту путешествия по Волжскому краю. Отметим все известные места. Составим альбом путешествия по памятным местам.

    Приложение 2 Альбом путешествия (к уроку №1).

    3. 2  Народы Поволжья.

    Работа с учебником  «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова стр. 200

    Учитель: – Поработаем с учебником и картой. Какие народы населяют берега Волги?

    Учитель: – По берегам Волги жили и продолжают жить не только славянские племена, а и мордва, марийцы, чуваши, калмыки. Сейчас по берегам и ее притокам располагаются республики Мари Эл, Татарстан, Калмыкия, Мордовия, Чувашия.

    3. 3  Ярославль. Первый городской театр России.

    Учитель: – Красота волжских мест  неописуема, поэтому не случайно многие города, расположенные на берегах Волги, являются сегодня туристическими центрами. Наша экскурсия по славным волжским городам начинается с города Ярославля.

    - Найдите город на карте. Опишите его географическое положение. Используйте 1 страницу «Альбома путешествия».  

    - Пользуясь презентацией, познакомимся с достопримечательностями города Ярославля.

    Рассказ ученика (доклад) «Первый русский театр»

    В 1751 году в Ярославле был открыт городской театр. Открыл его Федор Григорьевич Волков. Федор Григорьевич – старший сын в купеческой семье, где было пятеро сыновей. После смерти отца, мать вскоре вышла замуж за ярославского купца, владельца серного и купоросного заводов Полушкина, и семья переехала в Ярославль. Отчим отправил мальчика учиться в Москву. Учился мальчик прилежно, благодаря природному уму и таланту. Вернувшись в Ярославль после смерти отчима, он основал публичный театр, спектакли которого первоначально проходили в амбаре. После указа, узаконившего частные театры, пользуясь поддержкой дворянских кругов, Федор Григорьевич построил специальное здание с хорошей сценой, где стали играть впоследствии знаменитые актеры. Молва о Волкове и его театре пошла по всей России. Федора Григорьевича называют отцом русского театра. Жители Ярославля гордятся своим знаменитым земляком. В центре города в красивейшем парке установлен памятник основателю первого русского театра  Волкову Федору Григорьевичу.

    Приложение 3 Материалы для учителя и ученика  «Волков Федор Григорьевич»

    Приложение 4 Презентация из коллекции               «Ярославль»

    3.4  История  города  Костромы. Исаак Ильич Левитан

    Приложение 5 Материалы для учителя  «Иван Сусанин», «История города Костромы»

    Учитель: – Мы находимся в Костроме.

    - Найдите город на карте. Опишите его географическое положение по отношению к Ярославлю. Заполните «Альбом путешествия», страницу №2.

    Учитель: – Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году. В 1364 г. Кострома вошла в состав Московского княжества. Древняя Кострома хранит историю и память о людях, живших на ее территории. Здесь жил первый царь из династии Романовых Михаил. История Костромы хранит и память о крестьянине Иване Сусанине, который спас юного царя от врагов.

    Приложение 6. Презентация «Знаменитая Кострома»

    Учитель: – Под Костромой в городе Плесе жил выдающийся русский художник Исаак Ильич Левитан. Он приезжал в Плес, что под Костромой,  и запечатлел картины плесской природы.

    Работа в мини-группах.

    Учитель: – Разделитесь на мини-группы. Выберите одну из  работ художника Левитана.

    - Выполните задание по алгоритму:

    1. Дайте свое название работе художника
    2. Дайте описание картинного пейзажа
    3. Какое настроение передает автор картины
    4. Какое настроение вызвало у вас произведение живописи. Дайте объяснение.

    Приложение 7 Материалы для учителя «История города Плеса»  «Исаак Ильич Левита́н»

    Приложение 8 Презентация       «Пейзажи Исаака Ильича Левитана».

    Учитель: – Своими «плесскими» работами Исаак Ильич Левитан привлек большое внимание к городу и своим пейзажам. Плес до сих пор является любимым  местом москвичей и санкт-петербуржцев.

    4. Обобщение знаний учащихся.

    Учитель: – Подведем итоги путешествия по первому волжскому  маршруту. - Скажите, что больше всего запомнилось вам на уроке?

    - Что было наиболее интересным?

    - О чем хотели бы узнать больше?

    5. Домашнее задание.

    Учитель: –  Прочитайте текст учебника «Мир вокруг нас» стр. 198-199.

    Используя страницы №4, №5 «Альбома путешествия», выполни задание по выбору:

    - подготовь рассказ-описание центральной площади Костромы;

    - нарисуй картину природы местности, где ты живешь

    - подготовь экскурсионную зарисовку одной из достопримечательностей твоего города.

     


    Урок №2 Географическое положение, история и легенды Нижнего Новгорода и нижегородского Заволжья.

    План урока:

    1. История и легенды Нижнего Новгорода

    2. Хохломская роспись нижегородского Заволжья 

    3. Павлово – наша историческая Родина (краеведение)

    1. Организационный момент. Мотивация учащихся.

    Учитель: – Мы продолжаем путешествие в страну «Мир вокруг нас». 

    2.  Введение новых знаний.

    2.1  История и легенды Нижнего Новгорода

     Приложение 9 Материалы для учителя «История Нижнего  Новгорода»

    Приложение 10 Материалы для учителя «Легенда о Дятловых горах»

    Приложение 11 Презентация «Город  Нижний Новгород»

    Учитель: – Наш корабль подплывает к речному  вокзалу города  Нижнего Новгорода.

    - Найдите город на карте.

    - Какие города расположены в районе города  Нижнего Новгорода.

    - Найдите на карте город, в котором ты живешь. (Альбом путешествия, страница №6)  

    (Ответы детей: Заволжье, Муром, Павлово, Дзержинск, Богородск..).

     

    Учитель: – Город Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек – Оки и Волги. Здесь устье реки впадает в Волгу.  Ока́ – река крупнейший из правых притоков Волги.  Исток реки Оки – деревня Александровка (Орловская область). Происхождение названия реки не выяснено, хотя существует много гипотез, наиболее авторитетны две версии: балтийская (литовское aka — «источник»), и финская (joki — «река»), так как до прихода русских в верхнем течении Оки жили балтийские племена (полехи), а в среднем и нижнем — финские (мещёра, мурома).

    - Есть у города свои легенды. Например, легенда о Дятловых горах.

    Сообщение  ученика  «Легенда о Дятловых горах».

     (Нижний Новгород стоит на высоких лесистых холмах Волги и Оки, о которых сложено столько песен. Холмы эти издревле назывались Дятловыми горами: вероятно, оттого, что со стороны рек его берега сложены из красно-белой глины с черными прожилками, напоминающей раскраску пестрого дятла. Но есть и легенда, по которой основателем Нижнего Новгорода стал мордвин-язычник. Было у него восемнадцать жен и семьдесят сыновей – вот и пришлось ему строить для них хижину за хижиной, стучать неустанно топором с утра до вечера. Строился отец многочисленного семейства над Волгой, и стук его топора раздавался далеко по реке.  Вот и прозвали его Дятлом те, кто проплывал мимо в ладьях и лодках…)

    Учитель: – Есть у города и еще одна легенда. На крутом берегу высится Нижегородский кремль. Здесь нижегородец Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу спасти русскую землю от захватчиков. Одна из башен кремля называется Коромыслова.

    Учитель: – Предположите, с чем связано такое необычное название.

    Учитель: – Прочитайте об этом текст  в учебнике («Мир вокруг нас», стр. 199).

    - Сравните свои  предположения и авторскими.

    - Дайте художественное описание исторического памятника. (Альбом путешествия, страница №7)  

    2.2  Хохломская роспись нижегородского Заволжья

    Учитель: – Путешествуя по волжским просторам нельзя не заглянуть  на выставку деревянных изделий. Ознакомьтесь с презентацией «Хохломская роспись».

    - Скажите, что вы можете сказать о  расписных  изделиях и технологии нанесения рисунка.

    - Где живут  народные умельцы, изделия которых знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

    Приложение  12  Презентация «Хохломская роспись»

    Приложение 13 Материалы для учителя «История хохломской росписи»

    Учитель: – Родина хохломской росписи – нижегородское Заволжье (близ города Городца), богатый лесами край. Расцвет этого промысла приходится на XVIII век, а ставшее торговым село Хохлома дало ему название. В старину среди деревянной утвари, наполнявшей дом, особой любовью пользовались хохломские изделия. Это и до сих пор так. Хохломской промысел – роспись деревянной посуды и мебели – один из самых знаменитых в России. Мотивы хохломской росписи – мотивы родной природы: сочные красные ягоды малины и земляники, гроздья рябины в сочетании с яркой зеленью листьев и густой желтизной “каленого” золота.

    - Используя бумажную заготовку,  (Альбом путешествия, страница №8) нанеси элемент хохломской росписи.  

    2.3. Павлово – наша историческая Родина (краеведение)

    Игра – «Я - экскурсовод»

    Учитель: – Проверим домашнее задание, используя игру  «Я - экскурсовод». Экскурсовод проводит экскурс по замечательным местам города Павлово. Экскурсанты по экскурсионной зарисовке достопримечательностей нашего города должны вспомнить  местонахождение памятника старины, название музея и др.  

    Заполните Альбом путешествия, страницы №9, №10.

    3. Обобщение знаний учащихся.

    Учитель: – Подведем итоги путешествия по второму волжскому  маршруту. – Что нового вы узнали на уроке?

    – Какие впечатления остались у вас от урока?

    4. Домашнее задание.

    Учитель: –  Прочитайте текст учебника «Мир вокруг нас» стр. 199-200.

    Подбери материал о воде и ее значении в жизни человека, родниках, колодцах.


    Урок  №3  Географическое положение, история,  народные обычаи и легенды Татарии, Калмыкии, Волгограда.

    1. Организационный момент. Мотивация учащихся.

    Учитель: – Мы продолжаем виртуальное путешествие в страну «Мир вокруг нас». Ознакомимся с планом урока. 

    План урока:

    1. Казань -  столица Татарии. Народные обычаи, история,  легенды.

    2. Из истории Волгограда (Царицына)

    3. Элиста  - столица Калмыкии.

    2.  Введение новых знаний.

    2.1 Казань -  столица Татарии. Народные обычаи, история,  легенды.  

    Приложение 14 Материалы для учителя «История города Казани»

    Работа с картой.

    Учитель: – Проверим  домашнее задание. Какой материал о воде и ее значении в жизни человека, родниках, колодцах вы подобрали?

    - Мы узнали, что по берегам Волги кроме русских, живут разные народы: марийцы, чуваши, мордва, татары. Их объединяет одна река – Волга. Жители из поколения в поколение передают бережное отношение к воде.  Вода для них  считается священной.  

    Учитель: – Мы в столице Татарии городе Казани.  Город был основан в 1005 волжскими булгарами. Первое упоминание в русских летописях в 1177.  В Татарстане из поколения в поколение передаются сказания о гордой татарской царевне Сююмбике, которая не подчинилась русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу и пошел на Казань с огромным войском. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.... В 1552 Казань была завоёвана Иваном Грозным,  и Казанское ханство было присоединено к России.

    Приложение 15 Материалы для учителя «Сказания о Сююмбике»

    Башня Сююмбике

    Учитель: – Одним из традиционных татарских народных праздников является Сабантуй, который дословно переводится как «праздник плуга».

    Приложение 16 Материалы для учителя «Праздник Сабантуй»

    Учитель: –  В назначенный день собираются гости из соседних деревень для общей трапезы, после которой устраивается борьба, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, перетягиванию каната, бой мешками, разбивание горшков с завязанными глазами, а также подъем по многометровому шесту, на вершине которого — пара сапог.

    - Какие похожие виды состязаний были известны на Руси?

    - Выполните задание в Альбом путешествия, страница № 11.

    1. Из истории Волгограда (Царицына)

    Учитель: – Наш корабль недалеко от города на Волге – Волгограда. Город за свою историю имел несколько названий.  В древности город назывался Царицын. Как и другие города, Царицын  представлял  собой  вначале крепость, окруженную рвом и валом, обнесен ную высокой деревянной стеной со сторожевыми башнями,   с   наглухо  закрывающимися   воротами. Купец Котов проезжал в 1623 году Волгой мимо Ца рицына в Персию и оставил такую запись: «А на Цари це город стоит на горной стороне, невелик, стоячий тын, башни рубленые, круглые; на горе стоит невысоко. А под ним гора пошла исполога. По нижнюю сторону речка течет, что ручей, а ехать лодкой нельзя. В   архиве  сохранилась   грамота царя Федора Иоанновича казанско му воеводе Засекину «о посылке людей на переволоку и постройке там острога». Грамота помечена 2 июля 1589 года, и эту дату при нято считать годом основания Царицына (Волгограда).

    Учитель: – В 1942-1943 годах  (город тогда назывался Сталинград), под Сталинградом разгорелась одна из важнейших битв Великой отечественной войны. В память об этой битве был воздвигнут памятник «Родина-мать» на Мамаевом кургане.

    - Что вы знаете об историческом факте битвы под Сталинградом

    - В Альбоме путешествия  на странице №12 дайте описание памятника  «Родина-мать».

    2.3.  Элиста -  Столица Калмыкии.

    Учитель: – В нижнем течении реки Волги живут калмыки. Столица Калмыкии – город Элиста. Найдите город на карте.

    Учитель: – Прочитайте  текст учебника стр. 202. Что необычного вы узнали о жителях Калмыкии.

    - Выполни задание в Альбом путешествия, стр №13. Запиши алгоритм заваривания чая.  

    3.  Обобщение по теме.

    Учитель: – Мы завершаем наше путешествие по Волге.

    - Какие города  расположены на берегах реки?

    - Что интересного запомнилось вам из нашего путешествия?

    - О каких городах хотелось бы узнать более подробно? 

    1. Домашнее задание.

    Учитель: – Прочитайте материалы учебника стр 198-202.  

    - Подберите материал об одном из волжских городов (основание, достопримечательностях, о людях, прославивших город) по выбору:

     Астрахани, Самаре, Саратове, Ульяновске или Тольятти.


    Альбом путешествия (к уроку №1)

    Страница №1

    1.Отметь город на карте

    2.Дай описание    его географического положения.

    3. Выпиши достопримечательности города Ярославля

    Страница №2

    1.Опиши географическое положение Костромы по отношению к Ярославлю.

    Страница №3

    Выполни задание по алгоритму:

    1. Дайте свое название работе художника
    2. Дайте описание картинного пейзажа
    3. Какое настроение передает автор картины
    4. Какое настроение вызвало у вас произведение живописи. Дай объяснение.

    Страница №4

    1. Подготовь рассказ-описание центральной площади Костромы.

    Страница №5

    Выполни задание по выбору:

    1. Подготовь рассказ-описание центральной площади Костромы;

    2. Нарисуй картину природы местности, где ты живешь.

    3. Подготовь экскурсионную зарисовку одной из достопримечательностей твоего города.

    Альбом путешествия (к уроку №2)

    Страница №6

    1.Найди на карте город Нижний Новгород

    2. Выпиши города расположенные в районе Нижнего Новгорода.

    3.Найди на карте и отметь значком  город, в котором ты живешь

    Страница №7

    1. Дай художественное описание исторического памятника.

    Страница №8

    1. Нанеси элементы хохломской росписи.  

    Страница №9

    1.Впиши названия    достопримечательностей родного города.

    Страница №10

    1.Составь  рассказ на тему «Экскурсия в…»

    (по достопримечательностям родного города)


    Альбом путешествия  (к уроку №3)

    Страница №11

    1. Напиши виды состязаний,  известные на Руси.

    Страница №12

    1.Дай описание памятника на Мамаевом кургане «Родина-мать»

    Страница №13

    1. Запиши алгоритм заваривания чая.  

    Страница №14

    1. Подбери материал о городах (по выбору):

     Астрахани, Самаре, Саратове, Ульяновске, Тольятти


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

    Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

    Урок по теме: Путешествие в Россию в 5б классе по УМК Кауфман К.И.

    Цель урока:Учебная: формирование навыка письма, совершенствование грамматических навыков и навыка чтения.Образовательная: ознакомление с оформлением  e – mail письма в интернете, учить написанию ...

    Разработка урока по теме "Путешествуем по России"

    Данная разработка может быть использована в рамках темы путешествия, повторения лексических единиц, а также грамматической структуры "Мне требуется..." и введении материала по теме "Артикль с географи...

    План открытого урока английского языка в 5 классе по теме «Путешествие по России» по учебнику Афанасьевой «Rainbow English»

    Поурочный  план урока английского языка в 5 классен по теме  в 5 классе  по теме "Путешествие по России" учебник  "Rainbow English" Афанасьевой О.В....

    Технологическая карта урока английского языкав 5 классе по теме "Путешествие по России" по учебнику "Rainbow English" 5 класс

    Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Путешествие по России" учебник "Rainbow English"...

    Технологическая карта урока 6 класс к учебнику Rainbow English. Тема Путешествие по России.

    Технологическая карта урока 6 класс к учебнику Rainbow English. Тема Путешествие по России....