Технология развития критического мышления
методическая разработка по истории (5,6,7 класс) по теме

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya._teoriya..doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Технология развития

критического мышления

на уроках истории в основной школе»

         Горелова О.Н.,

         учитель истории

         ГОУ СОШ № 878 г. Москвы

2010-2011 учебный год

Технология развития критического мышления

Болонский процесс, Совет Европы объявили:

  1. Образование – важнейший приоритет политики государств;
  2. главная цель европейской школы – формирование критического мышления; 
  3. сохранить единое образовательное пространство.

Критическое мышление: 

  1. Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к  стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Толковый словарь);
  2. Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений (американский учебник по курсу КМ); 
  3. Систематическое оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях (американский учебник по КМ).
  4. Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения (профессор Ральф Х. Джонсон из Канады).
  5. Принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить.
  6. Мышление, влекущее к самоусовершенствованию.
  7. Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения (российская педагогика).

Критическое мышление (Дэвид Клустер):

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
  5. Критическое мышление есть мышление социальное. 

Два направления практики развития критического мышления:

  1. Преподавание КМ как самостоятельной дисциплины;
  2.    КМ является методическим стержнем преподавания ряда академических дисциплин, т.е. является не просто одним из предметов, а системообразующим фактором образования. 

Цель технологии развития критического мышления:

  1. Обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.

Исходные научные идеи: 


Критическое мышление способствует:

  1. Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми:
  2. Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
  3. Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
  4. Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

В замысле технологии развития КМ выделяют:

  1. Социокультурный контекст: основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни). 
  2. Технологический контекст: основу составляет модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; 3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
  3. Методический контекст: совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов).

Структура технологии КМ:


3 стадии (этапа):
Первая стадия: вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет:

  1. Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
  2. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
  3. побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.

Вторая стадия – осмысление. Позволяет:

  1. Получить новую информацию;
  2. Осмыслить ее;
  3. Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия:

  1. Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. Присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Критерии оценки результата:

  1. Оценка (Где ошибка?); 
  2. Диагноз (В чем причина?); 
  3. Самоконтроль (Каковы недостатки?); 
  4. Критика  (Согласны ли Вы?  Опровергните.  Приведите контраргументы);
  5. Прогноз (постройте прогноз). 

Ограничения: 

  1. Подготовка специального содержания текстов. 
  2. Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы. 
  3. Нехватка времени на занятии для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием. 

 

Приемы интерактивного обучения

Работа с источниками и заданиями данного пособия в большинстве случаев предполагает использование инновационных методов преподавания, в частности — интерактивного обучения. Интерактивное обучение — это «обучение через опыт», «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом. Методы интерактивного обучения способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, ролевые и

деловые игры, обучающие и метафорические упражнения. Эти формы обучения важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.

Самостоятельно обсуждая и решая трудные проблемы, ученики выходят из привычной роли наблюдателя и потребителя. В результате создается потенциально более высокая возможность переноса приобретенных знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Полный цикл интерактивного обучения включает следующие стадии:

• формулирование замысла и планирование действий,

• переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, дискуссия),

• осмысление полученного опыта и его обобщение (рефлексия),

• применение освоенного опыта на практике.

Синквейн

В переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна — это вариант рефлексивного осмысления учеником изученного материала. Ученик резюмирует информацию и свое отношение к ней, составив пять строчек по следующим правилам:

1) Название темы — понятие, явление, процесс, имя ит.д.

2) Описание темы — два прилагательных, ассоциирующихся с основным понятием, характеризующих его.

3) Описание действия — три глагола, ассоциирующихся с основным понятием.

4) Оценка — фраза (можно — крылатое выражение), описывающая суть изучаемого понятия или процесса.

5) Одно слово — характеристика сущности, выражающее личное отношение.

Возможный пример синквейна на тему «Мегаполис».

Мегаполис

Многоликий, шумный

Объединяет, подавляет, загрязняет

Город-сказка, город-мечта, попадаешь в его сети — пропадаешь навсегда

Конгломерат

Надо учесть тот факт, что ассоциации у каждого ученика могут быть различными. Не может быть «правильных» или «неправильных» синквейнов. Любой синквейн может быть материалом для обсуждения в классе, когда его автор должен обосновать свой вариант, ответить на возможные возражения одноклассников.

Кластер

Это — графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Ключевое слово записывается в центре доски (листа бумаги), а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковать» в виде новых кластеров.

Пример кластера на тему «Религия»:

Нормы поведения: запреты, обряды, праздники

Можно еще дальше распаковать, приводя примеры запретов, праздников и т.д.

Мировоззрение: вера в сверхъестественные силы, божественное предопределение, определение места человека в мире, определение смысла жизни, ...

Искусство: архитектура храмов, иконопись, узоры мусульманской каллиграфии, скульптуры богов, песнопения

Мораль: этические ценности, добродетели, грех, подвижничество

Социальная организация: церковные организации и объединения, религиозные общины, иерархия церковных служителей, духовные учебные заведения. Можно тоже привести примеры дальнейшей распаковки

«RАFТ' технология»

Использование RAFT%технологии способствует развитию творческих умений учащихся. Технология предполагает выбор учениками жанра своего сообщения (текста). Ученики выбирают:

R — Роль: от чьего лица составляется текст,

А — Аудитория: кому адресован текст,

F — Форма: жанр текста или устного сообщения,

Т — Тема: вопрос, который будет рассмотрен.

Варианты выбора не ограничены.

Это могут быть:

Роль

Аудитория

Форма

ученый

научная конференция

научное сообщение

учитель

класс

объяснение новой темы

старший брат/сестра

младший брат/сестра

сказка (или популярное объяснение)

гид

туристы

экскурсия

родитель

ребенок

(«беседа по душам»)

врач

пациент

«история болезни»

дед

внуки

рассказ о своей жизни

телеведущий

телеаудитория

телепрограмма (по выбору учеников)

иностранец

его земляки

письмо на родину или рассказ по возвращении

 «Шесть шляп мышления»

Прием используется на стадии рефлексии после изучения сложной, проблемной темы.

Ученики разделяются на шесть групп, у каждой из которых — особая задача и, соответственно, символизирующая эту задачу шляпа определенного цвета (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).

Группам предлагаются задания:

• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.

• «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.

• «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.

• «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.

• «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно.

«Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).

Использование технологии критического мышления

на уроках истории в основной школе.

«Я мыслю – следовательно, я существую!»       /Декарт/                                                                                                                        

«Качество мышления – основной ресурс успешности»

«В способности думать заключена основа человеческой деятельности» 

                               

Критическое мышление

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
  5. Критическое мышление есть мышление социальное. 

Цель технологии развития критического мышления:

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.

        Данная технология известна в России с 1997 года. Она развивается          рамках проекта Института «Открытое общество». Технология         предлагает путь, который помогает усиливать рефлексивные         механизмы в учебной         деятельности. Это целостная система,         формирующая навыки работы с         информацией: чтение и письмо.

Технологию критического мышления целесообразно использовать на уроках. Она даёт очень хороший навык осмысленной работы с текстом: понимать его, выделять главное, систематизировать полученную информацию и применять её. Чем больше самостоятельной работы с учебником, иллюстрациями, документами, дополнительными рубриками, тем прочнее знания учащихся.

Выделяются три основные стадии технологии:

  1. заинтересованность учащегося;
  2. создать ассоциации по изучаемому вопросу;
  3. мотивировать его.

Задача первой стадии:

Заинтересовать учащихся, создать ассоциации по  изучаемому вопросу, мотивировать его.

На второй стадии идёт работа непосредственно с информацией.

Ученик должен воспринять информацию. Усвоить её. Приёмы и методы технологии позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.        

Задача третьей стадии (рефлексии):

Анализ информации, её творческая переработка.

На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации предполагает ответы на вопросы:

                        «Какие ассоциации связаны с  …»

                        «Что вы знаете о …»  и т.д.,

а также осмысление, т.е. активное чтение, маркировку текста разными значками, составление таблицы.

Учащиеся выписывают

то, что совпало с их представлениями

!

новое содержание

+

то, что не совпало с их представлениями

-

то, что вызывает сомнение или непонимание

?

Значки могут ставиться при чтении на полях.

На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова: установление причинно-следственных связей, написание эссе или         письменного ответа, организация дискуссий или круглых столов.

Желательно составить таблицу «толстых» и «тонких» вопросов:

/«Толстые» вопросы требуют простого, односложного ответа, «тонкие» – подробного, развёрнутого./

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

ГДЕ …

КОГДА …

КТО …

ЧТО …

                               и т. д.

Как вы думаете …

Почему …

Каковы последствия …

В чём различия …

Предположите, что будет, если …

Рассмотрим данную технологию применительно к конкретной теме: «Куликовская битва»

(с данной темой ученики знакомы из пропедевтического курса истории или курса «Окружающий мир», куда входит исторический блок).

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

Игра в ассоциации.

Вопрос:     Что вам известно о Дмитрии Донском и Куликовской битве?

Приблизительные ответы учеников: 

                                Воевал  с татарами

                                Золотая Орда

                                Мамай

                                Куликово поле        

                        

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

Чтение текста и маркировка, составление таблицы. (Групповая форма работы.)

Каждая группа получает определённый значок, которым и маркирует текст, и заполняет таблицу.

Таблица может состоять из трёх колонок:

Первые две –  «Знаю» и «Хочу узнать» – заполняются на первой стадии.

Колонка «Узнал» – после чтения учебника.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Золотая Орда

Что за государство?

В Орде были усобицы

Воевал с татарами

Что было до нашествия татар на Русь?

1378 г., битва на реке Воже  Дмитрий одержал победу

Мамай

Почему захватил Русь?

Мамай заручился поддержкой рязанского князя Олега, правителя Литвы Ягайло, нанял генуэзскую пехоту.

Куликово поле

Почему победили русские?

Московский князь собрал полки из многих русских земель.

Дмитрия благословил Сергий Радонежский.

О более детальной расстановке сил на Куликовом поле, конкретном ходе битвы,

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

Составление по группам таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, выделение ключевых слов в данной теме.

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОСТИГЛИ?

  1. Ушли от простого пересказа событий.
  2. Дали возможность ученикам самим поработать с информацией, усвоить её, несколько раз повторить и прослушать.
  3. Включили всех детей в активную работу.
  4. Научили выделять главное в тексте, формулировать свои выводы

Другой пример использования технологии критического мышления:

Тема: «Образование единого русского государства»

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

Составляем КЛАСТЕР /гроздья/, т.е. выделяем смысловые единицы темы и графически их оформляем.

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

Работа с текстом учебника и распаковка кластера.

Рисунок № 1

Каждая группа получает материал в параграфе. В результате работы с текстом выделяются основные направления деятельности Ивана III:

  1. Иван 3 и власть.
  2. Объединение Северо-Восточной Руси.
  3. Свержение ордынского ига.
  4. Преобразования в области государственного управления.

Иван III

Иван III

и власть

Преобразования

в области государственного управления

Объединение Северо-Восточной Руси

Свержение

ордынского ига

Рисунок № 2

Для дальнейшей работы   с кластером учитель может набросать ключевые слова, например:

                                        Новгород

                                        Тверь

                                        Орда

                                        Литва

                                        Софья Палеолог

                                        «Государь всея Руси»

                                        Кремль

                                        Боярская Дума

                                        Судебник

                                        Казна

                                        Уезд

                                        Наместник

Преобразования

в области государствен-ного управления

Судебник

Казна

Боярская

дума

Иван III

Объединение Северо-Восточной Руси

Свержение

ордынского ига

Иван III

и власть

Рисунок № 3

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ  /рефлексия/

Использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Аргументированный устный или письменный вопрос по теме

«Итоги правления Ивана 3».

На второй стадии можно составлять не только кластер, но и  КАРТУ СОБЫТИЙ

(предполагается групповая работа)

События

Когда??

Почему?

Как это

случилось?

Кто включен

в эти события?

Где?

Что случилось?

Рисунок № 4

СИНКВЕЙН (пятистишие)

Методика, предложенная Институтом «Открытое общество», – позволяет, действуя по определённому алгоритму, сформировать чёткое представление об определённой эпохе:

Одно слово

или словосочетание –                 центральное понятие темы.

Два слова –                         прилагательные или существительные,                                                                     характеризующие главные понятия.

Три слова –                         глаголы, объясняющие суть                                                                         происходящих событий.

Фраза или

предложение –                         вывод.

Слово,

фраза или предложение –         итог или оценка всего того, что раскрыто ранее,

                                                резюме, восклицание

Пример № 1:

Тема «Иван 3»:

Одно

словосочетание –                Единое государство

/центральное понятие темы/

Два слова –                        Образование,  изменение

                                /существительные, характеризующие главные         понятия/

Три слова –                        Управлять, строить, реформировать 

                                 / глаголы, объясняющие суть происходящих событий/

Фраза –                         Единое, но не централизованное

                                /вывод/

Предложение –                 Княжеская власть приобретает деспотический характер        

                                /итог или оценка всего того, что раскрыто ранее/

Пример № 2:

Тема «Олимпийские игры»:

Одно слово –                        Состязание (ОЛИМПИАДА)

/центральное понятие темы/

Два слова –                        Волнующее,  зрелищное

/прилагательные, характеризующие главные понятия/

Три слова –                        Соревнуются, болеют, чествуют

                                /глаголы, объясняющие суть происходящих событий/

Фраза –                                 «О,  спорт! Ты – мир!»         

или                                                

                                        «Быстрее! Выше! Сильнее!» /вывод, суть/

Слово                                Традиция                        

                                /итог или оценка всего того, что раскрыто ранее/

Подобную технологию можно применять на разных предметах, на разных уроках, по разным темам.

Более подробно о данной технологии Вы можете познакомиться:

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

Кириленкова В. Н., Обухов Д. К. Клетки и ткани: методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008.

http://www.altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/practica.htm

*http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm 

http://cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm 

*http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....