Технология развития критического мышления
методическая разработка по истории (5,6,7 класс) по теме
выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya._teoriya..doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология развития
критического мышления
на уроках истории в основной школе»
Горелова О.Н.,
учитель истории
ГОУ СОШ № 878 г. Москвы
2010-2011 учебный год
Технология развития критического мышления
Болонский процесс, Совет Европы объявили:
- Образование – важнейший приоритет политики государств;
- главная цель европейской школы – формирование критического мышления;
- сохранить единое образовательное пространство.
Критическое мышление:
- Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Толковый словарь);
- Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений (американский учебник по курсу КМ);
- Систематическое оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях (американский учебник по КМ).
- Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения (профессор Ральф Х. Джонсон из Канады).
- Принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить.
- Мышление, влекущее к самоусовершенствованию.
- Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения (российская педагогика).
Критическое мышление (Дэвид Клустер):
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
- Критическое мышление есть мышление социальное.
Два направления практики развития критического мышления:
- Преподавание КМ как самостоятельной дисциплины;
- КМ является методическим стержнем преподавания ряда академических дисциплин, т.е. является не просто одним из предметов, а системообразующим фактором образования.
Цель технологии развития критического мышления:
- Обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление способствует:
- Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми:
- Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
- Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
- Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
В замысле технологии развития КМ выделяют:
- Социокультурный контекст: основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).
- Технологический контекст: основу составляет модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; 3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
- Методический контекст: совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов).
Структура технологии КМ:
3 стадии (этапа):
Первая стадия: вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
- Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
- побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.
Вторая стадия – осмысление. Позволяет:
- Получить новую информацию;
- Осмыслить ее;
- Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия:
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- Присвоение нового знания, новой информации учеником;
- Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Критерии оценки результата:
- Оценка (Где ошибка?);
- Диагноз (В чем причина?);
- Самоконтроль (Каковы недостатки?);
- Критика (Согласны ли Вы? Опровергните. Приведите контраргументы);
- Прогноз (постройте прогноз).
Ограничения:
- Подготовка специального содержания текстов.
- Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы.
- Нехватка времени на занятии для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.
Приемы интерактивного обучения
Работа с источниками и заданиями данного пособия в большинстве случаев предполагает использование инновационных методов преподавания, в частности — интерактивного обучения. Интерактивное обучение — это «обучение через опыт», «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом. Методы интерактивного обучения способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, ролевые и
деловые игры, обучающие и метафорические упражнения. Эти формы обучения важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.
Самостоятельно обсуждая и решая трудные проблемы, ученики выходят из привычной роли наблюдателя и потребителя. В результате создается потенциально более высокая возможность переноса приобретенных знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Полный цикл интерактивного обучения включает следующие стадии:
• формулирование замысла и планирование действий,
• переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, дискуссия),
• осмысление полученного опыта и его обобщение (рефлексия),
• применение освоенного опыта на практике.
Синквейн
В переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна — это вариант рефлексивного осмысления учеником изученного материала. Ученик резюмирует информацию и свое отношение к ней, составив пять строчек по следующим правилам:
1) Название темы — понятие, явление, процесс, имя ит.д.
2) Описание темы — два прилагательных, ассоциирующихся с основным понятием, характеризующих его.
3) Описание действия — три глагола, ассоциирующихся с основным понятием.
4) Оценка — фраза (можно — крылатое выражение), описывающая суть изучаемого понятия или процесса.
5) Одно слово — характеристика сущности, выражающее личное отношение.
Возможный пример синквейна на тему «Мегаполис».
Мегаполис
Многоликий, шумный
Объединяет, подавляет, загрязняет
Город-сказка, город-мечта, попадаешь в его сети — пропадаешь навсегда
Конгломерат
Надо учесть тот факт, что ассоциации у каждого ученика могут быть различными. Не может быть «правильных» или «неправильных» синквейнов. Любой синквейн может быть материалом для обсуждения в классе, когда его автор должен обосновать свой вариант, ответить на возможные возражения одноклассников.
Кластер
Это — графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Ключевое слово записывается в центре доски (листа бумаги), а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковать» в виде новых кластеров.
Пример кластера на тему «Религия»:
Нормы поведения: запреты, обряды, праздники
Можно еще дальше распаковать, приводя примеры запретов, праздников и т.д.
Мировоззрение: вера в сверхъестественные силы, божественное предопределение, определение места человека в мире, определение смысла жизни, ...
Искусство: архитектура храмов, иконопись, узоры мусульманской каллиграфии, скульптуры богов, песнопения
Мораль: этические ценности, добродетели, грех, подвижничество
Социальная организация: церковные организации и объединения, религиозные общины, иерархия церковных служителей, духовные учебные заведения. Можно тоже привести примеры дальнейшей распаковки
«RАFТ' технология»
Использование RAFT%технологии способствует развитию творческих умений учащихся. Технология предполагает выбор учениками жанра своего сообщения (текста). Ученики выбирают:
R — Роль: от чьего лица составляется текст,
А — Аудитория: кому адресован текст,
F — Форма: жанр текста или устного сообщения,
Т — Тема: вопрос, который будет рассмотрен.
Варианты выбора не ограничены.
Это могут быть:
Роль | Аудитория | Форма |
ученый | научная конференция | научное сообщение |
учитель | класс | объяснение новой темы |
старший брат/сестра | младший брат/сестра | сказка (или популярное объяснение) |
гид | туристы | экскурсия |
родитель | ребенок | («беседа по душам») |
врач | пациент | «история болезни» |
дед | внуки | рассказ о своей жизни |
телеведущий | телеаудитория | телепрограмма (по выбору учеников) |
иностранец | его земляки | письмо на родину или рассказ по возвращении |
«Шесть шляп мышления»
Прием используется на стадии рефлексии после изучения сложной, проблемной темы.
Ученики разделяются на шесть групп, у каждой из которых — особая задача и, соответственно, символизирующая эту задачу шляпа определенного цвета (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).
Группам предлагаются задания:
• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
• «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
• «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.
• «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.
• «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно.
• «Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).
Использование технологии критического мышления
на уроках истории в основной школе.
«Я мыслю – следовательно, я существую!» /Декарт/
«Качество мышления – основной ресурс успешности»
«В способности думать заключена основа человеческой деятельности»
Критическое мышление
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
- Критическое мышление есть мышление социальное.
Цель технологии развития критического мышления:
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
Данная технология известна в России с 1997 года. Она развивается рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает путь, который помогает усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией: чтение и письмо.
Технологию критического мышления целесообразно использовать на уроках. Она даёт очень хороший навык осмысленной работы с текстом: понимать его, выделять главное, систематизировать полученную информацию и применять её. Чем больше самостоятельной работы с учебником, иллюстрациями, документами, дополнительными рубриками, тем прочнее знания учащихся.
Выделяются три основные стадии технологии:
- заинтересованность учащегося;
- создать ассоциации по изучаемому вопросу;
- мотивировать его.
Задача первой стадии:
Заинтересовать учащихся, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.
На второй стадии идёт работа непосредственно с информацией.
Ученик должен воспринять информацию. Усвоить её. Приёмы и методы технологии позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.
Задача третьей стадии (рефлексии):
Анализ информации, её творческая переработка.
На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации предполагает ответы на вопросы:
«Какие ассоциации связаны с …»
«Что вы знаете о …» и т.д.,
а также осмысление, т.е. активное чтение, маркировку текста разными значками, составление таблицы.
Учащиеся выписывают | |||
то, что совпало с их представлениями ! | новое содержание + | то, что не совпало с их представлениями - | то, что вызывает сомнение или непонимание ? |
Значки могут ставиться при чтении на полях.
На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова: установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа, организация дискуссий или круглых столов.
Желательно составить таблицу «толстых» и «тонких» вопросов:
/«Толстые» вопросы требуют простого, односложного ответа, «тонкие» – подробного, развёрнутого./
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
ГДЕ … КОГДА … КТО … ЧТО … и т. д. | Как вы думаете … Почему … Каковы последствия … В чём различия … Предположите, что будет, если … |
Рассмотрим данную технологию применительно к конкретной теме: «Куликовская битва»
(с данной темой ученики знакомы из пропедевтического курса истории или курса «Окружающий мир», куда входит исторический блок).
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
Игра в ассоциации.
Вопрос: Что вам известно о Дмитрии Донском и Куликовской битве?
Приблизительные ответы учеников:
Воевал с татарами
Золотая Орда
Мамай
Куликово поле
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
Чтение текста и маркировка, составление таблицы. (Групповая форма работы.)
Каждая группа получает определённый значок, которым и маркирует текст, и заполняет таблицу.
Таблица может состоять из трёх колонок:
Первые две – «Знаю» и «Хочу узнать» – заполняются на первой стадии.
Колонка «Узнал» – после чтения учебника.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Золотая Орда | Что за государство? | В Орде были усобицы |
Воевал с татарами | Что было до нашествия татар на Русь? | 1378 г., битва на реке Воже Дмитрий одержал победу |
Мамай | Почему захватил Русь? | Мамай заручился поддержкой рязанского князя Олега, правителя Литвы Ягайло, нанял генуэзскую пехоту. |
Куликово поле | Почему победили русские? | Московский князь собрал полки из многих русских земель. Дмитрия благословил Сергий Радонежский. О более детальной расстановке сил на Куликовом поле, конкретном ходе битвы, |
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
Составление по группам таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, выделение ключевых слов в данной теме.
КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОСТИГЛИ?
- Ушли от простого пересказа событий.
- Дали возможность ученикам самим поработать с информацией, усвоить её, несколько раз повторить и прослушать.
- Включили всех детей в активную работу.
- Научили выделять главное в тексте, формулировать свои выводы
Другой пример использования технологии критического мышления:
Тема: «Образование единого русского государства»
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
Составляем КЛАСТЕР /гроздья/, т.е. выделяем смысловые единицы темы и графически их оформляем.
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
Работа с текстом учебника и распаковка кластера.
Рисунок № 1
Каждая группа получает материал в параграфе. В результате работы с текстом выделяются основные направления деятельности Ивана III:
- Иван 3 и власть.
- Объединение Северо-Восточной Руси.
- Свержение ордынского ига.
- Преобразования в области государственного управления.
Иван III
Иван III
и власть
Преобразования
в области государственного управления
Объединение Северо-Восточной Руси
Свержение
ордынского ига
Рисунок № 2
Для дальнейшей работы с кластером учитель может набросать ключевые слова, например:
Новгород
Тверь
Орда
Литва
Софья Палеолог
«Государь всея Руси»
Кремль
Боярская Дума
Судебник
Казна
Уезд
Наместник
Преобразования
в области государствен-ного управления
Судебник
Казна
Боярская
дума
Иван III
Объединение Северо-Восточной Руси
Свержение
ордынского ига
Иван III
и власть
Рисунок № 3
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ /рефлексия/
Использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Аргументированный устный или письменный вопрос по теме
«Итоги правления Ивана 3».
На второй стадии можно составлять не только кластер, но и КАРТУ СОБЫТИЙ
(предполагается групповая работа)
События
Когда??
Почему?
Как это
случилось?
Кто включен
в эти события?
Где?
Что случилось?
Рисунок № 4
СИНКВЕЙН (пятистишие)
Методика, предложенная Институтом «Открытое общество», – позволяет, действуя по определённому алгоритму, сформировать чёткое представление об определённой эпохе:
Одно слово
или словосочетание – центральное понятие темы.
Два слова – прилагательные или существительные, характеризующие главные понятия.
Три слова – глаголы, объясняющие суть происходящих событий.
Фраза или
предложение – вывод.
Слово,
фраза или предложение – итог или оценка всего того, что раскрыто ранее,
резюме, восклицание
Пример № 1:
Тема «Иван 3»:
Одно
словосочетание – Единое государство
/центральное понятие темы/
Два слова – Образование, изменение
/существительные, характеризующие главные понятия/
Три слова – Управлять, строить, реформировать
/ глаголы, объясняющие суть происходящих событий/
Фраза – Единое, но не централизованное
/вывод/
Предложение – Княжеская власть приобретает деспотический характер
/итог или оценка всего того, что раскрыто ранее/
Пример № 2:
Тема «Олимпийские игры»:
Одно слово – Состязание (ОЛИМПИАДА)
/центральное понятие темы/
Два слова – Волнующее, зрелищное
/прилагательные, характеризующие главные понятия/
Три слова – Соревнуются, болеют, чествуют
/глаголы, объясняющие суть происходящих событий/
Фраза – «О, спорт! Ты – мир!»
или
«Быстрее! Выше! Сильнее!» /вывод, суть/
Слово Традиция
/итог или оценка всего того, что раскрыто ранее/
Подобную технологию можно применять на разных предметах, на разных уроках, по разным темам.
Более подробно о данной технологии Вы можете познакомиться:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Кириленкова В. Н., Обухов Д. К. Клетки и ткани: методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008.
http://www.altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/practica.htm
*http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm
http://cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....