из опыта работы учителя истории
план-конспект по истории по теме

Из моего опыта работы учителем истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_papku_predstavlenie_opyta_rabot.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

Развиваясь как личность ,человек формирует

 и раскрывает свою собственную природу.

                                                                                                                                        П.А .Флоренский

       Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба , какую он выберет профессию.

 Может он станет гениальным поэтом?

  Или талантливой актрисой?           

   Кем быть?

 Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком.  Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы.

Добрый день, меня зовут Ханзярова Гузалия Рифкатовна.  Я учитель истории и обществознания II квалификационной категории Стародрожжановской средней школы №2.

С 1 по 9 класс я обучалась в Старочукалинской средней  школе.   Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен  помочь поверить в свои силы, с которым можно поделиться всем.  Таким Учителем для меня стала Ахметова Рузия Нурисламовна, мой классный руководитель.  Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, как слово учитель. Учитель, педагог – это не профессия, а скорее призвание, образ жизни.  По точному замечанию поэта Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни. Я – учитель истории и обществознания. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная.

   В 1995г окончила Арский педагогический колледж и получила специальность «учитель начальных классов».  

Высшее образование получила заочно в Казанском педагогическом университете, в 2000 году получила диплом  по специальности «учитель истории». Но мало иметь учительский диплом.  Необходимо  ещё овладеть величайшим из искусств – искусством любить детей.

С 1995 по 2006 годы работала музыкальным руководителем в детском саду № 3 села Новое Дрожжаное. Один год проработала воспитателем в детском саду № 1. Эти годы помогли мне на практике понять особенности  развития детей, находить с ними общий язык. Этот ценный опыт помогает мне в сегодняшней педагогической деятельности. И вот уже 4 года по направлению Районного отдела образования я работаю учителем истории и обществознания в Стародрожжановской средней школе № 2.  

    Профессия учителя истории привлекает меня  своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с  урока, не только получив определенный объём знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Современный педагогический процесс невозможно представить, лишенным нововведений. Для сегодняшней школы требуется творчески работающий учитель, способный свободно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. И важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога.

Поэтому я уже в 2008 году прошла курсовую подготовку на базе института развития образования РТ в г. Казани по теме: «Преподавание истории в условиях модернизация школьного образования». Успешно аттестовалась, и  в 2009 г была присвоена 2 квалификационная категория. Активно участвую в интернет проектах, семинарах  и сообществах. В 2011 году участвовала в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев.  В этом году прошла краткосрочное дистанционное обучение при ИРО РТ по проблеме «Основы религиозных культур и светской этики»

       Человечество вступило в ХХI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д. Общество поставило перед педагогами задачу воспитания всесторонне развитого,  конкурентоспособного человека. Только хорошие уроки, увлеченность учителя, глубокое проникновение в предмет, активные методы и многообразие форм проведения занятий, широкое привлечение внеурочных источников информации, интересная внеклассная работа формируют интерес учащихся к углубленному изучению предмета.

       Основной документ, по которому работает современный педагог – это Федеральный государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Следующий документы на  которые мы опираемся, это- Базисный учебный план и примерные программы основного общего образования по истории. На базе этих документов мы разрабатываем свои рабочие программы по тем УМК, которые допущены ГОСом.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

·         освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

·         овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

·         формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

·         применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

          В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Одним из основных принципов Стандарта нового поколения, является принцип минимальной достаточности, т.е. от нас педагогов требуется воспитание такого выпускника, который сможет трудоустроиться при минимальном дополнительном профессиональном обучении. Соответственно содержание образования должно стать практико-ориентированным обучением. Отсюда вытекает и особенность нового образовательного стандарта. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора к позиции консультанта.

     Соответственно, перед собой я поставила задачи, которые стараюсь решать в эти годы. Это, прежде всего развитие личности обучающегося. Выстраиваю  личностно-ориентированное обучение, опираясь на следующие признаки:

  1. системообразующий фактор организации образовательного процесса – это личность обучающегося;
  2. субъекты образовательного процесса – педагог и обучаемые;
  3. ведущие мотивы образования – это саморазвитие и самореализация обучающихся.

        Мое педагогическое кредо можно сформулировать так:  «Навязывать – НЕЛЬЗЯ!  Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё -  БЕЗУСПЕШНО Заинтересовать -  ВОТ РЕШЕНИЕ!»

На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы  преподавания с  дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь  – привить ребятам глубокий интерес к истории, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.

Над темой своего самообразования «Развитие творческих способности учащихся на уроках истории и обществознания» я работаю 4-й год. Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.

 Использование наглядности

Здесь нет ничего из того, что может быть неведомо учителю, который знает, что яркий образ, воплощённый в картине, рисунке, модели может стать поводом не только для формирования недостающего школьникам опыта, который не заменишь никакими объяснениями, но прежде всего – для начала живого обсуждения проблемы, идеи. Например, с помощью репродукции с картины «Покорение Сибири Ермаком» можно добиться более глубокого восприятия школьниками той эпохи, показать им особенности быта вооружения, уровня развития. Выясняется, что не все было просто: не хлебом-солью встречали народы Сибири Ермака Тимофеевича , а жесткой сечей. Есть темы, которые наглядно показывают зависимость урока от наличия знаний, полученных вне школы. К ним, прежде всего, относится

 Тема: «Великая отечественная война» Юноши и девушки смотрят множество кинофильмов телепередач о полководцев, посещаем музеи.

Решение кроссвордов  Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и 5 минутный фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

Тесты.  Организация тестирования.     Тестирование – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам и отказаться от «шоковой терапии» экзамена. Тестирование превратит экзамен в занимательное действие. Решение задач в виде карточек , которые даются индивидуальному каждому ученику по пройденной теме.

Для наших дней характерны все возрастающее обилие разного рода информации, все большая доступность их для всех учащихся. Современный урок немыслим без опоры на эти знания. Поэтому ИКТ, технические средства обучения на уроке – объективная необходимость. Компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания.

Поэтому в основе обучения  применяю  следующие современные педагогические технологии:

  1. «технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;
  2. «технология проектного обучения» -  создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
  3. «технология развития критического мышления» - целевое назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как  умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.

В качестве примера я могу перечислить различные уроки по истории и обществознании, проведенных мною с использованием современных педагогических технологий.

№ п/п

Тема

Дата

Использование современных педагогических технологий

1

 «В рыцарском замке» в 6 классе (урок изучении новой темы).

2009 год

Открытый урок. Технология интерактивного обучения.

2

  Парламентский урок «Где рождаются законы».

2009 год

Открытый урок.  Технология развития критического мышления.

3

Открытый урок. «Для  чего нужны налоги?» 5 классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию. Технология интерактивного обучения.

  4

Открытый урок «Сказать коррупции нет !» в 9а классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию в рамках методической недели

гуманитарных наук. Технология развития критического мышления.

Развитию и укреплению познавательного интереса способствует и проводимые мною внеклассные мероприятия. Разработала и провела мероприятия: «Этот день мы вспоминали, как могли...» - открытое внеклассное мероприятие  посвященное 65-летию Победы ВОВ, «Уроки-экскурсии по достопримечательностям Родного края» - урок в районном краеведческом музее, «Уроки прекрасного»-интегрированный урок в школьной библиотеке. Есть опыт работы с учениками в интернет проектах:  Хайруллин  Салават, ученик 10 класса опубликовал биографию своего деда Идиатуллина Шәрифджана Идиатулловича  в проекте Галерея памяти, посвященный 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. После участия в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев, в нашей школе началась работа сбора материала для школьного музея.  

Учащиеся 9-11-х классов ежегодно достойно участвуют районных олимпиадах по истории и обществознания. Мои ученики участвовали  межрегиональных предметных  олимпиадах  Казанского федерального университета.

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы все успешно сдают экзамены по данным предметам. За 4 года  моей  работы в данной должности    26  выпускников  сдали  ЕГЭ по истории  и 28 выпускников -    по  обществознанию. Средний балл   - 58 по истории по обществознанию 61.  

Мы живем В замечательном творческом, активным  коллективе учителей и воспитателей. 

         Каждый учитель в течение года даёт открытые уроки, мы организовываем педагогические чтения, круглые столы и семинары.   За годы работы в педагогическом коллективе я выступила  

№ п/п

Тема выступления

Дата

Форма распространения опыта

1

 «Работа с одаренными детьми в системе личностно - ориентированного образования»

2009 год

Выступление на педагогическом совете  школы.

2

 «Преподавание истории в условиях модернизации школьного образования»,  

2008 год

Выступление на методическом совещании педагогических работников.

3

«Личностно -  ориентированные технологии аттестации и контроля учащихся»

2011

год

Участие V-ой Всероссийской педагогической  видеоконференции.

4

«Личностно-ориентированный и компетентностный подход в воспитании старшеклассников»

2012

год

Выступление на педагогическом совете школы.

Прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. Процесс воспитания для меня – самовоспитание, ибо дети на все смотрят глазами воспитателя, одобряя то, что одобряет учитель,  и считая отвратительным то, что считает отвратительным педагог.

Являясь классным руководителем, как субъект процесса воспитания, занимаю  активную личностно - ориентированную позицию, выстраиваю свою работу, исходя из гуманных и культурных ценностей.

Педагогическая позиция классного руководителя: Принимать ребенка как личность, признавать его индивидуальное своеобразие,  его право проявлять свое «Я».

Мой 10 класс! Сколько всего мы прошли за 3 года.

Я придерживаюсь   Гуманистической концепция воспитания, основан на  на :

  1. признании человека наивысшей ценностью жизни;
  2. заботе о счастье человека в жизни;
  3. учёте уникальной способности человека тонко и глубоко реагировать на воздействия окружающего мира;
  4. взаимоотношениях, которые обуславливают общее личностное развитие человека.

И воспитательная работа построена по следующим направлениям:

Направление 1. «Здоровье и спорт»

Направление 2. «Я - Гражданин»

Направление 3. «Досуг и Общение»

Направление 4. «Нравственность и Семья»  

В взаимоотношения с родителями своих учеников я использую следующие формы:

  1.  Родительские  собрания
  2. Интеллектуальные состязания, конкурсы
  3. Моя семья – моя крепость (совместные праздники родителей и учащихся)
  4. Совместные походы на природу, спортивные соревнования, праздничные  чаепития и др.
  5. Родительские ринги

В чем же состоит миссия УЧИТЕЛЯ?

Вера, Надежда, Любовь.

  1. Верю в себя, в свои силы, в своих учеников, в их большие и маленькие победы.
  2. Надеюсь, что знания  и умения , которые получат ученики на уроках истории, обществознания и права пригодятся им в жизни.
  3. В.О.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
  4. Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм  духовности и знаний наша новая школа.

 А закончить сегодняшнее выступление мне хочется стихотворением известного поэта.

Не вдоль по речке, не по лесам –
Вдали от родных огней –
Ты выбрал эту дорогу сам,
Тебе и идти по ней.

И ты уже отказаться рад
От тяжких своих забот.
Но если ты повернешь назад,
Кто же пойдет вперед.

  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....