мастер класс по теме"«Трясу надежды ветвь, но где желанный плод»
план-конспект (история) по теме

Для учителей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx213.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Трясу надежды  ветвь, но где желанный плод»

- Как не нам - учителям, знать,  насколько ожидаемый плод непредсказуем, не смотря на наши надежды и усилия. Каждый наш урок имеет свою цель и предполагаемый результат. В подготовке к ЕГЭ, самое сложное научить выпускника кратко и по сути выражать свою мысль в разделе  С при работе с документами. Мы учителя истории не только закладываем знания в ученика, но и готовим патриотов своей страны.

Сейчас мы с вами проведем импровизированный фрагмент урока по истории, где я постараюсь продемонстрировать одну из методик групповой работы с документами.

            - Дорогие коллеги, мне нужна ваша помощь, прошу 9 условных учеников занять свои места. Вы будете учениками 10 класса.

Еще раз здравствуйте, ребята. Мы завершаем изучение войны 1812 года. Как вы уже помните, судьба страны лежала на весах. Наш жребий поднялся вверх, жребий  Наполеона упал. Россия прогнала «Маленького капрала»  и русские пришли в Париж. Сегодня мы выясним, опираясь на высказывания очевидцев и известных людей, как нашим предкам это удалось и, главное, что это значило и значит для страны, для народа для каждого из нас».

…Когда не наши повара

Орла двуглавого щипали

У Бонапартова костра…

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог? –

Спрашивал себя Пушкин.

Ответить для  себя на эти простые вопросы – значит понять природу нашей сегодняшней независимости и свободы. Главная учебная цель сегодняшнего урока – ответы на эти вопросы.  Давайте назовем урок исходя из его  главной цели, предлагайте… - группы обсуждают

(Гроза 12 года настала, кто тут нам помог?)

Сегодня нам предстоит

узнать «Кто нам, друзья, тогда помог?»  «Остервенение народа?  Барклай? Зима? иль русский Бог?» т е Какие же причины привели заранее слабейшую сторону, к победе над заведомо сильнейшей.

Научиться еще одному способу групповой творческой деятельности – составлять – из разных фрагментов готовые тексты на заданную тему. Каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки поворотных моментов в судьбе своего народа.

-Для этого разделимся на 3 группы. Каждой группе я предлагаю флаги (раздает)

1. «Хвала! Он русскому народу высокий жребий указал,

И миру вечную свободу из мрака ссылки завещал»(Пушкин о Наполеоне)

2.Высказывание Наполеона о Бородинской  битве : «Самое страшное из всех моих сражений я дал под Москвой. Французы показали себя в ней победителями, а русские непобедимыми»

3. Высказывание Наполеона о предстоящей войне с Россией. «Россия обречена…ее время прошло!»

Предлагаю вам 12 суждений о войне. Каждая группа должна выбрать эпиграф - девиз. Это будет ваше оценочное суждение и вы его должны прокомментировать.

1.        «Война есть продолжение политики иными средствами»

2.        «Войны - всегда зло»

3.         «Не в силе Бог, но в правде »

4.         «Война есть последний аргумент»

5.        «Всякая победа беремена поражением, а поражение есть мать победы »

6.        «Хочешь мира, готовь войну»

7.        «Войны бывают справедливыми и не справедливыми»

8.        «Кто сильный, тот и прав»

9.        «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую»

10.         «Главные вопросы эпохи решаются железом и кровью»

11.         «Горе побежденным ! »

12.         «На войне, как на войне !»

(выбирают себе эпиграфы, выставляют на своих «Знаменах» затем комментируют свой выбор)

- Вы сейчас получите фрагменты исторических документов, повествующих о событиях войны. Изучив, их вы должны подтвердить или опровергнуть ваши исходные утверждения-суждения.      

(Работа с документами)      

Омар Хайям в одном из своих рубая говорит:

«Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?»  

Желанный плод сегодняшнего занятия это- то, чему мы научились.

- А чему мы научились?

ИТОГ

Мы сегодня работали с высказываниями многих современников войны 12 года, читали суждения историков.

Узнали  какие же причины привели заранее слабейшую сторону, к победе над заведомо сильнейшей.

Научились еще одному способу работы с  документами на заданную тему, высказывать  личную оценку.

1 группа.

«В общем русская армия в 1812 г.  при всех ее недостатках имела и больше достоинства. Она несла на себе «печать института обогнавшего общий уровень развития цивилизации в стране. Но армия Наполеона была сильнее. При том соотношении сил между Россией и Францией, которое сложилось к 1812 г, Наполеон мог рассчитывать на успех. Все чисто военные факторы он предусмотрел. Не учел он однако превосходящего обстоятельства, которое, собственно, и решило исход войны, а именно - что вместе с армией поднимется на борьбу с нашествием весь русский народ». Ф.Энгельс (1.Т.11, с.483).

 

«Русский народ, как целое оказался лучше готов к войне, чем французский. Это от того, что вся наша история прежде всего войны. Нас завоевывали – мы отбивались, а потом завоевывали сами. От маленького княжества разрослись в огромную империю. Когда французы пришли к нам , наш народ поднялся и победил нашествие, а когда наши пришли к французам, они сдались и смирились»

 Денисом Давыдовым: «Наконец, подошла старая гвардия, посреди коей находился и сам Наполеон... Мы вскочили на коней и снова явились у большой дороги. Неприятель, увидя шумные толпы наши, взял ружье под курок и гордо продолжал путь, не прибавляя шагу. Сколько ни покушались мы оторвать хоть одного рядового от этих сомкнутых колонн, но они, как гранитные, пренебрегая всеми усилиями нашими, оставались невредимы; я никуда не забуду свободную поступь и грозную осанку сих всеми родами смерти испытанных воинов. Осененные высокими медвежьими шапками, в синих мундирах, белых ремнях, с красными султанами и эполетами, они казались маковым цветом среди снежного поля... Все наши азиатские атаки не оказывали никакого действия против сомкнутого европейского строя... колонны двигались одна за другой, отгоняя нас ружейными выстрелами и издеваясь над нашим вокруг них бесполезным наездничеством. В течение этого дня мы еще взяли одного генерала, множество обозов и до 700 пленных, но гвардия с Наполеоном прошла посреди толпы казаков наших, как стопушечный корабль перед рыбачьими лодками».

«Ныне взываем Мы ко всем Нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, содействовать против всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет враг на каждом шагу верных сынов Росси, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавством и обманом. Да встретит враг в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина. Народ Русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшимся на тебя львов и тигров. Благородное дворянское сословие, Ты во все времена было спасителем Отечества! Духовенство! Вы всегда теплыми молитвами своими призывали благодать на главу России. Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют». Обращение Александра Первого к народу.

3 группа.

«Россия оказалась обреченной на победу и славу. А время Наполеона действительно прошло, после того как он перешел Неман»

«Наполеон говорил, что  его армия превосходит русскую ( в числе ) в три раза, на что Балашов ответил, что русские войны более храбрые. Но Наполеон сказал, что его поляки не менее храбрые. Наполеон негодовал  по поводу отступления Барклая, ему хотелось разгромить   его немедленно. После разговора Балашов уехал в Петербург»

«Ему не стоило заранее хвастаться, начиная войну. Нельзя шутить с судьбой…»

«Французские войска вошли в пределы  Нашей Империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое соблюдение союза. Я для сохранения мира истощил все средства, совместные с достоинством Престола и пользой Моего народа. Все старания мои были безуспешны. Император Наполеон в уме своем положил твердо разорить Россию. Предложения самые уверенные остались без ответа. Внезапное нападение открыло явным образом лживость подтверждаемых в еще недавнем времени миролюбивых обещаний. Поэтому не остается Мне иного, как поднять оружие и употребить все врученные Мне провидением способы к отражению силы силой. Я надеюсь на усердие Моего народа и храбрость войск Моих. Будучи в недрах домов своих угрожаемы, они защитят их со свойственною им твердостью и мужеством. Провидение благословит праведное наше дело. Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной принудили Нас препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве Моем».  Александр Первый о начале войны.

«Неприятель вступил в пределы Наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясти спокойствие великой сей Державы. С лукавством в сердце и лестью в устах несет он вечные для ней цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска Наши, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его и согнать с лица земли Нашей. Мы полагаем на силу и крепость их твердую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных Наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отвага его требует неусыпного против него бодрствования. Сего ради полагаем Мы необходимостью собрать внутри Государства новые силы, которые нанося новый ужас врагу, составили бы вторую ограду в подкрепление первой, в защиту домов, жен и детей каждого и всех» Обращение Александра Первого.

2 группа

«Русский народ, как целое оказался лучше готов к войне, чем французский. Это от того, что вся наша история прежде всего войны. Нас завоевывали – мы отбивались, а потом завоевывали сами. От маленького княжества разрослись в огромную империю. Когда французы пришли к нам , наш народ поднялся и победил нашествие, а когда наши пришли к французам, они сдались и смирились»

«Россия всегда хотела мира, нот постоянно готовилась к войне, поэтому ее армию оказалось невозможно победить»

«Русская армия потеряла убитыми и ранеными около 45 тыс.  солдат,  а также 29 генералов. Среди них были видные полководцы,  как командующий 2-й армией генерал Багратион, генералы братья Николай и Александр Тучковы и многие другие.  Фактически перестала существовать  2-ая  армия, боевые порядки русских войск были сильно расстроены.  Значительных резервов в тот момент не было. А Наполеоновская армия, несмотря на понесенные потери, оставалась опасным противником. С запада к ней подходили свежие силы. Новая битва могла  бы  привести  к  поражению  русских войск. Поэтому Кутузов отдал приказ отступать. Он ждал прихода войск из народного ополчения, но не успели во время.

В донесении царю Кутузов писал: «Сей день пребудет вечным  памятником мужества и отличной храбрости российских воинов,  где вся  пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно.  Желание всякого было  умереть на месте и не уступить неприятелю.  Французская  армия  под  предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах,  не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего жизнью за свое отечество».

Несмотря на все это, в Бородино не решился исход войны. Поэтому Бородинская битва не имела большого значения в войне,    хотя  она  была главной и центральной битвой,  но именно с Бородино началось поражение "Великой армии", писал историк  Соловьев

Русские крестьяне атакуют оставшихся французских солдат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а

Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3  само...

Презентация к мастер-классу по теме "Изучение математики на примере темы "Проценты"

Данная презентация была разработана к проведению мастер-класса по математике в рамках участия в конкурсе "Учитель года Дона"....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер- класс по теме: Некоторые приёмы работы с аутентичным текстом на примере урока по теме «Модные тенденции».

Обучение чтению на данном уроке осуществляется на примере аутентичного текста из интернет - журнала....

Мастер – класс по теме « Мировоззренческая роль истории на примере темы «Декабристское движение»

Мастер – класс по теме« Мировоззренческая роль истории 9 на примере темы «Декабристское движение»...