Программа курса «История Московской области. История Каширского района»
материал по истории (8,9 класс) на тему

Комитет  по  образованию  администрации  Каширского  района.

МОУ « Топкановская  средняя  общеобразовательная  школа»

 

 

 

Программа курса «История Московской  области.

История  Каширского района»

 

 

8-9 классы

 

 

Разработчик программы: Яцкина

Галина    Васильевна.

 

 Топканово 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_istoriya_moskovskoy_oblasti.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Каширского района.

МОУ «Топкановская средняя общеобразовательная школа»

Программа курса                                «История Московской области.

История Каширского района»

8 - 9  классы

Разработчик программы:

Яцкина Галина Васильевна.

                                                           Топканово 2007

               

Пояснительная записка

     Программа отражает  содержание  курса  исторического  краеведения. Курс рассчитан  на  изучение истории  Московской  области  и Каширского района  в  8-9-х  классах, всего 64 часа при нагрузке  1 час в неделю. Из них  34 часа отводится на изучение истории области и района с  древнейших  времен до к. 19 века и 34 часа – на изучение  истории  20 века.  Программой  предусмотрено    52   урока на изучение  теоретического материала,  7 уроков на повторение, обобщение и контроль знаний,  5 уроков  на проведение экскурсий, встреч, работу с экспонатами школьного краеведческого уголка (музея).

   Историческое  краеведение является  одним из  важнейших компонентов гуманитарного  образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края.  Краеведение  помогает  реализовать в школьной  практике  принципы  государственной  политики и общие  требования  к содержанию  образования, сформулированные  в законах об  образовании  РФ и Московской  области.     Программа  обеспечивает  выполнение  важнейших  задач курса  отечественной истории и  рассчитана на расширение  и дополнение содержательной части уроков  отечественной истории  базисного учебного плана в рамках первого концерна.  В некоторых случаях  представляется целесообразным  объединенное изучение  ряда  тем из  курсов  истории Московской  области и  истории  Каширского  района.

   В курсе  исторического краеведения  в комплексе  изучаются  различные  сферы  общественной  жизни:  экономическая, политическая, духовная. Через   краеведческий  материал  учащиеся  знакомятся  с развитием  производительных  сил  края, культурой, военной  историей, деятельностью  местных  органов  власти в тот или иной период времени.

Важнейшие  задачи  курса:

             -формирование  гражданственности,  мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической  культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих  ценностей,  приобщение к национальным традициям за счет  приближения основных исторических событий к истории Московской области и Каширского района;

              - воспитание   патриотизма, любви  к  Родине – России и своей  малой  родине, чувства гордости за   ее  достижения;

               -развивать  у  учащихся способности  рассматривать  события  и явления  местного уровня в  контексте  отечественной  истории;                                                                дать  конкретизированное  представление  о  месте  и  роли  Московского края в  отечественной  истории;

              -научить  учащихся  вести  поиск  информации  в  исторических  источниках, анализировать, устанавливать  причинно-следственные  связи,  побуждать у  учащихся желание    проводить  поисковую  работу  по истории края, села, школы, семьи, развивать  творческие  способности  учащихся.

                В результате  изучения  данного курса учащиеся должны

 знать   памятники  истории, художественной  и церковной  культуры, памятные места и  предметы, связанные с важнейшими  историческими  событиями  в  жизни   народа,  развитием  общества, государства, культуры  и  быта, войнами, с жизнью  выдающихся   политических, государственных  и военных  деятелей, народных  героев, деятелей  культуры и науки.

     

 Требования  к  уровню  усвоения  дисциплины

1. Знать  важнейшие  события, хронологические  рамки,  последовательность расположения   во времени  событий, происходивших на  территории  Московской области и Каширского района.

2.Соотносить  единичные, местные события  и  исторические факты и события  Российской  истории.

3.Сравнивать  исторические  события края  и  России, определять в них  общее и различное. Давать  оценку событиям  и  их  значению для  истории края.

4.Определять  роль  историко - географической  среды  обитания  людей  на  территории области и района.

5.Уметь  ориентироваться  по  карте  Московской  области  и  Каширского  района.  Знать  историческую  географию  края.

6.Называть  места, обстоятельства, участников, результаты  важнейших  событий  края, уметь  рассказывать о них.

7.Описывать  условия и образ  жизни, занятия  людей, особенности быта  в разные  исторические эпохи.

8.Объяснять  цели,  результат, значение  деятельности  известных  людей   и  участников  событий  в области и районе.

9.Называть  памятники  и  произведения  художественной  и  церковной  культуры  края, уметь  рассказывать о них.

10. Проводить   поиск  и  оформление  информационных  источников по истории края, вещественных  исторических  источников, уметь  составлять  паспорт  находки.

11.Знать  основные  понятия, связанные с историей края  и уметь  работать   с ними.

12.Уметь  составлять  свою  родословную.

Учебно- методическое  обеспечение  программы:

Учебники:

 

  1. Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История  Московской  области. Москва. МГОУ. 2005.
  2. Дудов  В.Ф. История   Каширского  края. Учебное  пособие  для  учащихся  8-го класса.  М. Мособлполитграф. 1997.

  1. Дудов  В.Ф. История   Каширского  края. Учебное  пособие  для  учащихся  9-го класса.  М. Мособлполитграф. 1997.

Методическое пособие:

Сухов  В.В. Морозов А.Ю. и др. История  Московской  области. Методическое  пособие  для  учителя.  Москва. МГОУ.2005.

Программы, на основании которых создана программа  данного курса:

   1. Программа  курса  «История  Московской области».

Авторы:  Сухов  В.В., Морозов А.Ю. и др. (на основе  программы  Осиповой Т.В. и  Семенова В.В.) М., 2005.

   2.  Программа  курса « Краеведение. 8-9 классы» Автор: Дудов  В.Ф.       Кашира.2003. ( Рекомендовано  экспертным  советом  при Комитете  по  образованию  администрации  Каширского района).

Карты:

        1. Карта Каширского района  и г. Кашира. ЗАО Ресурс плюс  2003.

        2. Карта  Московской области. 2004.

Литература

              Рекомендуемая  литература  для  учащихся:

1.Иванов Ю. Г. Памятные  места  Подмосковья. Смоленск, 2005.

2.Кондратьев  И.К. Седая  старина  Москвы. М.,1997.                                  3.Островская В.Н.Древняя  земля  Подмосковья. М., 2004.

     4.Самохин Е.В. Очерки  о  Кашире. Коломна.2003.

5.Смирнов В.А. Смирнова  Л.И.  Каширский  район с древнейших  времен. Очерки  краеведов. М., 1998.

          Рекомендуемая  литература  для учителя:

  1. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М.Подмосковье.  Памятные  места в  истории  русской  культуры 16-19 веков. М., 1955.
  2. Глушкова  В.Г.Монастыри Подмосковья. М., 2005.
  3. Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.
  4. Гладир П.Н., Смирнов В.А.и др.Кашира  - щит  Москвы. Коломна.2001.
  5. Города  Подмосковья: в  3-х книгах.М.,1979- 1981.
  6. Каширский  край. Археология. Кашира. Краеведческий  музей. Вып. 1 и 2. 2002, 2006.
  7. Каширянам,   павшим  в  боях  за  Родину. Защитникам  Каширы. Памятники, обелиски, мемориальные  доски. Краткий  справочник. Кашира.1997.
  8. Кашира- город  фронтовой. Кашира.1991
  9. Кондратьев  И.К. Седая  старина  Москвы. М., 1997.
  10. Московская  область: Ежегодный  справочник. Вып. 1. М., 2004.
  11. Московская  область. История. Культура. Экономика. М., 2005.Москва  и  Московская  область  в  Великой Отечественной  войне.1941-1945. Краткая  хроника. М., Московский  рабочий.1986.
  12. Островская В.Н.Древняя  земля  Подмосковья. М., 2004.
  13. Поспелов Е.М. Топонимический  словарь  Московской области. М., 2001.
  14. Разумовский Ф.В. На берегах  Оки. М., Искусство. 1988.
  15. Смирнов В.А. Каширский  район с древнейших  времен. Очерки краеведов. М.,1998.
  16. Фролов А.И. усадьбы  Подмосковья. М., 2003.

 

                 Учебно- тематический  план.

                                  8 класс (34 часа)

п/п

                     Тема   урока

 Кол-во

 часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.  

33-34.

 Введение.                                                        Исторический  путь Московского края.

                           

Тема  1.  Московский  край  в  древности.

Первобытно-общинный строй  на  территории  Московского  края.

Эпоха  камня на  территории  Каширского района.

Племена  дъяковской культуры: Каширское городище.

Расселение  славян  в  Московском  крае.

Вятичи: родоплеменная организация, занятия, политические связи.

 Тема 2.Московский  край  в  средние века.

Московский  край в период  феодальной  раздробленности.

Московский край во время монголо-татарского нашествия.

Кашира- форпост на южных рубежах Московского княжества.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти  15 века.

Московский  край во 2-ой половине 15-  16 в.в.

Каширский  край  в  15-16  в.в.

Московский  край  в  период  Великой  смуты.

Московский край в 17 веке.

Кашира в 17 веке. Строительство крепости на правом берегу р. Оки.

Повторительно-обобщающий урок: История Московского края с древнейших времен до к. 17 в.

Тема 3. Подмосковье  в  18 веке.

Реформы  управления и создание Московской губернии.

Судьбы городов Подмосковья. Гербы городов. Герб Каширы.

Подмосковные усадьбы. Усадебная культура Каширского края.

Художественная  культура, литература  18 в.

 Тема  4.Московский  край  в  19  веке.

Отечественная  война  1812 года на территории края.

Каширяне – участники войны.

Каширяне – декабристы.

Развитие  промышленности  Подмосковья в 19 веке.

Развитие  сельского хозяйства Подмосковья в 19 веке.

Реформы  управления  в 19 в. и Московская  губерния.

Образование, художественная культура, литература, архитектура  Каширского края в 19 веке. Каширские храмы.

 

Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в    18-19 веке.

 Тема5. История своего села.

История  села Топканово.                                        

История  школы.

Моя семья (составление родословной).

 Итоговый урок.                                              Выполнение контрольно- измерительных

заданий по истории Московской области  с древнейших времен до к. 19 века.

Уроки- экскурсии.

1

5

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

2

                             

9 класс (34 часа)

                   

№ урока

                      Тема  урока

Кол-во

часов

1.

2.

3- 4.

5.

6-7.

8-9.

10.

11-12.

13-14.

 15.

 16.

 17.

 18.

19.

20-21.

 22.

 

 23-24.

 25.

 26.    

27.

 28.

 29.  

 

 30.

 31.

 32-34.

 

Тема 6.Московский край  с н.20 в. и до к.30-х г.

               

Социально-экономическое и политическое  развитие Московского края  в н.20 века.

Общественное  и народное  движение на территории  края в н.20 века.

 Подмосковье в период  революций  1917 года и гражданской  войны.

Московский край в 20-30-е годы. От губернии к области.

Промышленность Московского края  в 1920-1930-е годы. История  строительства Каширской ГРЭС.

Сельское хозяйство  Московского края в 1920-

1930-е годы. Коллективизация в Каширском  районе.

Общественно- политическая и социальная жизнь  края в 1920-1930-е годы.

Культура и быт населения  края  в 1920-1930-е годы.

Тема 7. Подмосковье  в период Великой Отечественной  войны.

 Московская  битва (оборонительный этап, контрнаступление).

Кашира – город фронтовой.

Трудовые  будни  каширян  в  годы войны.

Каширяне в боях за Родину.  Каширяне –герои

Советского Союза.

 Повторительно-обобщающий урок:    Подмосковье в 1-ой пол. 20 века.

 Тема 8.Подмосковье  во 2-ой пол. 20 века.

           

Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района.

Развитие  промышленности края. Наукограды

Подмосковья.

Социально- экономическое  развитие  края  в  60-80-е годы 20 века.

Проблемы  развития  сельского хозяйства  области и района. История совхоза «Растовцы».

Перемены  1990-х годов. Социально- экономический  кризис. Политическая борьба.

Культура  Подмосковья во 2-ой пол. 20-го века.

Новые  тенденции в  развитии культуры, возрождение  духовности, промыслов.

 Повторительно - обобщающий урок: Подмосковье во 2-ой пол. 20-го века.

             

 Тема 9. Московская область в  н. 21 века.

       

Московская  область в начале 21 века: успехи и трудности.

Каширский район на рубеже веков.

 

  Итоговое обобщение и повторение.

 Итоговый урок.                                              Выполнение контрольно- измерительных

заданий по истории Московской области в 20- н. 21 в.в.

  Уроки-экскурсии.

12

1

1

2

1

2

2

1

2

5

2

1

1

1

1

8

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

3

Содержание тем   курса.

   Введение (1 час).

Особенности  Московского края  и  его роль в  истории  России. История  края как часть отечественной  истории. Основные  источники  по  истории края.

  Тема  1. Московский  край  в  древности (5 часов).

   Первобытнообщинный  строй на  территории  области  и  района.                                    

   Эпоха  камня: палеолит, мезолит, неолит. Следы  пребывания первобытного человека на территории  края, археологические  находки и  памятники. Неолитические  стоянки. Фатьяновская  культура, ее  особенности.

    Дьяковская  культура, фино-угры, расселение, орудия  труда, занятия.  Каширское  городище.                                                                                                                                          

    Славянская  колонизация, причины  ее  мирного характера. Родоплеменная  организация славянского населения  и  ее  эволюция. Хозяйственное  развитие края.                                                          

    Вятичи.  Древние  города на территории района и области. Политические  и культурные связи. Вятичи на  территории Каширского района.

    Тема 2. Московский  край  в  средние  века (10часов).

    Московский  край  в  составе единого  Древнерусского государства и в период  политической  раздробленности. Успехи в развитии  хозяйства,  появление  городов. Причины ожесточенных феодальных  войн за  преобладание в крае.

      Монголо- татарское  нашествие. Сопротивление  завоевателям, его  масштабы на  территории края. Установление  ордынского ига.

      Основание  Каширы. Кашира  - форпост на южных  рубежах  Московского  княжества.

      Каширская  крепость, каширская  засечная  полоса.

      Начало объединения  русских  земель  вокруг  Москвы. Первые  московские  князья, их  первые  шаги  по территориальному  расширению  Московского княжества. Роль монастырей. Причины  успеха  Москвы.

      Образование  удельных  княжеств. Междоусобная  война. Причины  победы  центральной  власти. Культурное  значение уделов.

      Хозяйственный  подъем    в к.15в., первой половине 16 в. и спад во второй половине  16 в., причины этих  явлений. Опричнина. Набеги  крымских  татар и борьба с ними.

     Каширский  край  в 15-16 в.в. Кашира- военный, административный, торгово- ремесленный  центр.

     Смутное  время  на  территории    Московского  края. Борьба  с  интервентами  и  их  пособниками, патриотический  подъем.

    Хозяйственное  и  политическое  развитие  края  в 17 веке. Раскол  русской  православной  церкви.  Новый  Иерусалим  и  Гуслица.

    Социально-экономическое  развитие  Каширского края  в 17 веке. Перенесение  города  на  правый  берег  реки  Оки.

 Повторительно-обобщающий урок: История Московского края с древнейших времен до к. 17 в.(1 час).

  Тема  3. Подмосковье  в  18  веке (4 часа).

       

          Административные  преобразования  Петра I и Екатерины II. Образование  Московской  губернии. Хозяйственное  и  общественно – политическое  развитие   Московской  губернии  и  Каширского края.   Торгово-ремесленное  население  города.

                                                                                                                                                                     

       Судьбы   городов.  Причины  быстрого развития  одних  городов  и  упадка  других. Гербы  городов. Герб  города  Каширы.

        Усадебная  жизнь  в  Подмосковье. Наиболее знаменитые  усадьбы. Причины  всплеска  усадебного  строительства. Усадебная  культура  Каширского  края.

        Художественная  культура, литература  края  18 в.

     Тема 4. Московский край  в 19 веке (6 часов).

                                                                         

     Московский  край  в 1812 году. Бородинская  битва. Тарутинский  маневр. Действия  партизан.  Каширяне- герои  отечественной   войны 1812 г. . Каширяне- декабристы.

     Промышленное  развитие   Подмосковья в 19- н. 20 века. Отрасли  и  районы – лидеры.    Династии  предпринимателей. Причинны  успехов  промышленности.

      Сельское  хозяйство края  в  19-н. 20 в.в. Освобождение  крестьян. Развитие  помещичьего  и крестьянского хозяйства  в  пореформенный  период. Трудности развития, их  причины и  попытки  решения. Столыпинская  аграрная реформа на территории края.

     Реформы  управления  в 19 в.  и  Московская  губерния. Образование  Московского губернского  и Каширского  уездного земств. Роль  земства  в  общественной и  культурной жизни края. Распространение  либеральных  настроений  среди   земцев, причины этого явления.

     Общественное  и  народное движения  на территории  края. Морозовская  стачка.

     Культура и быт  края  в  19 веке. Образование, художественная  культура, литература, архитектура. Каширские  храмы.

      Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в    18-19 веке (1 час).

      Тема 5. История  своего  села (3 часа).

     История  села  Топканово:  прошлое, настоящее,  перспективы  развития. Знатные  люди  села. Земляки- ветераны  войны.

     История  Топкановской  школы. Род дворян Давыдовских – основателей  школы.

     История  семьи.  Составление  учащимися   родословной.

        Итоговый  урок (1 час).

    Выполнение   повторительно - обобщающих  заданий  по истории Московской  области и Каширского района.

           Уроки- экскурсии  (2 часа).

 Тема  6. Московский  край с н. 20в. и  до  к. 30-х г.  20 века.

( 12  часов).

    Социально-  экономическое и  политическое  развитие  Московского  края в  н. 20 века. Торгово- промышленное  развитие  Каширы  и уезда.

    Общественное и народное движение  на  территории края  в н. 20 века. Революционные  события  1905-1907 гг. Политическая  ситуация  в  уезде  в   период  революции.

    Подмосковье  в  период революций  1917  года. Установление советской власти  в области и уезде. Участие  каширян в  событиях  Гражданской  войны.

   Московский  край  в  1920-1930 гг. Административные  преобразования:

от  губернии  к  области.

   Промышленное  развитие  края. Индустриализация.  Создание  государственного  сектора  экономики. История  строительства  Каширской  ГРЭС.

    Сельское  хозяйство  Московского  края в 1920- 1930- е  годы. Коллективизация  в  области  и  районе. Проведение  сплошной  коллективизации. Репрессивные  действия власти по  отношению  к  зажиточным  крестьянам.

    Общественно- политическая  и  социальная  жизнь края, здравоохранение.

Создание  и деятельность  молодежных  организаций  в  уезде.                        

    Культура  и  быт  населения. Образование. Городская  культура, народные  театры. Деятели  искусства. Каширская  художественная  резьба.

      Тема 7. Подмосковье  в период  Великой  Отечественной  войны  (5  часов).

События  1941  года  на  территории области  и  района. Московская  битва:

 оборонительный  этап, контрнаступление. Мобилизация  сил  для  отпора  врагу. Героизм тружеников  тыла. Партизанское  движение на территории края. Причины  успеха  контрнаступления.

   Боевые  действия  на  подступах  к  Кашире.  Кашира- город  фронтовой.

   Трудовые  будни  каширян, героический труд земляков. Помощь  жителей и  школьников  фронту.

   Каширяне  в  боях  за  Родину. Каширяне - герои  Советского  Союза.

     Повторительно – обобщающий  урок: Подмосковье  в  1-ой пол. 20 века (1 час).

     Тема 8: Подмосковье  во  2-ой пол. 20 века (8 часов).

   Развитие  московской  области  в  послевоенные  десятилетия. Восстановление  разрушенного   хозяйства  области  и  района.

  Развитие  промышленности  края. Роль ВПК. Наукограды  Подмосковья.

  Социально- экономическое  развитие  края в 60- 80 –е  годы  20 века.

   Рост  промышленного  потенциала. Транспорт и связь, жилищное  строительство. Бытовое  и культурное  обслуживание  населения.

   Проблемы  и  трудности  в  развитии  сельского хозяйства  области  и  района.  Поиски  путей  решения  проблем.

   История  совхоза  « Растовцы». АО « Растовцы».

   Перемены  1990-х годов. Социально- экономический  кризис. Борьба  за  выживание. Экологические  проблемы  области  и  района.

    Политическая  жизнь  Подмосковья. Формирование  органов  местного  самоуправления.

   Культура  Подмосковья  во  2-ой  пол.  20 века. Новые  тенденции  в  развитии  культуры. Возрождение   духовных  ценностей,  промыслов.

 Восстановление   каширских  храмов.

  Повторительно - обобщающий  урок: Подмосковье  во  2-ой  пол. 20-го  век (1 час).

 

Тема  9:  Московская  область  в  н.  21 века (2  часа).

  Московская  область  в  начале  21  века: успехи  и  трудности.

  Каширский   район  на рубеже  веков. Изменение  качества  жизни  различных  социальных  слоев  населения. Проблемы  развития  своего села.

  Повторение  и  контроль знаний.  Итоговое  обобщение  и  повторение ( 2 часа).

     

  Уроки- экскурсии   (3  часа).

   

Учебно- тематический  план.

                                  8 класс (34 часа)

                     Тема раздела,   урока

 Кол-во

 часов

 Введение.       Исторический  путь Московского края.

                           

Тема  1.  Московский  край  в  древности.

Первобытно-общинный строй  на  территории  Московского  края.

Эпоха  камня на  территории  Каширского района.

Племена  дъяковской культуры: Каширское городище.

Расселение  славян  в  Московском  крае.

Вятичи: родоплеменная организация, занятия, политические связи.

 Тема 2.Московский  край  в  средние века.

Московский  край в период  феодальной  раздробленности.

Московский край во время монголо-татарского нашествия.

Кашира- форпост на южных рубежах Московского княжества.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти  15 века.

Московский  край во 2-ой половине 15-  16 в.в.

Каширский  край  в  15-16  в.в.

Московский  край  в  период  Великой  смуты.

Московский край в 17 веке.

Кашира в 17 веке. Строительство крепости на правом берегу   р. Оки.

Повторительно-обобщающий урок: История Московского края с древнейших времен до к. 17 в.

Тема 3. Подмосковье  в  18 веке.

Реформы  управления и создание Московской губернии.

Судьбы городов Подмосковья. Гербы городов. Герб Каширы.

Подмосковные усадьбы. Усадебная культура Каширского края.

Художественная  культура, литература  18 в.

 Тема  4.Московский  край  в  19  веке.

Отечественная  война  1812 года на территории края.

Каширяне – участники войны.

Каширяне – декабристы.

Развитие  промышленности  Подмосковья в 19 веке.

Развитие  сельского хозяйства Подмосковья в 19 веке.

Реформы  управления  в 19 в. и Московская  губерния.

Образование, художественная культура, литература, архитектура  Каширского края в 19 веке. Каширские храмы.

 

Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в    18-19 веке.

 Тема5. История своего села.

История  села Топканово.                                        

История  школы.

Моя семья (составление родословной).

 Итоговый урок.                                                                                  Выполнение контрольно- измерительных

заданий по истории Московской области  с древнейших времен до к. 19 века.

Уроки- экскурсии.

1

5

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

2

                             

                                  9 класс (34 часа)

                   

                      Тема раздела,  урока

Кол-во

часов

Тема 6.Московский край  с начала  и до к.30-х г.      20 века.

               

Социально-экономическое и политическое  развитие Московского края  в н.20 века.

Общественное  и народное  движение на территории  края в н.20 века.

 Подмосковье в период  революций  1917 года и гражданской  войны.

Московский край в 20-30-е годы. От губернии к области.

Промышленность Московского края  в 1920-1930-е годы. История  строительства Каширской ГРЭС.

Сельское хозяйство  Московского края в 1920-

1930-е годы. Коллективизация в Каширском  районе.

Общественно- политическая и социальная жизнь  края в 1920-1930-е годы.

Культура и быт населения  края  в 1920-1930-е годы.

Тема 7. Подмосковье  в период Великой Отечественной  войны.

 Московская  битва (оборонительный этап, контрнаступление).

Кашира – город фронтовой.

Трудовые  будни  каширян  в  годы войны.

Каширяне в боях за Родину.  Каширяне –герои

Советского Союза.

 Повторительно-обобщающий урок:    Подмосковье в 1-ой пол. 20 века.

 Тема 8.Подмосковье  во 2-ой пол. 20 века.

           

Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района.

Развитие  промышленности края. Наукограды

Подмосковья.

Социально- экономическое  развитие  края  в  60-80-е годы 20 века.

Проблемы  развития  сельского хозяйства  области и района. История совхоза «Растовцы».

Перемены  1990-х годов. Социально- экономический  кризис. Политическая борьба.

Культура  Подмосковья во 2-ой пол. 20-го века.

Новые  тенденции в  развитии культуры, возрождение  духовности, промыслов.

 Повторительно - обобщающий урок: Подмосковье во 2-ой пол. 20-го века.

             

 Тема 9. Московская область в  н. 21 века.

       

Московская  область в начале 21 века: успехи и трудности.

Каширский район на рубеже веков.

 

  Итоговое обобщение и повторение.

 Итоговый урок.                                              Выполнение контрольно- измерительных

заданий по истории Московской области в 20- н. 21 в.в.

  Уроки-экскурсии.

12

1

1

2

1

2

2

1

2

5

2

1

1

1

1

8

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

3

                           Учебный   план.

 Всего часов: 68.

 Часов в неделю: 1.

  Классы: 8-9.

№п/п

 Наименование   темы

Всего  часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Введение.

Московский  край в древности.

Московский  край  в  средние  века.

Обобщение: История  Московского края с  древнейших  времен до к. 17 века.

Подмосковье  в  18 веке.

Московский  край  в  19 веке.

Обобщение: Подмосковье  в 18-19  веках.

История  своего села.

Итоговый  контроль: Московский  край с древнейших  времен и до к. 19 века.

Экскурсия.

Московский  край  с  начала и до  к. 30-х годов  20 века.

Подмосковье  в  период  Великой  Отечественной  войны.

Обобщение : Подмосковье в  1-ой  половине 20 века.

Подмосковье  во  2-ой половине  20 века.

Обобщение: Подмосковье  во  2-ой  половине  20  века.

Московская  область  в  начале  21  века.

Итоговое обобщение. Подмосковье  в  20- н. 21 века.

Итоговый  контроль: Подмосковье в 20-н.21 века.

Экскурсия.

   

             Всего:

1

5

10

1

4

6

1

3.

1.

2.

12.

5.

1.

8.

1.

2.

1.

1.

3.

68

   

    Контрольно- измерительные  материалы.

  1. Назначение  теста:

     Итоговая  аттестация  и  дифференциация  уровня  подготовки               учащихся  8 и 9 классов  по  истории Московской области  и  Каширского  района.

  1. Документы, определяющие  содержание  теста:
  1. Стандарт  среднего  общего  образования  по  истории.

               2) Программа  курса  «История  Московской области».

               Авторы:  Сухов  В.В., Морозов А.Ю. и др. (на основе  программы        

               Осиповой  Т.В. и  Семенова В.В.) М., 2005.

3)Программа  курса « Краеведение. 8-9 классы» Автор: Дудов  В.Ф.            

 Кашира.2003. ( Рекомендовано  экспертным  советом  при Комитете  по  образованию  администрации  Каширского района).

  1. Базовый  учебно- методический  комплекс:

  1. Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История  Московской  области.    

                     Москва.   МГОУ. 2005.

  1. Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История  Московской  области. Рабочая   тетрадь.  Москва.  МГОУ. 2005.

                3) Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История  Московской  области.    

                    Методическое  пособие для  учителя. Москва.   МГОУ. 2005.

                 4)Дудов  В.Ф. История   Каширского  края. Учебное  пособие  для    

                    учащихся  8-го класса.  М. Мособлполитграф. 1997.

                 5)Дудов  В.Ф. История   Каширского  края. Учебное  пособие  для      

                  учащихся  9-го класса.  М. Мособлполитграф. 1997.

  1. Требования  к  уровню  подготовки:
  1. Знание  фактов:
  1. Хронологические  знания.
  2.  Знания  по  исторической  географии.
  3. Персоналии.
  4. Памятники  культуры.

              2)Знание  основных  понятий  и  умение работать с ними.

              3)Знание  общепринятых  суждений  о  прошлом и  исторических    

                закономерностей.

  1. Структура  теста:

Содержание   теста  отражает  историю  Московской  области  и  Каширского  района с  древнейших  времен и до наших дней,  причем тест  за  курс  8 класса охватывает  период с  древнейших  времен  до  конца XIX века,  за  курс  9  класса – история  XX- н. XXI веков.

Тест  состоит  из  4-х  частей. В  первой  части (АI) содержатся  задания  с  выбором  одного  правильного  ответа из пяти  предложенных, во  второй  части (АII) – задания  с  выбором  двух  ответов из  пяти  предложенных. В  третьей  части (В) -  задания, где  необходимо  дополнить  недостающий  элемент  вопроса ( фамилию, понятие, сочетание  букв  и  т.д.). В  четвертой  части ( С)- задания  открытой  формы. Общее  количество  заданий – 58 ( по 34 в  тесте).

      Контрольно-измерительные  материалы  составлены по  образцу  заданий  Единого  государственного  экзамена.

                                 Тест № 1.

Инструкция  для  учащихся.

     Тест  состоит  из частей  А, В, С. Всего  34  задания,  на  выполнение                

      которых  отводится  60  минут. Задания   рекомендуется  выполнять  по    

     порядку. Если  задание не  удается  выполнить сразу, перейдите  к  

     следующему. Если  останется  время, вернитесь  к  пропущенным  

     заданиям.

Часть АI.

      Из  предложенных  ответов  выберите только  ОДИН  правильный, на ваш

      взгляд,  ответ.

 А1. На  территории  Московской  области найдены  памятники культуры  

        железного  века:

  1. трипольской,  2)фатьяновской,  3) срубной, 4)катакомбной,

        5) дьяковской.

А2.На  территории  современной  Московской  области  в  древности  жили     представители  восточнославянского союза  племен:

  1. полян, 2) кривичей, 3) древлян, 4) вятичей, 5)радимичей.

А3.Первые  упоминания  о  Кашире, Клине,  Серпухове  относятся  к веку:

  1. XI,  2)XII, 3) XIII, 4) XIV, 5) XV.

А4. В  период  раздробленности  территория  Московской  области

 не  входила  в  состав:

  1. Владимиро- Суздальского  княжества, 2) Новгородской  земли,

3)Киевского  княжества, 4) Рязанского княжества, 5)Смоленского

  княжества.

А5. Самый  древний  город  Московского  края:

  1. Дмитров,  2) Коломна,  3)Можайск,  4)Серпухов, 5)Волоколамск.

А6. Владимир  Храбрый:

  1. присоединил  к  Москве  Коломну,  2)захватил  Можайский  удел,
  2. отразил  вторжение  Ольгерда,  4)был  удельным  Серпуховским  князем,  5)был  князем  Звенигородским  и  Галицким.

 А7. Д.М. Пожарский заслужил  уважение  современников  в  годы            

          Великой  Смуты  на  должности  воеводы  города:

  1. Клин,  2) Можайск,  3)  Дмитров,  4) Зарайск,  5) Кашира.

  А8.Монастырь, прославившийся героической  обороной в  период                

        Великой    Смуты:

  1. Саввино-Сторожевский,  2) Новоиерусолимский,  3)Белопесоцкий-Троицкий,  4)Троице-Сергиев,  5)Николо-Угрешский.

  А 9. Наличие  в  гербе  города  Каширы  изображения  дракона  связано  с      

    тем, что:

  1. Кашира  долгое  время  находилась  под  властью  монголо-татар,
  2. Кашира  входила  в  состав  Казанского  ханства,
  3. Владельцем  Каширы  в I пол. XVIв. был  низвергнутый  казанский  царь Абдал  Летиф,  4)Кашира  входила  в  состав Великого  княжества Литовского,  5)Кашира  платила  дань  крымским  татарам.

    А10.Заводы, построенные  в Каширском  уезде  во 2-ой  половине  17  века  

           на  реках Скнига  и  Вепрейка  были:

         1)кожевенные,   2)  винокуренные,  3) текстильные,  4)кирпичные,

         5)железоделательные.

     А11.Орган  губернского управления,  созданный  в  результате реформ

        XVIII в.:

  1. губернская  коллегия,  2) губернское  правление,3) губернская              

          земская  управа,  4) губернская  дума, 5)губернское земское  собрание.

     А12. Московская  губерния  была  образована  в…году:

          1) 1649,   2)1708,   3)1769,   4) 1781, 5)1798.

      А13.Дворянская усадьба,  как  правило  имела:

  1. больницу,  2)  школу,  3) памятник  царствующему  монарху,

  4) парк,  5)  тюрьму.

       А14.Известный  русский  ученый-энциклопедист XVIII века, родившийся        

          и  живший в Каширском крае:

          1)М.В.Ломоносов, 2) А.П. Сумароков,  3)А.Т.Болотов, 4)М.Ф. Орлов,

          5)Н.И.Пирогов.

        А15. Полководец, генерал  от  инфантерии  в  период  Отечественной      

          войны  1812  года,сын  каширского  помещика, владельца  с. Крутое:

            1) М.И. Платов,   2)Н.Н. Раевский,  3)  Д.С. Дохтуров,                            

            4)  П.И. Багратион,   5)М. И.Кутузов.

         А16.К  усадьбе  Архангельское  имеют  отношение  следующие  факты:

  1. была  временной  императорской  резиденцией,  2) относилась  к    

              числу  «хозяйственных» (доходных),    3)посещалась  крупнейшими  

              деятелями   русской  культуры,    4)пережила  расцвет в  эпоху Петра

              Великого,   5) была  разрушена  в советское  время.

          А17.К  деятельности  династии  фабрикантов  Морозовых имеют  

             отношение  следующие  факты:

  1. дворянское  происхождение  основателя  династии,
  2. получение государственной  субсидии  на  открытие  первой  фабрики,    

3) падение  прибыли  после  отмены  крепостного  права,       4)смелое  внедрение технических  новинок,

        5)создание  совместного  производства  с иностранными   предпри-

        нимателями.

     А18.Для  промышленности  Московской  губернии  во  второй            

      половине  XIX века характерно:

        1)упадок  фабричных  сел,   2)преобладание  текстильной                              

       промышленности  по  объему  производства,  

  1. отсутствие  иностранных  капиталовложений,
  2. существенный  промышленный  рост  в  западных  и  северо-

 западных  районах  губернии,  5)сокращение  численности

рабочих  благодаря  внедрению  новых  технологий.

            А19.Подмосковная  усадьба  Даровое  связана  с  именем  писателя:

  1. Л.Н. Толстой,  2) Ф.М. Достоевский,  3) А.П. Чехов,
  1. Д.В. Григорович,  5)А.П. Сумароков.

            А20.Для  сельского хозяйства  края  второй  половины  XIXвека

                характерно:   1)избыток  земли  у  крестьян,   2)низкий  уровень

                налогообложения,   3)  быстрое  разрушение  общины,  

    4) распространение  отходничества,  5)высокий  уровень жизни

       большинства  крестьян.

     А21.Для  русской  крестьянской  избы  XIX века  были  характерны:

       1)фарфоровая  посуда,   2)три  и  более комнаты,  3)шкафы  и буфет,

        4)огромная  печь,   5) железная  крыша.  

     А22.Правильное  соотнесение  названия  населенного  пункта и          

         распространенного среди  его жителей  промысла:

         1)Гжель-– башмаки,   2)Жостово- расписная  керамика,

         3) Федоскино- расписные  подносы,  4)Талдом -  лаковая                        

         миниатюра,     5)Павловский  посад – узорные  платки.    

Часть  А II.

   Вашему  вниманию  предлагаются  задания, в  которых  имеются  несколько (2, 3 и более) правильных  ответов. Выберите  все правильные, на  Ваш  взгляд, ответы.

  А 23.В  XVI  веке  мощные  каменные  кремли были  построены  в

     городах:

  1. Можайск,  2)Зарайск,  3) Кашира,  4) Коломна,  5)Звенигород.

           А24.В  XVII  веке  сохранили  оборонное  значение  города:

              1)Можайск,    2) Дмитров,   3)Зарайск,  4)Кашира,  5)Коломна.

          А25.В  конце XVIII века в  состав  современной  Московской  области

             не  входили   города:

              1)Верея,   2)Зарайск,  3)Кашира,  4)Серпухов,   5)Можайск.

           А26. К середине  XIX века  утратили  свое  экономическое  значение          

              города:

              1)Серпухов,   2) Можайск,  3) Богородск, 4)Верея,  5)Коломна.

       

      Часть В.

     Ответом  на  задание  в  части  В  является  слово  или  словосочетание,  

       необходимое  по  смыслу.

      В1. Название  проездной пошлины  в  Древней  Руси.

      В2. Название  остатков  древних  укрепленных  поселений.

      В3. Имя  основателя  московской  княжеской  династии.

      В4. Определите  последовательность  периодов  истории  Московского

          края. Ответ  запишите  буквами,  не делая пробелов  между  ними,

      например  АБВГД.

         А. Присоединение  территории  края  к  Древнерусскому государству.

         Б.  Дьяковская  культура  железного  века.

         В.  Славянская  колонизация.

         Г.  Возникновение, расцвет  и  гибель фатьяновской  культуры.

         Д.  Феодальная  раздробленность.

      Часть   С.

Дайте  развернутый  ответ  в  свободной  форме, изложив  основные  положения, факты,  применив важнейшие понятия.

      С1.Чем  знаменито  в  истории  России село Молоди вблизи современного

       города  Чехова?

      С2.Почему  патриарх  Никон  решил  создать в  Подмосковье  «Святую

        землю» ?

      С3.С чем  связано  перенесение  города  Кашира  в первой  половине

         XVII века  на  новое  место?

      С4. Почему  после  освобождения  крестьян  сельское  хозяйство края

         развивалось  медленно?

     Тест № 2.

  Инструкция  для  учащихся.

     Тест  состоит  из частей  А, В, С. Всего  34  задания,  на  выполнение                

      которых  отводится  60  минут. Задания   рекомендуется  выполнять  по    

     порядку. Если  задание не  удается  выполнить сразу, перейдите  к  

     следующему. Если  останется  время, вернитесь  к  пропущенным  

     заданиям.

   Часть АI .        

      Из  предложенных  ответов  выберите только  ОДИН  правильный, на ваш

      взгляд,  ответ.

   А1. Экономический  подъем  Каширского  края ,  начавшийся  в  начале

      XX  века,  связан:

      1) с деятельностью  Каширского  банка,   2)со  строительством   железно-

       дорожной  ветки Павелец-Москва,    3) со  строительством  Каширской  

       ГРЭС,    4)с  началом  новой  экономической  политики,

        5)с  введением  новой  системы  налогов.

    А2. Московская  губерния  стала  одним  центров  антиправительственных  

       выступлений  в  начале  XX века   потому, что:

  1. близость  Москвы  облегчала  деятельность  революционеров  в

 Московской  губернии,   2)в Московской  губернии  было много  старообрядцев,  3)жизнь  рабочих и крестьян  Московской  губернии  была   самой  тяжелой  в  России,   4)в  губернии  был  высокий  уровень  неграмотности  среди  населения,   5) активизировалось  губернское  земское  движение.

     А3.С  целью  установления  своей  власти в  Московской губернии  в  1917

        году   большевики  создавали:

  1. Советы  рабочих, солдатских  и  крестьянских  депутатов,
  2. комитеты  бедноты,   3)революционные  трибуналы,

         4)военно-революционные  комитеты,   5)чрезвычайные  комиссии

          по  борьбе  с  контрреволюцией.

      А4.Национализация  Ликинской  мануфактуры  произошла:

         1) в  марте  1917 г.,   2) в  июле  1917 г.,   3) в  ноябре  1917 г.,

         4) в  январе 1918 г.,    5) в  марте  1918 г..

      А5. В  начале  20-х  годов  XX века в  Московском  крае  был(а)

          построен(а) :

         1)железная   дорога  Москва- Нижний  Новгород,

         2)завод  швейных  машин  в  Подольске,   3)канал  Москва-Волга,

         4) Каширская  ГРЭС,   5) машиностроительный  завод в Коломне.

     А6. Московская  область  образовалась  в… году:

          1) 1929,   2) 1935,   3)  1959,    4)  1960,    5)  1995.

      А7. В  1930-е  годы  в  Московской  области  был(а) построен(а):

         1)железная   дорога  Москва- Нижний  Новгород,

         2)завод  швейных  машин  в  Подольске,   3)канал  Москва-Волга,

         4) Каширская  ГРЭС,   5) машиностроительный  завод в Коломне .

      А8. В  первой  половине  1920-х годов :

  1. границы  Московской  губернии  расширились,
  2. было  коллективизировано  сельское  хозяйство,
  3. развернулось  стахановское  движение,
  4. в Подмосковье  строились  десятки  новых  крупных  предприятий,
  5. появились  первые  крупные  промышленные  предприятия.

      А9. В  ходе  боев  под  Москвой немецко-_фашистсие  войска                        

          оккупировали  город:

           1)Клин,   2) Серпухов,   3)Кашира,   4)Подольск,   5)Коломна.

      А10. Генерал,  командир  1-го гвардейского кавалерийского  корпуса,

         оборонявшего  Каширу  в  ноябре  1941 года:

           1)К.К.Рокоссовский,   2)Л.М. Даватор,   3)Г.К.Жуков,  4)С.И. Солнцев,

           5) П.А. Белов.

      А11. Зоя  Космодемьянская  совершила  свой  подвиг:

           1)в  городе Клин,   2)в деревне  Петрищево,   3)у разъезда Дубосеково,

           4)на Можайской  линии  обороны,   5)в  боях за  город Каширу.

       А12. Генерал, один из  героев  Сталинградской  битвы, уроженец

            г.Себряные  Пруды:

            1)А.М. Василевский,   2)И.С.Конев,   3)В.И.Чуйков,  

            4)Г.К. Жуков,   5)Н.Ф. Ватутин.

      А13. Герой  Советского  Союза ,уроженец  каширского села Злобино, в    

          память о котором  названа  одна из улиц  города  Кашира-2:

            1)В.Р. Лазарев,   2) М.Т. Зайцев,  3)Ю.Е. Лисицин,

        4) С.П.  Ионов,   5)А.И. Выборнов.

    А14.Восстановление  народного  хозяйства, разрушенного  войной, на        

        территории  Подмосковья  началось в  ….  годах(году) :

         1)1942-1943,    2)1941-1942,   3)1944-1945,   4)1945-1946,  5)1947.

    А15.В  XXвеке  переименовывался  город, который  ныне  носит  название:

         1)Раменское,   2) Рошаль,   3) Хотьково,   4)Подольск,   5)Электросталь.

     А16. Московская  область  приобрела примерно современные очертания

         в…году (годах):

          1) 1929,  2)1935-1936,   3)1959,   4)1960-1961,   5)1995.

      А17. На  юго-востоке  Московской  области  распространено                            

          производство:

           1)художественного  текстиля,    2)народной  игрушки,

           3)художественного  фарфора,    4)кружев  на  коклюшках,

           5)плетеных  корзин  и  легкой  мебели.

      А18.Развитие  Московской области  в  1990-е  годы характеризуется:

         1) ростом  промышленного  производства,   2)ростом  рождаемости

         и падением  смертности,   3)ростом  числа  занятых  в промышленности,

          4)ростом  доли  государственной  и муниципальной  собственности,

          5)ростом  уровня  безработицы.

       А19.Первые  прямые  выборы  главы  Московской  области  состоялись  в  

            …  году:

           1)1929,   2)1935,   3)1959,   4)1960,   5) 1995.

       А20. Выдающийся  скульптор, автор  «Березки», уроженец  г.Зарайска:

          1)С.В.Иванов,   2) А.С.Голубкина,   3)И.И.Лажечников,

           4)В.Н.Татищев,   5)Д.В.Григорович.

       А21.Народный  артист  СССР,  начавший  свою творческую деятельность

          в художественной  самодеятельности  г.Кашира:

           1)Б.В. Щукин,   2)Л.М. Леонов,   3)М.М. Штраух,

           4)Н.И.Самохвалов,   5)И.Е.Александров.

        А22.Правильное  соотнесение  имени  великого деятеля  истории и          

            культуры  и географического  названия, с  ним связанного:

            1)М.Горький - с. Шахматово,   2)А.А. Блок – с.Горки,

            3)П.И. Чайковский – с.Мелихово,  4) А.П. Чехов – г.Клин,

            5) М.Е. Салтыков-Щедрин  -  с.Спас-Угол.

   

           

Часть  А II.

   Вашему  вниманию  предлагаются  задания, в  которых  имеются  несколько (2, 3 и более) правильных  ответов. Выберите  все правильные, на  Ваш  взгляд, ответы.

        А23.С  серьезным  сопротивлением  в  1917-1918 годах большевики

             столкнулись  в  городах:

            1)Подольск,    2)Сергиев  Посад,   3) Люберцы,

            4)Павловский  Посад,   5)  Орехово-Зуево.

        А24.В довоенный  период ( 1918-1941)  статус  города  получили:

        1)Павловский  Посад,   2)Наро-Фоминск,   3)Электросталь,

        4) Егорьевск,    5)Богородск.

     А25. К  наукоградам  можно  отнести  города:

         1)Дубна,   2)Кашира,   3)Люберцы,   4)Мытищи,   5)Троицк.

      А26. Герои  Московской  битвы:

         1)В.Г. Клочков,    2)И.В.Панфилов,    3)Д.В.Давыдов,

         4)И.С.Дорохов,     5) К.К. Рокоссовский.

       

       Часть В.

   Ответом  на  задание  в  части  В  является  слово  или  словосочетание,  

    необходимое  по  смыслу.

   В1. Название  административно – территориальной  единицы  в

      дореволюционной  России  и  в  первые  годы  Советской  власти,  

    аналогичной  современному  району.

   В2. Фамилия  великого советского  физика,  руководившего                                            

      строительством  центра  ядерных  испытаний  в  Дубне.

   В3. Название   немецко-фашистского плана  захвата г. Москвы.

   В4.Определите  последовательность  событий   битвы  за  Москву.

       Ответ  запишите  буквами,  не делая пробелов  между  ними,

      например  АБВГД.

        А.Военный  парад  на  Красной  площади,

        Б.Приостановка  немецкого  наступления  на  Москву,

        В.Контрнаступление  Красной  Армии  под Москвой,

        Г. Введение  в г. Москве   военного  положения,

        Д.Начало  немецкого наступления  на  Москву.

      Часть   С.

Дайте  развернутый  ответ  в  свободной  форме, изложив  основные  положения, факты,  применив важнейшие понятия.

    С1.Почему  Подмосковье  стало  опорной  базой  большевиков  на

       пути  к  власти  и  в  борьбе  за  удержание  власти?

    С2.Почему  немецко-фашистские  войска  были  остановлены  под              

        Москвой?

    С3.Почему  сегодня  возрождаются  промыслы  и  художественные

        ремесла   Подмосковья?

    С4. Какие    проблемы существуют сегодня  в  развитии                            

       Московской   области?

         

         

       

   Ключ.

 Ответы  на  задания   частей  А  и  В.

Номера заданий

Тест   № 1.

  Тест № 2.

      А1

       5

         2

      А2

       4

         1

      А3

       4

         4

      А4

       3

         3

      А5

       5

         4

      А6

       4

         1

      А7

       4

         3

      А8

       4

         1

      А9

       3

         1

      А10

       5

         5

      А11

       2

         2

      А12

       2

         3

      А13

       4

         4

      А14

       3

         1

      А15

       3

         2

      А16

       3

         2

      А17

       4

         3

      А18

       2

         5

      А19

       2

         5

      А20

       4

         2

      А21

       4

         1

      А22

       5

         5

      А23

       2   3

         2   4

      А24

       1   3

         2   3

      А25

       2   3

         1   5

      А26

       2   4

         1   2

      В1

    мыт

   уезд

      В2

    городище

   Курчатов

      В3

    Даниил

   «Тайфун»

      В4

    ГБВАД

   ДГБАВ

   Примерные  ответы  на  задания  части  С.

    Тест  № 1.

Номер задания

 Предполагаемый  ответ

     

        С1

Здесь  в  1572  году  было  разгромлено  войско  крымского хана Девлет-Гирея земским  войском  под  командованием  князя  М.И. Воротынского.

         

         С2

Патриарх  Никон стремился  превратить  Русь  в  центр  мирового  православия и  возвысить  власть  патриарха  над  властью  царя. Новый Иерусалим- «подмосковная  Палестина» - зримое  воплощение  этих  притязаний  Никона.

        С3

В  период  Смутного времени  г. Кашира  подвергся  жестокому  разорению. Ежегодно  совершали  набеги  крымские  татары. Край  оскудел, и  жители  Каширы  написали  прошение  новому  царю  Михаилу  Федоровичу прошение  о  перенесении Г. Каширы с  левого  берега Р.Оки на  правый.

       С4

Развитие  сельского хозяйства  тормозилось  следующими причинами:  нехватка  земли- малоземелье крестьян, огромные  налоги, земельные  переделы.

    Тест  №2.

Номер задания

  Предполагаемый  ответ

     

       С1

Этому  способствовало : сплоченная  партийная  организация, близость  г.Москвы  и  других  крупных  промышленных  центров  Подмосковья, высокая  концентрация  рабочей  силы, что обеспечивало  успех  агитации и другие причины.

       С2

Этому  способствовал  ряд причин, прежде  всего – массовый  героизм  советских  воинов  и  тружеников  тыла, переброска  советских  войск  с  Дальнего Востока,

Рост  мастерства  советских  военачальников, жесткая  централизация советской  системы, переброска немецких  войск на другие  направления( обязательно указать  первую и еще любые две причины).

     

     С3

Рад причин: богатые традиции, возрождение  церковной  жизни, освобождение  от  мелочного  государственного контроля, поддержка  местных  властей. близость московского рынка и другие (достаточно указать любые три причины).

     

          С4

Желательно, что бы  учащиеся  выделили  такие проблемные  сферы,  как огромная  естественная убыль населения, упадок  большинства  отраслей  машиностроения, химической, текстильной  промышленности, сельского  хозяйства, ухудшение  сферы  обслуживания  на селе, отставание  роста производства электроэнергии  от  ее  потребления и другие.

         

             

     

               

           

 

 

 

                                                     

Ректору  ГОУ «Педагогическая   академия»

                                                    Олифиренко Л.Я.

от  директора   МОУ  «Топкановская  средняя

общеобразовательная  школа»  Смирнова  В.А.

Прошу  произвести  рецензирование  программы  курса « История      Московской  области.  История  Каширского  района»,  которая   будет реализовываться  в  8-9-хклассах   общеобразовательной  школы. Программа  прилагается.

Директор  МОУ «Топкановская   СОШ»  _______________ Смирнов В.А.

Методические  рекомендации

    Специфика  изучения  данного  курса  заключается  в  том, что история  Каширского края  рассматривается  как составная  часть  истории  Московской  области. Это  создает  некоторые  трудности  в распределении  материала  и  использовании  учебных  пособий. Задача  учителя  заключается  в  том, чтобы  организовать учебный  процесс по данному  курсу так, чтобы сформировать у учащихся  целостное  представление  об  истории  развития  края. Кроме  того, необходимо  рассматривать  историю  Подмосковья  как  часть  истории  России и при этом  отразить  специфику  процессов региона. Необходимо  сформировать  у  учащихся  понимание,  что  общие  тенденции  развития  страны  по-разному  отражались  и  преломлялись  в  истории  ее  регионов и, в том  числе,  в истории Московской  области  и  Каширского района. Можно  использовать  такое  распределение материала  учебников: Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История  Московской  области.   Москва.   МГОУ. 2005  (ИМО);                                                                                

               Дудов  В.Ф. История   Каширского  края. Часть 1.Учебное  пособие      

               для       8-го класса.  М. Мособлполитграф. 1997;

                Дудов  В.Ф. История   Каширского  края.Часть 2. Учебное  пособие  

                для     учащихся  9-го класса.  М. Мособлполитграф. 1997(ИКК) :

                                                   8 класс (34 часа)

                     Тема раздела,   урока

 

Учебник

Номер  параграфа,  страницы.

 Введение.       Исторический  путь Московского края.

                           

Тема  1.  Московский  край  в  древности.

Первобытно-общинный строй  на  территории  Московского  края.

Эпоха  камня на  территории  Каширского района.

Племена  дъяковской культуры: Каширское городище.  

Расселение  славян  в  Московском  крае.

Вятичи: родоплеменная организация, занятия, политические связи.

 Тема 2.Московский  край  в  средние века.

Московский  край в период  феодальной  раздробленности.

Московский край во время монголо-татарского нашествия.

Кашира- форпост на южных рубежах Московского княжества.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти  15 века.

Московский  край во 2-ой половине 15-  16 в.в.

Каширский  край  в  15-16  в.в.

Московский  край  в  период  Великой  смуты.

Московский край в 17 веке.

Кашира в 17 веке. Строительство крепости на правом берегу   р. Оки.

Повторительно-обобщающий урок: История Московского края с древнейших времен до к. 17 в.

Тема 3. Подмосковье  в  18 веке.

Реформы  управления и создание Московской губернии.

Судьбы городов Подмосковья. Гербы городов. Герб Каширы.

Подмосковные усадьбы. Усадебная культура Каширского края.

Художественная  культура, литература  18 в.

 Тема  4.Московский  край  в  19  веке.

Отечественная  война  1812 года на территории края.

Каширяне – участники войны.

Каширяне – декабристы.

Развитие  промышленности  Подмосковья в 19 веке.

Развитие  сельского хозяйства Подмосковья в 19 веке.

Реформы  управления  в 19 в. и Московская  губерния.

Образование, художественная культура, литература, архитектура  Каширского края в 19 веке. Каширские храмы.

 

Повторительно-обобщающий урок: Подмосковье в    18-19 веке.

 Тема5. История своего села.

История  села Топканово.                                        

История  школы.

Моя семья (составление родословной).

 Итоговый урок.                                                                                  Выполнение контрольно- измерительных

заданий по истории Московской области  с древнейших времен до к. 19 века.

Уроки- экскурсии.

ИМО

 ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

стр.3-7

п.1

п.1

п.2

п.2

п.2

стр.14-17

п.3

п.4

п.4,стр.18-22

п.5

п.6

п.7

п.4, стр.22-28

п.8

п.9

п.5,6

стр.70-71

стр.28,42

п.10

п.10,стр.196

стр.63

п.11,стр.91-95

п.9, 58-60

стр.86-87,200

п.9

п.12

п.10,стр.68-69

п.10,стр.69-70

п.13

п.12,стр.81-83

п.14

п.11

п.15

п.12,стр.78-79

стр.200-201

п.13

стр.146-147

Тест№1

                         

                                            9 класс (34 часа)

                   

                      Тема раздела,  урока

Учебник

Номер параграфа, страницы

Тема 6.Московский край  с начала  и до к.30-х г.      20 века.

               

Социально-экономическое и политическое  развитие Московского края  в н.20 века.

Общественное  и народное  движение на территории  края в н.20 века.

 Подмосковье в период  революций  1917 года и гражданской  войны.

Московский край в 20-30-е годы. От губернии к области.

Промышленность Московского края  в 1920-1930-е годы. История  строительства Каширской ГРЭС.

Сельское хозяйство  Московского края в 1920-

1930-е годы. Коллективизация в Каширском  районе.

Общественно- политическая и социальная жизнь  края в 1920-1930-е годы.

Культура и быт населения  края  в 1920-1930-е годы.

Тема 7. Подмосковье  в период Великой Отечественной  войны.

 Московская  битва (оборонительный этап, контрнаступление).

Кашира – город фронтовой.

Трудовые  будни  каширян  в  годы войны.

Каширяне в боях за Родину.  Каширяне –герои

Советского Союза.

 Повторительно-обобщающий урок:    Подмосковье в 1-ой пол. 20 века.

 Тема 8.Подмосковье  во 2-ой пол. 20 века.

           

Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района.

Развитие  промышленности края. Наукограды

Подмосковья.

Социально- экономическое  развитие  края  в  60-80-е годы 20 века.

Проблемы  развития  сельского хозяйства  области и района. История совхоза «Растовцы».

Перемены  1990-х годов. Социально- экономический  кризис. Политическая борьба.

Культура  Подмосковья во 2-ой пол. 20-го века.

Новые  тенденции в  развитии культуры, возрождение  духовности, промыслов.

 Повторительно - обобщающий урок: Подмосковье во 2-ой пол. 20-го века.

             

 Тема 9. Московская область в  н. 21 века.

       

Московская  область в начале 21 века: успехи и трудности.

Каширский район на рубеже веков.

 

  Итоговое обобщение и повторение.

 Итоговый урок.                                              Выполнение контрольно- измерительных

заданий по истории Московской области в 20- н. 21 в.в.

  Уроки-экскурсии.

ИМО

ИКК(часть2)

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИКК

ИМО

ИКК

ИКК

ИКК

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИКК

ИКК

ИМО

ИКК

ИМО

ИМО

ИМО

ИМО

п.16,стр.128-130

п.1

п.16

п.1,стр.11-13

п.17

п.3

п.18

стр.150-151

п.4,п.5стр.44-51

стр.148-149

п.5,стр.37-41,п.6.

стр.152-154

п.9

п.8

п.19, 20

п.10

стр.93-95

п.12

п.11

стр.194

стр.115

п.21

стр.110-113,п.13-14

п.21

п.13-14

п.21

п.15-16

п.17-18

п.22,стр.186-190

п.21

п.22

стр.194-195

стр.189-191,218-219

стр.194-219

Тест№2.

 

     Связующей  линией, объединяющей  весь  изучаемый  материал  в  одно  целое, является общность  исторического  развития  края. В  силу  особенностей  своего  географического, политического  и  исторического  

положения, Подмосковье  принимало активное  участие  почти  во  всех  важных  событиях  общероссийской  истории. В  процессе  преподавания  учитель  должен  обратить  особое  внимание учащихся  на то, что  от  позиции  Московского  края   часто  зависела  судьба  всей  страны.

      Учитель  может  использовать  разные  приемы  и  методы  работы  на уроке,  при этом  особое  внимание  уделить  самостоятельной  работе учащихся  с учебными  текстами, опираясь  на  вопросы  в  конце  параграфов, с  рабочими  тетрадями, картами, картосхемами, иллюстрациями. Изучение  ряда  вопросов  требует  использования  дополнительной  литературы,  письменных  и  вещественных  исторических источников школьного  краеведческого  музея (уголка). Большим  подспорьем  в  изучении данного  курса  должна  стать поисковая  и  экскурсионно-краеведческая  учебная  работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»

Данная программа  предполагает знакомство учащихся с историей деревень,  с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения  на протяжении не...

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

программа элективного курса"История района-история страны"

Программа по краеведению для 10-11 классов...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...