Игра "7 ступеней"
материал по истории по теме
<p>Игра. Можно использовать во внеурочной деятельности, например, при проведении предметной недели по истории. Игра включает 7 ступеней: 1- аукцион,2-художники, 3-кто больше? 4-криптограмма,5- верите ли вы, что..., 6- современники, 7- загадки истории.</p>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Семь ступеней в прошлое
(познавательная историческая игра; 7-9 классы)
История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, на ставница жизни.
Цицерон
Цели и задачи игры: пробудить интерес учащихся к изуче нию истории с привлечением дополнительной литературы; повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории России за 6-8 классы; сплотить школьный коллектив.
Участники игры: ведущие (ученики 10-11 классов); две-три команды из учащихся 6-8 классов; жюри (учитель истории и уче ники 10-11 классов); группа поддержки.
Оборудование: вопросы, составленные учениками 10-11 клас сов совместно с учителем истории; репродукции картин для 2-й ступени; листы-задания для 2, 4 и 6-й ступеней (аналогом мо жет служить компьютерная презентация); таблица для подведения итогов игры; компьютер и проектор с экраном для демонстрации репродукций художественных полотен и криптограммы; музы кальное компьютерное сопровождение игры.
Правила игры: игра проводится на семи ступенях.
По ходу игры команды перемещаются по лестнице и набирают баллы. Побеждает команда, которая набирает наибольшее коли чество баллов. Победители определяются не только в командном, но и в личном зачете.
Структура игры:
- 1-я ступень. Аукцион;
- 2-я ступень. Художники;
- 3-я ступень. Кто больше;
- 4-я ступень. Криптограмма;
- 5-я ступень. Верите ли вы, что...;
- 6-я ступень. Современники;
- 7-я ступень. Загадки истории.
Вопрос для определения права первого хода: назовите двух «царей», расположенных на Ивановской площади Московского Кремля. (Царь-колокол и Царь-пушка.)
Ход игры
I. Аукцион
Командам в течение 3-4 мин на отдельных листах нужно за писать как можно больше дат, исторических имен, событий, тер минов, относящихся к определенной теме. Например: «Золотой век Екатерины II». После истечения указанного времени листы сдают жюри, которое определяет победителя 1-й ступени (1 по нятие - 1 балл).
II. Художники
Командам предлагают известные живописные полотна; их задача - назвать автора картины, вспомнить ее название, указать действующих лиц (историческую эпоху), из предложенных выска зываний выбрать то, которое подходит к картине (за выполненное задание - 4 балла).
Картины художников
• «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова.
• «Суд Пугачева» В.Г. Перова.
• «Петр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н. Ге.
• «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова.
Высказывания
а) «Жалуем сим именным указом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в кресть янстве и в подданстве помещиков... и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и'прочих денежных податей...» {«Суд Пугачева», ВТ. Перов);
б) «Егда же бысть патриархом злый вожь, и начат казнить пра воверие, повелевая трема, персты креститься и в пост вели кий в пояс творите метания... Он нас, муча много, и разо слал в ссылки всех...»(«Боярыня Морозова», В.И. Суриков);
в) «И видя мы его упорность в его непотребных поступках, объявили ему, что, ежели он впредь следовать нашей воле не будет, то его лишим наследства... И хотя он, сын наш, за такие поступки достоин лишения живота, однако ж мы, отеческим сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания освобождаем...» («Петр I допрашивает царевича Алексея», Н.Н. Ге);
г) «А смерти они достойны и за одну противность, что за бунтовали...» («Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков).
III. Кто больше?
В течение 2 мин команда должна ответить на возможно боль шее число вопросов. Если ответа нет, один из участников подает команду «Дальше!». Жюри подсчитывает количество набранных баллов (1 ответ- 1 балл).
Вопросы
1. Какой город впервые упоминается в летописи в связи со" встречей Юрия Долгорукого со Святославом Ольгови-чем? (Москва.)
2. Как в VIII-XI вв. называли на Руси дюжих светловолосых скандинавов? (Варяги.)
3. Какая русская княгиня посетила византийского императора Константина Багряноподобного? (Ольга.)
4. При каком московском князе прекратились поездки в Золо тую Орду? (При Иване III.)
5. Что называли посадом на Руси? (Город.)
6. Что запрещалось делать дворянам, не постигшим основ нау ки, по указу от 20 января 1714г.? (Жениться.)
7. Под каким именем был пострижен в монахи один из братьев Романовых - Федор? (Филарет.)
8. В каком соборе происходило венчание на великое княжение? (В Московском Успенском соборе.)
9. Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов.)
10. Почему бояре заподозрили в Лжедмитрии I самозванца? (Он не желал спать после обеда?)
11. Как назывался высший судебный орган для дворян при Ека терине II? (Верховный земский суд.)
12. Что такое ендова? (Кувшин для вина.)
13.0 ком были сказаны эти слова: «Бороды свои уставя, ничего не понимают, потому что многие из них и грамоте не уче ны»? (О членах Боярской думы.)
14. Кого на Руси называли стряпчими? (Судейских чиновников.)
15. Какая улица Москвы получила свое название от расположен ного там малороссийского подворья? (Маросейка.)
16. Кто получил ярлык на великое княжение после смерти Ивана Калиты? (Его сын Симеон.)
17. Какого царя официально именовали Освободитель? (Алек сандра III)
18. Где произошла первая встреча русских князей с монголо-татарскими войсками? (На реке Калке.)
19. Зачем по русскому обычаю гостей приветствуют хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов.)
20. При каком правителе произошло окончательное покорение племени древлян? (При княгине Ольге.)
21. Кого на Руси называли баскаком? (Сборщика дани.)
22. В какой церковный праздник было объявлено об отмене кре постного права? (В Прощеное воскресенье.)
23. Что такое тягло? (Подать.)
24. Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»? (Сбор дани с порабощенных народо
25. Кого разбил адмирал Ушаков в битве при Корфу? (Фран цузов.)
26. Что располагалось на месте Манежной площади при Иване Грозном? (Стрелецкая слобода.)
IV. Криптограмма
Команды на экране видят задание с зашифрованным текстом -высказыванием хана Батыя об Александре Невском, побывавшем в Золотой Орде. Команда, которая первой расшифрует текст, ста новится победительницей. (Победа приносит 5 баллов.)
« | 14 | 11 | 16 | , | 3 | 10 | 13 | 7 | 12 | 16 | 12 | 1 | |||||||||||||||||
8 | 13 | 14 | 13 | 17 | 1 | 15 | 1 | 13 | 9 | 12 | 16 | 7 | , | ||||||||||||||||
14 | 11 | 16 | 5 | 17 | 20 | 14 | 18 | 20 | , | 12 | 16 | 10 | |||||||||||||||||
5 | 13 | 18 | 13 | 9 | 12 | 13 | 8 | 13 | 4 | 10 | 13 | 7 | 23 | ||||||||||||||||
21 | 12 | 2 | 22 | 2 | » |
Шифр криптограммы
1. Свод законов, составленный при Иване III. (11, 23, 18, 16, 9,12,1,21.)
2. Один из персонажей «Задонщины», монах, благословлен ный Сергием Радонежским на Куликовскую битву. (13, 11, 15,2,9,2.)
3. Автор «Хождения затри моря». (12, 1, 21, 1, 10, 1, 12.)
4. Древний русский город, не подвергшийся разгрому во время монголо-татарского нашествия. (12, 13, 14, 8, 13, 17, 13, 18.)
5. Город, впервые упомянутый в завещании Ивана Калиты. (22, 14, 16, 12, 1,8, 13,17,13,18.)
6. Князь, крестивший Русь. (14, 15, 20, 18, 1, 7, 1, 17.)
7. Литературный памятник, автором которого является Влади мир Мономах. (5, 13, 23, 3, 16, 12, 1, 16.)
8. Жанр народного творчества. (4, 5, 13, 11.)
(Судебник, Ослябя, Никитин, Новгород, Звенигород, Владимир, «Поучение», эпос. «Все, что мне ни говорили об нем, все правда, нет подобного этому князя».)
V. Верите ли вы, что...
В течение 2 мин ведущий задает команде вопросы. Задача участников - дать один из двух ответов: да или нет. Оценка ре зультатов: 1 ответ - 1 балл.
Верите ли вы, что...
1. ...при царе Алексее Михайловиче был заведен «долгий ящик», куда складывались жалобы на злоупотребления дьяков? (Да.)
2.во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар, казнили? (Нет, его отпускали на свободу.)
3. .. .в Новгородской земле мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? (Да.)
4. .. .монгольский хан подарил государю Федору Михайловичу мешок с чаем? (Да.)
5. ...на Руси пора «меж волка и собаки» означает рассвет? (Нет, это сумерки.)
6. .. .аристархом в России называли ученого? (Да.)
7. .. .в старину Красная площадь носила название Пожар? (Да.)
8. .. .при Петре I прибыльщиками называли воров? (Нет, это изобретатели налогов.)
9. ...император Павел I был страстным поклонником Карла Шведского? (Нет, Фридриха Прусского.)
10. ...Александр Суворов похоронен в Александро-Невской
лавре? Да.) 11... .любимым занятием Петра III была игра в шахматы? (Нет,
в солдатики.)
12. ...после заключения Кучук-Кайнарджийского мира Россия получила Босфорский пролив? (Нет, Керченский пролив.)
13. .. .в XIX в. амбаром называли хранилище? (Нет, контору.)
14. .. .императрица Анна Иоанновна для венчания князя Голи цына приказала построить ледяной дом? (Да.)
15. .. .во время похода на Россию Наполеон обещал освободить русских крестьян от крепостной зависимости? (Да.)
16. ...в конце XV в. отливка колоколов в Москве проводилась на Звонарной улице? (Нет, на Пушечной.)
17. .. .в старину хозяину и почетным гостям подавали «опричные блюда»? (Да.)
18. .. .при дворе князя Владимира Святого дружинники ели ру ками? (Нет, серебряными ложками.)
19... .пищу на стол в Древней Руси подавали в мочиле? (Нет,
в солиле.) 20... .в старое время латкой называли глиняную сковородку? (Да.)
21. .. .девочкам на Руси надевали серьги, как только они начи нали ходить? Да.) •
22. ...в.Средневековье в Москве серебряный рубль назывался «ефимок»? Да.)
23. .. .вооружение стрельца включало мушкет? (Нет, пищаль.)
24. .. .Франц Лефорт являлся одним из основателей русской ре гулярной армии? (Да.)
25. ...командующий русской армией 1812 г. Барклай де Толли был французом? (Нет, шотландцем.)
26. .. .кика - это «хозяйка болота»? {Нет, это праздничный го ловной убор замужней женщины.)
VI. Современники
Командам предлагают задания с выбором ответа. Назовите современников следующих исторических деятелей (1 ответ - 2 балла).
1. Князь Игорь.
а) Карл Великий;
б) Эдуард I, английский король;
в) Артур, рыцарь Круглого стола;
г) Генрих 1, германский король.
2. Андрей Боголюбский. а) Людовик IX; в) Фридрих VБарбаросса;
3. Иван III. б) Филипп Красивый; г) Хлодвиг.
а) Христофор Колумб;
в) Леонардо да Винчи; 4. М.В. Ломоносов.
а) Даниэль Дефо;
в) Жан Жак Руссо; 5.-Петр I.
а) Джордж Вашингтон;
в) Томас Мюнцер; 6. Михаил Федорович Романов.
а) Васко да Гама;
в) Мартин Лютер;
VII. Загадки истории
Команды заранее для этой ступени самостоятельно готовят по три вопроса для своих соперников. Жюри оценивает сам вопрос (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 вопрос - 1 балл).
Вопросы
1. Как называется памятник архитектуры, построенный в Мо скве в честь победы над Наполеоном? {Храм Христа Спа сителя.)
2. Назовите самую большую картинную галерею в мире, которую Екатерина II называла «уединенным местом». {Эрмитаж:.)
3. Какой исторический деятель прославился распространением «прелестных писем»? {Емелъян Пугачев.)
4. Как в старину выбирали работников? {Работника пригла шали за стол, если он ел хорошо, то его брали на работу.)
5. Какие правители в Средневековье жили в сарае? {Ханы Зо лотой Орды.)
. Когда русские воины были вынуждены встретиться со «свиньей»? {В ходе Ледового побоища 1242 г.)
VIII. Подведение итогов игры
Жюри подсчитывает набранные командой баллы и объявляет победителей. Ученики, особо отличившиеся в игре, и команда-победительница награждаются грамотами и памятными призами и я ставлю 5 в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ
Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении всей своей жизни человек переживает его несколько раз. Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...
Система воспитательной работы " От ступени к ступени"
Система воспитательной работы " От ступени к ступени" 5 - 9 классы...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Информация об испытаниях по ступеням для стенда "ГТО", преобразованная так, что каждая ступень умещается на листе формата А4.
Информация об испытаниях по ступеням для стенда "ГТО", преобразованная так, что каждая ступень умещается на листе формата А4....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...