рабочая программа по истории в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Филиппова Екатерина Игоревна
рабочая программа по истории в 6 классе составлена к учебнику А.А. Данилова,Л.Г. Косулиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_6_kl.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России.

Рабочая программа составлена  на основе Примерной программы  курса «История России» авторского для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Просвещение, 2006 г.),  допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 34 часов (2 урока в неделю).   В соответствии с учебником, допущенным  Министерством образования Российской Федерации: Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца ХVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2008.

В курсе рассматривается история России с момента появления на Восточно-Европейской  равнине славянских поселенцев (7-9 вв.) и до конца 16 века.

 Основной целью является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи раздела «История России IX- XVI века»  (6 класс).

Обучения:

  1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала,  практические  работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
  2. создать условия для формирования  у  учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
  2. способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков;
  3. умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;  
  4. умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  5. умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  6. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  7. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  8. умения работать с исторической картой;
  9. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.  

Развития:

       Создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:

  1. слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
  2. эстетических эмоций,
  3. положительного отношения к учёбе,
  4. умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Воспитания: 

       Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников   бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/11 учебный год.

 

Для работы по данному тематическому планированию используются следующие учебные пособия:

  1. Учебник для 6 кл. История России: с древнейших времен до конца XVIII века, авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Москва «Просвещение» 2006, изд. 6-е.
  2. Рабочие тетради по истории России с древнейших времен до конца              XVIII века, авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. изд.Просвещение 2006.
  3. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». М.: Издательство «Экзамен», 2006.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(34 урока)

Календарно – тематическое планирование

    №

урока

Название тем уроков

Кол-во         часов

Сроки

1.

Введение. Что изучает история Отечества

1

Январь

Тема 1. Восточные славяне

2-3.

Восточные славяне и их соседи.

2

Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в. (7 ч)

4.

Формирование Древнерусского государства.

1

5.

Первые русские князья.

1

6.

Князь Владимир. Крещение Руси.

1

7.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Февраль

8.

Расцвет Древнерусского государства.

1

9.

Культура Древней Руси.

1

10.

Быт и нравы Древней Руси.

1

Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII вв. (10 ч)

11.

Раздробление Древнерусского государства.

1

12.

Главные политические центры Руси

1

13.

Владимиро-Суздальское княжество.

1

14.

Великий Новгород. Галицко-Волынская земля.

1

15.

Монгольское нашествие на Русь.

1

Март

16.

Борьба русских земель с западными завоевателями.

1

17.

Русь и  Золотая Орда.

1

18.

Русь и Литва.

1

19.

Культура русских земель в XII – XIII вв.

1

Тема 4. Образование единого Русского

государства. (8 ч)

20.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

1

Апрель

21.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва.

1

22.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в.

1

23.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

24.

Московское государство в конце XV – начале XVI века.

1

25.

Церковь и государство.

1

26.

Обобщающее повторение по теме: Образование единого русского  государства.

1

Тема 5. Московское государство в XVI в. (5 ч)

27.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

28.

Внешняя политика Ивана IV.

1

Май

29.

Опричнина,

1

30.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

31

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках

1

32.

Быт XV-XVI веков.

1

33.

Обобщающее повторение по теме:

Московское государство в XVI в.

1

34 -35.

Итоговое повторение по курсу История России 6 класса.

2

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. учащиеся 6 класса должны усвоить знания курса истории  Отечества с 9 по16 вв. (этапы и особенности становления Русского государства - от Киевской Руси до Московской);
  2. уметь давать характеристику историческому деятелю;
  3. с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа;
  4. ориентироваться во временном пространстве;
  5. составлять сложный план по тексту;  
  6. обладать первичными навыками составления конспекта лекции;  
  7. работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
  8. обладать навыками работы с картой (знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт), анализа и составления исторических схем, ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов, исследования различных источников;
  9. составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.

               

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

  1.  Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России. М.,  1999.
  2.  Житие протопопа Аввакума. М, 1997.
  3.  Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.
  4.  История России в лицах. М., 1997.
  5.  Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  6.  Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций.
  7.  Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта М., 1998.
  8.  Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т. 1-3.
  9.  Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. М~ 1994.
  10.  Любавский М.К Обзор истории русской колонизации.М., 1996.
  11.  Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. С 1898-1913.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать:

  1. основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3. изученные виды исторических источников;

уметь:

  1. соотносить даты событий  всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям  всеобщей истории, достижениям   мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.

Рабочая программа составлена на основании:

1. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века».

2. Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2007 г.
  2. Рабочая тетрадь  к учебнику Е.В. Агибаловой. Г.М. Донского «История средних веков». 6 класс, М., Дрофа,  2003 г.
  3. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

Методическая литература:

  1. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО», 2004 г.
  2. Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006 г.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс. М 2002.

2. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И. Раздаточный материал по ис тории Средних веков для VII класса. М., 1991.

3.  Библиотека энциклопедий для юношества. Африка. / Сост. В.Б. Новичков. М., 2001.

4. Бингхэм Дж. Всемирная история. Средневековый мир. М., 1999.

5. Большая иллюстрированная энциклопедия истории. М., 2001.

6.  Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История. М., 2000.

7. Ведюшкин В.А. История Средних веков. М., 2002.

8. Григулевич И.Р. Инквизиция. М, 1985.

9. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. М., 1992.

10. Европейский эпос Античности и Средних веков. М, 1984.

11. Задания по курсу истории Средних веков. М.: ЛКМИИ - «Ме-тар», 1992.

12. Ивонин Ю.Е. Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был в Англии дворянином. - И живы памятью столетий. Минск, 1987.

13. Ионина Н.А. Сто великих городов мира. М., 2001.

14.  История географических открытий. География. М.: Аванта+, 2000.

15. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / Под ред. В.П. Будановой. М.: Эксмо-Пресс, 1999.

16. История Средних веков / Под ред. З.В. Удальцовой и СП. Кар пова. М., 1990.

17. История стран Азии и Африки в Средние века. Ч. 1. М., 1987.

18.  Книга для чтения по истории Средних веков / Под. ред. С.А. Сказкина. Ч. I. М., 1969.

19. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для уча щихся / Сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. М, 1986.

20. Книга тысячи и одной ночи в восьми томах. Т. 7. Душанбе, 1984.

21. Красиков А.А. Ватикан: история и современность. Серия «У по литической карты мира». № 7. М., 1991.

22. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

23. Культура эпохи Возрождения. - Л., 1986.

24. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.

25. Лебедева ИМ. Организация и проведение исторических олим пиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

26. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

27. Лозинский С.Г. История папства. М;, 1986.

28. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории Средних веков. 6-7 класс. Ч. 2. М.: Владос-Пресс, 2002.

29.  Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Средних ве ков. М., 1959.

30. Нянковский М.А, Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, 1997.

31. Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. М, 2000.

32. Райцес В.И. Жанна д'Арк. И живы памятью столетий. Мн., 1987.

33. Сабатши Р. Колумб. М., 1992. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...