рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Святова Ольга Игоревна

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_9_kl._obshch..docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию (9 класс).

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9», издательство «Русское слово», 2007 г.

Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.

Этот курс явля ется составной частью системы изучения дисциплин социаль но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов лению правосознания и гражданской позиции. Данная дисцип лина призвана помочь им также ориентироваться в текущих со бытиях общественно-политической жизни.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро логии.

Функции курса обществознания для 9 класса заключают ся в следующем:

  1. обучить людей правилам пользования науч ными инструментами, теориями и методами,
  2. сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоя тельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к буду щей профессиональной деятельности,
  3. воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
  4. подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Курс состоит из 3 разделов: политическая сфера, человек и его права, духовная сфера.

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа при 1 часе в неделю. Контрольные работы – 3.

Программа реализуется с помощью УМК:

- А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. – М.: «Русское слово», 2004 г.

- А.А Поздеев. Обществознание 9 класс. Книга для учителя. – М.: «ВАКО», 2010 г.

- Контрольно измертительные материалы. – М.: «ВАКО», 2011 г.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

 - презентации по курсу обществознания 9 класс

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

IX класс

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Политическая сфера (14 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.  Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.  Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право (12 час)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.  Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Обществознание 9 кл.

Тема урока

Тип урока

Кол

час

Цели  урока

Характеристика деятельности учащихся и планируемые результаты.

Виды контроля

Дом. задание

Дата провед

Глава 1. Политическая сфера. (14 ч.)

1

Вводное занятие. Политическая сфера общества

Изучение нового материала

1

Разъяснить, что такое власть, и какие существуют формы влияния одних лиц на другие.

Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.

Беседа

Работа в группах, с текстом документов, с понятиями.

Выучить термины наизусть.

§ 1

сен

2

Государство

Комбинированный урок

1

Познакомить учащихся с понятием «политическая система общества», пояснить роль государства в нашей жизни, его сущность и функции.

Знать функции государства, виды монополий.

Работа со схемами, таблицами.

Устный опрос

беседа

$2

сен

3

Государство

Комбинированный урок

1

$2

сен

4

Национально – государственное устройство.

Комбинированный урок

1

Разъяснить ученикам основные тенденции эволюции мирового сообщества в рамках национально-государственных отношений, научить анализировать сообщения СМИ, информацию книг по проблеме распада национальных государств.

Работа с сообщениями СМИ, литературными произведениями.

вопросы

§ 3

сен

5

6

Формы правления

Комбинированный урок

2

Разъяснить учащимся, что такое форма правления и какие существуют её виды, научить анализировать современные государства с точки зрения формы правления.

Работа с документами, таблицами, схемами.

Знать понятия, умение анализировать гос-ва с точки зрения формы правления

Беседа

§ 4

ок.

7 8

Политические режимы

Комбинированный урок

2

Разъяснить учащимся сущность политических режимов и их виды, научить анализировать политический режим любого государства и определять перспективы дальнейшего развития страны в условиях этого политического режима.

Работа с документами, СМИ

Знать типы политических режимов.

Беоседа.

§ 5

Ок.

9

Гражданское общество и правовое государство.

Комбинированный урок

1

Разъяснить учащимся понятия: гражданское общество, правовое государство, показав различные взаимосвязи общества и государства.

Анализ исторических событий, проведение аналогий.

Умение работать с документом.

Индивидуальные задания.

§ 6

ноябрь

10 11

Голосование, выборы, референдум.

Комбинированный урок практикум

2

Разъяснить учащимся формы участия граждан в политической жизни, сформировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.

Работа с текстом Конституции РФ, Работа с документами, понятиями.

Индивидуальные задания.

§ 7

ноябрь

12 13

Политические партии

Комбинированный урок

практикум

2

Разъяснить учащимся, что такое «политическая партия» и каковы её функции, каким образом классифицируются политические партии, сформировать умение анализировать политическую деятельность партий в различных странах.

Работа с документами, текстом учебника, СМИ.

Умение определять тип политической партии

Устный опрос.

§ 8

дек

14

Контрольно-обобщающее занятие

1

Систематизировать знания и умения, учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепить полученный уровень знаний и умений, продиагностировать их уровень.

Тест № 1

Умение обобщать изученный материал.

Письменная работа.

дек

Глава2. Человек и его права.  (12ч.)

15 16

Право

Изучение нового материала

2

Разъяснить учащимся сущность понятия «право», показать важность его в жизни общества, сформировать умения анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения.

Анализ социальных норм, работа в группах.

Беседа

Фронтальный опрос.

§ 9

дек

17 18

Закон и власть

Комбинированный урок

практикум

2

Разъяснить учащимся, как соотносятся между собой закон и власть, в чем особенности законодательной и исполнительной, судебной властей в современной России, сформировать умения грамотной правовой защиты своих интересов.

Анализ функции исполнительно, законодательной и судебной властей.

Практикум

Индивидуальная работа

 

§ 10

дек

19

Конституция

Комбинированный урок

1

Разъяснить учащимся сущность Основного закона  страны, познакомить с правовым статусом гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

Анализ текста Конституции РФ

Знать особенности и структуру основного закона страны.

Работа в парах по документу.

§ 11

янв

20

Право и имущественные отношения

Комбинированный урок

1

Познакомить учащихся с некоторыми особенностями гражданского законодательства РФ, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

Работа с текстом учебника, документами.

Знать свои имущественные права

Опрос

§ 12

янв

21

Потребитель и его права

Комбинированный урок

практикум

1

Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, сформировать, сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области.

Работа в парах, с текстом Закона прав потребителя.

Знать способы защиты прав потребителя.

Беседа

§ 13

фев

22

Труд и право

Комбинированный урок

практикум

1

Познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений, разъяснить некоторые правила поведения в трудовой сфере.

Работа с текстом документа Трудовое право.

Умение работать со статистическими данными.

Самостоятельная работа

§ 14

фев

23

Семья и право. Права ребенка

Комбинированный урок

практикум

1

Разъяснить учащимся основные права детей в нашей стране, показать возможности их реализации в реальной жизни, познакомить с некоторыми особенностями семейных правоотношений.

Практическая работа по составлению брачного контракта.

Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений.

Беседа

§ 15

Фев

24 25

Правонарушения и виды юридической ответственности

Комбинированный урок

2

Разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение.

Работа с документами, практическая игра.

Умение анализировать состав преступления.

Знать сущность юридической ответственности

Практикум

§ 16

мар

26

Контрольно-обобщающее занятие

1

Систематизировать знания учащихся по указанной теме, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их, закрепить юридические умения школьников по реализации имеющихся прав и защиты своих интересов.

Тест № 2

Контрольная работа

мар

Глава3. Духовная сфера. (8ч)

27

Культура

Изучение нового материала

1

Познакомить учащихся с понятием «культура», показать разнообразие её понимания, объяснить важность соблюдения существующих правила этикета в обществе, сформировать уважительное отношение к культурному наследию.

Работа с историческими источниками, литературными произведениями.

Умение обобщать изученный материал.

Беседа.

§ 17

мар

28

Культурные нормы

Комбинированный урок

1

Разъяснить учащимся, что представляют собой культурные нормы, сформировать умения анализировать традиции, обычаи, манеры, увлечения людей.

Анализ культурных норм.

Знать, что такое культурные нормы.

Тест

§ 18

апр

29

Формы культуры

Комбинированный урок

1

Разъяснить учащимся основные формы культуры, научить анализировать их.

Анализ форм культуры.

Знать основные формы культуры и ее разновидности

Устный опрос

§ 19

апр

30

Религия

Комбинированный урок

1

Объяснить учащимся значение религии в жизни общества, познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований, сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей.

Знакомство с религиозными верованиями.

Умение работать с документом.

Практикум

§ 20

апр

31

Искусство

Комбинированный урок

1

Разъяснить учащимся значение искусства в жизни общества, показать функции художественной культуры, сформировать умения анализировать различные произведения искусства.

Анализ произведений искусства.

Умение составлять рассказ.

Самостоятельна работа

§ 21

апр

32

Образование

Комбинированный урок

1

Показать учащимся значимость образования в жизни общества, познакомить с особенностями некоторых систем образования в истории, разъяснить некоторые правила школьной жизни в современный период.

Умение формулировать выводы.

Беседа

§ 22

май

33

Наука

Комбинированный урок

1

Разъяснить учащимся роль науки в жизни общества, объяснив её функции, познакомить с особенностями высшей школы, научить правильному, осознанному выбора вуза для получения той или иной профессии.

Работа с текстом учебника.

Знать структуру учреждений науки.

Практикум.

§23

май

34

Контрольно – обобщающий урок

1

Систематизировать и закрепить знания учащихся по изученным проблемам, продиагностировать уровень знаний, умений, навыков по теме

Тест № 3 

Умение обобщать изученное.

Контрольная работа

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...