Урок истории в 9 классе.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Урок истории в 9 классе.

Урок построен в режиме технологии критического мышления, для которого характерна следующая структура:

1   стадия - Вызов

2   стадия - Осмысление содержания

3   стадия - Рефлексия

Тема: Гражданская война: красные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_9_klasse.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz_uroka.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе.

Урок построен в режиме технологии критического мышления, для которого характерна следующая структура:

  1. стадия - Вызов
  2. стадия - Осмысление содержания
  3. стадия - Рефлексия

Тема: Гражданская война: красные.

Цели:

•        подвести учащихся к пониманию причин победы красных в гражданской войне с белыми;

•        обеспечить усвоение учащимися понятий: «военный коммунизм», «продразверстка», «красный террор»;

•        продолжить формирование умений излагать главные вопросы темы; готовить и выступать с сообщениями, работать с картой и документами.

Учебное оборудование: История России, XX - начало XXI века, учебник для 9 класса, Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., П.,2003 год;

Школьная энциклопедия, История России XX век, М., Олма - Пресс , 2003 год; Хрестоматия по истории СССР , 1900- конец 1930-х г.г., сост. Матруненков С.И.,М., П., 1988 год; карта «Гражданская война и интервенция в России».

Оформление доски: тема урока, новые слова (военный коммунизм, продразверстка, красный террор), домашнее задание.

Ход урока.

I. Стадия вызова «Мозговой штурм» (10-12 мин).

Что мы уже знаем о гражданской войне?

Каждый ученик записывает ответ в тетради. Затем идет обсуждение в группе. Один представитель от группы обобщает ответы учащихся (причины граждан ской войны, экономическая и политическая характеристика белого движения, причины поражения «белых»).

II. Стадия содержания «Задай вопрос и найди ответ» (20-25 мин).

О чем бы вы еще хотели узнать?

Учащиеся записывают вопросы в тетрадь и озвучивают их. Учитель пишет во просы на доске (Как создавалась Красная Армия? Каким был ее состав? Почему победили «красные»?).

Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока.

Учитель предлагает найти ответы на поставленные вопросы в ходе изучения историче ских документов, прослушивания рассказа учителя и сообщения ученицы, рабо ты с текстом учебника. В течение урока учащиеся заполняют таблицу (см. приложение 1).

1)        Работа с историческими документами (см. приложение 2).

Учащиеся работают в парах, обсуждают и один представитель от каж дой пары обобщает выполненную работу (Постановление СНК «О красном терроре»; Организация Красной Армии; Образование Совета Рабочей и Кре стьянской Обороны; Введение должности военных комиссаров; Об объявле нии Советской Республики военным лагерем; Приказ Реввоенсовета Респуб лики №1).

2)        Рассказ учителя о политике «военного коммунизма» и ее значении.

Учащиеся ведут краткие записи в таблице:

•        Национализация промышленности, ликвидация частной собственности;

  1. Введение продразверстки;
  2. Уравниловка в оплате труда, натурализация зарплаты, введение трудовой повинности;
  1. Создание трудовых армий;
  2. Отмена свободной торговли;
  3. Отмена платы за квартиру, коммунальные услуги, газеты, связь.

3)        Сообщение ученицы о расстреле царской семьи (см. приложение 3).

Наряду с экономическими и военными мерами советская власть в государ ственном масштабе стала проводить политику устрашения населения, по лучившую название «красного террора». Учащиеся продолжают заполне ние таблицы.

4)        Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Работа ведется в парах:

I        пара — Решающие победы красных;

II        пара - Война с Польшей. Окончание гражданской войны.

III. Стадия рефлексии

На какие вопросы вы получили ответы (возвращаемся к вопросам, поставленным в начале урока, обобщаем ответы и подводим итоги)?

Домашнее задание §17 - §18, написать эссе «Гражданская война: героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?»



Предварительный просмотр:

Урок по истории России.

9 класс: Гражданская война: красные.

 Маловенижская основная общеобразовательная школа

 Учитель истории: Зянтерекова Ираида Анатольевна.

Структура урока соответствует выбранному типу урока изучения нового материала, построенного в рамках методики развития критического мышления через чтение и письмо. Этапы урока взаимосвязаны, каждый этап решает свою задачу.

Урок изучения нового материала по теме «Гражданская война: красные», начался с этапа «вызов». Был предложен метод «мозгового штурма», продолжительностью 15 минут. Во время работы, ученики размышляли над тем, что они уже знают о гражданской войне, сочетая индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность. Данный прием призван актуализировать познавательную деятельность детей.

Этап «содержания» (20-25 минут) проводился в ключе: задай вопросы, получи ответы. Для эффективности проведения данного этапа, использовались различные методы и приёмы ознакомления учащихся с новым материалом. Методы и приёмы были подобраны в соответствии с образовательно-воспитательными целями урока, выстроены в соответствии с требованиями систематичности, последовательности, правильности протекания мыслительных операций у детей. Работа учащихся опиралась на ранее приобретенные знания, умения и навыки.

На данном этапе, ученики самостоятельно формулировали вопросы, на которые хотели бы получить ответы (учитель все вопросы записывает на доске). Этим, они формировали собственную мотивацию к работе на уроке. Далее шла самостоятельная работа детей, направляемая учителем. Работа учащихся была насыщенна различными видами деятельности: анализ документов, сравнение их, выделение главного и второстепенного; индивидуальное письменное осмысление материала; обсуждение его в парах, группах; подготовка устных выступлений.

Учитель опирается на полученные ранее учащимися знания, умения и навыки, что способствует достижению поставленных им образовательных, воспитательных и развивающих целей урока. Урок является вторым в изучении истории Гражданской войны. Он требует опоры на уже полученные учащимися знания из предыдущих параграфов.

Этап «рефлексии» (5-10 минут) возвращал учащихся к началу урока (на какие вопросы мы получили ответы?). Обобщение ответов учащихся, вылилось в подведение итогов, и формированию нового «вызова» для последующего изучения материала.

В конце урока ученики получили домашнее задание, которое сочетает в себе устные и письменные виды деятельности. При его выполнении, детям предлагается выразить своё отношении к теме и написать эссе: «Гражданская война: героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия». Таким образом, дома, ещё раз, самостоятельно, будут отработаны ЗУН. И учащиеся начнут самостоятельно формировать свое отношение к спорной теме.