Детство, опаленное войной
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Поткина Оксана Ивановна

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

Тема: Детство, опаленное войной.

Цель: познакомиться с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. сформировать представление о жизни в годы Великой Отечественной войны
  2. развитие творческого потенциала учащихся
  3. воспитание сочувствия к людям, жившим в годы войны

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Подготовительная работа с детьми: заранее дать детям темы докладов, стихотворения

Тип урока: урок-конференция

Методы: словесный, наглядный, интерактивный, персонифицирующий

Ход урока:

Слайд 1.

Ученик:

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

Слайд 2.

Учитель:

Посмотрите на эти рисунки. Тематика рисунков «Мир на Земле». Они нарисованы беззаботными детьми, которые привыкли играть, бегать, веселиться.

 

Слайд 3.

Учитель:

А эти рисунки нарисованы детьми, которые жили в начале 40-х годов 20 века. Что вы на них видите?

Мы видим горе, слезы, беду…

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первых же дней войны немцы продвинулись глубоко внутрь страны, уничтожая на своем пути все: деревни, города, людей… Не щадили никого: ни стариков, ни женщин, ни детей.

Как жилось детям на оккупированных территориях и в тылу страны?  

На этот вопрос мы постараемся ответить к концу нашей конференции.

Слайд 4

Учитель:

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сейчас я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.                                                                            Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Сейчас мы заслушаем доклады о юных героях этой войны (читают ученики).

Слайд 5

1) Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.  Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 6

2) Витя Хоменко

Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.                                                             Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Слайд 7

3) Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 8

4) Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.    Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Слайд 9

5) Таня Савичева. 

Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Учитель:

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

А сколько детей погибло в концлагерях?

Слайд 10

Учитель:

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В годы Великой Отечественной войны на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждан СССР. Каждый пятый был ребенком. Тогда, в 1941 году, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

Во время чтения стихотворения показываются слайды № 11, 12, 13

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Р. Рождественский

Слайд № 14

Учитель:

Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Ученик:

Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали

Учитель:

Этим людям приходилось не легко. В Казахстане на фронт ушел каждый пятый – в основном мужчины. Для фронта, для победы женщины и дети становили за станки, садились за трактора и трудились во имя Родины!

В  1941-1942  годы  численность  молодежи  в  оборонных   предприятиях

возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то  в  1942

– 18%, а в наркомате  тяжелой  промышленности  24-49,4%.  Многие  из  них  в

первые  же  дни  войны  выступили  зачинателями  патриотического   движения.

Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в  дни  войны  две

нормы.

      27 июня 1941 года “Правда”  сообщала,  что  около  2  тыс.  московских

школьников пришли на промышленные предприятия, что бы  заменить  ушедших  на

фронт. В начале июля свыше 1,5  тыс.  школьников  Томска  встали  за  станки

вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло  и  ширилось  движение

“Молодёжь  -  на  производство!”.   В   это   движение   быстро   включились

старшеклассники.  В  декабре  1941  года   школьники   г.   Горького   взяли

обязательства   без   отрыва   от   учёбы   помогать   предприятиям   лёгкой

промышленности в быстрейшем выполнении  заказов  фронта.  После  уроков  они

работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы  на  дом  и

изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в  пошиве

обмундирования.

 Слайд 15

 Учитель:

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Дети войны. Вам посвящены эти строки.

Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты.

Слайд 16, 17

Учитель:

 

Я хочу вам рассказать о нашем земляке Свица Феликсе Антоновиче. Он родился в 29 ноября 1930 года в Житомирской области на Украине. В 1937 году семью, состоящую из отца, матери и семерых детей переселили в Казахстан. Поселили в необжитой степи. Первые пол года жили в палатке, пока не построили землянку. Через год переселились в рабочий поселок села Ново-сухотино. Когда началась война Феликсу Антоновичу было 11 лет, к тому времени он закончил 4 класса. Отца на войну не взяли, т. к. считали «врагом народа».  А одиннадцатилетний мальчик пошел работать помощником пастуха. Одновременно он был помощником у сапожника. Через год пошел работать на кузницу. На месте кузницы организовали мебельную фабрику, которая для нужд войны производила стулья и столы. Там он научился столярному делу. Когда война закончилась, в школу он больше не вернулся. Только потом в 50-х годах закончил семилетнюю вечернюю школу. Феликс Антонович остался работать на мебельной фабрике – сначала столяром, затем инженером, а затем директором мебельной фабрики.  За свою долгую жизнь имеет множество орденов и медалей. Умер 6 мая 2006 года.

Ребята, я рассказала вам об этом человеке, потому, что он мой дедушка. А вы можете рассказать о детстве ваших дедушек и бабушек в годы войны?

Ребята и присутствующие гости рассказывают свои семейные истории.

Слайд 18

Учитель:

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа  с германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Ученик:

Война. Ничего уж нельзя изменить.
Война. За детей мы врагов будем бить.
Война. Отчуждённость. Печаль. И слеза.
Война. Ничего изменить уж нельзя.

Война. На перроне лишь дети стоят.
Война. И глаза чёрной болью болят.
Война. Уезжают куда-то, - куда?
Война, наши милые дети, война.

Война. Мы бежим за вагоном, но нет.
Война. За детьми не купить нам билет.
Война. Помни, веришь, ты веришь всегда!
Война, наши милые дети, война.

Война. Ничего изменить уж нельзя.
Война. Вера в лучшее. Боль. И слеза.
Война. Это время нам нужно прожить.
Война. Ничего уж нельзя изменить.

 

Литература:

http://www.kurskcity.ru/firstline.php?id=59885

http://lifestyle.ru.msn.com/leisure/gallery.aspx?cp-documentid=148831079&page=7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...