В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Леднева Наталья Михайловна

Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства; Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gavanyah_afinskogo_porta_pirey.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.

Цель урока: показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами,  умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с элементами лабораторной работы.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», на доске – маршрут путешествия, карточки с новыми понятиями, документ (неск-ко экземпляров по количеству уч-ся)

Орг. момент: Приветствие, настрой к предстоящей работе, д/з -§ 36,

Ход урока:

Оформление доски – маршрут путешествия

порт Пирей

верфи                                  

Документалкино

гавань   триера

Рассказкино

     

Изучалкино

Новознайкино

              картина Картинкино- читалкино

     « В торговой гавани»                                                                                        Группы населения Афин:

         1) граждане; 2) переселенцы;

           что привозили?                           3) рабы.

                          что вывозили? стр. 164

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Афинский порт Пирей и передвигаться мы будем не совсем обычным образом – не на самолете, поезде, машине, а на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время.

Наш транспорт отправляется по маршруту: «Рассказкино- Новознайкино». Промежуточные станции – «Картинкино-Читалкино», «Документалкино», «Изучалкино».

Целью нашего путешествия будет знакомство с жизнью населения главного афинского порта Пирей.

Итак, отправляемся в путь!

Мы в Древней Греции. Наши триеры прибыли на станцию Рассказкино.

Давайте вспомним, с чего мы начинаем знакомство со страной?

-Где же располагается страна, в которую мы попали?

- Какая область находится в Средней Греции? Какой самый крупный полис был в Аттике?

После побед под при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой  город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать от персов захваченные ими острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

Афинский морской союз довел войну до победного конца.

В 5-м веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5— 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

В военных гаванях. 

Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

В гаванях  можно было встретить как бедных граждан, так и зажиточных.

- Как вы думаете, зачем бедные граждане приходили в военную гавань? Зачем приходили богачи?

Бедные граждане приходили сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю.

Наше путешествие продолжается и мы прибываем на станцию «Картинкино-Читалкино».Находится эта станция в торговой гавани. Эта станция позволит нам узнать чем торговали афиняне и с кем?

Торговая гавань самая обширная из гаваней Пирея, куда прибывало множество кораблей из разных стран и городов.

-Давайте внимательно рассмотрим картину и ответим на вопрос: Чем торговали в этой гавани?

-А теперь, чтобы убедиться в нашей правоте, давайте найдем подтверждение в учебнике, который мы захватили с собой в путешествие.

Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, соленую рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевшись так же, как и остальные афиняне, поклонились тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

Отправляемся дальше. Следующая станция – «Документалкино». На этой станции нам как настоящим путешественникам предстоит поработать с историческим документом. Эта работа позволит нам узнать об еще одной категории населения, проживающей в Афинском полисе.

К сожалению в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

Давайте вспомним, откуда брались рабы в Афинском государстве? Могли ли афинские граждане попасть в рабство? (Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами.)

Где применялся труд рабов в Греции?        

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

А теперь приступаем к изучению документов.

За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;

…Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)

- Как обращались с рабами? Все ли граждане могли позволить себе иметь рабов?

Садимся в колнсницы и отправляемся на следующую станцию – «Изучалкино». На этой станции мы должны с вами сделать вывод на какие группы делилось население Афин?

  1. Граждане
  2. Переселенцы
  3. Рабы.

И снова в путь! Мы на последней станции – «Новознайкино». На этой станции мы не будем ничего изучать, мы будем делиться впечатлениями о путешествии и вспоминать все, о чем узнали.

_Что нового мы сегодня узнали? Какие новые слова появились в нашем словаре? Что больше всего понравилось, запомнилось?

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.

Что такое триера?

карта

опорные слова

Аттика

Полис- город-государство

Иллюстрация-карта

Как вы думаете, кто по закону считался гражданином в Афинах?

(тетрадь)

Работа с учебником – стр. 165 – работа с иллюстр.

Стр. 164-165, 2 абзац – что привозили

Пошлина???

5 абзац – что вывозили

Иллюстрации на доске, на партах

Комментированное чтение

Работа с документами

Запись в тетради

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя  были гражданами.

Амфора – сосуд для вина и масла

Пифос – глиняная бочка для хранения зерна.

Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров.

Верфи – предприятие, занимающееся постройкой и ремонтов судов.

Триера – мелкосидящее судно с тремя рядами весел.

Что привозили:

- льняные ткани

- папирус

-  слоновую кость

-  зерно

- соленую рыбу

- рабов.

Что вывозили:

-  изделия афинских ремесленников

- вино

- оливковое масло

Население Афин

- граждане

- переселенцы

- рабы

1) За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

2)Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;

3)…Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "В гаванях афинского порта Пирей"

Данная разработка конспекта урока предназначена учителям истории, работающих по учебнику В. И. Годера и Вигасина. В приложении имеется карточки для закрепления материала....

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...

Урок по истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Урок был дан в рамках регионального конкурса видеоуроков по истории. Материал интересен тем, кто хочет сделатьсвои уроки живыми, современными, интересными....