Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_dlya_6_kl..docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации
Пояснительная записка.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Всеобщая история. 6 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 6 классе.
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
● коммуникативной компетенцией;
● смыслопоисковой компетенцией;
● компетенцией личностного саморазвития;
● информационно-поисковой;
● рефлексивной компетенцией;
● учебно-познавательной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Программа курса включает в себя два раздела: «История средних веков» (28 ч.), «История России» (40 ч.) 3 часа резервного времени истории России, используется на изучение «Истории средних веков»
Учебно-тематическое планирование по истории
Класс 6
Учитель
Количество часов:
- всего 68 часов;
- в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков - 3 ч.;
Планирование составлено на основе Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации; авторской программы курса «Всеобщая история. История средних веков» для 6 классов общеобразовательных учреждений (авторы; авторской программы «История России» (авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина).
Учебники
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М: «Просвещение», 2012;
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2009;
-
Дополнительная литература
- Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2011
- История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2007
- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004
- История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня/ М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011
- Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011
- История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: атлас. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
- История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
Учебно-тематическое планирование. История. 6 класс.
История средних веков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(31 урок)
Календарно – тематическое планирование.
Номер урока | Название разделов, тем, уроков. | Кол–во час | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | |
1 | Введение. Живое Средневековье. | 1 | Стр.7-9 | |||
Глава 1. Становление Средневековой Европы (VI-ХIвека) (5ч.)
| ||||||
2 | Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. | 1 | 1 | |||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | ||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | ||||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IХ-ХI веках . | 1 | ||||
6 | Англия в раннее средневековье | 1 | ||||
Глава 2. Тысяча лет Византийской истории (3ч.)
| ||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | ||||
8 | Культура Византии. | 1 | ||||
9 | Образование славянских государств | 1 | ||||
Глава 3. Арабы в VI-ХIвеках. (2ч.)
| ||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | ||||
11 | Культура стран халифата. | 1 | ||||
Глава 4. Феодалы и крестьяне (2ч.)
| ||||||
12 | Средневековая деревня и её обитатели | 1 | ||||
13 | В рыцарском замке. | 1 | ||||
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европы. (3ч.) | ||||||
14 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | ||||
15 | Торговля в Средние века. | 1 | ||||
16 | Горожане и их образ жизни. | 1 | ||||
Глава 6. Католическая церковь в ХI-ХIII веках. Крестовые походы. ( 2 ч. )
| ||||||
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.. | 1 | ||||
18 | Крестовые походы. | 1 | ||||
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI-ХV века)(6 ч.)
| ||||||
19 | Как происходило объединение Франции. | 1 | ||||
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | ||||
21 | Столетняя война. | 1 | ||||
22 | Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии. | 1 | ||||
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | ||||
24 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в ХII-ХV веках | |||||
Глава 8. Славянские государства и Византия в ХIV-ХV веках. (2 ч.)
| ||||||
25 | Гуситское движение в Чехии . | 1 | ||||
26 | Завоевание турками –османами Балканского полуострова. | 1 | ||||
Глава 9. Культура Западной Европы в средние века (3ч.) | ||||||
27 | Образование и философия. Средневековая литература. | 1 | ||||
28 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | ||||
29 | Научные открытия и изобретения | 1 | ||||
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века(2ч.) | ||||||
30 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | |||||
31 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | |||||
Обобщающее повторение |
История России – 30 ч.
Номер урока | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1 | Введение | Цели и задачи предмета история. | ||||
2 | Восточные славяне | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. | 1 | §1 | 24.12. | |
3 | Соседи восточных славян | Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | 1 | §2 | 26.12. | |
4 | Формирование Древнерусского государства | Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. образование государственных центров. Образование Древнерусского государства, его внутренняя организация. | 1 | §3 | 14.01. | |
5 | Первые киевские князья | Деятельность князя Игоря. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава | 1 | §4 | 16.01. | |
6 | Владимир Святославович. Принятие христианства | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. | 1 | §5 | 21.01. | |
7 | Расцвет Древнерусского государства | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. | 1 | §6 | 23.01. | |
8 | Культура Древней Руси | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | 1 | §7 | 28.01. | |
9 | Быт и нравы Древней Руси | Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда | 1 | §8 | 30.01. | |
10 | Итоговое занятие по главе 1 | Тестирование | 1 | 4.02. |
Глава 1. Русь Древняя – 9 ч.
Глава 2. Политическая раздробленность на Руси – 9 ч.
11 | Начало раздробления Древнерусского государства | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности | 1 | §9 | 6.02. | |
12-13 | Главные политические центры Руси | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество. | 2 | §10-11 | 11.02. 13.02. | |
14-15 | Нашествие с Востока | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | §12 | 18.02. | ||
16-17 | Борьба Руси с западными завоевателями | Походы шведов. Походы крестоносцев. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. | 2 | §13 | 20.02. | |
18 | Русь и Золотая Орда | Основание Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества | 1 | §14 | 27.02. | |
19 | Русь и Литва | Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | 1 | §15 | 3.03. | |
20 | Культура русских земель в XII – XIII веках | Особенности культуры 12-13 веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру | 1 | §16 | 5.03. | |
21 | Итоговое занятие по главе 2 | Тестирование | 1 | 10.03. |
Глава 3. Русь Московская – 11 ч.
22 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | 1 | §17 | 12.03. | |
23-24 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. | 2 | §18 | 17.03. | |
25 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – начале XV века | Василий I. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей. | 1 | §19 | 19.03. | |
26 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества | Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. | 1 | §20 | 2.04. | |
27 | Московское государство в конце XV – начале XVI века | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества | 1 | §21 | 7.04. | |
28 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – Третий Рим». | 1 | §22 | 9.04. | |
30 | Реформы Избранной рады | Боярское правление. Иван IV Грозный. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. | 1 | §23 | 14.04. | |
31-32 | Внешняя политика Ивана IV | Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Ливонская война. | 2 | §24 | 16.04. | |
33-34 | Опричнина | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного | 2 | §25 | 21.04. | |
35 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках | Особенности развития русской культуры в 14-16 веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература 14-15 веков. Развитие литературы 16 века. | 1 | §26 | 23.04. | |
36 | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Быт XV – XVI веков | Зодчество в 14-15 веках. Архитектура Московского государства в 16 веке. Русская живопись 16 века. Феофан Грек. Русская живопись 15-16 веков. Андрей Рублев. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | 1 | §27-28 | 28.04. | |
37 | Контрольное занятие за курс “История России. 6 класс”. | Тестирование, исторический диктант | 1 | 30.04. | ||
38-40 | резерв | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 5 классах общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по технологии в 5 общеобразовательных классах. Составлена в соответствии с программой Симоненко В.Д., Хохлова М.В. и др. ...
Рабочая программа по технологии для 6 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по технологии для 6 классов общеобразовательных учреждений. Составлена в соответствии с программой Симоненко В.Д., Хохлова М.В. и др. Технология: Программы начального и основног...
Рабочая программа по химии для 8 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана учителя для 8 класса по УМК О.С.Габриеляна....
Программа курса «История» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Программа курса «История» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа курса английского языка для 7класса общеобразовательных учреждений к УМК " Английский язык " О.В. Афанасьева , И.В. Михеева
Рабочая программа составлена по ФГОСТ...