Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Плотников Павел Иванович
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Всеобщая история. 6 класс»; видеофильмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_dlya_6_kl..docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации

Пояснительная записка.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  «Всеобщая история. 6 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 6 классе.

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий  истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.

Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Сравнивать оценки исторических событий, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

● коммуникативной компетенцией;

● смыслопоисковой компетенцией;

● компетенцией личностного саморазвития;

● информационно-поисковой;

● рефлексивной компетенцией;

● учебно-познавательной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Программа курса включает в себя два  раздела: «История средних веков» (28 ч.), «История России» (40 ч.) 3 часа резервного времени истории России, используется на изучение «Истории средних веков»

Учебно-тематическое планирование   по истории

Класс        6

Учитель    

Количество часов:

- всего  68 часов;  

- в неделю  2 час.

Плановых контрольных уроков -  3  ч.;

Планирование составлено на основе  Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;  авторской программы курса «Всеобщая история. История средних веков» для 6 классов общеобразовательных учреждений  (авторы; авторской программы «История России» (авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина).

Учебники  

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М: «Просвещение», 2012;

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI  века: 6 кл.: учеб. для  общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2009;

-

Дополнительная литература

- Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2011

- История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2007

- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004

- История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня/ М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011

- Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011

- История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: атлас. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

- История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

Учебно-тематическое планирование. История. 6 класс.

История средних веков

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

(31 урок)

 

Календарно – тематическое планирование.

Номер урока

Название разделов, тем, уроков.

Кол–во час

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

1

Введение. Живое Средневековье.

1

Стр.7-9

 

Глава 1. Становление Средневековой Европы (VI-ХIвека) (5ч.)

 

2

Образование Варварских королевств. Государство франков в  VI-VIII веках.

1

        1

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IХ-ХI веках .

1

6

Англия в раннее средневековье

1

 

Глава 2. Тысяча лет Византийской  истории (3ч.)

 

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

8

Культура Византии.

1

9

Образование славянских государств

1

 

Глава 3. Арабы в VI-ХIвеках.  (2ч.)

 

10

Возникновение ислама. Арабский  халифат и его распад.

1

11

Культура стран халифата.

1

 

Глава 4.  Феодалы и крестьяне (2ч.)

 

12

Средневековая деревня и её обитатели

1

13

В рыцарском замке.

1

 

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европы. (3ч.)

14

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

1

15

Торговля в Средние века.

1

16

Горожане и их образ жизни.

1

Глава 6. Католическая церковь в ХI-ХIII веках. Крестовые походы. ( 2 ч. )

 

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики..

1

18

 Крестовые походы.

1

 

Глава 7.  Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI-ХV века)(6 ч.)

 

19

Как происходило объединение Франции.

1

20

Что англичане считают началом своих свобод

1

21

Столетняя война.

1

22

Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии.

1

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

24

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в ХII-ХV веках

 

 Глава 8. Славянские государства и Византия в ХIV-ХV веках. (2 ч.)

 

25

Гуситское движение в Чехии .

1

26

 Завоевание турками –османами Балканского полуострова.

 1 

Глава 9. Культура Западной Европы в средние века (3ч.)

27

Образование и философия. Средневековая литература.

1

28

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

29

Научные открытия и изобретения

1

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века(2ч.)

30

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

31

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Обобщающее повторение

История России – 30 ч.

Номер урока

Тема урока

Содержание урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

Дата

план

Дата

факт

1

Введение

Цели и задачи предмета история.

2

Восточные славяне

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление.

1

§1

24.12.

3

Соседи восточных славян

Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

1

§2

26.12.

4

Формирование Древнерусского государства

Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. образование государственных центров. Образование Древнерусского государства, его внутренняя организация.

1

§3

14.01.

5

Первые киевские князья

Деятельность князя Игоря. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава

1

§4

16.01.

6

Владимир Святославович. Принятие христианства

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

1

§5

21.01.

7

Расцвет Древнерусского государства

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

1

§6

23.01.

8

Культура Древней Руси

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

1

§7

28.01.

9

Быт и нравы Древней Руси

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда

       1

§8

30.01.

10

Итоговое занятие по главе 1

Тестирование

1

4.02.

Глава 1. Русь Древняя – 9 ч.

Глава 2. Политическая раздробленность на Руси – 9 ч.

11

Начало раздробления Древнерусского государства

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности

1

§9

6.02.

12-13

Главные политические центры Руси

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.

2

§10-11

11.02.

13.02.

14-15

Нашествие с Востока

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

§12

18.02.

16-17

Борьба Руси с западными завоевателями

Походы шведов. Походы крестоносцев. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.

2

§13

20.02.

18

Русь и Золотая Орда

Основание Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества

1

§14

27.02.

19

Русь и Литва

Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

1

§15

3.03.

20

Культура русских земель в XII – XIII веках

Особенности культуры 12-13 веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру

1

§16

5.03.

21

Итоговое занятие по главе  2

Тестирование

1

10.03.

Глава 3. Русь Московская – 11 ч.

22

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

1

§17

12.03.

23-24

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

2

§18

17.03.

25

Московское княжество и его соседи в конце XIV – начале XV века

Василий I. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

1

§19

19.03.

26

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

1

§20

2.04.

27

Московское государство в конце XV – начале XVI века

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества

1

§21

7.04.

28

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – Третий Рим».

1

§22

9.04.

30

Реформы Избранной рады

Боярское правление. Иван IV Грозный. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.

1

§23

14.04.

31-32

Внешняя политика Ивана IV

Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Ливонская война.

2

§24

16.04.

33-34

Опричнина

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного

2

§25

21.04.

35

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках

Особенности развития русской культуры в 14-16 веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература 14-15 веков. Развитие литературы 16 века.

1

§26

23.04.

36

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Быт  XV – XVI веков

Зодчество в 14-15 веках. Архитектура Московского государства в 16 веке. Русская живопись 16 века. Феофан Грек. Русская живопись 15-16 веков. Андрей Рублев. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

1

§27-28

28.04.

37

Контрольное занятие за курс “История России. 6 класс”.

Тестирование, исторический диктант

1

30.04.

38-40

резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 5 классах общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по технологии в 5 общеобразовательных классах. Составлена в соответствии с программой Симоненко В.Д., Хохлова М.В.  и др.             ...

Рабочая программа по технологии для 6 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по технологии для 6 классов общеобразовательных учреждений. Составлена в соответствии с программой Симоненко В.Д., Хохлова М.В. и др. Технология: Программы начального и основног...

Рабочая программа по химии для 8 класса общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана учителя для 8 класса по УМК О.С.Габриеляна....

Программа курса «История» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Программа курса «История» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...