Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме

Убушуев Мингиян Николаевич

Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока истории в 11 классе

на тему:

«Герои Отечественной войны 1812 года.

Взгляд из будущего»

Автор Убушуев Мингиян Николаевич,

учитель истории и обществознания

МОКУ «Партизанская СОШ»

села Троицкое Республики Калмыкия

Пояснительная записка

        В  русле поиска современных подходов к обучению как процесса познания окружающего мира я выбираю путь преодоления незнания, совершаемый педагогом и учеником в сотрудничестве.

        Представленный вашему вниманию урок истории на тему «Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд на будущее» ставит своей целью формирование осознанного интереса к изучению истории путем решения проблемных задач через интеграцию исторических событий и оценку исторической личности. Задачами урока являются:

1) формирование умения анализировать полученные знания и делать выводы;

2) развитие критического исторического мышления;

3) отработка навыков групповой и парной работы;

4) совершенствование монологической речи учащихся;

5) воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

        На уроке мною использовано оборудование, требуемое ИКТ.

        Форма: урок-исследование; вид урока: нетрадиционный. Форма урока наиболее целесообразна для развития таких ключевых компетенций, как учебно-познавательные и информационные.

        Данный урок представляет собой сочетание элементов трех инновационных технологий: ИКТ, ТВУ, технологии парного и группового обучения. Кроме того, мною использованы элементы технологии «Пишем учебник истории»  и здоровьесберегающих технологий.      

  Этапы урока выстроены в соответствии с технологией встречных усилий:

Оргмомент.

Погружение в тему.

Постановка учебной цели.

Повторительно - обобщающий этап.

Виртуальная экскурсия.

Мини – исследование.

Экскурсия в прошлое.

Сотворчество.

Рефлексивный этап и оценка деятельности.

        Контрольно-подготовительный этап состоит из четырех микромодулей, направляющих исследовательскую деятельность учащихся, которая, в свою очередь, включает в себя выполнение заданий частично поискового характера и решение проблемных задач.

        Структура урока в соответствии с ТВУ является кольцевой: в конце урока обязательно возвращение к его началу.

        Виды деятельности на уроке использованы разнообразные: репродуктивная, частично поисковая, исследовательская.

        Методы, позволяющие максимально достичь цели урока, мною выбраны следующие: словесный, наглядно-демонстрационный, аудио-визуальный.

        Распределение рабочего времени обусловлено содержанием и формой урока: собственно исследованию посвящено около 80% времени.

        Решению воспитательных задач способствует использование национально-регионального компонента, что и было продемонстрировано на уроке. Использование материала о героях – калмыках Отечественной войны 1812 года  не случайно: учащиеся должны знать историю калмыцкого народа, его героев, т.к. история калмыцкого народа неразрывно связана с историей России.

        Для предупреждения переутомления учащихся и в целях сохранения их здоровья,  на уроке   я использовал различные методы обучения, частую смену видов деятельности учащихся, физкультминутку и гимнастику для глаз.

        Результатами данного урока можно считать полное совпадение их с предполагаемыми результатами:

-развивая исследовательские навыки, повторить изученное о героях Отечественной войны 1812 года;

-воспитание интереса к изучению истории родного края.

Кроме того, одним из немаловажных результатов данного урока можно считать развитие в учащихся таких ключевых компетенций, как коммуникативные и общекультурные.

План урока

Цель урока: интерпретация событий Отечественной войны 1812 года путем оценки роли личности в истории.

Задачи урока: - совершенствование умения интерпретировать исторические события;

                      - развитие исторического мышления;

                      - воспитание интереса к изучению истории России и Калмыкии;

                      - формирование чувства гражданственности и патриотизма;

                      - совершенствование монологической речи учащихся.

Вид урока: урок-интерпретация

Оборудование: - раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями);

                        - мультимедийная презентация «Герои Отечественной войны 1812 года»;

                        - интерактивная доска;

                        - компьютер;

                        - проектор

Ход урока.

Организационный момент.

Введение в тему (подготовительный этап).

- Анализ эпиграфа

«Все люди участвуют в создании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть безобразной». Ж.Леметр.

Вывод: человек – творец истории.

III.      Постановка учебной цели.

Формулировка цели для учащихся: попытаться доказать или опровергнуть эту идею на примере событий Отечественной войны 1812.

IV.     Повторительно-обобщающий этап.

Работа с интерактивной доской (Задания выполняются отдельными учениками самостоятельно с последующей проверкой).

Задание 1. Решить кроссворд

Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах.

Российский император, взошедший на престол в 1801 году.

Место соединения 1-й и 2-й русских армий.

Главнокомандующий русской армией, ученик и соратник А.В.Суворова.

Известный поэт-партизан, друг А.С.Пушкина.

После занятия французами Москвы он с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика и добывал ценные сведения.

Один из народов России, поднявшийся на защиту Родины в 1812 году.

Задание 2. Историческая задача (Соотнести основные события и даты Отечественной войны 1812 года).

12 июня 1812 года          а) вторжение французской армии на территорию России

22 июля 1812 года          б) соединение 1-й и 2-й армий у Смоленска

август 1812 года             в) назначение Кутузова главнокомандующим

26 августа 1812 года       г) Бородинское сражение

2 сентября 1812 года      д) военный совет в Филях

6 января 1813 года   е) манифест Александра I об окончании Отечественной                         войны

Устный опрос.

- Почему война 1812 года против наполеоновской армии вошла в историю под названием «Отечественной»?

- Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией.

- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава французской и российской армий?

- Сопоставить события Отечественной войны 1812 года с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вывод: Отечественная война 1812 года – одно из значимых событий российской истории.

Проверка выполнения работ у доски.

V.     Сотворчество.

Посещение виртуальной картинной галереи.

На слайдах – портреты героев Отечественной  войны 1812 года с их словами о событиях того времени, личном отношении к происходящему:

 Александр I: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем».

М.И.Кутузов: «Главное на крепость взять, а войну выиграть».

Денис Давыдов: «Я рожден для рокового 1812 года…»

Герасим Курин: «Чем народ на подмогу ему,  Кутузову, встать может?» 

«…по собственному желанию и усердию к Отечеству…»

- Как характеризуют героев эти слова?

VI.    Мини-исследование.

Разделившись на группы и используя материалы виртуальной картинной галереи и полученные карточки с характеристиками героев, данными их современниками, писателями, историками, дать свою обобщенную характеристику исторических персонажей: Александра I, М.И.Кутузова, Д.В.Давыдова, Г.М.Курина.

Одновременно предлагается индивидуальное задание: интерпретировать похожие поступки двух императоров – отъезд Александра I накануне битвы под Смоленском и бегство Наполеона из Москвы в Париж. Данное задание интересно тем, что учащиеся путем анализа поступков героев приходят к выводу, что один и тот же поступок можно оценить по-разному, следовательно, любое историческое событие – это возможность интерпретации.

Вывод: историю создают сильные личности, но, в первую очередь, это все-таки обычные люди, такие же, как мы, сомневающиеся, ошибающиеся, переживающие свои неудачи. 

V.   Слайд-шоу «Калмыки в Отечественной войне 1812 года»

По достоинству оценив вклад наших героев в достижение победы в Отечественной войне, мы не должны забывать еще об одной особенности этого события: все народы России поднялись на ее защиту. Не остался в стороне и калмыцкий народ. Сохранились многочисленные свидетельства героизма и мужества, отваги и бесстрашия калмыцких воинов – участников Отечественной войны 1812 года: Джамба Тундутов, Середжаб Тюмень, Амхай Намкаев, Мукукен Монигов и другие.

Вывод: Отечественная война – урок единства и согласия.

VI. Подведение итога урока.

Творческий этап.

Сегодня мы с вами попытаемся внести свой маленький вклад в создание нашей истории.

Составление рубрики «Главное» по теме для учебника истории.

«Письмо в будущее»: что бы вы хотели сообщить о своем поколении своим потомкам.

Первое задание формирует в учащихся умение выбирать главное из большого количества материала, а второе в дополнение к этому развивает их творческие способности.

Возвращение к началу.

Анализ эпиграфа. Можете ли вы что-то добавить к тому, что говорили по поводу высказывания Леметра в начале урока?

VII. Завершающий этап и оценивание работы учащихся.

VIII. Рефлексия.

Закончить предложение «Сегодняшний урок истории для меня…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отечественная война 1812 года. Взгляд из XXI века"

Материал статьи освещает  отношение к войне 1812 года в разных слоях общества, рассказывает о неоднозначном поведении народа во время нашествия французов. Используется краеведческий материал о зе...

Урок мужества "Отечественная война 1812 года»

Задачи:- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к ...

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Презентация к уроку "Великая Отечественная война 1812 года" 10 класс

Презентация к уроку "Великая Отечтсетвенная война 1812 года" 10 класс...

Урок истории "Отечественная война 1812 года!

Урок технологии развития критического мышления.  Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использо...