Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме
Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii.docx | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока истории в 11 классе
на тему:
«Герои Отечественной войны 1812 года.
Взгляд из будущего»
Автор Убушуев Мингиян Николаевич,
учитель истории и обществознания
МОКУ «Партизанская СОШ»
села Троицкое Республики Калмыкия
Пояснительная записка
В русле поиска современных подходов к обучению как процесса познания окружающего мира я выбираю путь преодоления незнания, совершаемый педагогом и учеником в сотрудничестве.
Представленный вашему вниманию урок истории на тему «Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд на будущее» ставит своей целью формирование осознанного интереса к изучению истории путем решения проблемных задач через интеграцию исторических событий и оценку исторической личности. Задачами урока являются:
1) формирование умения анализировать полученные знания и делать выводы;
2) развитие критического исторического мышления;
3) отработка навыков групповой и парной работы;
4) совершенствование монологической речи учащихся;
5) воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
На уроке мною использовано оборудование, требуемое ИКТ.
Форма: урок-исследование; вид урока: нетрадиционный. Форма урока наиболее целесообразна для развития таких ключевых компетенций, как учебно-познавательные и информационные.
Данный урок представляет собой сочетание элементов трех инновационных технологий: ИКТ, ТВУ, технологии парного и группового обучения. Кроме того, мною использованы элементы технологии «Пишем учебник истории» и здоровьесберегающих технологий.
Этапы урока выстроены в соответствии с технологией встречных усилий:
Оргмомент.
Погружение в тему.
Постановка учебной цели.
Повторительно - обобщающий этап.
Виртуальная экскурсия.
Мини – исследование.
Экскурсия в прошлое.
Сотворчество.
Рефлексивный этап и оценка деятельности.
Контрольно-подготовительный этап состоит из четырех микромодулей, направляющих исследовательскую деятельность учащихся, которая, в свою очередь, включает в себя выполнение заданий частично поискового характера и решение проблемных задач.
Структура урока в соответствии с ТВУ является кольцевой: в конце урока обязательно возвращение к его началу.
Виды деятельности на уроке использованы разнообразные: репродуктивная, частично поисковая, исследовательская.
Методы, позволяющие максимально достичь цели урока, мною выбраны следующие: словесный, наглядно-демонстрационный, аудио-визуальный.
Распределение рабочего времени обусловлено содержанием и формой урока: собственно исследованию посвящено около 80% времени.
Решению воспитательных задач способствует использование национально-регионального компонента, что и было продемонстрировано на уроке. Использование материала о героях – калмыках Отечественной войны 1812 года не случайно: учащиеся должны знать историю калмыцкого народа, его героев, т.к. история калмыцкого народа неразрывно связана с историей России.
Для предупреждения переутомления учащихся и в целях сохранения их здоровья, на уроке я использовал различные методы обучения, частую смену видов деятельности учащихся, физкультминутку и гимнастику для глаз.
Результатами данного урока можно считать полное совпадение их с предполагаемыми результатами:
-развивая исследовательские навыки, повторить изученное о героях Отечественной войны 1812 года;
-воспитание интереса к изучению истории родного края.
Кроме того, одним из немаловажных результатов данного урока можно считать развитие в учащихся таких ключевых компетенций, как коммуникативные и общекультурные.
План урока
Цель урока: интерпретация событий Отечественной войны 1812 года путем оценки роли личности в истории.
Задачи урока: - совершенствование умения интерпретировать исторические события;
- развитие исторического мышления;
- воспитание интереса к изучению истории России и Калмыкии;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма;
- совершенствование монологической речи учащихся.
Вид урока: урок-интерпретация
Оборудование: - раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями);
- мультимедийная презентация «Герои Отечественной войны 1812 года»;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- проектор
Ход урока.
Организационный момент.
Введение в тему (подготовительный этап).
- Анализ эпиграфа
«Все люди участвуют в создании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть безобразной». Ж.Леметр.
Вывод: человек – творец истории.
III. Постановка учебной цели.
Формулировка цели для учащихся: попытаться доказать или опровергнуть эту идею на примере событий Отечественной войны 1812.
IV. Повторительно-обобщающий этап.
Работа с интерактивной доской (Задания выполняются отдельными учениками самостоятельно с последующей проверкой).
Задание 1. Решить кроссворд
Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах.
Российский император, взошедший на престол в 1801 году.
Место соединения 1-й и 2-й русских армий.
Главнокомандующий русской армией, ученик и соратник А.В.Суворова.
Известный поэт-партизан, друг А.С.Пушкина.
После занятия французами Москвы он с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика и добывал ценные сведения.
Один из народов России, поднявшийся на защиту Родины в 1812 году.
Задание 2. Историческая задача (Соотнести основные события и даты Отечественной войны 1812 года).
12 июня 1812 года а) вторжение французской армии на территорию России
22 июля 1812 года б) соединение 1-й и 2-й армий у Смоленска
август 1812 года в) назначение Кутузова главнокомандующим
26 августа 1812 года г) Бородинское сражение
2 сентября 1812 года д) военный совет в Филях
6 января 1813 года е) манифест Александра I об окончании Отечественной войны
Устный опрос.
- Почему война 1812 года против наполеоновской армии вошла в историю под названием «Отечественной»?
- Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией.
- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава французской и российской армий?
- Сопоставить события Отечественной войны 1812 года с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Вывод: Отечественная война 1812 года – одно из значимых событий российской истории.
Проверка выполнения работ у доски.
V. Сотворчество.
Посещение виртуальной картинной галереи.
На слайдах – портреты героев Отечественной войны 1812 года с их словами о событиях того времени, личном отношении к происходящему:
Александр I: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем».
М.И.Кутузов: «Главное на крепость взять, а войну выиграть».
Денис Давыдов: «Я рожден для рокового 1812 года…»
Герасим Курин: «Чем народ на подмогу ему, Кутузову, встать может?»
«…по собственному желанию и усердию к Отечеству…»
- Как характеризуют героев эти слова?
VI. Мини-исследование.
Разделившись на группы и используя материалы виртуальной картинной галереи и полученные карточки с характеристиками героев, данными их современниками, писателями, историками, дать свою обобщенную характеристику исторических персонажей: Александра I, М.И.Кутузова, Д.В.Давыдова, Г.М.Курина.
Одновременно предлагается индивидуальное задание: интерпретировать похожие поступки двух императоров – отъезд Александра I накануне битвы под Смоленском и бегство Наполеона из Москвы в Париж. Данное задание интересно тем, что учащиеся путем анализа поступков героев приходят к выводу, что один и тот же поступок можно оценить по-разному, следовательно, любое историческое событие – это возможность интерпретации.
Вывод: историю создают сильные личности, но, в первую очередь, это все-таки обычные люди, такие же, как мы, сомневающиеся, ошибающиеся, переживающие свои неудачи.
V. Слайд-шоу «Калмыки в Отечественной войне 1812 года»
По достоинству оценив вклад наших героев в достижение победы в Отечественной войне, мы не должны забывать еще об одной особенности этого события: все народы России поднялись на ее защиту. Не остался в стороне и калмыцкий народ. Сохранились многочисленные свидетельства героизма и мужества, отваги и бесстрашия калмыцких воинов – участников Отечественной войны 1812 года: Джамба Тундутов, Середжаб Тюмень, Амхай Намкаев, Мукукен Монигов и другие.
Вывод: Отечественная война – урок единства и согласия.
VI. Подведение итога урока.
Творческий этап.
Сегодня мы с вами попытаемся внести свой маленький вклад в создание нашей истории.
Составление рубрики «Главное» по теме для учебника истории.
«Письмо в будущее»: что бы вы хотели сообщить о своем поколении своим потомкам.
Первое задание формирует в учащихся умение выбирать главное из большого количества материала, а второе в дополнение к этому развивает их творческие способности.
Возвращение к началу.
Анализ эпиграфа. Можете ли вы что-то добавить к тому, что говорили по поводу высказывания Леметра в начале урока?
VII. Завершающий этап и оценивание работы учащихся.
VIII. Рефлексия.
Закончить предложение «Сегодняшний урок истории для меня…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Отечественная война 1812 года. Взгляд из XXI века"
Материал статьи освещает отношение к войне 1812 года в разных слоях общества, рассказывает о неоднозначном поведении народа во время нашествия французов. Используется краеведческий материал о зе...
Урок мужества "Отечественная война 1812 года»
Задачи:- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к ...
Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года
«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...
Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва
Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...
План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»
Приводится план-конспект урока истории в 8 классе с использованием групповой формы обучения с элементами ролевой игры...
Презентация к уроку "Великая Отечественная война 1812 года" 10 класс
Презентация к уроку "Великая Отечтсетвенная война 1812 года" 10 класс...
Урок истории "Отечественная война 1812 года!
Урок технологии развития критического мышления. Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использо...