РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 КЛАСС
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Слепцова Марина Николаевна

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_ist7_klass.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

рабочая программа по истории 7 класс. учитель- Слепцова М.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа № 1 с. Анучино

Рассмотрено на заседании методсовета

Протокол № ______от «____»______2012

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР




М.А.Шульц

«____»______2012

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

М.Н. Слепцова

«____»______2012

Рабочая  программа    

по истории    7 класса

на 2011-2012 учебный год

Учитель истории и обществознания ВКК

 Слепцова М.Н. 

(Программа составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,  Приказом   Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011/12 учебный год», программой «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006)

Рассмотрено на заседании

КМО учителей гуманитарного цикла.

Протокол № ________

от «____»___________________2012г.

Руководитель КМО

учителей гуманитарного цикла:

_________________/./

2012 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе   по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.

УМК:

- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2007.

- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.

- Настенные исторические карты

- Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

Основные цели курса:

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.  За период изучения курса контроль уровня качества знаний учащихся будет проходить в виде тренингов, тестов, фронтальных опросов, а также в виде докладов, тематических работ, рефератов и творческих заданий.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА:

ИСТОРИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XVI –ХVIII вв.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Россия в XVII в

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

 Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения истории ученик должен:

1) знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XVI - XVIII в. и выдающихся деятелей истории;

2) знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

3) знать изученные виды исторических источников;

4) уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

5) уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

6) уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

7) владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

8) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

9) использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

10) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

11) объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

12) уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

13) группировать исторические явления и события по заданному признаку;

14) уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;

15) выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

16) определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

17) объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XVI - XVIII в., достижениям культуры;

18) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

19) уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

Методическое обеспечение (учебники, самостоятельные и контрольные работы, рабочие тетради, контурные карты, атласы).

 1.Учебники: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI- XVIII век. М., Просвещение, 2005

 2.Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI – XVIII веков: 7-й кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI – XVIII век. 7 класс»/С.В. Агафонов. – М.: Экзамен, 2006.                                                                                                                                                              

 3.Тесты по истории: 7 класс: к учебнику   А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI – XVIII век. 7 класс»/Т.П. Андреевская: М.: Издательство «Экзамен»,2006.                                                                                                                                                               4.Дидактические материалы по истории  России XVI – XVIII веков: 7-й кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI – XVIII век. 7 класс»/В.В. Шаповал. – М.: Экзамен, 2006

 5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. Конец XVI –XVIII век. М., Просвещение, 2006.

№ п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

планируемая

проведения

1.

Вводное занятие

История, первоисточник

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Тестирование по курсу истории 9-15 веков

2.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Опричнина,

Уметь доказывать и опровергать,  чтение исторических карт.

беседа

3.

Смута

Смута, интервенция, 

Определение причинно – следственных связей

Ответы на вопросы, творческое задание

4.

Окончание Смутного времени

народное ополчение, интервенция, Земский собор, самозванчество

Самостоятельная проверка получаемого результата.

Тест

5.

Новые явления в экономике.

мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, всероссийский рынок, промышленник, наемный труд

Составление плана по тексту и его запись

6.

Основные сословия российского общества.

Феодалы, дворянство, боярство, местни-чество, барщина, оброк, белые слободы, владельческие крестья-не, черносошные крестьяне

Оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Развернутый вопрос

7.

Политическое развитие страны

Стан, волость, воевода,  самодержавие, крепостничество

Определение причинно – следственных,  межпредметных связей

Исторический диктант

8.

Власть и церковь: церковный раскол.

Церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

Установление межпредметных связей,  выслушивать и объективно оценивать другого.

9.

Народные движения

Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать

Письменное задание

10.

Внешняя политика

Выписка нужных материалов из текста

Беседа

11.

Образование и культура в XVII веке

Сатира, биографии-ческая повесть, бытовой и портретный жанр, «московское барокко».

Составление хронологических таблиц, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

12.

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Парча, тафта, отопление избы «по- черному», изразцы.

Составление плана по тексту и его запись

Тест

13.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать

Дискуссия, тест

14.

Предпосылки петровских преобразований

Реформа, регентство, модернизация, полки «иноземного строя»

Составление хронологических таблиц

Беседа

15.

Петр I. Россия на рубеже веков.

Гвардия

Правильное применение счета лет, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Письменное задание

16.

Северная война 1700-1721 гг.

Чтение исторической карты, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Тест

17.

Реформы Петра I.

Коллегия, ранг, «регулярные граждане», «подлые граждане», аристократия.

Уметь вести дискуссию, диалог,  участие в дискуссии

Устный опрос

18.

Экономика России в  первой четверти XVIII  века.

Протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, подушная подать, ремесленные цехи, валюта, ярмарка, торговый устав

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

19.

Народные движения первой четверти XVIII века.

Казаки, старообрядцы,  «прелестные грамоты», «работные люди», отходники

Выписка нужных материалов из текста,  чтение исторической карты

беседа

20.

Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII  века.

Канты, гаврюра, ассамблеи, клавикорды.

Составление плана по тексту и его запись

Устный опрос

21.

Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII  века.

Канты, гаврюра, ассамблеи, клавикорды.

Составление плана по тексту и его запись

Устный опрос

22.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия при Петре I»

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Контрольная работа

23.

Дворцовые перевороты

Фаворит, кондиции, верховники, регент, дворцовые перевороты

Составление характеристик  исторических деятелей

Беседа

24.

Дворцовые перевороты

Фаворит, кондиции, верховники, регент, дворцовые перевороты

Составление характеристик  исторических деятелей

Беседа

25.

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

Абсолютизм, откуп, подряд, гай дамаки.

Уметь доказывать и опровергать,  чтение исторических карт.

Тест

26.

Внешняя политика в 1725-1762 гг.

Жуз, коалиция

Формулировать проблемные вопросы

Устный опрос

27

Внутренняя политика Екатерины II

Каторга, монополия, секуляризация, «про-свещенный абсолю-тизм», межевание., привилегии

Организовывать деятельность в  парах,  уметь вести диалог

Письменное задание

28

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Самоуправление, «пре-лестные грамоты», «пу-гачевщина»,  бурлаки

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

29

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

Крестьяне-отходники, общество, займ, ассигнации, капитал

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Тест

30

Внешняя политика Екатерины II.

Нейтралитет, коалиция, суверенитет, эскадра, буферное государство

Установление межпредметных связей

Дискуссия

31

Внешняя политика Екатерины II.

Нейтралитет, коалиция, суверенитет, эскадра, буферное государство

Установление межпредметных связей

Дискуссия

32

Россия при Павле I.

«Разжалованная грамота», фаворит, опала.

Формулировать проблемные вопросы

Устный опрос

33

Наука и образование

Обсерватория, академическая экспедиция, водоход, ритор, мортира, регион

Выписка нужных материалов из текста,  установление межпредметных связей.

Беседа

34

Художественная культура

Стиль, барокко, классицизм.

Составлять сложный план

Беседа

35.

Художественная культура

Жанр, сентиментализм

Составлять сложный план

Беседа

36.

Быт и обычаи

Колядки

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Письменное задание

37.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия в 1725-1762 гг.

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Контрольная работа

38.

Итоговое занятие

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...