Исследовательский проект "Они защищали Сталинград"
творческая работа учащихся по истории на тему

Маркелова Ирина Степановна

Проект направлен на исследование судеб участников сталинградской битвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_stalingradu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Владимирской области

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище № 51

Проектно-исследовательская  работа по теме:

«Они защищали Сталинград»

(О наших земляках-участниках Сталинградской битвы).

                                                                                                      Научный руководитель Маркелова И.С.

                                                                                                      Выполнила учащаяся гр. ПК-31 Щеглова Т.

о. Муром

2009г.

План:

1.Введение

2.Анализ

3.Основная часть: Е.В. Лебедев, Рахманин А.Г. – защитники Сталинграда.

4.Заключение

5.Список литературы

  Введение.

2 февраля 2008 года отмечалась 65-я годовщина разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских войск. Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам. Под Сталинградом было положено начало уничтожения фашизма и фашистского государства. Слово «Сталинград» знают во всех странах мира. В некоторых этим словом называли улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносится с чувством уважения и гордости. Пройдут годы, десятилетия, сотни лет, но Сталинград никогда не сотрется со страниц истории.

В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать эту важную для жизни страны транспортную артерию, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть, предрешить успех в битве за Кавказ.

Анализ.

Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающего воздушную тревогу, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Для нас война - история. Но изучая историю Великой Отечественной, войны, думая о том подвиге, который был совершен народом и его вооруженными силами мы делаем прекрасное гражданское дело.

Все меньше остается ветеранов войны. Она и сегодня живет в их сознании и чувствах, а отделять себя от старших мы не только не можем, но и не вправе. В настоящее время в нашем городе проживают шесть участников этой битвы. С двумя из них мы встречались, беседовали. Они рассказали нам об этом событии по своим личным впечатлениям. И это произвело на нас очень сильное впечатление, потому мы и решили взять эту патриотическую тему т.к. наши раздумья о войне, общение с участниками Сталинградской битвы помогли еще больше окрепнуть светлому чувству любви к Родине. 

Основная часть,

Один из участников Сталинградской битвы - наш земляк, подполковник запаса Евгений Викторович Лебедев нам рассказывал, что родился 20 октября 1923 г. в г. Уфе. Восемнадцатилетним пареньком после окончания школы в октябре 1941 года был призван в Армию добровольцем в запасный лыжный полк в г. Кургане, но вследствие обморожения попал в госпиталь, там ему предложили поступить в Таллиннское военно-техническое училище, которое было эвакуировано в г. Тюмень. Из курсантов был сформирован отдельный пулеметный батальон, входивший в состав 284 стрелковой дивизии под командованием подполковника Николая Федоровича Батюка, куда попал Евгений, проучившись три месяца. В июне 1942 года батальон был переброшен под г. Сталинград. Город обороняла 62-я армия под командованием генерал-лейтенанта Василия Ивановича Чуйкова. Тяжело было нашим войскам в Сталинграде, очень тяжело, но они держались, оттягивая на себя громадные силы лучших фашистских армий. Бои шли на подступах к Сталинграду. 23 июня 1942 года немцы произвели первый массированный налет и вплотную приблизились к городу. Сталинград весь был в огне. Горело нефтехранилище — вся нефть вылилась в Волгу и горела трое суток. На третьи сутки батальон через Волгу был переправлен в г. Сталинград и размещен в обороне на Сталинградском заводе «Красный

Октябрь» вблизи рабочего поселка. Рядом проходила железная дорога, которая шла через центр города. Железнодорожная насыпь высотой до пяти метров использовалась немцами как укрепленные огневые точки. Евгений был назначен старшим телефонистом ячейки управления отдельного батальона, должен был налаживать связь между командованием дивизии и батальоном. Вскоре немцы прорвали нашу оборону в районе тракторного завода и взяли город в кольцо. Начались ожесточенные бои с большими потерями с обеих сторон. Немцы обладали большим преимуществом в воздухе и на земле. Они постоянно бомбили правый берег Волги (город протянулся на 60 км вдоль правого берега Волги). Но передовые позиции не бомбили т.к. разделительная полоса между населением и немецкими частями иногда составляла 60-100 метров, зато подвергалась постоянному минометному обстрелу. Впервые дни боев батальон потерял 8 из 24 станковых пулеметов и 1 /3 личного состава. Евгений Викторович вспоминает, что от артиллерийских обстрелов прятались в производственных коммуникациях завода. Спали прямо на земле (сентябрь и октябрь выдались сравнительно теплыми). Питались пшенкой и хлебом из прогорклой муки, т.к. запасы были испорчены, а доставка продуктов была затруднена. На левом берегу Волги стояли наши резервные части, которые стремились не допустить врага к Волге. Там в нескольких км от берега наши «катюши» вели ответный огонь. Потери были огромные: за три месяца боев из 100 человек в живых остались лишь 10-15. Видя, что лобовыми атаками с нашей обороной не справиться, немцы забросили в тыл диверсантов с автоматами, переодетых в форму красноармейцев. Завязался ночной бой, потери с нашей стороны были большими, но батальон все-таки выстоял.

Второй массированный налет на г. Сталинград немцы произвели в сентябре, цель - стереть город с лица земли. Весь город лежал в руинах, госпиталей не было и всех раненых ночами отправляли на баржах на левый берег Волги, но это было очень опасно т.к. немцы пускали осветительные ракеты и открывали прицельный огонь.

Первое ранение Евгений Викторович получил накануне своего Дня рождения 19 октября 1942 г. Он был ранен в левую руку и был отправлен в госпиталь в г. Саратов. Здесь в январе 1943 года он попал в 27 гвардейскую воздушно-десантную дивизию. Вскоре его полк был направлен под г. Старую Руссу на Северо-Западный фронт. Высадились в г. Бологое, им до места назначения оставалось 250 км, днем приходилось прятаться в лесу, а по ночам передвигались пешком, т.к. вся территория была оккупирована, в 25 км от Старой Руссы был получен приказ взять небольшую деревню Козловка. Батальон, в котором служил Евгений Викторович, на 80% состоял из таджиков и узбеков, недавно прибывших для пополнения, поэтому две попытки выбить немцев были неудачными, поэтому был создан штурмовой отряд из 18 человек младшего офицерского состава. Ночью подошли к деревне, но в 40 метрах были обнаружены немцами, которые открыли прицельный пулеметный огонь. Евгению удалось бросить гранату в амбразуру дзота - пулемет заглох, но в этот момент он был ранен снова в левую руку, а рядом тяжело ранило командира. Ему удалось уйти, шинель в нескольких местах была насквозь пробита пулями. Он один из немногих остался в живых, попал в госпиталь в Уфу, к себе на родину. После выздоровления поступил в Ленинградское училище связи, которое было эвакуировано в г. Уральск. По окончанию был направлен в Новосибирск, а в конце 1946 года в Муромское училище связи, где проработал двадцать лет в должности преподавателя электротехники. Награжден Евгений Викторович Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды, медалью за оборону Сталинграда, - которую считает самой дорогой его сердцу.

На общественных началах Евгений Викторович 25 лет руководил организацией ДОСААФ при Муромском институте ВЛГУ. В 70-х годах ему удалось побывать в г. Сталинграде и на Мамаевом Кургане, но своих однополчан не встречал и лишь пять лет назад, когда был приглашен губернатором Владимирской области Н.В. Виноградовым, случайно встретился с одним из 284 стрелковой дивизии.

Сегодня, несмотря на преклонный возраст, Евгений Викторович продолжает работать в институте и занимается в Муромской литературной группе. Он еще и поэт, у него есть несколько стихотворений, посвященных Сталинграду. Вот одно из них

СТАЛИНГРАД

Мой Сталинград - приволжская святыня. Тебе я низко-низко поклонюсь.            Как только я услышу твое имя,         Твоим защитником я снова становлюсь.

Да разве может быть иначе!           Ты был и есть народная любовь,     Тебя мальчишкой защищал - тем паче, В твоей земле осталась моя кровь.

Себя героем Сталинграда не считаю, Все были мы уравнены войной,     Всем нам, я просто полагаю,   Пришлось стоять невидимой стеной.

Что за стена? Откуда брались силы?    И почему ее не видел враг?            Мы взялись за штыки, а не за вилы,     И вел нас в бой Краснознаменный стяг!

Рахманин Александр Гаврилович родился 3 декабря 1923 года в г. Харбине (Манчжурия) в семье рабочего. Его отец Рахманин Гавриил Дадович, по национальности русский, родился в 1899 г. в Амурской области в семье крестьянина-бедняка. С малых лет пошел работать по найму, т.к. семья была большая. Сначала работал в сельском хозяйстве, а затем рабочим-подручным. В Хабаровске поступил кочегаром на пароход, который плавал по Амуру и его притокам. Когда пароход находился в Манчжурии, государственную границу закрыли т.о. уволенный с парохода отец Александра Гавриловича остался за границей, работал садовником у хозяина, дворником в одном из магазинов, поденным рабочим на железной дороге, был несколько месяцев безработным. С 1931 года Управление дороги послало отца чернорабочим на станцию Пограничная. Работал на разъездах и станциях от участка службы пути. В марте 1934 года на одной из станций отец умер. Мать Анна Ниловна, родилась в 1900 г в Читинской области с. Мирсаново в семье крестьянина-бедняка. Пяти лет, лишившись, матери, с ранних лет была отдана в работницы сначала к местным кулакам, а перед революцией 1917 года - к какому-то служащему в г. Читу, который вместе со своей семьей увез ее в город Харбин. После того как хозяева прожили свой капитал, мать была рассчитана. Впоследствии работала прачкой, горничной, кухаркой у разных хозяев в г. Харбине т.к. с родственниками связи не было и не было возможности возвратиться на родину она осталась за границей, там вышла замуж. После смерти мужа, т.е. отца Александра Гавриловича поступила чернорабочей на железную дорогу на станции «Пограничная». В 1935 году после продажи КВЖД вместе с детьми выехала на родину в СССР. В 1932 г. Александр Гаврилович попал учиться в семилетнюю школу детей граждан СССР на станции «Пограничная», а в 1939 г. окончил семь классов и выехал в Читинскую область на родину матери, где стал учиться в восьмом классе. Летом 1940 г. и 1941 г. работал в пионерских лагерях физруком и пионервожатым. В 1941 г. 3 ноября из 10 класса райкомом комсомола был направлен в ряды Советской Армии из Читы в Московскую военную школу

радиоспециалистов, после окончания, которой в составе экипажа радиостанции был направлен на Юго-Западный фронт, где началась нелегкая работа фронтового радиста. Через радиостанцию, командование фронта держало связь со Ставкой Верховного командования, с соседними фронтами, с частями и соединениями фронта. После неудачного наступления Юго-Западного фронта под Харьковом в мае 1942 г. немцы прорвали линию фронта, и нашим войскам пришлось отступить, в войсках были большие потери. 6 июля 1942 г. немецкая авиация сделала налет на город Россош Воронежской области, где стояла радиостанция, находился штаб дивизии. В этот день наши войска стали уходить из города, который частично к концу дня уже заняли немцы. По пути из Россоша к Сталинграду их бомбили немецкие самолеты, особенно на переправах через реки Дон, Хопер и еще какие-то небольшие речушки. В эти дни много техники потеряли наши войска под бомбежками и в болотах.

Под Сталинградом экипаж радиостанции выполнял те же задачи, что и раньше. В начале ноября 1942 г. дивизион получил новую радиостанцию с новейшей радиоаппаратурой. Александра Гавриловича и еще нескольких радистов перевели на новую станцию (все радиостанции у нас, кроме маломощных переносных, были на автомобилях)

«О той военной обстановке, что сложилась тогда у берегов Волги и после окружения немецких войск, написано и показано в кинохрониках и фильмах, поэтому рассказывать мне не приходиться и так все понятно»- говорит Александр Гаврилович. Только скажу, что в нашем дивизионе (в других экипажах были и убитые, и раненые, были и потери техники)». За месяц до окончания уничтожения немецкой группировки фельдмаршала Паульса его радиостанция прошла от Сталинграда через Котельниково по Сальским степям почти до Ростова-на-Дону, выполняя те же задачи по обеспечению связью командования Сталинградского, а затем Южного фронтов.

21 октября 1943 года под городом Орехов Запорожской области он был контужен (перелом левого предплечья, правой ключицы, ушиб груди и

плеча). В начале января 1944 года попал опять в 361 Отдельный Радиодивизион. В июле того же года был назначен на должность старшего радиотелеграфиста.

Александр Гаврилович воевал в Закарпатье, Словакии, Польше, Праге, где и закончился боевой путь его дивизии в составе 4 Украинского фронта. Великая Отечественная война закончилась, начались мирные дни, дни учебы - совершенствования мастерства, к этому времени Александр Гаврилович был радистом первого класса (под Сталинградом ему было присвоено звание ефрейтора, а после освобождения Севастополя — звание сержанта). После войны их дивизион был передислоцирован в г. Краков затем в г. Мысловицы (Силезия), а потом в г. Глейвиц. В середине 1946 года дивизион выслали по железной дороге в Муром, где он встретил свою будущую жену Марию Ивановну, которая работала медсестрой в медсанчасти, Мария Ивановна родилась в 1923 году в с. Борис - Глеб Муромского района в семье крестьянина бедняка. Окончила семилетку и школу медсестер. В 1943 году она была призвана в ряды Советской Армии, работала медсестрой в полевом хирургическом госпитале при 60-й армии. Александр Гаврилович и Мария Ивановна уже более 60 лет вместе. Они воспитали прекрасного сына, у них взрослая внучка. Александр Гаврилович награждён «Орденом Отечественной войны II степени», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над фашистской Германией», «За освобождение Праги».

Заключение.

Великая Отечественная война явилась для нашего города трудным испытанием и уроком. Он дорого заплатил за свою свободу. В ней наш человек шел сквозь огонь сражений, постоянно ощущал дыхание смерти. На войне наша страна потеряла много людей, потери на войне неизбежны, но нашему народу  удалось избежать большей беды. Сегодня с каждым днем все меньше остается ветеранов Великой Отечественной Войны, мы восхищаемся

их характером, их мужеством, их преданностью Родине. Мы, молодые

должны всегда помнить и думать о том, как в дальнейшем не допустить возникновения новой войны. Угроза мировой войны не висит над миром как дамоклов меч, но если Година, позовет молодых встать на ее защиту, большинство из нас будут такими, какими были герои Великой Отечественной войны.

Литература:

Ероним и Тоборко. Великая Отечественная .... (краткая
иллюстрированная
 история войны для юношества) «Молодая Гвардия» -
1975 г.

В.И. Чуйков. О героической обороне Сталинграда. Фонохрестоматия по
истории СССР.

Л.М. Очкасова. Защитник Сталинграда, г. Новая Провинция февраль 2008
г.

Т.К. Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971 г.

И. Мюллер. Вермахт и оккупация (1941-1944 гг.) Пер. с нем. М, 1974 г.

О. Брэдли, Записки солдата. М 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защищаем исследовательскую работу

В данной работе представлен план защиты исследовательской работы, сделаны подсказки - "клише", с помощью которых текст выступления будет строгим, логичным, с широким использованием терминов и специаль...

Исследовательский проект :"Матери Сталинграда"

Цель данного проекта- пополнитьь архив музея школы, приобщить учащихся к легендарному прошлому страны, рассказать о подвиге женщин  в ходе Сталинградской битвы, повысить образовательный  уро...

Презентация. " Внеурочная деятельность обучаемых как инструмент развития самостоятельной творческой,познавательной и проектоной деятельности в рамках ФГОС

Презентация из опыта рабрты по организации внеурочной деятельности обучаемых согласно требований ФГОС второго поколения....

Исследовательская работа «Есть такая профессия – Родину защищать»

Уважаемые коллеги предлагаю вам работу своей учкницы, теперь уже выпускницы Пеленис Влады.Может быть кому - то она пригодится для проведения урока "Мужества" или мероприятия по патриотическо...

Скъоладзауты проектон куыст ирон литературæй урокты

quot;Проект" – бæлвырд куыстытæ, документтæ æмæ текстты иудзинад; предмет, объект кæнæ теоретикон продукт саразыны фæнд. Кæддæриддæр баст у сфæлдыстадон куыстимæ....

Учебно-исследовательский проект «Они защищали Родину»

Скоро весь мир будет отмечать 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе была проведена большая подготовительная работа к празднованию Дня Победы. Гражданско-патриотическая работа, п...