Исследовательский проект :"Матери Сталинграда"
проект по теме

Цель данного проекта- пополнитьь архив музея школы, приобщить учащихся к легендарному прошлому страны, рассказать о подвиге женщин  в ходе Сталинградской битвы, повысить образовательный  уровень. В результате поисковой работы в музей переданы материалы семейных архивов, разработана экскурсия "Матери Сталинграда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_materi_stalingrada.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2, г. Волжский Волгоградская область

Исследовательский проект: " Матери Сталинграда".

Автор работы: Тарасов Данила, обучающийся 9б класса МБОУ СОШ №2 г. Волжского

Руководитель: Тарасова Марина Владимировна, учитель английского языка, руководитель Центра Сталинградской Славы музея истории школы.

Цель проекта: пополнения музейного архива школы, воспитание патриотизма школьников, приобщение учащихся к легендарному прошлому страны, повышение образовательного уровня. Работа над проектом велась в течение месяца. Были проведены встречи с членами добровольного общества "Дети военного Сталинграда", с выпускником МБОУ СОШ №2 Ковалем В.Э. Результатом поисковой работы стала экскурсия "Матери Сталинграда", материалы из семейных архивов переданы в музей школы.

Содержание:

1. Роль женщины на войне.

2. Подвиг сталинградских матерей.

3. Образ матери в работе В. Коваля "Сталинградская мадонна".

2 февраля – годовщина Сталинградской битвы. Кому, как не нам, живущим на Сталинградской святой земле, помнить о том, что вынес и как сумел выстоять наш народ. Все дальше и дальше от нас события той войны, но они продолжают жить в памяти ветеранов, вдов и матерей, проводивших и до конца жизни ждущих своих сыновей.Женщина и жизнь, женщина и весна, женщина и любовь... Как прекрасны и похожи эти слова.      Женщина и война, женщина и смерть…Это несовместимо! Женщина дает жизнь, и женщина готова защитить жизнь, если ей угрожает опасность. Я расскажу о женщинах, которые в кромешном аду Сталинградской бойни совершили почти невозможное: сохранили жизнь своим детям. Нашими гостями в школе не раз бывали члены общества "Дети военного Сталинграда".Казакова Вельмира Андреевна вспоминает: "Над развалинами Сталинграда стоит полумрак. Куда не кинешь взгляд - всюду горы битого камня, обожженных кирпичей, расщепленных бревен, свернутые в кольца рельсы, воронки от бомб и снарядов. К небу тянутся остатки уцелевших стен многоэтажных зданий". По краю траншеи, на дне которой лежат трупы немецких солдат вперемешку с предметами военного снаряжения, идет худенькая, истощенная голодом девочка. Девочку зовут Вельмира. С виду ей лет десять. Вельмира пробирается к Волге, чтобы набрать воды для младшей сестренки, которая прячется в «щели»-траншее, вырытой взрослыми жителями для того, чтобы прятаться от бомбежки.

 Тонкая талия девочки туго обтянута поясом. Как дорожит этим поясом Вельмира! Ведь в нем зашита (спрятана от фашистов) драгоценная семейная фотография, на которой изображена она, Вельмира — пионерка с красным галстуком и ее папа — офицер Советской Армии Швырев Андрей Иванович.

 Попади этот снимок в руки фашистов, девочка была бы расстреляна...  


Вельмира спустилась с обрыва и подошла к реке. Волга горела. Стекавшая в воду нефть питала пламя, которое столбом дыма поднималось в небо . Стоял удушающий смрад гари и запахов разлагавшихся трупов. Трупами был завален подступ к воде. Взрослые отталкивали трупы от берега и дети набирали воду, кипятили и пили ее. Вельмира набрала воды в чайник и графин и поспешила к сестренке. Хорошо бы вскипятить воду к приходу мамы, которая была комиссаром противовоздушной обороны дома и несла свое дежурство. Вместе с другими женщинами она гасила зажигательные бомбы, оказывала помощь пострадавшим. Вельмира Андреевна и сегодня, спустя семь десятилетий, вспоминает то страшное время, когда мама вывела детей из горящего города, а позже вместе с детьми спрыгнула с платформы эшелона, который вез сталинградцев в немецкую неволю и концлагерь.
    Мамы Сталинграда! Как схожи их судьбы. И как роднит их Волга. Волга, окропленная кровью сотен и тысяч сталинградцев, изнемогающая, но стойко и героически сопротивляющаяся врагу. Страшную картину представляла собою Волга в эти дни. Страшная, жуткая картина переправы через Волгу. В своих воспоминаниях о своей маме Роза Васильевна Стоянова в книге «Живые голоса памяти нашей» пишет: «Стоны и крики на Волге были такими, что моя мама до сих пор, вспоминая об этом, закрывает уши, трясет головой и крестится: «Спасибо тебе, Боже, что ты спас нас в ту ночь.» Дело в том, что у Дарьи Григорьевны было пятеро детей, ее с двумя детьми на руках перевели по мосткам на баржу, а трое детишек остались на берегу, так как не хватило места. Баржа стала отходить от берега и мама в отчаянии выпрыгнула с детьми в воду. А баржа, дойдя до середины Волги, подверглась бомбардировке. Все люди погибли.


    Велик подвиг сталинградских матерей. Образ мамы Сталинграда воспет в литературе и искусстве. Но мы очень сожалеем, что среди многочисленных памятников  Волгограда нет памятника сталинградской мамы. Профессор Волгоградского Гуманитарного института, выдающийся художник России, чье имя внесено в энциклопедию Кембриджского университета, Владислав Коваль в своем творчестве обращается к образу сталинградской мамы и, возможно, к образу своей собственной мамы, которая участвовала в защите родного Сталинграда. Она была бойцом медико-санитарной команды. Об этом я узнала из хранимого в нашем школьном музее альбома, где помещена её фотография и краткое описание военной биографии. Людмила Александровна была уважаемым гостем в нашей школе и несла ученикам правду о страшных событиях Сталинградского ада.

      Заканчивался 1942 год. В новогоднюю ночь, в разрушенном Сталинграде, врач немецкого госпиталя Курт Ройбер нарисовал кусочком угля на оборотной стороне советской географической карты Мадонну - подарок на рождество своим солдатам. Немецко-фашистские войска под командованием генерала Паулюса были уже окончательно окружены в Сталинградском "котле". Солдаты и офицеры вермахта были морально сломлены и практически потеряли какую-либо надежду вырваться из окружения, и единственным их стремлением было стремление выжить. Выражением этих эмоций и стал рисунок Ройбер. В 1997 году настоятель костела в Волгограде обратился к Владиславу Ковалю с просьбой сделать копию этой работы, находящейся ныне в Берлине .

 
В. Коваль в очертаниях мадонны увидел укутанного, замерзшего немецкого солдата. Точно повторив композицию, нигде не согрешив против подлинника, он едва заметным вмешательством сделал явным то, что увидел его глаз — мадонну и образ её создателя в одном изображении.
   Сейчас эта работа находится в Германии. Оригинал «Сталинградской мадонны» так же находится в Берлине, в церкви Поминовения. У нас, в Волгограде, на углу улиц Пражской и Коммунистической в церкви над алтарем — выполненная в резьбе по дереву «Сталинградская мадонна», вернувшаяся через 60 лет на родину и ставшая в ряд святынь Сталинградской земли.

         Во время самой страшной войны хх века женщине наравне с мужчиной пришлось стать солдатом, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. Великая память легла на ее хрупкие плечи. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

         Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!

Литература:

1. "Уроки служения отечеству. Сталинградская битва" под редакцией Вырщикова А.Н.,М.: Глобус, 2008.

2. Владислав Коваль.Живопись. Графика.Волгоград, 2010.

3. Материалы из семейного архива семьи Казаковой В.А. (Швыревой В.А.), Коваля В.Э., музея истории школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Они защищали Сталинград"

Проект направлен на исследование судеб участников сталинградской битвы...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Проект «Героям Сталинграда посвящается"

•Кто они – герои Сталинградской битвы?•                             Это люди, вставшие на защиту Родины. Ими двигала од...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...

Исследовательский проект "Использование исторического краеведческого материала при составлении математических задач"

В своей работе «Использование исторического краеведческого материала при составлении математических задач», автор изучает историю родного края, анализирует и составляет задания по теме на ...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Данила и Тарасова Марина, спасибо за работу, которую без волнения читать невозможно, сколько пережил нас народ, сколько слёз было пролито, и всё выстояли! Укажите, пожалуйста, год рождения нашей героини, мы сохраняем это на долгие годы, пусть люди помнят! Вы стали участниками проекта.