История России
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Косован Светлана Вячеславовна

урок-викторина по теме: "История России", цари 17 века, понятия, императрица, император, культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

История России.

(Урок-викторина)

Родная страна становится еще более близкой

 И родной, когда знаешь ее историю.

М.И. Калинин

Форма проведения: открытый повторительно-обобщающий урок, проводимого в рамках Недели истории.

Участники:

Учащиеся 6-8 классов.

Все желающие.

Цели: а) систематизация знаний учащихся по истории России XVI- XVIII вв.;

           б) развитие умений использовать полученные знания в игре

                и быстро ориентироваться в смене видов деятельности,   исторических понятиях;

            в)  воспитание чувства коллективизма.

Оформление:

Название городов улицы.

Портреты императоров и царей, героев войн и восстаний

Место для жюри.

Задания для подготовки к уроку:

Разделиться на две команды. Выбрать командира. Придумать название команды.

Повторить понятия, биографии личностей, картины и имена художников, крылатые выражения, даты и события.

План проведения.

Приветствие учащихся.

Сообщение целей и условий урок- викторина.

Представление жюри.

Ход урок-викторина.

Подведение итогов.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, гости. Вы присутствуете на открытом повторительно-обобщающем уроке, проводимого в рамках Недели истории.

Наш урок-викторина будет проходить по улицам городов. Мы с вами повторим историю России конца XVI- XVIII веков. Поэтому на станциях нашего города задания будут связаны именно с этим историческим периодом.

Станции :

- Проспект Личностей – командам предлагается узнать, о какой исторической личности идёт речь.

- Улица Понятий – здесь команде надо разгадать ребус разгадав  понятие и объяснить его.

-  Улица героев – командам предлагается узнать, о каком герои идее речь.

- Улица крылатых выражений – объяснить крылатые выражения их значения и происхождения.

- Площадь культуры – соотнести картины и имена художников.

- Тупичок дат и событий - определить о каком историческом событии идет речь в отрывках, в каком году оно произошло.

 А теперь познакомимся с командами (представление команд).

 Эстафету проходите в соответствии с проложенным маршрутом. Все заработанные на станциях баллы вносятся в соответствующие графы, кроме этого отмечается самый активный участник команды.

Итак, все готовы? В добрый путь!

Проспект личности.

Командам, предлагается узнать о какой исторической личности идет речь.

Царь.

Значительно расширил землю России. При нем был принят Судебник, создан Стоглавый собор. Был женат 7 раз. Отличался жестокостью, первый смертный приговор вынес в  13 лет.

При нем говорили «Царь приказал, а бояре приговорили». (Иван IV Грозный)

Царь.

Был 14 ребенком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых остались  2. В свое царствование увеличил доходы страны в двое. Создал систему светских школ. Подписал указ о создании Академии наук. Любил плотничать. Ввел Россию в ранг  европейских держав». ( Петр I)

Императрица.

К власти пришла с помощью гвардейцев. При ней была отменена смертная казнь  и  помещики получили право ссылать крестьян на поселения в Сибирь. После смерти оставила 15 тыс. платьев в своем гардеробе. (Елизавета Петровна) 

Императрица.

По национальности – немка. В России приняла православные обычаи. Ввела обязательные прививки против оспы. Проводила успешную внешнюю политику. Заботилась о просвещении, ввела переписку с французским философом Вольтером. (Екатерина I)

Император.

Воспитывался любимой бабушкой. Стал императором  в  42 года, имел 3 сыновей. Ограничивал барщину 3 днями в неделю, ввел воскресный отдых для крестьян. Запретил носить фраки и круглые шляпы, ввел длинные кафтаны и густые парики по принципу германских, убежденный сторонник Пруссии,  и  ее военных порядков. (Павел I) 

Император.

«Дорогой Константин, Ваша воля исполнена.  Я император, но какою ценою. Боже мой! Ценою крови моих поданных» (Николай I)

Улица понятий.

Ребусы.

А. Барщина – крестьянская повинность предусматривающая  работу в имении помещика.

Б. Реформа – преобразование, изменение, переустройства.

Улица героев.

Офицер.

В  12 лет в лейб – гвардии Семеновского полка Прошел все военные звания. Блестяще воевал с турками, французами. Разработал солдатский учебник. Прожил 70 лет дослужил до генералисимусса, попал в опалу императоров. (Суворов А.В.)

Воевода.

Фамилия происходит от названия г. Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного.

Дядя был сослан, мать состояла  «Верховной боярыней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участвовал в первом ополчении 1611 г. и Втором ополчении 1612 г. В Москве имеется памятник. (Д. Пожарский)

Улица крылатых выражений.

Объясните их значения и происхождения.

«Вот тебе,  бабушка и Юрьев день»- разочарования, удивление, огорчения из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств. (Крестьяне имели право уходить от своего помещика за неделя до и за неделя после Юрьева дня (25 ноября) затем этот срок сократился до одного дня в год. А в 1581 г. вышел указ «О заповедных летах в котором говорилось о запрещении уходить крестьян от помещика»)

«Филькина грамота»- пустая ничем не стоящая бумажка, документ, не имеющих силы.

Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики насилия и террора. Он неоднократно посылал Ивану Грозному письмо с просьбой отменить опричнину. Царь, не желал прислушиваться, презрительно называл его Филькой, а его послание Филькиной грамотой.

Площадь культуры.

   Соотнесите картины  и имена художников.

Команда (ответ)

Васнецов В.М. – «Аленушка»

Шишкин И.И. – «Рожь»

Саврасов А.К. – «Грачи прилетели»

Команда (ответ)

Брюллов К.И. – «Последний день Помпея»

Суриков В.И. – «Боярыня Морозова»

Репин И.Е. – «Бурлаки на Волге»

Улица классики.

Определите имена композиторов и соотнесите их с музыкальными произведениями:

КИЙРМОСГУС – Мусорский опера «Борис Годунов»

НОДОБИР – Бородин –опера «Князь Игорь»

АНГЛИК – Глинка – опера «Жизнь за царя»

ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – опера «Евгений Онегин»

Тупичок  дат и событий.

Определить о каком историческом событии идет речь в этих отрывках, в каком году оно произошло.

Как побил государь

           Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам…

Ответ: 1552г. – вхождение Казанского ханства в состав России.

«Что ж поделаешь, когда в падучей

Наткнулось дитятко на нож?»

Но все, же очевидцы были,

И на базарах с ихних слов,

Сидельцы бабам говорили,

Что промахнулся Годунов.

           Ответ: 1591 г смерть царевича Дмитрия

           Соотнесите даты:

           

1613-1645

Русско – турецкая война

1770

Церковная реформа Никона

1653-1655

Полтавская битва

1709

 Принятие «Табеля о рангах»

1768-1774

Правление Михаила Романова

1564-1572

Царствование Павла I

1606-1607

Медный бунт в Москве

1662

Северная война

1700-1721

Восстание под предводительством И. Болотникова

1796 - 1801

Опричнина

Подведение итогов.

Эстафета закончилась.  (Подводятся итоги, сообщаются оценки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...