Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

1. Описание работы.

2. План-конспект урока.

3. Приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.opisanie_raboty.docx11.15 КБ
Microsoft Office document icon 2.plan-konspekt_uroka.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc23 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3variant1.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балакина Марина Николаевна.

Город Балаково.

СОШ №19, учитель истории и обществознания.

Контактный телефон - 8 903 383 32 24.

Данный урок проводится в рамках программы основного общего образования по истории ,Министерства Образования Российской  Федерации. 2004год. Учебник авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годера,И, С. Свенцицкой «История древнего мира», (рекомендовано), «Просвещение», 2008 год. Использованы электронные образовательные ресурсы – учебное электронное издание; История Средних веков; 6 класс. Подготовлено при содействии НПФК – национального фонда подготовки кадров.                                      

Урок для учащихся 5-х классов по теме «Древняя Спарта» является третьим при изучении раздела: «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием «.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Древняя Спарта».

  1. Тема: Древняя Спарта.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

Форма урока: урок – исследование.

Цель урока: Формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте;

- познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, изучить быт и нравы спартиатов;

- определить положительные и отрицательные стороны воспитания в Древней Спарте.

Задачи:

- Познакомить с особенностями географического положения Древней Спарты.

- Дать характеристику населению Спарты в сравнении. Через показ фрагмента фильма «300 спартанцев» проиллюстрировать образ спартанцев.

- Выделить особенности государственного устройства Спарты.

- Закрепить изученный материал через работу с документами, тестом.

2. Урок является третьим при изучении темы «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спратанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание, демократия, законы, кастовость.

Связь учебного материала с будущими темами

Использованная литература по теме: О. в. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира, Г. И, Годер Методическое пособие по истории Древнего мира., Г. И. Годер рабочая тетрадь по истории Древнего мира, Скороспелов А. И. Кроссворды для школьников., Хрестоматия по истории Древнего мира.

Изюминка урока.     Создание на уроке атмосферы Древней Спарты благодаря демонстрации фрагмента фильма «300 спартанцев». Электронные образовательные ресурсы – учебное электронное издание История Средних веков, 6 класс; подготовлено при содействии НПФК – национальный фонд подготовкт кадров.  

План урока. 1.Географическое положение Древней Спарты.

                      2. Спартанцы и илоты.

                      3.Спартанское воспитание.

                      4. Государственное устройство.

Вводное слово учителя. Слайд 1-2.

  1. а) Работа с картой: (Слайд 3). На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта? Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция? С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен? Определить положение Древней Спарты.

б)Миф о о происхождении названия полуострова Пелопоннес. (приложение №1) Рассказ учителя.(Слайд 4).

в) Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова. Угадайте название одной из них, работая с кругограммой

Приложение №2, слайд 5). Лаконика.

г)Другая область Мессения. Работа с контурной картой.(Приложение №2)

д)Сравниваем природные условия Древней Спарты и Афинского полиса.(Слайд 6).

    2.а) Работа с терминами: спартанцы, илоты. (Слайд 7-8).

       б)  Рассказ учителя.

        в) Просмотр фрагмента из фильма «300 спартанцев».(слайд 9)

        г)Беседа по просмотренному.

        д) Отношение спартанцев к илотам учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника на стр. 41. и вопросам .(Слайд 10).

3..Воспитание подрастающего поколения в Спарте осуществлялось особыми методами и получило название «Спартанское воспитание». В чём же оно заключалось мы с вами сейчас выясним, поработав с историческими источниками.

  а).Класс работает по вариантам с документом №1 (Приложение №3), отвечает на предложенные вопросы.(Слайд11-12)

  б) Рассказ учителя.

4. Изучение государственного устройства Древней Спарты проводится по а) слайду презентации с пояснениями учителя. (Слайд 13).

б) Ликург. Сообщение учащигося. слайд 14.

б) Ролевая игра (выборы старейшины). Выполняет роль физминутки.

г) Беседа с учащимися, в которой прослеживается связь с другими государствами и современностью.

Закрепление.

  1. Работа с историческим источником, документ №2.(Приложение №3).
  2. Тест (приложение №4) проводится, как самопроверка либо взаимопроверка. Ключ после выполнения выводится на экран. (слайд 15).

Заключительное слово учителя. (Слайд 16).

Подведение итогов.

Дифференцированное домашнее задание. (Слайд 17).



Предварительный просмотр:

                                                                                                Приложение №1.

       

       Миф о происхождении названия полуострова «Пелопоннес».

Знатный юноша Пелопс бежал, спасаясь от врагов, из своего родного города. Он нашёл приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая – прекрасную Гипподамию и полюбил её. Но царь не желал отдавать дочь замуж, ему было предсказано, что он погибнет от руки её будущего мужа. Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязаниях на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было ему равных  в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьём. Головы погобших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая. Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить в состязании. Решил он подкупить слугу царя Миртила: «Если поможещь мне победить Эномая, то я женюсь на его дочери, завладею всем царством и отдам тебе полцарства. Ты только замени металлический стержень в царской колеснице на восковой. Пусть колёса соскочат с оси во время погони. Долго колебался Миртил, но, наконец, обещал сделать Пелопсу то, о чём тот просил.  И вот состязание началось. Пелопс погнал коней во весь опор. Далеко за Пелопсом слышится грохот колесницы Эномая. Всё ближе и ближе Эномай. Пелопс уже чувствует за спиной дыхание его коней. Взмолился Пелопс богам и боги услышали его молитву. Колёса с осей колесницы царя Эномая соскочили, колесница опрокинулась, насмерть разбился Эномай. Пелопс взял в жёны Гипподамию и завладел всем царством Эномая. С тех пор Южная Греция стала называться «островом Пелопса», по-гречески – Пелопоннесом.  



Предварительный просмотр:

 Приложение №2

Угадай слово.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.                      

Вариант №1.

Вопросы: 1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?

2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

«Лигург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отбирал всех детей, которым исполнилось 7 лет, объединял их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учёбе. Во главе отряда он ставил того, кто бал сообразительнее и храбрее в драках. Дете во всём брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки мужества и храбрости заключены в каждом, храбр ли мальчик, упорен ли в драках. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.»

Документ №2.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"

Балакина Марина Николаевна.Город Балаково.СОШ №19, учитель истории и обществознания.Контактный телефон - 8 903 383 32 24.Данный урок проводится в рамках программы основного общего образовани...

Урок на тему "Древняя Спарта" (ФГОС)

Цель  урока:   Создание представления о древней Спарте: географическом положении,  природе, климате, занятиях людей, общественном устройстве и воспитании. Развитие навыков работы с...

урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.

урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...

Урок по теме « Древняя Спарта» в 5 классе

Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. ОН является продолжением темы Древняя Греция. Древня Спарта явл...

методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"

Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...