Рабочая программа по истории "Россия и мир" 11 класс
календарно-тематическое планирование по истории (11 класс) по теме

           Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 года. Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной  Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Программа рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю), предусматривает проведение 3 диагностических  работ и 3 зачетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass._rossiya_i_mir._bazovyy_uroven.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 года. Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной  Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Программа рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю), предусматривает проведение 3 диагностических  работ и 3 зачетов.

         Данная программа имеет гриф «Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ».        

             

      Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1.   воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2.   развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3.  освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во времеменно-историческом процессе;
  4.  овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5.  формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

    Важнейшими задачами интегрированного курса истории в 11 классе являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

           

Ведущая идея программы.

        Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

       Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательный.  С учетом отведенного времени на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

       Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у выпускников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей истории. Используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

       Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное время уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом, акцент сделан на формирование у учащихся целостный исторической картины мира в новейший период с выделением закономерностей развития стран и народов, их культурно-исторических и политических особенностей. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов.

         

           Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской.

          В авторской программе по истории на изучение в 11 классе отводится 70 часов (2 ч. в неделю). В настоящей рабочей программе на изучение истории отведено 68 часов (34 учебные недели), в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Рабочая программа предполагает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную,

дискуссионную, информационную деятельность.

Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, практикумы, зачеты, которые способствуют

лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей.

            Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Виды и формы контроля: промежуточный, зачеты, тесты.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. элементы проблемного обучения
  3. ИКТ
  4. здоровьесберегающие технологии

           Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

           Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2012-2013 учебном году.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для

обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Требования к уровню подготовки выпускников.

            Требования к уровню подготовки учащихся составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта. Они направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентитрованного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися практической деятельности; овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

           В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

            знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. историческую обусловленность современных общественных процессов;
  5. особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2. критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  5. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  6. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  7. представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. критического восприятия получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  4. осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

              владеть компетенциями: коммуникативной, смысло-поисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой,  рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной.

Критерии оценивания

Критерии

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

  1. (неудовлетворительно)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов; понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы не правильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделять ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задавать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, вымышленные, спорные, сомнительные факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Учебно-методический комплект:

Программа: 

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень).

Учебник:

  1. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Алексашина, А.А. Данилов, Л.Г., Косулина. – М.: Просвещение. 2011.

Пособия:

     1. Методические рекомендации к учебнику «Россия и мир в ХХ – начале ХХI века» / А.А.Данилова, Л.Г. Косулина, Г.А. Миндрина. 2009;

     2. Отечественная история в схемах и таблицах / Кириллов В.В.  – М.: Эксмо.  2010;

      3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: История / авт.-сост. Я.В. Соловьев, Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина,

         В.И. Егорова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир. 2010;

     4. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В. Каргалова. – М.: Русское слово, 2008;

     5. Карты изучаемого периода.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www1.ege.edu.ru – Официальный сайт ЕГЭ.
  2. http://www.istoriya.ru/hronos.php - Хронология русской и западной истории.
  3. http://imperiya.net Образовательно-исторический портал Великая империя. История России.
  4. http://slovari.yandex.ru/dich/io - История Отечества с древнейших времен до наших дней

Календарно - тематическое планирование по истории. 11 класс

№ урока




Тема урока

Количество часов


Дата проведения


Элементы содержание образования, основные понятия


Планируемый результат

и уровень освоения, учебно-познавательная компетенция


Информационно-методическое обеспечение


Наглядные пособия


Тип урока

 и вид деятельности


Вид контроля, педагогичес-кие средства


Домашнее задание

 

по плану


фактически

Раздел 1. Индустриальная модернизация традиционного общества 1900 – 1914 гг.


1


Введение в историю ХХ века.


1


Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в ХХ в.


Основные понятия: Новейшая эпоха, глобальность, международная интеграция,


Знать:  отличительные черты Новейшей эпохи; варианты периодизации России ХХ в.; критерии выполнения периодов в истории отдельных стран;

Уметь:  объяснять, почему ХХ в. называют переломным; высказывать свое мнение о том, какой рубеж начала Новейшей эпохи является более обоснованным и почему, в чем состоит значение быстрого технического прогресса для истории ХХ в.; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана; работать с картой.


Карта «Европа в конце XIX – начале XX века»;

Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний, лекция


Беседа; работа с текстом учебника, с картой; понятийный аппарат, опорный конспект, тезисный план


§ 1 с. 6-10


2


Мир в начале ХХ века.


1


Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Монополистический капитализм. Изменения социальной структуры индустриального общества. Империи и империализм. Проблемы модернизации. Модели ускоренной модернизации

в ХХ веке.

Основные понятия:  национализм, либерализм,  


Знать:  какие государства и в силу каких обстоятельств создали на протяжении Нового времени многонациональные и колониальные империи; последствия НТП в начале ХХ в.; признаки империализма.

Уметь:  извлекать из таблиц необходимую информацию; высказывать свое мнение, аргументировать его, используя исторические сведения; характеризовать особенности политических режимов в странах Латинской Америки,


Карта « Мир к началу ХХ века»;

Учебник Россия и мир


Комбинированный урок


Работа с картой, беседа, понятийный аппарат, рефераты, опорный конспект


§ 2 с. 10-18


Рефераты о научно-технических открытиях, ученых

республиканизм, демократия, парламентаризм, монархия, конституционная монархия, каудильистские (олигархические) диктатуры, индустриализация, НТП, империализм, колониализм, модернизация, монополии, картель, синдикат, трест, концерн

Личности:Складовская-Кюри, П.Кюри, Резенфорд, Планк,Бор, Энштейн, Муцухито

объяснять, чем они обусловлены; показывать, в чем выражалась неравномерность экономического развития отдельных стран в конце XIX – начале XX в.; приводить примеры, от чего зависело ускорение или замедление темпов развития; анализировать точки зрения на появление разных трактовок понятия «империализм»; работать с картой.


3-4


Страны Европы и США в 1900-1914 гг.


2


Достижения и проблемы индустриального развития Монополистический капитализм и противоречия его развития Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Консерваторы, либералы, радикалы. Программные позиции консервативных, либеральных и радикальных партий. Социальные реформы. Национальный вопрос.


Основные понятия: 

консерваторы, либералы, радикалы, феминистское движение


Исторические личности:

Рокфеллеры, Карнеги, Морганы, Тейлор, Форд,Клемансо, Бернштейн, Бебель, Либкнехт, Люксембург, Каутский, Дебс, Гомперс,

Д.Ллойд Джорж, Д.Джолитти,Гриффит


Знать:  почему монополии появились в конце XIX – начале XX в. в странах, находящихся на разных уровнях экономического развития; суть проблемы определения задач рабочего движения в начале ХХ в.;

Уметь:  извлекать из текста учебника необходимую информацию; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана, схемы; обсуждать проблемные вопросы; высказывать свое мнение, аргументировать его, использовать исторические сведения; работать с картой; характеризовать миграцию населения по плану; разъяснять определение «США – «плавильный котел» и причины его появления; анализировать взгляды Черчилля; характеризовать предпосылки феминистского движения; формулировать программные позиции консервативных, либеральных и радикальных партий; объяснять раздробленность и частные преобразования социал-демократических и социалистических партий; составлять перечень задач национальных движений в европейских странах.


Карта « Мир к началу ХХ века»;

Учебник Россия и мир

 


1. Урок изучения новых знаний, лекция.

2.Урок практич. применения знаний и умений


Беседа, работа в группах – составление таблицы  «Программы консервативных, либеральных и радикальных партий»; тезисный план; понятийный аппарат; работа с картой


§ 3-4 с.18-33 вопросы


5


Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия


1


Противоречия российской индустриализации. Особенности развития сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности.

Основные понятия:  индустриализация, предпринимательство, аграрное общество


Знать:  особенности индустриальной модернизации России начала ХХ в.; черты аграрного общества, сохранившиеся в России.

Уметь:  устанавливать причинно-следственные связи; выяснять, почему крестьянская передельная община являлась тормозом в становлении индустриального общества; определять какие цели преследовали ограничения в системе купли-продажи земли; высказывать свое мнение, оправданными ли они являются; выяснить, соответствовало ли российское законодательство требованиям экономического развития страны; извлекать необходимую информацию из текста учебника.


Учебник Россия и мир; Отечественная история в схемах и таблицах. 


Урок изучения новых знаний, проблемная лекция


Беседа, проблемные вопросы; понятийный аппарат; составление Схемы «Экономическое развитие России в начале ХХ века»


§ 5 с. 33-37

Эссе «Роль России в мировой экономике начала ХХ века»


6-7


Город и деревня России в процессе модернизации


2


Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию Причины слабости Буржуазного менталитета  в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства.

Основные понятия:  модернизация, урбанизация, менталитет


Знать:  в каких направлениях шли социальные процессы в западных странах в период модернизации; особенности российской модернизации, замедляющие процесс сословной нивелировки общества; характерные черты буржуазного менталитета; причины тормоза социальной модернизации.

Уметь:  анализировать документы; осуществлять поиск пословиц, отражающих отношение русских крестьян к богатству, власти, труду; работать с дополнительной литературой; устанавливать причинно-следственные связи; делать вывод об уровнях индустриальной и социальной модернизации России; определять, в чем заключалась опасность несоответствия этих уровней.



Учебник  Россия и мир


1. Урок изучения новых знаний, проблемная лекция

2. Урок практич. применения знаний и умений


Беседа, проблемные вопросы; анализ документов; работа с дополнительной литературой, понятийный аппарат


§ 6-7 с.38-47 вопросы, проекты (темы выбирают учащиеся)


8


Право и традиции в российской политической системе начала ХХ в.


1


Этапы формирования правового государства. Становление российского парламентаризма. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиции.

Основные понятия:  правовое государство, гражданские права, патернализм, Сенат, Синод

Исторические личности:

Николай II, Зубатов


Знать:  характерные черты правового государства; суть патернализма.

Уметь:  сравнивать, находить черты сходства и отличия политических систем России и Западной Европы, патерналистской системы и правового режима; высказывать свое мнение по вопросам, можно ли Россию считать правовым государством, возможно ли совместить закон и традицию; работать с дополнительной литературой; составлять сравнительные таблицы, схему


Учебник Россия и мир


Комбинированные уроки


Работа с текстом учебника, беседа, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой


§ 8 с. 47-53


Реферат «Николай II», эссе «Правовое самодержавие»


9


Проблемы формирования гражданского общества в России


1


Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать.


Основные понятия:  гражданское общество, феминистское движение


Знать:  элементы гражданского общества; роль добровольных общественных организаций в становлении гражданского общества; положение женщин в России; роль печати в становлении гражданского общества.

Уметь:  структурировать учебный материал в виде схемы, тезисного плана, сравнительной таблицы; выявлять противоречия между российской политической традицией т принципами гражданского общества; находить отличие женского движения в России от феминистского движения на Западе; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата.


Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний, проблемная лекция


Беседа, тезисный план; реферат «Николай II», понятийный аппарат


§ 9 с. 53-58 опорный конспект


10


Диагностическая  проверочная работа


1


Части А и В


Комплексное применение знаний, умений, навыков.


Типовые тестовые задания ЕГЭ


Урок контроля знаний, умений,

Навыков



тестирование


11


Панорама российского оппозиционного движения начала ХХ века.


1


Рост оппозиционных настроений. Причины оппозиционных движений

в России идейные течения, политические партии, общественные движения в России в начале ХХ века. Идея народничества. Особенности российской многопартийности. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы. Программные установки и тактика ведущих политических партий.

Основные понятия:  оппозиция, социал-демократы, социалисты-революционеры, анархисты, либералы, неонароднические идеи.

Исторические личности:

Ленин, Засулич, Аксельрод, Плеханов, Мартов, Львов, Карнилов, Милюков, Кропоткин, Петрункевич


Знать: причины оппозиционного движения в России и популярности

неонароднических идей; основные взгляды социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов, либералов.

Уметь:  устанавливать причинно-следственные связи; объяснять, почему в России первыми появились партии социалистической ориентации; анализировать документы; делать выводы; высказывать свое мнение; обсуждать проблемные вопросы; работать в группе; сравнивать; устанавливать, в чем заключалось различие российского и западноевропейского социал-демократического движения; давать свою оценку; работать со сравнительной таблицей.


Учебник Россия и мир;

Презентация 1;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


1.Урок изучения новых знаний


2.Комбинированный


Беседа, работа с текстом учебника, проблемные задания, анализ документов

сравнительная таблица «Оппозиционное движение» («Политические партии конца XIX – начала ХХ в.»); групповая работа,


§ 10 с. 58-65

Сравнительная таблица


«Политические партии конца XIX – начала ХХ века»


12-13


Национальный фактор модернизации России


2


Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. классификация национальных движений и ее особенностей в Российской империи. Национальные движения в России и их организации

Основные понятия:  антисемитизм, национальное движение, джадизм.


Исторические личности: Николай II,Пилсудский, Джугашвили, Бунд


Знать:  суть национальной политики; национальные движения в Российской Империи, их причины, классификацию, особенности, организации.

Уметь:  работать с текстом учебника, картой; обсуждать проблемные вопросы; выявлять особенности национальных движений; характеризовать политику правительства; определять сходство и различие; устанавливать причинно-следственные связи; составлять сравнительную таблицу


Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


1. Урок изучения новых знаний

2. Урок практич. применения знаний и умений


Работа с текстом учебника, картой; беседа, проблемные вопросы; работа в группах составление сравнительной таблицы «Национальные движения в Российской империи и их особенности»


§ 11-12 с.65-77 вопросы по группам


14-

15


Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации


2


Причины и начало революции 1905 г. Кровавое воскресенье и его последствия. Развитие революции весной и летом 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Декабрьское вооруженное восстание. Политическая реформа 1906 г. Становление конституционной монархии в России. Особенности Российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социальные итоги революции.


Основные понятия:  патернализм, конституционная монархия, Советы, многопартийность


Исторические личности:

Николай II, Святополк-Мирский, Трепов, Горемыкин


Знать:  причины, задачи, события, итоги, значение первой российской революции; изменения в политической империи после октября 1905 г.; специфику Советов рабочих депутатов; особенности крестьянского движения; позицию армии; причины скромности социальных уступок по сравнению с политическими.

Уметь:  обсуждать проблемные вопросы; структурировать учебный материал в виде таблицы, схемы; анализировать мнения современников и события; давать им оценку; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать политические системы Российской империи и западноевропейских держав, особенности первой российской многопартийности и английской партийной системы.


Отечественная история в схемах и таблицах;

Презентация 2


1. Урок изучения новых знаний, проблемная лекция

2. Урок практич. применения знаний и умений


Таблица «Этапы революции 1905-1907 годов»; беседа, проблемные вопросы; работа с текстом учебника, работа с документом «Манифест 17 октября 1905 г.»


§ 13-14 с. 77-88

Таблица «Этапы революции 1905-1907 гг.»; эссе «Революция: зло или добро?»


16


Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905-1907 гг. в России


1


Национальные движения и национальная политика правительства в годы


Основные понятия:  национальный вопрос, политическая мобильность


Знать:  изменения в национальной политике; национальные движения в годы революции 1905-1907;

Уметь:  работать с текстом учебника; выявлять особенности революционного движения в национальных окраинах; характеризовать национальную политику; сравнивать движения разных народов; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы; работать с картой.


Карта «Революция 1905-1907 гг. в России»;

Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний, практикум


Работа с текстом учебника, проблемные вопросы; тезисный план; работа с картой; понятийный аппарат


§ 15 с. 88-93

Сообщение «П.А. Столыпин»


17.


Столыпинская программа модернизации России


2


П.А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и источников. Цели и итоги реформаторской деятельности. Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике. Разрушение общины и переселенческая политика Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Основные понятия:  реформа, административная реформа, модернизация, аграрная реформа.


Исторические личности:

Столыпин


Знать:  цели и итоги реформаторской деятельности Столыпина.

Уметь:  работать с дополнительной литературой; выступать с сообщением; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, давать характеристику; извлекать информацию из таблицы; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации


Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах;

Презентация 3


1. Урок изучения новых знаний, проблемная лекция


Сообщение, беседа, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой; Таблица «Столыпинская аграрная реформа (1906-1911 гг.)»


§ 16 с. 93-98

Эссе: «Аграрная реформа Столыпина имела продворянскую направленность», «Политические движения и партии России о государственном строе и методах Столыпина»


18


Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории


1


Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911-1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910-1917 гг.


Основные понятия:  трансформация, модернизация, реставрация, «пробуждение Азии», консерватизм, диктаторский режим

Исторические личности:

Гуансюй, Сунь Ятсен, Юань Шикай, Тилак, Диас, Мадеро, Сапато, Вилья, Уэрта, Карранса


Знать:  причины, задачи, движущие силы, результаты, значение революций стран Азии и Латинской Америки.

Уметь:  извлекать необходимую информацию из текста учебника; составлять таблицу, сравнительную характеристику революционных событий; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать; высказывать свое мнение; давать оценку; работать с картой.


Карта «Страны Азии и Латинской Америки»;

Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


Комбинированный урок


Работа с текстом учебника; сравнительная характеристика, таблица «Революции в Азии и Латинской Америке»; работа с картой


§ 17 с. 98-106


Раздел 2. Первая мировая война и ее последствия.  Общенациональный кризис в России 1914 – начало 1920-х гг.


19


На фронтах  Первой мировой войны


2


Международные отношения в конце XIX – начале XX веков. Складывание межгосударственных блоков – Тройственного союза и Антанты. Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов.


Основные понятия:  мировая война, Тройственный союз, Антанта, «молниеносная война»


Исторические личности:

 А.фон Шлиффен, Ренненкампф, Самсонов, Брусилов, Фош


Знать:  основные тенденции развития международных отношений в начале ХХ в.; роль России в I мировой войне.

Уметь:  работать с картой; извлекать из текста необходимую информацию; составлять хронологическую таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение; сравнивать методы и средства ведения I мировой войны и известных ранее; раскрывать связь боевых действий на Западном и Восточном фронтах войны, выявлять тенденции; работать со схемой.


Карта «Первая мировая война»;

Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах;

Презентация 4


Урок изучения новых знаний, лекция


Беседа, работа с текстом учебника, картой; хронологическая таблица «Основные события I мировой войны», тезисный план; схема «Россия в I мировой войне»


 § 18 с. 107-116

хронологическая таблица «Основные события I мировой войны»


20


Зачет № 1  


1


Столыпинская программа модернизации России. На фронтах Первой мировой войны.


Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.


КИМ (9)


Урок контроля знаний, умений,

навыков


тестирование


21-22


Война и общество


2


Война и общество. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны.

Основные понятия:  «гражданский мир», государственное регулирование, «прогрессивный блок», «бюрократический социализм», маргинализация, радикализация.


Исторические личности:

Ленин, Гучков, К.Либкнехт, НиколайII, Распутин


Знать:  причины и результаты государственного регулирования; изменения в национальном вопросе во время войны.

Уметь:  анализировать документы; сопоставлять; выявлять общее в экономической политике России и европейских стран; определять и характеризовать основные слагаемые кризиса; устанавливать причинно-следственные связи – почему маргинализация населения приводит к его радикализации; определять связь войны и революции; анализировать поведение Николая II.


Карта «Первая мировая война»;

Учебник Россия и мир


1.Комбинированный урок

2. Урок практич. применения знаний и умений


Беседа; работа с картой; тезисный план, проблемные вопросы.


§ 19-20 с. 117-127, проблемные вопросы.


23-24


Февральская революция 1917 г. и возможные альтернативы развития России


2


Причины революции и ее особенности. Своеобразие политической ситуации. Либеральная альтернатива. Леворадикальная альтернатива. Организация правых сил. Национальные проблемы.


Основные понятия:  Временное правительство, Советы, буржуазно-демократическая революция, республика, правовое государство, военно-диктаторская альтернатива.


Исторические личности:

Николай II, Львов, Керенский, Корнилов, Милюков, Чернов, Ленин, Алексеев, Лечицкий, Колчак, Грушевский, Чхеидзе, Церетели


Знать:  причины революции и падения монархии; задачи большевиков; суть программы правых; принципы Временного правительства в национальной политике.

Уметь:  анализировать документы; устанавливать причинно-следственные связи; характеризовать политическую ситуацию после падения монархии, возможные альтернативы политического развития; комментировать высказывания; давать оценку событиям; сравнивать взгляды большевиков и социалистических партий.


Карта «Первая мировая война»;

Отечественная история в схемах и таблицах; 

Презентация 5;6


1. Урок изучения новых знаний, лекция

2. Урок практич. применения знаний и умений, семинар


Беседа; понятийный аппарат; работа в парах – составление схемы «Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года»


§ 21-22 с. 127-141

Эссе «Отречение Николая II с точки зрения российского законодательства»; «Жизнь и деятельность последнего русского императора»


25


Октябрьская революция в России


1


Причины победы большевиков. Дискуссия о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств.


Основные понятия:  декрет, Учредительное собрание, СНК, пролетарский интернационализм.

Истори


Знать:  причины победы большевиков; дискуссии о характере октябрьских событий; первые декреты новой власти; причины развала Российской империи; образование национальных государств; разгон Учредительного собрания.

Уметь:  работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи; комментировать мнения, высказывать свою точку зрения; обсуждать проблемные вопросы.


Карта «Первая мировая война»;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


1.Урок изучения новых знаний, лекция с элементами дискуссии


Эссе; работа с картой, беседа; схемы: «Приход большевиков к власти в Петрограде», «Октябрьская революция


§ 23 с.141-147 эссе «Октябрь – зло или добро?»


26


Российское общество между красными и белыми


1


Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне.

 Основные понятия:   гражданская война, ВЦИК, РВС, РККА.


Знать:  причины поддержки социальными слоями красных и белых.

Уметь: анализировать позицию русского офицера, поведение крестьянства в Гражданской войне; определять политику белых в рабочем вопросе, специфику поведения интеллигенции в Гражданской войне.


Презентация 7;8


1.Урок изучения новых знаний, лекция с элементами дискуссии


Беседа, работа с картой; работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами; рефераты, понятийный аппарат


§24 с. 147-154

Рефераты:  о героях Гражданской войны , «Наш край в годы Гражданской войны»


27


Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России


1


Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России. Конституция 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия.

 Основные понятия:   «диктатура партий», ВЧК, РСФСР, «военный коммунизм», террор.


Знать:  особенности конституции 1918 г.; социальные и политические функции системы чрезвычайных органов; черты военно-коммунистической модели.

Уметь:  структурировать учебный материал в виде таблицы; работать со схемой; устанавливать причинно-следственные связи» определять какое влияние оказали Гражданская война и «военный коммунизм» на российское общество; давать оценку событиям; анализировать документ.


Отечественная история в схемах и таблицах. 


Комбинированные уроки


Рефераты; таблица «Военный коммунизм», беседа; эссе; понятийный аппарат


§ 25 с. 154-162

Эссе: «Гражданская война – трагедия народа», «Цена победы большевиков в Гражданской войне»


28


Окончание мировой войны и образование новых государств в Европе.


1


Революционные процессы 1918-1923 гг. в Европе. Парижская конференция и участники «большой тройки». Версальско-Вашингтонская система и ее противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг. Коминтерн, социал-демократическое

движение. Образование независимых государств в Европе. Внутриполитическая борьба.

Основные понятия:   Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, Коминтерн, социал-демократическое движение, пролетарская революция.


Знать:  позиции участников «большой тройки» во время Парижской конференции; устранимые и возникшие противоречия в результате создания Версальско-Вашингтонской системы.

Уметь:  работать с текстом учебника, картой; характеризовать значение образования новых государств в Европе после I мировой войны;

устанавливать причинно-следственные связи; объяснять, почему провозглашение многих независимых государств сопровождалось обострением внутриполитической борьбы; давать оценку влияния революции 1917 г. в России на события 1918 – начала 1920 года в других странах; структурировать учебный материал в виде тезисного плана.


Карта «Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 годах»;

Учебник Россия и мир


Комбинированный урок


Работа с тестом учебника, картой; беседа, тезисный план, понятийный аппарат


§ 26 с.162-171


Раздел 3. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20 – 30-е гг. ХХ.


29


Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития.


1


Периоды межвоенной истории. Мировой экономический кризис 1927-1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области госудаственно-правового строительства. Формирование и развитие мировой системы социализма. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и политическом развитии.

Основные понятия:   экономический кризис, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, фаризм, нацизм, эпоха массового общества, НСДАП, рейхсканцлер, период стабилизации, «новый курс» Рузвельта, народный фронт.


Знать:  события 1920-1930-х гг. в развитых странах, в соответствии с которыми возникли ситуации исторического выбора; причины мирного, конституционного прихода к власти немецких нацистов и итальянских фашистов; роль народного фронта; причины утверждения демократических или авторитарных режимов в ситуациях исторического выбора в отдельных странах.

Уметь:  определять общие черты и особенности итальянского фашизма и германского нацизма, различия между тоталитарными режимами Италии и Германии и авторитарными режимами, установившимися в 1920-1930-е гг. в странах Восточной Европы; устанавливать причинно-следственные связи; работать в группах; извлекать необходимую информацию из текста учебника.


Карта «Европа в начале ХХ века»;

Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний, проблемная лекция


Групповая работа, работа с текстом учебника, картой, составление опорного конспекта; беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат


§ 27 с.172-183

Вопросы, доклад «Роль личности в истории» (на примере Гитлера, Муссолини, Франко, Блюма, Рузвельта)


30


Россия  нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма


1


Причины перехода к новой экономической политике (нэп). Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Экономические итоги нэпа. Борьба за власть в большевистском руководстве.

Основные понятия:   нэп, социализм, оппонент.


Знать:  причины перехода к новой экономической политике (нэпу) и ее суть; характеристику политического режима в СССР в начале 20-х гг. ХХ в.; причины борьбы за власть в руководстве РКП(б) и победы Сталина над оппонентом.

Уметь:  анализировать документ, мнения; высказывать свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; работать со схемой; определять черты сходства и различия.


Отечественная история в схемах и таблицах;

Презентация 9


Комбинированный урок


Беседа, проблемные задания; доклад; понятийный аппарат; работа в группах - схемы: «Нэп», «Внутрипартийная борьба за власть в 20-е гг.»


§ 28 с.184-194

Эссе «Можно ли считать нэповскую экономику рыночной?»


31


СССР на путях форсированной модернизации


1


Необходимость индустриальной модернизации. Технология сталинской модернизации. Результаты и последствия форсированной модернизации. Дискуссии о сущности социально-экономической и политической системы СССР в 30-е гг.

Основные понятия:   модернизация, индустриализация, милитаризация труда, коллективизация, бюрократия, «сталинизм».


Знать:  экономические, социальные, политические, идеологические причины свертывания нэпа.

Уметь:  устанавливать взаимосвязь между форсированной индустриализацией, сплошной коллективизацией и культурной революцией; высказывать свое мнение; выявлять общие черты, характерные для всех тоталитарных режимов, и их специфику; анализировать данные таблиц, делать выводы.


Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах;

Презентация 10


Комбинированный урок


Фронтальный опрос; эссе; работа с тестом учебника – составление таблицы: «Индустриализация в СССР», «Коллективизация сельского хозяйства»; проблемные вопросы; понятийный аппарат.


§ 29 с.195-203

Эссе «Достижения и издержки модернизации в СССР»


32


Национальная политика СССР в 20-30-е гг. ХХ в.


1


Политика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин. Кадровая политика центральной власти.

Основные понятия:   «коренизация», репрессии, советизация.


Знать:  причины политики «коренизации», ее противоречивость; цели политики развития национальных языков и культур в 20-е гг.; причины и суть изменения кадровой политики центральной власти в национальных республиках.

Уметь:  определять причины наступления на ислам, последствия политики распространения русского языка в национально-государственных образованиях СССР; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать мнения, высказывать свою точку зрения; работать с картой.


Карта «Образование СССР (1922-1940)»;

Отечественная история в схемах и таблицах; 

Презентация 11;12


1. Урок изучения новых знаний, лекция


Беседа, проблемные вопросы;  составление схемы «Образование СССР»; работа с картой, понятийный аппарат; эссе.


§ 30 с.204-212

Эссе « СССР: федеративное или унитарное государство?»


33


Страны Азии: борьба продолжается


1


Послевоенные освободительные движения в странах Азии. Турецкая модернизация. Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии.


Основные понятия:   модернизация, интервенция, гражданское неповиновение, доминион, «ненасильственное

сопротивление».


Знать:  влияние событий мировой войны и первых послевоенных лет на освободительное движение в странах Азии; что способствовало модернизации в Турции; причины перехода Монголии к социализму минуя


капитализм; изменения в освободительной борьбе в Китае

и в деятельности Индийского Национального Конгресса (ИНК).

Уметь:  устанавливать причинно-следственные связи; составлять сравнительную таблицу; анализировать документ; давать оценку лидерам освободительных движений; высказывать свое отношение.


Карты: «Китай в 1924-1937 годах»; «Индия в 1900-1939 годах»;

Учебник Россия и мир


Комбинированный урок


Опрос, работа с тестом учебника, картой; понятийный аппарат; эссе


§ 31 с.212-219


34


Культура в меняющемся мире


1


Духовная культура в период новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура.

Основные понятия:   модернизм, модерн, авангардизм, фовизм, примитивизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, рациональная, функциональная архитектура.


Знать:  основные художественные течения; произведения выдающихся деятелей культуры.

Уметь:  работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами; выступать сообщениями


Иллюстрации и репродукции


Урок практического применения знаний и умений. конференция


Работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами; сообщения, понятийный аппарат, индивидуальные задания, тесты.


§ 32 с.219-229, индивидуальные задания, тесты


35


Международные отношения в 20-30-е гг. ХХ в.


1


Основные этапы развития системы международных отношений. Дипломатическое признание СССР. Советско-германские отношения в 1939-1941 годах. Позиции Великобритании и


Франции в отношении Германии, позиции отдельных стран в отношении Чехословакии. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности.

Основные понятия: «эра пацифизма», позиция «невмешательства», политика «умиротворения» стабилизация.


Знать:  причины характеристики 20-х годов как периода стабилизации международных отношений; изменения в положении СССР в международных отношениях в 20-30 гг.; причины отказа Чехословакии от помощи


СССР; итоги внешней политики Германии в 1933-1939 гг.

Уметь:  устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать мнения, документы; давать оценку событий, советско-германского договора 23.08.1939 г.; высказывать свое мнение; делать выводы; сравнивать позиции Великобритании и Франции в отношении событий, советско-германского договора 23.08.1939 г.; высказывать свое

мнение; делать выводы; сравнивать позиции Великобритании и Франции в отношении


Политическая карта мира;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


Урок изучения новых знаний, лекция


Беседа; работа с картой, понятийный аппарат; схема «Внешняя политика СССР и международные отношения в 30-е годы»


§33 с.229-235


35


Диагностическая  работа


1


Части А и В


Комплексное применение знаний, умений, навыков.


Демоверсия


Урок контроля знаний, умений,

навыков


тестирование


36


Зачет № 2


1


Национальная политика СССР. Культура в меняющемся мире.


Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.


КИМ (9)


Урок контроля знаний, умений,

навыков


тестирование


Раздел 4. Вторая мировая война 1939-1945. Великая Отечественная война народов СССР 1941-1945


37


Истоки Второй мировой войны


1


Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-политические планы агрессоров.

Основные понятия: Версальско-Вашингтонская система, политика «умиротворения» план «Барбаросса».


Знать:  причины кризиса Версальско-Вашингтонской системы международных отношений; военно-политические планы агрессоров

Уметь:  находить отличие коммунистической, либеральной и фашистской идеологий в вопросах войны и мира; давать оценку военно-политических планов ведения будущей войны; работать с картой, документом; составлять тезисный план.


Карта «Начало Второй мировой войны в Европе (1939-1942)»;

Учебник Россия и мир;

Презентация 13


Комбинированный урок


Беседа; работа с картой; тезисный план, понятийный аппарат; работа с документом


§ 34 с.236-240

вопросы


38


Крупнейшие военные операции Второй мировой войны


1


«Европейский» фронт в 1939-1941 годах. Советский фронт в войне. Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африканский фронт. Второй фронт в Европе.

Основные понятия:  «странная война», «новый порядок», блицкриг.


Знать:  основные события II мировой войны.

Уметь:  работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять причины успеха Гитлера в начальный период II мировой войны; доказывать на примерах, что советско-германский фронт войны был основным; аргументировать точки зрения; доказывать решающий вклад СССР в разгром Германии, Японии и их союзников.


Карты: «Начало Второй мировой войны в Европе (1939-1942)»; «Вторая мировая война на Тихом океане», «II мировая война в Европе и Северной Африке (1942-1945)»;

Отечественная


Комбинированный урок


Беседа; работа с картой, текстом учебника; схемы: «Причины неудач Красной Армии в начальный период войны», «Меры по орг.-ии отпора фашистской агрессии», «Битва за Москву», «Коренной перелом в ходе войны»


§ 35 с.240-245

Таблица «Сражения Великой Отечественной войны»; подготовка реферата  (тема Великой Отечественной войны)


39


Экономические системы в годы войны


1


Вторая мировая война в истории человечества: экономические причины и последствия. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Американская экономика в 1939-1945 годах. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне.

Основные понятия:  ленд-лиз, оккупация, милитаризация.


Знать:  особенности экономических систем в годы войны.

Уметь:  определять какая из экономических систем военного времени оказалась более эффективной; приводить доказательства; определять общие черты, проявившиеся в экономике всех воюющих стран; находить отличие англо-американской, германской и советской экономических систем; оценивать экономическую, социальную, политическую роль ленд-лиза для США и для стран, которые получили поставки по ленд-лизу.


Карты: «Вторая мировая война на Тихом океане», «Вторая мировая война в Европе и Северной Африке (1942-1945)»;

Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


Комбинированный урок


Беседа; работа с текстом учебника; сравнительная таблица «Общие черты и отличия экономических систем», «Тыл в период войны»


§ 36-37 с.245-251

вопросы, подготовиться к семинару, сообщение «Холокост»


40


Власть и общество в годы войны


1


Немецкий оккупационный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны.

Основные понятия:  холокост, оккупационный режим.


Знать:  как менялось отношение к войне населения Германии с осени 1939 г. по май 1945 г.; изменения в настроении советских людей за это время; эволюция системы власти в СССР.

Уметь:  работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение; определять отличие отношения к войне у населения США и европейцев.


Карты: «Великая отечественная война Советского союза (22.06.41-18.11.42г.)»; «Великая отечественная война Советского союза (19.11.42-9.05.45 г.)»


Урок практического применения знаний и умений. семинар.


Сообщения, беседа; работа с картой


§ 38 с. 251-257

вопросы


41


Человек на войне


1


Мобилизация на войну. Патриотическое движение и его вклад в победу. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Героизм народа на войне и в тылу. Участники Сопротивления. Военнопленные. Коллаборационисты. Массовый героизм. Антигитлеровская коалиция.

Основные понятия:  антигитлеровская коалиция, движение

Сопротивления, коллаборационисты.


Знать:  специфику партизанского движения в СССР, странах Западной Европы, в оккупированных странах Азии; истоки массового героизма советских людей.

Уметь:  определять причины огромного числа советских военнопленных в годы войны; комментировать причинно-следственные связи; выявлять причины, обусловившие коллаборационизм в годы войны и его специфику в СССР; проблемные вопросы.


Отечественная история в схемах и таблицах; 

Презентация 17


Урок практическ. применения знаний и умений. круглый стол


Схема «Партизанское движение»; беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат


§ 39 с.257-266

Подготовиться к уроку конференции, сообщения: «Наука. Образование. Художественная культура», «Мастера культуры – фронту»


42


Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны


1


Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры – фронту.


Знать:  направления фундаментальной науки, получившие развитие в годы войны.

Уметь:  определять общее и особенное в развитии национальных систем образования воюющих стран; находить общие и отличительные черты в развитии художественной культуры основных воюющих стран; работать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами


Отечественная история в схемах и таблицах;

Презентация 18


Урок практическ. применения знаний и умений. конференция


Сообщения, беседа; работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами; схема «Истоки и итоги победы»

Таблица «Международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США»


Раздел 5. Мир во второй половине ХХ – начале ХХI. От индустриального общества к информационному.


43


Послевоенный мир.


1


Изменения на карте мира. Двухполюсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы. Выбор путей развития в отдельных странах после Второй мировой войны.

Основные понятия:  ООН, «холодная война», «железный занавес», колониальная система, «доктрина Трумэна», «план Маршала».


Знать:  характерные черты демократизации социальной и политической жизни; причины раскола Германии; причины крушения мировой колониальной системы во 2-й Половине ХХ в.

Уметь:  извлекать необходимую информацию из таблиц, текста документов; анализировать отношение к США советских людей и американцев в США; высказывать свое мнение, в чем заключался выбор путей развития в отдельных стран после II мировой войны; приводить примеры; обсуждать проблемные вопросы; работать с картой


Карта «Территориальные изменения в Европе после II мировой войны», «Государства Восточной Азии в 1945- 2000)»;

Отечественная история в схемах и таблицах; 

Презентация 19


Урок изучения новых знаний, проблемная лекция


Групповая работа, проблемные вопросы; работа с картой, понятийный аппарат; схемы: «Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.», «Холодная война»


§ 40 с.273-280

Групповые задания: 1.Доказать, что источником развязывания «холодной войны» был СССР.

2. Доказать, что источником развязывания «холодной войны» были США.


44


Общество в движении


1


Экономическое развитие. Научно-технический прогресс: характеристика постиндустриального общества; этапы и направления НТР; НТР и религия; типы общества во второй политике ХХ в. Изменения в обществе. Роль – России в поддержании международной стратегической стабильности. Социальные движения: причины социальных движений 2-й половины ХХ в.; спектр социальных движений; результаты социальных выступлений.

Основные понятия:  «план Маршала», НТР, «компьютерная революция», «волонтерские акции», «движение зеленых», глобальные проблемы, движение «Гражданская инициатива».


Знать:  особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав; изменения в положении молодежи; причины расширения спектра социальных выступлений.

Уметь:  анализировать данные таблиц; характеризовать развитие науки и техники; высказывать свои суждения, аргументировать их; устанавливать взаимосвязь между развитием производительной сферы и изменением социальной структуры общества.


Отечественная история в схемах и таблицах. 


Комбинированный урок


Беседа по вопросам учебника;  работа с дополнительной литературой


§ 41 с.280-290 эссе «Должны ли существовать ограничения научных исследований?»


45


США во второй половине ХХ – начале ХХI в.: становление сверхдержавы


1


Борьба за лидерство. Преимущество США перед остальными странами Запада в завоевании ведущего положения на мировой арене. Изменения политического курса. Общественные движения.

Основные понятия:  НАТО, ЦРУ, ТНК, НИОКР, «новое политическое мышление», сверхдержава, республиканцы, демократы.


Знать:  причины превращения США после II мировой войны в лидера западного мира.

Уметь:  характеризовать позиции США в политической, экономической, культурной сферах жизни в современном мире; раскрывать на примере деятельности президента внутренний и внешнеполитический курс США; определять причины различных социальных выступлений; составлять очерк деятельности президента США 2-й половины ХХ – начала ХХI в.; работать с биографической и справочной литературой.


Карта «США в ХХ веке»


Комбинированный урок


Опрос; работа с биографической и справочной литературой, интернет-ресурсами, понятийный аппарат


§ 42 с.290-298

Эссе «Очерк деятельности президента США 2-й половины ХХ – начала ХХI в.» (по выбору учащихся)



46


Страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в.  


1


Расстановка ведущих политических сил. От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.) перемены 60-х гг. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия  ХХ – начала ХХI в.: экономические достижения и проблемы стран Запада во второй половине ХХ в.

Основные понятия:  постиндустриальное общество, технологическая и информационная революция, сепаратизм, консерваторы, либералы, коллаборационистские правительства, нацизм, фашизм, демократия, «экономическое чудо», коалиция, концепция «функционального социализма», бюрократизация, неоконсерваторы, модернизация


Знать:  значительные демократические завоевания 2-й половины ХХ в.; причины и суть «экономического чуда» 50-гг., причины прихода к власти в конце 70-х гг. консерваторов.

Уметь:  характеризовать расстановку политических сил в странах Западной Европы во 2-й половины 40-х гг., сравнивать с довоенной ситуацией; характеризовать политику социал-демократических правительств в 60-70-х гг.; высказывать мнение, почему стал возможен переход от авторитарного к демократическому режиму в Испании.


Карта « СССР и страны народной демократии в 1945-1991 гг.»;

Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний


Работа с текстом учебника, картой; эссе, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами


§ 43 с.298-309  вопросы, эссе «Роль личности лидера в успехе политического движения»


47


Послевоенный СССР: альтернативы развития


1


Геополитическое положение СССР. Итоги Второй мировой войны. Экономика. Восстановление народного хозяйства. Четвертая и пятилетняя и их итоги. Ситуация в высших эшелонах власти. Идеология. Продолжение репрессивной политики. Демографические и социальные процессы. Национальные процессы.

Основные понятия:  социализм, репрессии, социалистический реализм, «железный занавес».


Знать:  как власть расценивала победу в войне, как это повлияло на политическое развитие страны; причины ужесточения национальной политики в первые послевоенные годы.

Уметь:  определять в чем заключался противоречивый характер послевоенного развития советской экономики; выделять причины воздействия «железного занавеса» с 1947-1948 гг.; высказывать свое мнение, существовала ли альтернатива тому варианту развития советского общества в послевоенные годы, который был избран Сталин.


Карта « СССР и страны народной демократии в 1945-1991 гг.»;

Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


Комбинированный урок


Беседа, работа с картой; групповая работа по составлению схемы: «Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)», «Новый виток политических репрессий»


§ 44 с.310-314

Эссе «Величие и трагедия нашей страны в  начале 50-х гг.»


48


Советская экономика в 1953-1991 гг.


1


Высокие темпы экономического роста, превращение страны в сверхдержаву. Милитаризация экономики. Промышленность. Сельское хозяйство. Меры по подъему сельского хозяйства. Меры по подъему сельского хозяйства; освоение целины; совнархозы. Теневая экономика. Наука и техника. Социальная сфера: низкий уровень жизни населения; изменения в социальной политике.

Основные понятия:  индустриальное общество, теневая экономика, коррупция.


Знать:  какова причина кризиса классической советской экономической системы; сущность нового качественного этапа развития советской экономики, связанного с построением экономических основ индустриального

общества.

Уметь:  устанавливать взаимосвязь построения экономических основ индустриального общества и перемен в социальной сфере; высказывать свое мнение


Учебник Россия и мир


Комбинированный уроки


Эссе, работа в парах с дополнительной литературой, интернет-ресурсами - Схемы: «Реформы Н.С. Хрущева в сфере управления промышленностью», «Реформы Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства», «Реформа в сфере образования 1958 г.»


§ 45 с.315-321

Реферат «Личность в истории» (историческая личность по выбору учащихся)


49


Советская политическая система в 1953-1991гг.


1


КПСС в политической системе. Конституционные реформы. Советская власть. Номенклатура. Политическая реформа в СССР в 1988 г.

Основные понятия:  номенклатура, КПСС, коммунизм, десталинизация.


Знать:  причины усиления роли и влияния КПСС в жизни советского общество в 60-70 гг.; изменение места и роли Советов в ходе реализации реформы 1988 г.;

Уметь:  высказывать свое мнение, почему в СССР часто менялась Конституция страны; объяснять стремление руководства страны осуществить политическую реформу в стране в 1988 г.


Отечественная история в схемах и таблицах. 


Комбинированный урок


Рефераты; работа в группах - схема  «Политическое развитие страны в 1965-1985 гг.»


§ 46 с.321-325

Реферат «Личность в истории» (по выбору учащихся: Берия, Маленков, Хрущев, Андропов, Черненко, Горбачев)


50


Советская федерация в 1953-1991 гг.


1


Выравнивание экономического уровня. Изменение социальной структуры. Расширение полномочий национальных регионов. Формирование национальных элит. Истоки кризиса и распада.

Основные понятия:  «коренизация» кадровой политки, распад СССР, демократизация


Знать:  с каким социально-экономическими изменениями связано завершение формирования национальных элит; позитивные и негативные последствия реализации курса на расширение полномочий союзных республик в конце 50-х гг.; причины стремительного экономического прогресса союзных и автономных республик СССР в послевоенный период


Карта «СССР в 1950-1991 гг.»;

Учебник Россия и мир

 

Урок изучения новых знаний, лекция


Работа с картой, тестом учебника; проблемные вопросы, беседа


§ 47 с.325-328

План-перечисление «Факторы, способствующие распаду СССР»


политического режима многонациональное государство, национальная элита.


Уметь:  объяснять причины отставания национальных регионов СССР; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; структурировать учебный материал.


51


Духовный мир и повседневный быт советского человека


1


Эволюция представлений о смысле жизни. Атеизм и религиозность. Изменение общекультурного и образовательного уровня в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Семья. Перемены в повседневном быте. Социальное расслоение.

Основные понятия:  атеизм, кризис идеологии.


Знать:  в какие периоды истории общество переживает усиление интереса к религии; причины отставания темпов роста общекультурного и образовательного уровня населения от динамики экономического роста.

Уметь:  сравнивать представления о смысле жизни разных поколений советских людей: 30-х гг., периода войны, 1953-1964 гг., 70-х – начала 80-х годов, периода перестройки; находить сходство и различия, объяснять эволюцию


Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний


Проверка д/з; составление схемы «Усиление контроля над духовной жизнью общества»


§ 48 с.328-333

вопросы; эссе «Какие уроки можно извлечь из истории Советской России – СССР?», «Юность моих родителей (бабушек, дедушек)


52-53


Страны Восточной Европы в 1945 - начале ХХI в.:

в поисках своего пути


2


Альтернативы 40-х годов. «Социалистический выбор» противоречия и кризисы 50-х гг. За социализм с человеческим лицом». Перемены 1989-1990-х гг. причины обострения социальных противоречий.

Основные понятия:  национализация, аграрная реформа, «социализм с человеческим лицом», «шоковая терапия».


Знать:  альтернативы развития; преобразования в восточноевропейских странах; суть внутренней политики стран Восточной Европы; причины обострения национальных противоречий.

Уметь:  сравнивать события, преобразования, преобразования в странах; выяснять особенности, общие черты событий; характеризовать участников, цели, выявлять характер действий, выступлений; работать с тестом учебника, картой; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана.


Политическая карта Европы;

Учебник Россия и мир


1.Урок изучения новых знаний. Урок-исследов-е.

2.Урок практич. применения знаний и умений. круглый стол.


Работа с тестом учебника, картой; беседа, проблемные вопросы; тезисный план, таблица, понятийный аппарат; рефераты


§ 49-50 с.333- 344

проблемные вопросы


54-55


Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации


2


Выбор ориентации и модели развития. Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия: достижения и проблемы

модернизации. Африканский эксперимент. Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт. Страны тропической и Южной Африки.

Основные понятия:  капиталистическая ориентация, социалистическая ориентация, эволюция, модернизация, сепаратизм, демократия, движение неприсоединения, «страны третьего мира», «японская модель» развития.


Знать:  пути развития стран Азии и Африки.

Уметь:  давать оценку событий, реформ, деятельности политических лидеров;

высказывать свое мнений; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, таблицы; делать сравнительный анализ.


Карты: «Государства Восточной Азии в 1945-2000 годах»,

«Образование независимых государств в Африке (1945-2000)»;

Учебник Россия и мир


1.Урок изучения новых знаний. Урок-

исследов-е

2.Урок практич. применения знаний и умений. круглый стол.


Работа с тестом учебника, картой; таблица, тезисный план; проблемные

вопросы, беседа, понятийный аппарат


§ 51-52 с.345-360

вопросы


56-57


Страны Латинской Америки: реформы и революции


2


Проблемы модернизации: общее и особенное. Революция 1944-1945 годов в Гватемале. Национал-реформизм. Кубинская революция. Чили в 70-90-е гг. Страны Латинской Америки в конце ХХ – начале ХХI в. Итоги социально-экономического и политического развития латино-американских стран в конце ХХ века.

Основные понятия:  модернизация, национал- реформизм, «контрас», концепция «справедливого общества», общедемократические и радикальные преобразования.



Знать:  основные события в странах Латинской Америки (революции, реформы).

Уметь:  характеризовать основные группы противоречий в социально-экономическом развитии латиноамериканских стран; устанавливать взаимосвязь между уровнем экономического развития страны и политической стабильностью; находить черты сходства и отличия в политике лидеров стран; устанавливать причинно-следственные связи;

извлекать необходимую информацию в тексте; структурировать учебный материал; работать с картой.


Карта «Страны Латинской Америки в конце ХХ – начале ХХI в.»;

Учебник Россия и мир


1.Урок изучения новых знаний. Урок-исследов-е.

2.Урок практич. применения знаний и умений. круглый стол.


Работа с тестом учебника, картой; таблица, тезисный план; проблемные вопросы, беседа, понятийный аппарат


§ 53-54 с.360- 370

вопросы


58


Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI в.  


1


«Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока. Разрядка международной напряженности. Перемены 80-90-х гг.

Основные понятия:  «холодная война», разрядка международной напряженности, НАТО, ОВД, движение неприсоединения.


Знать:  основные периоды в развитии международных отношений 2-й половины ХХ в. и их характеристики; события и явления, послужившие основанием для периодизации; причины и суть разрядки напряженности; наиболее значительные события в международных отношениях 80-90-х гг.

Уметь:  работать с картой; характеризовать силы, выступавшие за мир и безопасность; оценивать значение создания и деятельности движения неприсоединения; определять роль политических лидеров в современных международных отношениях; работать с картой.



Учебник Россия и мир


Урок изучения новых знаний, проблемная лекция


Групповой опрос, проблемные вопросы; эссе; работа с дополнительной литературой, понятийный аппарат


§ 55 с.371-378

Эссе «Роль политических лидеров в современных международных отношениях»


59


Эволюция советской внешней политики в 1953-1991 гг.


1


Концепция мирного сосуществования. Военно-стратегический паритет и начало разрядки. Кризис и окончание разрядки. Новый виток конфронтации. «Новое политическое мышление»: замыслы и результаты.

Основные понятия:  конфронтация, «новое политическое мышление», военно-стратегический паритет.


Знать:  причины перехода в середине 50-х гг. советского руководства от прямой военно-политической конфронтации с Западом к политике мирного сосуществования; влияние военно-стратегического паритета между Востоком и Западом на изменение характера международных отношений; цели СССР и США в начале 80-х гг. на международной арене.

Уметь:  высказывать свое мнение по вопросу, были ли неизбежны кризис и окончание процесса разрядки; анализировать события; делать выводы; работать с текстом учебника, картой; структурировать учебный материал в виде таблицы.



Карта «Внешняя политика СССР в 1953-1991 гг.»;

Учебник Россия и мир


Комбинирован-ный урок


Работа с картой, беседа, проблемные вопросы; работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами, понятийный аппарат, тезисный план


§ 56 с.379-383

вопросы


60


Политические реформы 90-х гг. ХХ в. в России


1


Становление российской государственности. Поиск системы национально-государственных интересов. Президентская власть. От Советов к парламентаризму. Правительство. Судебная власть. Центр и регионы. Местное самоуправление.

Основные понятия:  парламентаризм, федерация, местное самоуправление, президентская республика


Знать:  чем власть Президента РФ в 1991-1993 гг. отличалась от тех полномочий, которые он получил по Конституции 1993 г.; проблемы в отношениях Центра и регионов; причины слабости местного самоуправления.

Уметь:  сравнивать парламентаризм 2-й половины 90-х гг., российский парламентаризм начала ХХ в. и периода 1990-1993 гг.; давать оценку места и роли Правительства в системе власти советского периода и по Конституции 1993 г.; находить отличие системы местной власти в современной России от дореволюционной и советской системы.



Учебник Россия и мир;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


Урок изучения новых знаний.


Опрос; работа с тестом учебника, тезисный план, схема «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.»,  понятийный аппарат


§ 57 с.383-386

вопросы, эссе «Россия – правовое государство»


61


Экономика и население России в 90-е гг. Х в.


1


Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 годов. Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Дефолт 1998 г. Промышленность и сельское хозяйство. Социальная сфера. Социальная поляризация общества, причины и проявления. Характерные черты различных социальных групп. Демография. Повседневный быт.

Основные понятия:  приватизация, демография, рыночная экономика, либерализация цен, постиндустриальное общество.



Знать:  основные итоги экономического развития страны в 90-е гг.; проблемы на пути развития российской экономики; причины неблагополучного положения в социальной сфере в 90-е гг.; изменения в повседневном быте населения.

Уметь:  сравнивать данные среднего возраста в России, США, Японии и Китае, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать; извлекать необходимую информацию из таблицы, схемы.


Учебник Россия и мир


Комбинирован-ный урок


Групповой опрос, проблемные вопросы; работать с тестом учебника, тезисный план, понятийный аппарат


§ 58 с.386-391

вопросы


62


Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса


1


Новые веяния в культурной жизни после событий Второй мировой войны. Сложность и противоречивость культурной жизни. Массовая культура. Искусство мыслей и чувств. Диалог культур.

Основные понятия:  экзистенциализм, постмодернизм, массовая культура, артефакт, «диалог культур».


Знать:  отражение событий II мировой войны на культуре 2-й половины ХХ в.

Уметь:  сопоставлять идей; высказывать свое отношение к массовой культуре; характеризовать основные жанры современного кино; определять, как и в какой степени современное телевидение влияет на взгляды, образ мысли зрителей; составлять характеристику группы или течения современной поп-музыки.


Учебник Россия и мир


Комбинирован-ный урок


Беседа по вопросам учебника; работа с текстом учебника, понятийный аппарат, характеристика


§ 59 с.392-401

вопросы, подготовиться к семинару  


63


Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг. ХХ в.


1


Исторические условия развития культуры в период распада СССР и становления нового общества. В поисках новых духовных и нравственных идеалов. Влияние религии и церкви на общественное сознание. Литература и искусство. Роль массовой информации в жизни общества. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Основные понятия:  идейный плюрализм, либерализм.


Знать:  традиции населения страны в 90-е гг.; причины роста популярности либеральных взглядов в начале 90-х гг. и падение этой популярности к концу 90-х гг.

Уметь:  на конкретных примерах показывать изменение отношения населения к религии и церкви в 90-е гг.; определять, какие проблемы сохраняются на этом направлении сегодня; высказывать и аргументировать свое мнение; работать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами


Доп. лит-ра


Урок практич. применения знаний и умений. семинар.


Рефераты, эссе; беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами


§ 60 с.401-406  заполнить таблицу «Духовная жизнь современной России»


64


Россия в начале ХХI в.  


1


Основные направления внешней  и внутренней политики Российской Федерации в начале ХХI в. власть и гражданское общество. Экономика и социальная сфера. Динамика культурной жизни. Россия в меняющемся мире.

Основные понятия:  гражданское общество, правовое государство, меценатство, информационное общество, международный терроризм.


Знать:  изменения, происходившие в политической сфере в России; основные направления внешней политики России.

Уметь:  определять, какие экономические достижения позволили усилить социальную направленность внутренней политики; раскрывать особенности культурной жизни России начала ХХI в. работать с картой; извлекать необходимую информацию из схемы; высказывать свое мнение, аргументировать его.


Карта «Российская Федерация»;

Отечественная история в схемах и таблицах. 


Урок изучения новых знаний. Лекция.


Беседа; работать с картой; схема «Основные направления политики президента РФ В.В. Путина в 2000-2008 гг.»


§ 61. с.406-412

Эссе «Сильная государственная власть в России – это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»


65


Россия и глобальные проблемы современного мира


1


Кризис мировой цивилизации. Международный терроризм. Военная угроза. Демографические и этнонациональные проблемы. Экологические проблемы. Становление ноосферы.

Основные понятия:  мировая цивилизация, международный терроризм, демографические, этнонациональные, экологические проблемы, ноосфера, этика, идеологические концепции.


Знать:  кризис мировой цивилизации, его отличие от кризиса советской системы; особенности демографической ситуации в России.

Уметь:  высказывать свое мнение, можно ли говорить о современном кризисе мировой цивилизации; выдвигать предположения для ослабления угрозы мирового терроризма; высказывать мнение, чем можно объяснить резкое ускорение темпов загрязнения окружающей среды, какие меры необходимо предпринять для исправления ситуации


Комбинирован-ный урок


Эссе; групповой опрос, проблемные вопросы.


Повторить основные вопросы, понятия, темы, подготовиться к зачету


66


Диагностическая  работа


1


Части А, В и С


Комплексное применение знаний, умений, навыков.


мониторинг


Урок контроля знаний, умений,

навыков


тестирование


67-68


Зачет № 3


1


Экономика и население России в 90-е гг. ХХ в. Россия в начале ХХI в.  


Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.


КИМ (9)


Урок контроля знаний, умений,

навыков


тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...